ЦЧР: освоение природных богатств и развитие промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЦЧР: освоение природных богатств и развитие промышленности



ЦЧР располагается в центральной части Европейской России. Это – один из коренных районов России. Систематическое заселение и хозяйственное освоение края началось в конце 16 – первой половине 17 века под прикрытием городов-крепостей, оборонявшие южные границы Русского государства от вторжения кочевых орд. Воронеж и Белгород были наиболее крупными и важными городами-крепостями того времени.

Рост населения сопровождался распашкой земель и сведением лесов. Однако в 17 веке пашня в районе занимала значительно меньшую часть по сравнению с общей площадью лугов, лесов и пастбищ. И поэтому вплоть до начала 19 столетия в сельском хозяйстве края господствовало скотоводство.

Исключительно большое влияние на хозяйственное развитие края оказало создание первого в России военно-морского флота, строительство Азовской флотилии в Воронеже и ряде других пунктов, которое началось на рубеже 1695-1696 годов и продолжалось, то затухая, то усиливаясь, в течение нескольких столетий. Строительство флота потребовало привлечения десятков тысяч людей из других районов, развития металлургического производства в Липецке, пушечных, оружейных, лесопильных заводов, канатных, парусных фабрик в Воронеже и его окрестностях.

Однако, военно-морской флот строился не только в Воронеже,но и в ряде других городов – Тавроге (ныне село у впадения р. Воронеж в Дон), Козлове (Мичуринск), Павловске и др.

Таким образом, в конце 17 – первой четверти 18 столетия Чернозёмный край, и в особенности Воронежский район, становится одним из наиболее хозяйственно развитых во всем Русском государстве. Но это развитие было связано главным образом с решением военно-стратегических задач. А после того, как государственные интересы переместились на Балтийское море, темпы развития Чернозёмного края резко снизились.

Но с продвижением российских границ к югу Черноземный край становится районом «глубокого тыла» и включается в общегосударственную крепостническую систему с абсолютно преобладающими чертами аграрного характера хозяйственного развития.

Во второй половине 18 – первой 19 столетия размещение промышленности в крае носило преимущественно сельский характер. Оно ориентировалось на местное сельскохозяйственное сырьё. При этом в ранее освоенных северо-западных районах края наряду с животноводством всё более развивается земледелие: производство зерна, конопли, масличных, льна, гречихи, с 20-30 годов 20 века – подсолнечника и сахарной свеклы. В то же время на юго-востоке района преобладало пастбищное скотоводство. Однако и там с начала 19 столетия происходит процесс интенсивной вспашки пастбищных угодий.

В результате явно преобладавшая в Чернозёмном центре переработка животноводческого сырья (суконные, салотепленные, свечесальные и другие предприятия) стала уступать свое место производству продукции на базе земледелия, растениеводства. Особенно быстро растет мукомольная, крупяная, спирто-водочная, винокуренная отрасли промышленности.

Вторая половина 19 столетия характеризуется всё более широким развитием капиталистических отношений в экономике ЦЧР. Оно привело к большим изменениям в структуре и географии хозяйства района. Начиная с 1860-х годов, размещение промышленности оказывается в сильной степени связанным с прокладкой железных дорог, которые прошли через территорию Черноземного Центра, связав его с Москвой, прибалтийским районом, а также с Поволжьем, Украиной и Кавказом.

Железные дороги прошли через наиболее значительные города ЦЧР - Воронеж, Курск, Тамбов, Козлов, Елец, Борисоглебск, ускорив их экономическое развитие. В этих городах, начиная с конца 1860-х годов, возникают и первые значительные металлообрабатывающие предприятия – железнодорожные мастерские. В этих и ряде других городов и сел, торговых слобод, через которые прошли железные дороги (Россошь, Бутурлиновка, Кантемировка, Абрамовка и др.), дальнейшее развитие получает мукомольное производство и некоторые другие отрасли промышленности.

В целом же экономика Центрального Черноземья продолжала носить сугубо аграрный характер. При этом общероссийское значение продолжали сохранять сахарная, мукомольная, маслобойная и винокуренная промышленности.

Из отраслей тяжелой промышленности некоторое развитие с конца 19 века в ЦЧР получило производство сельскохозяйственного инвентаря, ремонтной техники, строительных материалов. Однако около 9/10 валового индустриального производства района приходилось на пищевую промышленность.

Коренной трансформации подверглась экономика ЦЧР в послеоктябрьское время, в годы первых предвоенных пятилеток. Главный упор в хозяйственных преобразованиях был сделан на индустриализацию, и прежде всего – развитие машиностроения, а также химической промышленности и стройиндустрии. Подавляющая часть новых предприятий сооружалась в областных центрах и Липецке, где был построен крупный металлургический комбинат. Но наибольшее развитие как центр тяжелой промышленности получил Воронеж, значительно опередивший все другие города Черноземного Центра как по численности населения (344 тыс.чел в 1939 г.), так и в промышленном отношении. В нем были созданы значительные предприятия радио- и электротехнического машиностроения, технологического оборудования, авиастроения, химии органического синтеза (завод синтетического каучука) и др. предприятия.

Но малые и даже средние города развивались очень медленными темпами и продолжали оставаться на весьма низком уровне социально-экономического развития.

Большие изменения проходили в 1930-ее годы и в сельском хозяйстве края. При этом коренным образом изменились не только социально-экономические основы сельского хозяйства, но и его структура, а значительной мере и география. Эти изменения шли в направлении резкого увеличения посевных площадей технических культур, особенно сахарной свеклы, а среди зерновых – озимой пшеницы, наиболее урожайной в условиях Центрального Черноземья. Резко увеличились и посевы кормовых культур, однако их урожайность была невысокая, что сказывалось на продуктивности животноводства, которое продолжало оставаться недостаточно эффективным.

Огромный урон был нанесен ЦЧР в годы Великой Отечественной войны, т.к. более половины его территории оказалось в зоне оккупации и ожесточенных боев.

После восстановления разрушенного войной хозяйства, в 1950-1980-е годы в экономике ЦЧР произошли крупные преобразования, структурно-территориальные сдвиги. С нарастающей силой они начали проявляться, начиная со второй половины 1950-х годов, когда более интенсивно стали осваиваться железнорудные ресурсы КМА. Сооружение рудников по добыче богатых руд и горнообогатительных комбинатов, предприятий сопутствующих отраслей промышленности и стройиндустрии – всё это вызвало существенные изменения в территориальной структуре хозяйства и расселения района.

В сфере индустриального строительства ЦЧР в послевоенное время наиболее важными и крупными вехами стали: 1) освоение минерально-сырьевых ресурсов КМА и формирование на их базе территориально-производственного комплекса (ТПК), развитие Липецкого металлургического комбината и сооружение Старооскольского электрометаллургического комбината; 2) прокладка магистральных газопроводов с Северного Кавказа, из Харьковской области (из Щебелинки), а затем из восточных районов России (из Оренбурга, Западной Сибири) и осуществление на этой основе широкой газификации хозяйства района; 3) сооружение атомных электростанций – Нововоронежской (1964 г.) и Курской (г. Курчатов); 4) формирование комплексов кузнечно-прессового и радиоэлектронного машиностроения в Воронеже и других городах, которые приобрели большое общегосударственное значение; 5) строительство в Воронеже шинного завода (1950 г.), Курского комбината «Химволокно» (1960-е гг.), крупных химических предприятий по производству минеральных удобрений (Уварово, Россошь) и другой продукции (Тамбов, Шебекино, Данков); 6) создание мощных предприятий стройиндустрии, таких как Белгородский и Старооскольский цементные заводы, Павловский гранитно-щебеночный завод и ряда других. Но наиболее высокими темпами в ЦЧР в 1960-1980-е годы, наряду с металлургическим комплексом района КМА, развивались разнообразное машиностроение и химическая индустрия. Что касается старейшей в районе пищевой промышленности, то хотя в ней и создавались новые предприятия, но развитие и техническое переоснащение подавляющего большинства других, как правило, старых предприятий было крайне недостаточно. Очень отставало от потребностей района развитие легкой промышленности.

В сельском хозяйстве положительные стороны развития (расширение производства технических культур, рост механизации работ в зерновом хозяйстве, при внесении минеральных удобрений) сопровождались нарастанием негативных тенденций; сокращением площадей сельхозугодий, ухудшением их качества, снижением плодородия почв под влиянием разрушающей эрозии и т.д. Низкая продуктивность скота, слабая механизация трудоемких процессов стали характерными чертами животноводства района. Все это самым отрицательным образом сказывалось на эффективности сельского хозяйства.

На фоне ускоренного роста тяжелой индустрии крайне неудовлетворительно происходило и развитие непроизводственной сферы, социальной инфраструктуры района, особенно в здравоохранении, торговле и бытовом обслуживании. Это являлось одним из факторов, влиявших на формирование оттока населения из ЦЦЧР, отрицательного сальдо миграции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.005 с.)