Мировое хозяйство как предмет изучения экономической, социальной и политической географии. Основные этапы эволюции мирового хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое хозяйство как предмет изучения экономической, социальной и политической географии. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.



Теоритические основы международного географического разделения труда. Закон сравнительных преимуществ Д. Рикардо. «Изолированное государство» И. Тюнена.

Особую популярность получила теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо, опубликованная в книге "Принципы политической экономии и налогообложения" (1780 г.). В совокупности с многочисленными добавлениями, сделанными последователями классической школы в политической экономии, теория сравнительных преимуществ, по сути, впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения. Первоначально предполагалось, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Теория сравнительных преимуществ показала, что стоимость товара скорее определяется соотношением совокупного спроса и предложения на товар, предъявленных как изнутри, так и из-за рубежа.

· Большой спрос + малое предложение = высокая цена

· Малый спрос + большое предложение = низкая цена

· Малый спрос + малое предложение = оптимальная цена в сторону понижения

· Большой спрос + большое предложение = оптимальная цена в сторону повышения, стимул развития

Важнейшим достижением теории сравнительных преимуществ является и то, что она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней стран,

До этого существовал тезис, что одна страна может получить выигрыш в торговле только за счет нанесения ущерба другой стране. При этом, чем шире возможности для развития торговли, чем меньше искусственных барьеров нагромождено на пути торговых потоков, тем большие возможности для получения выигрыша всеми странами.

Теория сравнительных преимуществ доказала объективную необходимость углубления территориального разделения труда, специализаций и кооперирования на пути к повышению эффективности мирохозяйственной системы и глобализации экономики.

Значение теории сравнительных преимуществ в наше время состоит в том, что позволяет строить внешнеэкономическую политику на научной основе.

«Модель Тюнена» («модель изолированного государства») — схема размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции, предложенная немецким экономистом Иоганн фон Тюненом в работе «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826).

В модели Тюнена принимаются следующие условия:

· Государство представляет собой изолированную хозяйственную область в виде круга с почвой одинакового плодородия.

· В центре круга находится город, являющийся единственным рынком сбыта для продукции.

Тюнен пришёл к выводу, что различные отрасли сельского хозяйства будут располагаться вокруг центра в виде колец. Расположение производств обусловлено стремлением каждого производителя максимизировать прибыль, технологиями производства и транспортировки, объёмом и номенклатурой спроса на продукцию. Модель Тюнена оказала значительное влияние на теоретическую географию и теорию размещения и была существенно обобщена и развита в них.

 

Транснациолизация экономики

Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Одним из примечательных явлений современной экономической жизни является широкое распространение международных корпораций. Они в настоящее время занимают ведущее положение в экономике развитых стран, производя относительно других организационных форм предприятий гораздо более значительную долю продукции. Возникли своеобразные суперкорпорации, владеющие подразделениями не только в своей стране, но и в других странах и даже на других континентах, так называемые транснациональные корпорации (ТНК), являющиеся одним из основных субъектов вывоза капитала.

Согласно методике ООН к ТНК относятся фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и филиалами не менее чем в шести странах. ТНК – предприятие, которое контролирует целые комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, которой эти корпорации базируются. ТНК – это такая форма международного объединения капиталов, когда головная компания имеет отделения во многих странах мира, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.

К основным чертам ТНК относятся международный характер производства, его осуществление в различных странах при контроле из единого центра; большая значимость торговли между подразделениями корпорации, расположенными в различных странах; относительная независимость подразделений в принятии решений по оперативным вопросам, связанным с деятельностью этих подразделений; межстрановая мобильность персонала, в первую очередь – менеджеров; осуществление в рамках корпорации разработки передовой технологии, ее передача и использование.

Причины возникновения и распространения ТНК кроются в интернационализации производства и капитала; стремлении противостоять жёсткой национальной и международной конкуренции; приобретении дополнительных преимуществ в сфере международной торговли за счёт преодоления торговых и политических барьеров; стремлении снизить издержки производства и получить сверхприбыль. Основной причиной существования ТНК являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта, которые возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с филиалами.

Организационная структура ТНК представляет собой форму многоотраслевого концерна. ТНК состоит из головной (материнской, родительской) компании и ряда зарубежных филиалов, дочерних компаний. Нередко в структуру ТНК включают и финансово-кредитные учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании).


Классификация

ТНК часто делятся на три большие группы:

· Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

· Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

· Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства.. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.
Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации.

ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.

Для того чтобы побудить ТНК начать деятельность в стране, правительства предлагают им некоторые льготы, например, налоговые, правительственные субсидии, слабое трудовое или экологическое законодательство. Также ТНК часто сами занимаются лоббированием своих интересов в правительстве.

Некоторые транснациональные корпорации имеют бюджет, превышающий некоторые национальные ВВП. Транснациональные корпорации могут иметь сильное влияние на местные экономики и даже мировую экономику и играют важную роль в международных отношениях и глобализации.


 

Динамика развития.

Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:

- конкурентоспособность товара

- конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)

- отраслевая конкурентоспособность

- конкурентоспособность стран

К наиболее значимым факторам, оказывающим влияние на конкурентоспособность отрасли, были отнесены:

– позиционирование на мировом рынке, т. е. степень экспортной ориентированности

производства (доля экспорта в выпуске и ее динамика);

– позиционирование на внутреннем рынке по сравнению с иностранными конкурентами (доля импорта готовой продукции на рынке, ее динамика)4;

– достигнутый технологический уровень отрасли, выражающийся в объеме накопленных инвестиций и качественных характеристиках мощностей, а также прогресс в этой области (интенсивность инвестиционной активности);

– уровень концентрации на рынках (наличие крупных эффективных отечественных компаний), достаточный для конкуренции с мировыми компаниями – лидерами в соответствующих отраслях5;

– обеспеченность сырьевой базой, развитость кооперационных связей (включенность в кластеры конкурентоспособности), историческая «привязанность» потребителей к производителям;

– масштабы теневого сектора и уровень правоприменения.

Рейтинг вовлеченности стран в международную торговлю 2012

Рейтинг Страна Индекс
  Сингапур Гонконг Дания Швеция Новая Зеландия Финляндия Нидерланды Швейцария Канада Люксембург 6,14 5,67 5,41 5,39 5,34 5,34 5,32 5,29 5,22 5,20

(динамика развития).

Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство[2]. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире.


 

Общий сбор – 590 млн.т

Страны Азии получают 9/10 мировых сборов риса. Лидеры: 1. Китай (198 млн.т; 1/3мирового урожая); 2. Индия (121 млн.т); 3. Индонезия; 4. Бангладеш; 5. Вьетнам; 6. Таиланд.

III. КУКУРУЗА- родина Сев.Америка; тепло-, светлолюбивая, требовательная к почвам культура субтропического климата. Общий сбор 640 млн.т.

Еще в 30-е гг. были выведены высокоурожайные сорта кукурузы в США.

Лидеры: США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция
     
     
     
     
     

Перспективы развития

Разрабатывается частичный возврат к парусам. Мачты с установленными на них твердыми плитами - парусами и управляемые автоматикой позволят при попутных ветрах экономить до трети топлива, что приведет к удешевению первозок грузов морем.

Вторым разрабатываемым проектом является переоснащение технологически устаревших подводных лодок под транспортные и прогулочные суда.

Внутренний водный транспорт — старейший вид транспорта. Но в наши дни и по грузообороту (не считая воздушного), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой транспортной системе. Развитие водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками — наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.
Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России, западной Европе. Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

С точки зрения затрат на обслуживание трасс речной транспорт один из самых дешевых с реди ныне существующих.

Главный район озерного судоходства в мире — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь континента.

Преимущества

1. Высокая провозная способность; 2. Низкие по сравнению с другими видами транспорта затраты на организацию перевозок

Недостатки

1. Дальность перевозок из-за извилистости рек; 2. Относительно небольшая скорость движения; 3. Сезонность работы; 4. Низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин

Перспективы развития

Создание единых транспортных систем внутри континента, состоящих из рек и озер, соедининенных через судоходные каналы. Реальным таким проектом является Большое Водное кольцо Европы, которое должно соединить в единую водную систему крупнейшие реки Европы.


Мировое хозяйство как предмет изучения экономической, социальной и политической географии. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.

Мировое хозяйство – результат многовековой эволюции национального и межнационального разделения труда, постепенного втягивания все новых и новых национальных хозяйств в общую систему мирохозяйственных связей. Специфика географического подхода к изучению отраслей мирового хозяйства проявляется через изучение условий и факторов международного географического разделения труда, путем реализации системного анализа множества взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов мирового экономического пространства. Мировое хозяйство - экономико-географическая категория, представляющая собой природно-хозяйственную глобальную суперсистему, основанную на взаимодействии: политических, социальных, экономических, экологических интересов людей в целях сохранения и устойчивого развития цивилизации.

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли, которая представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира – вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV – XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф. В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии). Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении – из наиболее развитых стран в менее развитые. Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.

После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения. В процессе эволюции современной мировой экономики выделяют несколько этапов:

1) конец ХIХ – до Первой мировой войны. Это этап усиления открытости мировой экономики. Сырьевая направленность мировой торговли преобладала. Однако доля экспорта постоянно росла;

2) период между Первой и Второй мировыми войнами. Он характеризовался неустойчивостью и кризисами, сопровождавшими развитие мировой экономики. Усилилась тенденция к автaркии национальных хозяйств и протекционизму, а также к снижению роли экспорта;

3) период 1950–70-х годов ХХ века. Этап характеризуется возникновением интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства.

4) период – 1980-90-е гг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.

5) конец ХХ – начало ХХI века – современный этап формирования мирового хозяйства. Его отличают возросшая степень освоения географического пространства, формирование международных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости. Вступление мирового хозяйства в новый этап развития сопровождается активизацией сотрудничества между странами в хозяйственной сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.023 с.)