Россия в системе мировой экономики и международного разделения труда. Статьи экспорта и импорта товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в системе мировой экономики и международного разделения труда. Статьи экспорта и импорта товаров.



АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ,ЕГО СОСТАВ,УРОВЕНЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.МЕСТО АПК В ХОЗЯЙСТВЕ РАЗНЫХ РАЙОНОВ СТРАНЫ.

АПК объед все отрасли хоз-ва, приним участие в пр-ве с/х продукции, ее переработке и довед-нии до потреб-ля.В структуре АПК выделяют три сферы:Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство).-.Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.).-.Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности), связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции. Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей сфере АПК. 3 звена АПК: пр-во ср-в пр-ва для с/х, пром-ть перераб его прод-ции, собств с/х, транспорт-ка, заготовка, хранение, перераб-ка, реализацияс с/х продукции, обществ питание, управление. АПК призван обеспеч население про-мипитания и удовл нуждам легкой пр-ти в сырье. АПК всегда был слабым звеном. С/х не обеспеч потреб-ти страны в полной мере. Соц-эк кризис и переориентация хоз-ва на рыноч путь еще больше осложнили ситуацию в АПК: почти полностью упала поставка и пр-во техники для с/х, многократ сниз поставки с/х мин удобрений и отрав. Общее падение объемов пр-ва с/х продукции в 90 г 9на 1/3) частич компенсир меньшими поетрями на пути производитель-потребитель. Снизились потери с/х продукции и ее созранность связ с сущ ростом ее пр-ва в доле фермеров и с/х пр-в населения. Увелич доля с/х продукции минующих пищ пр-ть. Кризис 98 г устан ценов барьеры на пути на пути многих видов импортн продуктов питания- одействие отеч продукции. Перераб-ка, складирование, хранение с/х продукции ориент на потреб-ля. Территор конц-ция в пригород зонах и урбанизир р-нах пр-ва с/х продукции связ с актив-цией хозяйств населения и фермеров. Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к перерабатывающей отрасли.

Состав отраслей: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам:растительное сырье,животного происхождения,не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная).Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делят на пять групп:отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная);в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная);экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая);на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная)производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод).

 

БИЛЕТ НОМЕР 2.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ:ЕГО СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА,ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА.УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТРАНСПОРТНОГО ФАКТОРА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ.

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира,позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями.

Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения

производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная

способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства,

является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую

продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный,авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя

между собой, они образуют транспортную систему России.Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный.Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам.Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный,

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы,наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский,Северный экономические районы.Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь,

основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях,

главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе одавляющая

часть перевозок осуществляется по железной дороге.Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е.вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой

продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно—пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.Можно

выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

-Широтное магистральное сибирское направление "восток—запад" и обратно;

оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

-Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север—юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

-Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть

внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня:

обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации

нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (56,7 %) и в пассажирообороте (33,7%).Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и

пригородные сообщения.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь,кокс,нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды,сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные

удобрения, продукция машиностроения и др.Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье.Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа.Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири.Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана.В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и КЭжно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток—запад» России.Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в

рамках комплексной программы "Транспорт России".Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт.Он является одним из основных источников получения валютных средств. В 90-

х годах Россия имела 39 портов и 22 портовых пункта.Основные грузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес.Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань,Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др.Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий

водного транспорта.В условиях рыночных отношений на первый план в развитии транспортного комплекса выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны.В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту

отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех

видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья.Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов,пассажирских перевозок в крупных городах,снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

 

БИЛЕТ НОМЕР 4.

БИЛЕТ НОМЕР 9.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РАЙОНОВ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЁ ФАКТОРЫ.МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Экономический район - группа расположенных на одной территории автономных республик, областей, краев, имеющих четко выраженную хозяйственную специализацию, развитые внутрирайонные и межрайонные экономические связи и достаточные природные и трудовые ресурсы. Главное свойство экономического района - его целостность, сущность которой заключается в том, что любое сколько-нибудь значительное изменение в структуре какой-либо части района сказывается на состоянии всего региона.

1 из основных черт, проистекающих из целостности, является специализация экономического района. В специализации проявляются важнейшие хозяйственные функции районов. Вокруг отраслей специализации обычно создаются многочисленные экономико-технологические цепочки производств, сосредоточиваются вспомогательные и обслуживающие предприятия разных форм подчинения и собственности.

Специализация сопровождается кооперированием, что ведет к интеграции производства, образованию межотраслевых ассоциаций и, в конечном счете, к формированию производственных циклов, приспособленных к рыночным товарно-денежным отношениям.

В процессе развития хозяйства района важную роль играет комбинирование, которое предполагает территориальную целостность, технологическое и организационное единство. Комбинирование усиливает комплексное использование сырья, поточность и ритмичность производства, облегчает утилизацию отходов. Связи по комбинированию укрепляют материально-техническую основу промышленности и региона в целом.

Специализация районов тем эффективнее, чем более комплексным является их развитие. Комплексное развитие экономических районов включает всю совокупность взаимосвязей между производством, населением и природой на данной территории.

Уровень и эффективность специализации и комплексного развития районов обосновываются технико-экономическими и балансовыми расчетами. Метод подсчета эффекта от обшей специализации и комплексного развития района: общая условная эффективность специализации и комплексного развития района выражается суммарной разностью затрат худшего (базового) и лучшего (расчетного) вариантов по всем отраслям территориального комплекса экономического района.

 

БИЛЕТ НОМЕР 11.

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА,ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

СЭГ выделяет 6 основных принципов размещения производства:

-Принцип учета всех групп факторов размещения производства

-Принцип рациональной специализации и комплексного развития федеральных округов

-Принцип использования преимуществ НТП и МРТ(мировое разделение труда)

-Принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов

-Принцип оздоровления экологической обстановки и принятия мер по охране природы и рациональному природопользованию

-Принцип обеспечения обороноспособности страны

Понятие принципов размещения производства неразрывно связано с его закономерностями.

Закономерности – объективный результат действия всей совокупности факторов и условий, выражающийся в важных и устойчивых повторяющихся особенностях размещения производства.

В условиях развития рынка выделяют 4 основные закономерности:

А)Любой вариант размещения производства должен давать максимальный эффект, и только в этом случае размещение производства может считаться рациональным. При этом важно, чтобы экономические цели имели и социально-экологическую направленность.

Б)Комплексное развитие хозяйства экономических регионов на основании согласованного взаимосвязанного размещения производства.

В)Рациональное территориальное разделение труда.

Г)Выравнивание уровней социально-экономического развития.

51.ТАКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ РОССИИ.

Таксономич сис-ма - такое послед деление объекта на отд участки, при кот мы переходим от крупн деления объекта во все более мелкое, дробное деление.

Таксономич Устр-ра р-нов - это упорядочен распред-е р-нов по их «рангу» в соотв с иерархией район сис-м. Низшим ур-м р-на явл первичный (неделимый по смыслу) р-н (Выборгский район ЛО). Верхним ур-м районного деления страны явл макрорайон как наиб крупн терр часть страны, обладающ опред целостностью и др системообразующ признаками. М/у верхним и нижним ур-ми располаг промежут звенья-мезорайоны и микрор-ны.

Таксономич орг-я р-нов наиб четко прослеж в адм-терр у-ве страны, в кот кажд нижеслудующ по рангу адм-терр ед-ца наход в соподчинении с вышеследующей и так вплоть до федерал ур.

Сейчас: крупн р-ны (макрор-ны) - 11 (СЗ, Централ, Цент-Чернозем, Волго-Вят, Поволжье, Сев Кавк, Сев, Уральск, Зап Сиб, Вост Сиб, ДВ); р-ны средн ур (мезо-), в сост кот-х пром центры и узлы (ЛО); малые р-ны (часть ЛО – Карельский перешеек); первичные районы.

 

БИЛЕТ НОМЕР 13.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.ПОНЯТИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ,РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ.

РФ – федеративное государство, т.е. ее территория имеет в своем составе самоуправляющиеся образования, обладающие определенной политической самостоятельностью. Она включает 89 субъектов федерации: республики (21), края (6), автономные области (1), автономные округа (10), области (49), Москва и Санкт-Петербург (города федерального подчинения).

16 республик – на ЕТР, 5 – в Азиатской (Хакассия, Бурятия, Тувинская, Якутская, Алтайская). 2 края на ЕТР (Краснодарский и Ставропольский), 4 – в азиатской части (Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский). 10 автономных округов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях; 2 из них – на ЕТР (Ненецкий и Коми-Пермяцкий), остальные – в азиатской части.

Республики и автономные округа сформированы по национально-территориальному принципу и в основном соответствуют компактным ареалам этносов.

РФ разделена на 7 федеральных округов: СЗФО, ЦФО, ПФО, УФО, ЮФО, СФО, ДВФО.

В РФ существует 3 уровня исполнительной власти:

-Федеральный(Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам)

-Региональный(В систему региональной исполнительной власти входит высший исполнительной орган (президент, губернатор, глава администрации, правительство;министерства, департаменты, главные управления, управления, инспекции, комитеты, отделы, комиссии, то есть органы, наделенные общей, функциональной или отраслевой компетенцией. Именно эти органы, как правило, выполняют управленческие функции: принимают управленческие решения в порученной сфере, несут ответственность за состояние дел в ней и т. д.)

-Местный(органы местного самоуправления)

После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация — Россия.Современный вид административно-территориальное деление России получило в 1993 году с принятием новой Конституции, а также после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически - упразднения 6 из 10 автономных округов).

 

БИЛЕТ НОМЕР 14.

18.ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ.РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УСЛОВИЯХ БЕЗОАБОТИЦЫ В РОССИИ.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг; численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

Занятые в экономике – люди, работающие по найму или самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Безработные (определение Международной организации труда) - лица 16 лет и старше, не имеющие работы, занимающиеся ее поиском и готовые немедленно приступить к работе.

Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Основные тенденции занятого экономически активного населения:

-Уменьшение экономически активного населения в аграрной сфере, соответственно, увеличение в промышленности, строительстве, транспорте и сфере услуг.

-Уменьшение численности занятого экономически активного населения в промышленности и строительстве.

-Рост численности занятого экономически активного населения на транспорте и особенно в сфере услуг.

Важная экономической и социально-политической жизни общества – рынок труда, который отражает основные тенденции в динамике занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Это относится ко всем его сферам – региональной, профессиональной, квалификационной, отраслевой, демографической. Существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, некоторые крупнейшие города), так и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов (центр и север России, Дальний Восток и др.). Ощущается острая нехватка рабочих и специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице.

В России пока отраслевая форма занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято около 55% численности рабочей силы, а в сфере услуг – только 45%.

53.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ИХ СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ.

Федеральные округа, представляющие собой особую форму федерального управления, были созданы Указом Президента в 2000 году для повышения управляемости огромным государством и укрепления связей с 89 регионами-субъектами РФ, которые они объединяют в своем составе. Сутью этого нововведения является создание макрорегионального звена управления с сочетанием экономических, социальных, политических и законодательно-правовых функций, обеспечивающих объединение разнородных регионов-субъектов в рамках соответствующих округов.

В настоящее время в РФ существует 7 ФО: СЗФО (Санкт-Петербург, 11 субъектов); ЦФО (Москва, 18 субъектов); ЮФО (Ростов-на-Дону, 13 субъектов); ПриволжскийФО (Нижний Новгород, 15 субъектов); УральскийФО (Екатеринбург, 6 субъектов); СибирскийФО (Новосибирск, 16 субъектов); ДВФО (Хабаровск, 10 субъектов).

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов.[1] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные.

 

БИЛЕТ НОМЕР 15.

БИЛЕТ НОМЕР 17.

БИЛЕТ НОМЕР 18.

БИЛЕТ НОМЕР 19.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВОЛЖСКОГО И УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.

ПРИВОЛЖСКИЙ:

Состав:Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Респ: Татарстан. Кировская и Нижегородская обл, Респ: Марий Эл, Мордовская и Чувашская, Башкортостан,Удмуртия. Оренбургская, Пермская обл. Коми-Пермяцкий автономный округ.

ЭГП: центр части евр терр России, в бассейнах крупн рек. Географическое положение района на создает благоприятные условия для развития хозяйства. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, также подтверждает выгодность ЭГП района.

Природные условия и ресурсы: Климат - умеренно- континентальный, благопр природн усл для проживания нас и ведения хозяйства. Район богат земельными и водн рес.

богат полезными ископаемыми. Добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Имеются большие массивы лесов в Заволжье.

Население: Численность населения Волго-Вятского района - 26 млн. человек; средняя плотность нас - 30 чел на 1 км2. Размещено население неравномерно. Больш часть приходится на Самарскую, Саратовскую области и Татарстан. Национальный состав - неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению НН,Самара,Казань,Пермь.

Хозяйство: Это один из ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Развито МС и хим и лесная пром-ть.

Основные отрасли специализации пром-ти - нефтяная и нефтеперерабатывающая,МС, газовая и химическая, а также электроэнергетика, пр-во строительных материалов.

2 место в России после Западно-Сибирского экономического района по добыче нефти и газа.

МС представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для хим и деревообрабат.

Хим пром-ть - горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров, синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др.

Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах.

АПК- с/х - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству.

ТЭК. полностью обеспечен собственными топливными ресурсами (нефть и газ). Энергетика района имеет республиканское значение.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия – Волга,важные ж/д и автомоб магистрали в восточные районы страны.

УРАЛЬСКИЙ:

Состав: Курганская,, Свердловская, Челябинская, области., Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

ЭГП: расположен на стыке европейской и азиатской частей РФ. Такое "соседское" положение можно оценить как благоприят для функц-я и развития его хоз комплекса.

Через Урал проходят трансп магистрали, пересекающие всю терр России от зап границ до Тихого океана. С вост район получает сырье и топливо, а прод обрабат пром-ти - с запада, а также вывозит свою прод-ю во все эк районы РФ.

Природные условия и ресурсы: Климат разных частей Урала неодинаков, леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении. Урал - "кладовая" полезн ископаемых. Месторожд жел, медн и др руд приурочены к магматич породам вост склона гор. Здесь же наход месторожд асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особенно ценными являются комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

Население: Численность населения Уральского района - 22 млн. чел (2-е место после Центрального ФО). Средняя плотность - 25 человек на 1 км2. Размещено население неравномерно. Нац состав населения района неоднороден. Преобл русские, украинцы, но башкиры и удмурты формируют заметные группы населения в своих республиках; выс коэфф урбанизации. Доля горожан - 75%. Крупнейшие города Уральского района: Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Тюмень.

Хозяйство: Отраслями специализации хозяйства района являются разнообразная горнодобывающая, топливная, металлургич (черная и цветная металлургия), МС, хим и лесная пром-ть.

В составе черной металлургии видное место занимают трубопрокатная ромышленность (Первоуральск и Челябинск) и производство ферросплавов (Челябинск и Серов).

Цветная металлургия района имеет республиканское значение. Выплавка меди - исконно уральское производство. Одновременно, в процессе производства, используют и другие компоненты руды (в том числе серу - сырье для химической промышленности).

Хим пром-ть. Помимо отходов предприятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует местное минеральное сырье (нефть, газ, калийную соль). В Березниках (Северный Урал) на химических заводах производят соду, калийные и азотные удобрения, в Соликамске - калийные. Фосфатные удобрения вырабатывают в Перми и Красноуральске.

Нефтеперерабатывающая промышленность на базе тюменской нефти. По числу МС отраслей и подотраслей Урал не уступает Центральному району.

Материалоемкое МС специализируется на производстве оборудования для всех отраслей промышленности. Один из крупнейших в стране машиностроительный завод "Уралмаш" в Екатеринбурге выпускает блюминги, прессы, буровые установки, шагающие экскаваторы, различные станки.

Лесная пром-ть в прежние времена обеспечивала металлургию древесн углем. В настоящее время на севере района создана совр деревообрабатывающая промышленность.

АПК. Условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы в северной, средней и южной части, что зависит от климатических условий и рельефа местности.

На равнинах возделывают озимую рожь, овес, лен. В южной лесостепной и степной зоне выращивают пшеницу и подсолнечник. С/х южной части Урала имеет зерново- животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот, овец и знаменитых оренбургских коз. В Башкортостане развито пчеловодство.

ТЭК. Большое значение для Урала имеет нефтедобывающая промышленность, Тюмнск обл.

Большая часть электроэнергии производится на тепловых станциях.

Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное положение Урала. Территория района покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог, линиями электропередачи и трубопроводами.

 

БИЛЕТ НОМЕР 20.

24.РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

Россия является федеративным государством, состоящим из 89 относительно самостоятельных субъектов (регионов). С этой точки зрения, Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).

Появление в России вместо одного и единственного инвестора - государства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион, или точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3-5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России.Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях является ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляться группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, на наш взгляд являются:

-Ограниченность набора учитываемых показателей

-Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату.

-Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.

Высокое место Тюменской области обусловлено игнорированием федеративного устройства России.речь идет о трех политически, экономически и финансово самостоятельных субъектах федерации, из которых собственно Тюменская область (т.е., ее южная часть) значительно менее привлекательна для инвесторов по сравнению с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

-Ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов(Ямало-Ненецкий А.О.)

-Производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе.

-Потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона.

-Инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории.

-Инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе. -Трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне(Центральный, Приволжский, Южный).

-Институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе.

-Финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

БИЛЕТ НОМЕР 21.

БИЛЕТ НОМЕР 22.

БИЛЕТ НОМЕР 23.

БИЛЕТ НОМЕР 24.

БИЛЕТ НОМЕР 25.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.

Административно-территориальный состав: город Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Территория – 625,7 тыс. кв.км.

Население – 37121,812 тыс. человек на 1.01. 2009 г.

Административный центр – Москва.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.099 с.)