Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика метода бухгалтерского учета
Как уже было сказано, каждой науке свойственны специфические способы и приемы исследования своего предмета. В бухгалтерском учете для наблюдения и контроля за хозяйственными процессами пользуются различными способами и приемами, которые обеспечивают сплошное и непрерывное отражение финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий. Методом бухгалтерского учета является совокупность способов и приемов, с помощью которых раскрывается предмет бухгалтерского учета. К основным способам (элементам) метода бухгалтерского учета относятся: —документация и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными явлениями; —оценка и калькуляция как способы стоимостного измерения —бухгалтерские счета и двойная запись на счетах как способы —балансовое обобщение и отчетность как способы заключи Рассмотрим подробнее содержание отдельных элементов метода бухгалтерского учета. На любом предприятии систематически совершаются различные хозяйственные операции. За каждой хозяйственной операцией, каждым видом средств и источников ведется наблюдение и контроль с помощью документации. Документация — это способ первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документом.
Бухгалтерский учет Документация обеспечивает достоверность и точность данных бухгалтерского учета, что является важнейшим условием контроля за выполнением плановых заданий и сохранностью имущества организации. Между данными учета и действительностью, несмотря на документальное обоснование записей всех операций, иногда возникают расхождения. Это вызывается ошибками в учетных записях, неточностями при отражении отпуска ценностей и хищениями. Кроме того, существуют процессы, которые не могут быть оформлены документами непосредственно в момент их возникновения, например естественная убыль материальных ценностей в результате усушки, утруски, распыла и порчи.
Чтобы проверить соответствие данных учета фактической величине средств, выявить не зафиксированные в документах процессы и обеспечить реальность учетных показателей, в бухгалтерском учете применяется способ инвентаризации. Этот способ служит необходимым дополнением к документации, позволяющим сопоставить фактические данные с учетными и выявить расхождения. Инвентаризация является также важным средством контроля за работой ма- ' термально ответственных лиц, законностью совершаемых ими операций. Все это призвано обеспечить сохранность имущества. Для дальнейшего отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций их необходимо выразить в едином измерении. Это осуществляется с помощью их оценки. Оценка является способом денежного выражения (на основе натуральных и трудового измерителей) объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе. Для управления хозяйственными процессами требуется строгий подсчет всех затрат. При этом нужно установить не только величину каждого вида затрат, но и их общую сумму, относящуюся к конкретному объекту, т.е. исчислить себестоимость учитываемых объектов. Это достигается применением в учете такого способа, как калькуляция. Калькуляция — способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовленной единицы продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также приобретенных средств и предметов труда. Калькуляция, позволяющая определить фактическую себестоимость объектов, составляет основу их денежной оценки.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета Оценка, полученная в результате калькуляции, является предпосылкой для учета движения средств на последующих стадиях. Так, чтобы правильно отразить в учете процесс производства, необходимо сначала оценить израсходованные материалы, но для этого нужно определить себестоимость заготовленных материалов. Оценка и калькуляция, кроме того, позволяют сопоставлять затраты предприятия и результаты его хозяйственной деятельности.
Для получения итоговых данных о каждом объекте учета нужно все хозяйственные средства после их оценки сгруппировать и обобщить по экономически однородным объектам. Отдельно учитываются средства труда — здания, машины, оборудование и другие, предметы труда — топливо, материалы, полуфабрикаты, денежные средства. Внутри этих средств необходима дальнейшая детализация. Подобным образом группируются также источники формирования хозяйственных средств и хозяйственные процессы. Текущий учет движения хозяйственных средств ведется с помощью системы бухгалтерских счетов. Счета бухгалтерского учета группируют и отражают состояние и движение хозяйственных средств и источников их образования. На каждый их вид открывается отдельный счет. Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Этим обеспечивается отражение на счетах всех операций как взаимосвязанных моментов движения средств. Так, при записи на счетах операции покупки материалов одновременно взаимоувязываются показатели поступления ценностей и задолженность поставщику. При этом в счете, где учитываются материалы, будет отражено их увеличение, а в счете, где учитываются расчеты с поставщиками, — увеличение задолженности за полученные ценности. Отпуск материалов со склада в цех на производство продукции отразится как уменьшение материалов, с одной стороны, и как увеличение затрат на производство — с другой. После отражения в системе счетов всех хозяйственных операций за определенный период (как правило, месяц) все счетные записи сводятся особым способом — балансовым обобщением. Бухгалтерским балансом называется способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу, источникам образования на определенную дату (обычно на первое число месяца). Баланс составляется, чтобы сопоставить все хозяйственные
Бухгалтерский учет средства со всеми источниками их формирования и осуществить контроль за состоянием всей совокупности объектов учета. Отражаемые в балансе средства характеризуются равенством общей суммы видов средств сумме источников их образования. Это равенство объясняется тем, что в балансе один и тот же объект (хозяйственные средства) показывается в двух группировках: по состоянию и размещению; по источникам образования и целевому назначению. Структура бухгалтерского баланса так же, как и система бухгалтерских счетов, которая органически связана с балансом, основана на экономической группировке хозяйственных средств. Для осуществления контроля за различными показателями хозяйственной деятельности на предприятиях наряду с балансом составляется отчетность за определенный период. Отчетность — это система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций, степень выполнения ими плановых заданий. Отчетность состоит из ряда форм (таблиц), в которых содержатся эти показатели. Она является важным средством управления предприятием, основой оценки его работы и источником данных для экономического анализа. Отчетность составляется на основании итоговых записей в системе счетов бухгалтерского учета. В отчетности приводятся данные за прошлые отчетные периоды, что позволяет судить об изменениях в деятельности предприятия.
Рассмотренные способы бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или представляет данные, необходимые для последующей обработки. Каждый способ бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию, а в их совокупности полностью отражается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные хозяйственные операции, но и экономически обобщить полученные данные. При этом достигается главная цель использования метода бухгалтерского учета — получение информации, необходимой для управления хозяйственно-финансовой деятельностью организации. Балансовое обобщение В любом виде деятельности важное значение имеет соответствие между намеченными мероприятиями и существующими возможно-
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета стями. Так, затраты денежных средств для определенных хозяйственных нужд зависят от источников их поступления. Степень удовлетворения потребности в выпуске определенной продукции зависит от обеспеченности производства соответствующими материалами, из которых эта продукция должна быть изготовлена. Таким образом, между потребностями и возможностями их удовлетворения имеется прямая связь: потребности должны уравновешиваться имеющимися возможностями, т.е. соответствовать им. Такая обусловленность в широком ее понимании называется сбалансированностью. Использование ее является основным содержанием балансового метода. Термин «баланс» латинского происхождения. Дословно: bis — дважды, lanz — чаша весов, т.е. двучашие весов как символ равновесия. В сфере учета балансовый метод, или прием балансового обобщения, применяется особенно широко. С его помощью осуществляется постоянный контроль за хозяйственными операциями, так как показатели, отражающие источники средств и пути их использования, должны быть равны, т.е. сбалансированы.
Балансовое обобщение в бухгалтерском учете выражается в бухгалтерском балансе. Впервые он был применен в хозяйственной практике еще в первой половине XV в. Бухгалтерский баланс отражает хозяйственные средства предприятия в двух разрезах: с одной стороны, по их составу и размещению, с другой — по источникам их формирования и целевому назначению. Все эти средства группируются и обобщаются в едином денежном измерении. Для того чтобы показать состояние средств, баланс составляется на определенную дату, как правило, на первое число месяца. Так как в балансе отражается только состояние средств, т.е. статика, а не динамика, то баланс не характеризует их движения и использования. Эти сведения получают из данных текущего бухгалтерского учета, из системы бухгалтерских счетов. Однако показатели о состоянии хозяйственных средств и их источников, сгруппированные и обобщенные в определенном порядке и содержащиеся в бухгалтерском балансе, очень важны для руководства хозяйственной деятельностью предприятия и проведения экономического анализа. Таким образом, бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения (с помощью денежного измерителя) имущества организации, ее капитала и обязательств на определенную дату.
Бухгалтерский учет Бухгалтерский баланс позволяет определять: —состав и структуру имущества предприятия; —мобильность и оборачиваемость оборотных средств; —состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности; —конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров с состоянием предприятия, показывает, чем владеет собственник, каков количественный и качественный запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить взятые предприятием обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими субъектами; угрожают ли предприятию финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговой инспекцией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями. В бухгалтерском учете термин «баланс» означает два понятия. Во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского учета. Во-вторых, бухгалтерский баланс — отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности, содержащая информацию о состоянии и размещении хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств). Термины «актив» и «пассив», так же как и баланс, — латинского происхождения. Первый происходит от activus — активный, деятельный, действующий. Поэтому в активе отражаются действующие средства. Второй происходит от латинского passivus — пассивный, недеятельный, противоположный активному. В пассиве отражаются обязательства предприятия за полученные средства и их назначение.
Каждый отдельный вид средств в активе или их источников в пассиве называется статьей баланса. В активе, например, могут быть статьи: «Основные средства», «Нематериальные активы», «Производственные запасы», «Касса», «Расчетный счет», «Дебиторы», а в пассиве — «Уставный капитал», «Прибыль», «Расчеты с поставщиками».
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же хозяйственные средства, но сгруппированные по разным признакам: по составу и размещению — в активе; по источникам образования и назначению — в пассиве. Равенство итогов актива и пассива баланса имеет большое контрольное значение. Оно является одним из средств проверки правильности учетных записей. Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения: Активы = Пассивы. Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) формируется по следующим основным принципам. Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня. Принцип действующего предприятия. Согласно этому принципу предполагается, что предприятие функционирует в течение неопределенно длительного времени, его ликвидация не намечается и нет необходимости переоценивать активы предприятия. Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия. Принцип учета по себестоимости. Сущность его заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной покупной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства в нем представляются по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях гиперинфляции допускается переоценка активов государственным регулированием.
Бухгалтерский учет Принцип двойной записи. Этот принцип обеспечивает равновесие баланса. Активы, указанные в левой стороне баланса, должны быть равны пассивам, указанным в его правой стороне. В активе баланса отражаются экономические ресурсы предприятия, а в пассиве — требования различных лиц по отношению к данному предприятию. Пассивы подразделяются на два вида: требования кредиторов (любых лиц, кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, их сумма должна быть равна сумме пассивов. В международной практике данное равенство трактуется с двух точек зрения: —как равенство сумм хозяйственных средств и их источников; —как соответствие ресурсов предприятия и требований кредиторов с одной стороны или учредителей к этим ресурсам с другой. В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями и каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив. Согласно второй точке зрения активы предприятия — это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а обязательства и капитал — это требования кредиторов предприятия или учредителей. Такая точка зрения особенно актуальна при ликвидации предприятия в связи с его банкротством. Принцип двойной записи также означает, что все хозяйственные операции фиксируются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах. Предприятия и организации в своей практической деятельности применяют множество видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам. По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные и шахматные. В сальдовом балансе отражаются остатки имущества предприятия и источников их формирования в денежном выражении на определенную дату (табл. 1.1). Оборотные бухгалтерские балансы, помимо остатков средств предприятия и их источников, отражают также данные об их движении за отчетный период (табл. 1.2).
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета Таблица 1.1 Сальдовый бухгалтерский баланс Шахматный баланс применяется на тех предприятиях, где не предусмотрено составление оборотных ведомостей. Он составляется на основе применяемых на предприятии корреспонденции счетов бухгалтерского учета. На практике техника его составления облегчается самими формами счетов бухгалтерского учета, предусматривающими группировку оборотов по дебету и кредиту корреспондирующих счетов (табл. 1.3). Шахматный баланс строится в виде квадратной матрицы. В ней по горизонтали и вертикали записываются номера счетов Главной книги предприятия. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, согласно корреспонденции счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. По строке собираются дебетовые обороты, а в столбце — кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое записывают по строке, а кредитовое — по столбцу. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки (начальные и конечные).
Бухгалтерский учет
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет Шахматный баланс составляется так, что из него видна корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения какой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов. На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограниченное число синтетических счетов. Его достоинство заключается в однократном отражении операций, которое исключает дублирование и сокращает трудоемкость учетного процесса. Шахматный баланс должен быть составлен с соблюдением следующих требований: 1) итог по столбцу (сальдо начальное по дебету) должен соответствовать итогу по строке (сальдо начальное по кредиту). Это означает, что показатели из информационной системы предшествующего 2) итог оборотов по дебету должен соответствовать итогу оборотов по кредиту. Такое равенство подтверждает правильность применяемого метода двойной записи; 3) сумма хозяйственных операций должна соответствовать оборотам по дебету и кредиту. Это означает, что ни одна запись, отраженная в журнале, не пропущена и не искажена при разноске по 4) итоговые суммы по конечным остаткам по дебету и кредиту По времени составления бухгалтерские балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные. Вступительный баланс составляется в момент создания предприятия. В нем отражается капитал, с которого организация начинает свою деятельность. Текущие балансы составляют в течение всего периода функционирования предприятия. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный и заключительный балансы составляются в начале и в конце соответствующего года. При этом необходимо иметь в виду, что заключительный баланс отчетного года одновременно является начальным балансом следующего года.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета Промежуточные балансы отражают периоды между началом и концом отчетного года. В отечественной учетной практике они составляются нарастающем итогом за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев. В них, в отличие от заключительного баланса, как правило, меньше показателей и форм. Санируемые балансы применяются в тех случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (неплатежеспособности). Для составления такого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии. В результате предприятие либо объявляется банкротом, либо ему предоставляется испытательный срок. Санируемые балансы являются разновидностью промежуточных бухгалтерских балансов. Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия в следующие сроки: — на начало периода ликвидации (вступительный); — в течение периода ликвидации (промежуточный); — на конец периода ликвидации (заключительный). В соответствии с принципом действующего предприятия имущество в ликвидационном балансе оценивается и отражается не по балансовой (исторической, восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации. Разделительные балансы применяются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких, а также при передаче структурных единиц одной организации другой (последние также называют передаточными). Объединительные балансы составляются при объединении (слиянии) нескольких предприятий или присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации. По виду деятельности предприятия могут составлять балансы по основной и неосновной деятельности. К основной относится деятельность, зарегистрированная в уставе предприятия. Прочие виды деятельности считаются неосновными и имеют для предприятия контрольное значение. Все показатели по основной и неосновной деятельности отражаются в балансе общими итогами. По степени обобщения и представления информации различают первичные и сводные (консолидированные) балансы. Первичные балансы характеризуют деятельность только одного, юридически самостоятельного, предприятия.
Бухгалтерский учет Сводные балансы составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных балансов подведомственны: предприятий путем простого суммирования одноименных показателей. При их составлении учитывают операции, произведенные «третьими лицами. Обороты по внутренним (взаимным) расчетам и: состава сводных (консолидированных) балансов исключаются. По способу оценки и отражения объектов бухгалтерского учете различают балансы-брутто и балансы-нетто. В балансе-брутто объекты бухгалтерского учета оцениваются v отражаются по исторической, т.е. первоначальной (в отдельны? случаях — по восстановительной), стоимости. В его валюту (т. е. в общий итог актива и пассива) включают суммы, отраженные как на основных, так и на регулирующих бухгалтерских счетах. В балансе-нетто объекты бухгалтерского учета оцениваются у отражаются по остаточной стоимости. Суммы, отражаемые на регулирующих счетах, в валюту такого баланса не включаются. Их вычитают или прибавляют к первоначальной стоимости объектов, учитываемых на основных бухгалтерских счетах. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств, учтенных на счете 01 «Основные средства», из их первоначальной стоимости вычитают регулирующую сумму, учтенную на счете 02 «Амортизация основных средств». В то же время для определения фактической себестоимости запасов, учтенных на счете 10 «Материалы», к их учетной стоимости прибавляют регулирующую сумму, отражаемую на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов». Баланс-нетто позволяет «очистить» и упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку объектов бухгалтерского учета. До 1992 г. в российской учетной практике бухгалтерский баланс строился по принципу баланс-брутто. С 1992 г. он был переориентирован на баланс-нетто, в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Однако в балансе эти статьи показывались справочно, не влияя на его валюту и располагаясь на одной и той же его стороне (по месту нахождения основной статьи). В валюту баланса включали только очищенные показатели, рассчитанные по остаточной величине. Начиная с 1996 г. действует форма баланса-нетто, исключающая наличие контрарных статей. Объекты в современном российском балансе отражаются без справочных данных, только по остаточной стоимости.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы — в правой. При вертикальной же форме они располагаются последовательно, т.е. сначала актив, затем пассив. В США право выбора той или иной формы оставлено за компаниями. Независимо от избранного варианта применяется уравнение: Активы = Пассивы + Капитал. В балансах американских фирм активы располагаются в порядке убывания балансовых статей — от денежных средств в кассе до нематериальных активов. Под ликвидностью статей баланса понимается их способность превращения в денежные средства без потери стоимости. В Великобритании также разрешены обе формы бухгалтерского баланса. Однако при расположении статей баланса бухгалтеры в большинстве случаев придерживаются первоначального уровня двойственности, описанного Л. Пачоли: Активы — Обязательства = Капитал собственника. В российской учетной практике в настоящее время применяется вертикальная форма баланса с применением уравнения: Активы = Капитал + Обязательства. Отечественный бухгалтерский баланс строится по принципу повышения уровня ликвидности активов. В нем вначале отражаются менее ликвидные активы («Нематериальные активы», «Основные средства» и т. д.), а в конце — наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах и т. д.). Отчетная форма действующего бухгалтерского баланса на российских предприятиях в настоящее время имеет следующую структуру (рис. 1.7). Как видно из рисунка, в бухгалтерском балансе предусмотрены следующие разделы: I. «Внеоборотные активы». П. «Оборотные активы». III. «Капитал и резервы». IV. «Долгосрочные обязательства». V. «Краткосрочные обязательства».
Бухгалтерский учет Рис. 1. 7. Структура бухгалтерского баланса Первые два раздела включаются в состав актива, а последние три — в состав пассива баланса. Общие итоги разделов актива или пассива называются валютой баланса. Бухгалтерский баланс под влиянием хозяйственных операций подвергается изменению. В экономической литературе выделяют четыре типа изменения в балансе (рис. 1.8). Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета Первый тип изменения затрагивает только актив баланса. Под влиянием хозяйственной операции одна статья актива увеличивается за счет уменьшения другой. При этом валюта баланса не меняется. Ярким примером может служить операция по получению денежных средств с расчетного счета. Если сумму изменения принять за X, то формула расчета выглядит так: А + X - X = П, где соответственно А — актив, П — пассив, X — статья баланса. Второй тип аналогичен предыдущему. Однако он изменяет только состав пассива баланса. При этом валюта баланса также не меняется. Например, часть нераспределенной прибыли прошлого года направлена на увеличение резервного капитала. Для второго типа применяется следующая формула: А = П + X - X. При третьем типе одновременно увеличивается и актив, и пассив баланса. При этом также возрастает валюта баланса (на сумму влияния хозяйственной операции). К этому типу можно отнести операции, связанные с поступлением и оприходованием ценностей, зачислением полученного банковского кредита на расчетный счет и т.д. Формула расчета при третьем типе имеет следующий вид: А + X = П + X. Четвертый тип изменения в балансе аналогичен третьему, но при нем валюта баланса уменьшается, например, с расчетного счета перечисляется кредиторская задолженность, налоги в бюджет. Формула расчета в этом случае выглядит следующим образом: А - X = П - X. Каждая хозяйственная операция влияет на бухгалтерский баланс только в одном из названных четырех направлений и затрагивает не менее двух статей баланса. Это обусловлено особенностью кругооборота хозяйственных средств, в процессе которого происходят изменения в средствах или в их источниках либо одновременно в средствах и источниках. Итоги актива и пассива баланса увеличиваются или уменьшаются лишь в тех случаях, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно и средства, и их источники, т.е. актив и пассив одновременно, что бывает при поступлении средств в хозяйство или при Бухгалтерский учет их выбытии. Другие же операции вызывают перегруппировку сумм внутри статей актива или пассива и не изменяют итог баланса. К каким бы изменениям в балансе ни приводила хозяйственная операция, равенство итогов актива и пассива баланса сохраняется, что обусловлено принятым способом отражения хозяйственных операций. Данные выводы играют большую роль в доказательстве двойственности изменений, происходящих в балансе под влиянием любой хозяйственной операции. Способ балансового обобщения, повторяем, позволяет контролировать состояние и использование средств предприятия, т.е. те изменения, которые с ними происходят.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.119 с.) |