Кафедра практической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра практической психологии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра практической психологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Декан факультета психологии и педагогики

_________________ В.С. Пашкин

(подпись)

«______»______________ 2013 г.

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологическое консультирование семьи»

цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

по учебному плану набора 2009 года

форма обучения: ОЧНАЯ

срок обучения: 5 лет

 

Составитель (и): Хитрина И.Ю.., к.пс.н. доцент, доцент кафедры практической психологии ______________

(подпись)

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании ГОС ВПО 2005 г. и рассмотрен

на заседании кафедры практической психологии «2» сентября 2013 г. Протокол № 1

 

Заведующий кафедрой

д.психол.н. профессор Вишняков И.А.___________________

(подпись)

 

Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (Учебно-методической комиссией)

Факультета психологии и педагогики

«25» сентября 2013 г. Протокол №1

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра практической психологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии и педагогики

_________________ В.С. Пашкин

(подпись)

«______»______________ 2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Психологическое консультирование семьи»

цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

по учебному плану набора 2009 года

форма обучения: ОЧНАЯ

срок обучения: 5 лет

 

Составитель (и): Хитрина Ирина Юрьевна, к.пс.н., доцент,

доцент кафедры практической психологии ______________

(подпись)

 

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г. и рассмотрена

на заседании кафедры практической психологии «2» сентября 2013 г. Протокол № 1

 

Заведующий кафедрой

д.псих.н. профессор Вишняков И.А.___________________

(подпись)

 

Рабочая программа одобрена

Советом (Учебно-методической комиссией)

Факультета психологии и педагогики

«25» сентября 20 13 г.Протокол №1

 

20 13 г.

Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы

Курс Семестр Объем часов (по наличию видов занятий) Форма промежуточного контроля
Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические занятия Семинары Лабораторный практикум Другие виды занятий Всего Курсовая работа Реферат Другие виды самостоятельной работы
                          экзамен

Общая трудоемкость 140 часов.

2. Цель и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

Курс «Психологическое консультирование семьи» является дисциплиной дополнительной специализации и рассчитан на студентов, получающих подготовку педагога-психолога, ориентированных на работу в различных образовательных учреждениях.

Данный курс для студентов, обучающихся на дневном отделении, ориентирован на развитие базовых навыков практического психолога-консультанта. Освоение курса "Психологическое консультирование семьи" способствует развитию качеств, необходимых для оказания психологической помощи семье: системный подход при анализе особенностей семейного взаимодействия и выборе способов изменения внутрисемейной ситуации, взаимодействия с семьей как единым целым, способность оказывать влияние на семью. Курс предполагает развитие умений и навыков консультирования семьи как единого целого, учитывая особенности отдельных членов семьи: детей, родителей, прародителей Курс направлен на формирование у студентов навыков сбора информации о семье, ее особенностях, проблемах, целях и ресурсах семьи как целого и отдельных ее членов и навыков воздействия на семью с целью оказания психологической помощи.

Курс «Психологическое консультирование семьи» опирается на знания базовых дисциплин предметной подготовки, в первую очередь таких дисциплин как "Психологическое консультирование", "Психотерапия" и дисциплин специализации "Психогенетическое консультирование", "Модели индивидуального консультирования".

Целью курса является знакомство с теоретическими основами, целями, задачами и структурными компонентами психологического консультирования семьи и развитие базовых умений психолога-консультанта.

Задачи курса:

1. Освоение понятий: психологическое консультирование семьи, семья как система, симптом, семейная иерархия, близость, автономия, триангуляция, семейные связи, структура семьи, благополучная и проблемная семья

2. Приобщение студентов к овладению умениями и навыками оказания психологической помощи семье по проблемам супружеского, детско-родительского и семейного взаимодействия.

3. Содействие усвоению умений установления контакта, сбора информации, вычленения проблемы, постановки цели и поиска вариантов решения проблемы, а также воздействия по отношению к семье как единому целому.

4. Формирование навыков применения основных техник и методов консультирования, используя различные теоретические подходы: наблюдения особенностей семейного взаимодействия, сбора информации, присоединения к семье, переопределения симптомов, подготовки и осуществления предписаний.

 

 

Формой итогового контроля является экзамен, который сдается по окончании курса. На экзамене проверяются:

- знание теоретических основ, основных понятий и принципов консультирования;

- умение применить полученные знания на практике.

В процессе обучения студенты знакомятся со структурными компонентами, этапами и фазами консультирования семьи, техниками и методами консультирования, с основными теоретическими положениями разных подходов к консультированию семьи.

На практических занятиях отрабатывают основные модели, приемы и техники семейного консультирования. Задания для самостоятельной работы способствуют развитию навыков самообучения, анализу практического процесса и самостоятельному применению знаний, полученных на аудиторных занятиях.

 

Курс "Психологическое консультирование" включает 2 раздела:

1. Теоретические проблемы психологического консультирования семьи.

2. Практика психологического консультирования семьи.

 


3.Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)

№ п/п Название раздела дисциплины, темы Всего Аудиторная работа СРС Форма текущегоконтроля
Лекции   ЛПЗ
  Раздел. 1. Теоретические проблемы психологического консультирования семьи Тема 1. Источники возникновения психологического консультирования семьи. Модели оказания психологической помощи семье. Тема 2. Классификация основных теоретических подходов к психологическому консультирования семьи.   Тема 3. Семья как система. Особенности системного подхода в психологическом консультировании семьи.   Тема 4. Психодинамическая модель консультирования семьи. Трансгенерационное направление семейного консультирования   Тема 5. Модель бихевиористического консультирования семьи.   Тема 6. Модели семейного консультирования основанного на опыте.   Тема 7. Коммуникационная модель семейного консультирования   Тема 8 Структурный подход в консультировании семьи.   Т6ема 9.Стратегический подход в семейном консультировании.   Раздел. 2. Практика психологического консультирования семьи. Тема 10. Виды психологического консультирования семьи и оценка их эффективности.   Тема 11. Диагностика семейных отношений.   Тема 12. Основные методы и техники семейного консультирования   Тема 13.Основные направления семейного консультирования. Добрачное консультирование.   Тема 14. Психологическое консультирование молодых семей. Тема 15. Психологическое консультирование зрелых семей.   Тема 16.Консультирование по вопросам детско-родительских отношений. Тема 17. Кризисное семейное консультирование                                                                                                                                                                                                 Реферат     Отчетная письменная работа
  Итого            

4.Основное содержание дисциплины

Тема 1. Источники возникновения психологического консультирования семьи. Модели оказания психологической помощи семье. Сущность понятия психологическая помощь семье. Причины обращения семьи за психологической помощью. Источники возникновения семейного консультирования: супружеское консультирование, психиатрия, исследования шизофрении. Педагогическая модель оказания помощи семье. Диагностическая модель. Социальная модель. Медицинская модель. Психологическая (психотерапевтическая) модель. Сходства и различия в использовании разных моделей оказания психологической помощи семье.

 

Тема 2. Классификация основных теоретических подходов к психологическому консультирования семьи. Классификация основных теоретических концепций семейной психотерапии и семейного консультирования по способам привлечения семьи к консультированию. Классификация по направлению воздействия (индивидуальная и межличностная ориентация). Сравнительная характеристика основных теоретических подходов в семейном консультировании. Совместное семейное консультирование. Цели и принципы.

Тема 3. Семья как система. Особенности системного подхода в психологическом консультировании семьи. Сущность системного подхода. Основные свойства семьи как системы: целостность, включенность в более широкую социальную систему, циклический характер обратной связи, наличие структуры. Рассмотрение проблем отдельных членов как проблем семьи как единого целого. Рассмотрение семьи в социальном контексте. Эквифинальность.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Основные проблемы и особенности добрачного консультирования.

2. Основные проблемы и особенности консультирования молодой семьи.

3. Основные проблемы и особенности консультирования зрелой семьи.

4. Основные проблемы и особенности консультирования семьи на этапе отделения детей от родителей.

5. Сравнительная характеристика разных теоретических подходов к консультированию семьи.

6. Типичные жалобы родителей.

7. Психологическое консультирование семьи в период ожидания ребенка.

8. Особенности психологического консультирования семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

9. Особенности психологического консультирования семьи по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста.

10. Особенности психологического консультирования семьи по вопросам воспитания детей подросткового возраста.

11. Психологическое консультирование родителей неуправляемых детей.

12. Психологическое консультирование семьи, переживающей кризисы развития.

13. Психологическое консультирование одиноких молодых женщин.

14. Психологическое консультирование семьи, имеющей детей с особыми потребностями.

15. Психологическое консультирование опекаемой семьи.

Примерные темы курсовых работ (не предусмотрены

 

Формы текущей аттестации

Проверка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в устной и письменной форме: зачеты по текстам, контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, бланковое тестирование.

Задание 1

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя стратегический подход. Приведите пример возможных предписаний девочке и родителям.

Девочка 13 лет жалуется на плохое отношение к ней одноклассников-мальчишек. По ее словам они плохо относятся только к ней и еще одной однокласснице. На вопрос о том, чем отличается ее поведение, говорит, что, когда ее дразнят, она плачет.

Семья девочки состоит из 4 человек. Родители требуют от девочки хороших успехов в школе, нанимают ей репетиторов, но девочка в школе учится не достаточно хорошо. Мать считает, что она ленится. Оставаясь дома одна, слушает музыку, гуляет, а уроки оставляет на вечер. Мать ее за это ругает. Со слов девочки, когда мама пытается ей что-то объяснять, она не понимает. Зато объяснения отца ей понятны. На вопрос, как много времени уделяет ей отец, она говорит, что он только и знает, что играет с ее маленьким братом.

Запрос девочки – как перестать реагировать на мальчишек.

 

 

Задание 2

Дайте анализ ситуации с точки зрения семейного консультанта. Какую информацию необходимо получить дополнительно, если вы решите использовать трансгенерационный подход в консультировании?

Девочка –девятиклассница жалуется на то, что в школе чувствует себя ужасно из-за того, что ничего не понимает на уроках математики. Ее сестра-близнец учится очень хорошо.

Ей хотелось бы не отставать от сестры.

Родители девочек очень заняты. Требуют от них хорошей учебы. Постоянно ставят в пример вторую сестру, что очень обижает девочку.

Запрос девочки – как улучшить успехи по математике.

 

Задание 3

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя трансгенерациолнный подход.

 

Мальчик –первоклассник агрессивно ведет себя по отношению к сверстникам. На уроках исподтишка толкает соседей, колет их кончиком карандаша. Когда учительница спрашивает его на уроке, он чаще всего молчит.

Семья мальчика состоит из четырех человек: мама, папа, бабушка и мальчик. Родители с детских пор приучают мальчика к порядку и требуют от него больших достижений. За неправильное поведение наказывают физически. Папа мальчика считает, что, поскольку его воспитывали так же, и он вырос нормальным человеком, то и к ребенку надо предъявлять большие требования.

 

 

Задание 4

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя структурный подход. Какие методы вы могли бы использовать, чтобы помочь семье.

 

Мальчик учится в первом классе. По мнению взрослых, он вундеркинд. Считает в уме до 1000. Решает сложные примеры с многозначными числами. Но в школе учится неровно. Может получить «5», а через некоторое время «2». Мальчик в семье поздний ребенок. Отец много работает. Мать занимается воспитанием сына. Есть старшая сестра- студентка. Бабушка считает мальчика ненормальным, говорит матери, что его надо показать психиатру. С сестрой у мальчика отношения не складываются. Она, как и другие взрослые, пытается его воспитывать. Но он не подчиняется. Из-за этого они часто ссорятся. Сестра считает, что мать балует ребенка.

Запрос матери – как помочь ребенку хорошо учиться.

 

 

Задание 5

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя стратегический подход. Приведите пример возможных предписаний мальчику и родителям.

 

Мальчик 11 лет часто сбегает из дому. Садится на поезд и уезжает в другие города. На вопрос, почему делает так, говорит, что любит путешествовать. Родители мальчика в разводе, но продолжают вместе заниматься воспитанием сына. Когда у мальчика что-то не так в школе, туда обязательно приходит его отец, у которого есть другая семья, где мальчик любит бывать. Мать мальчика тоже вышла замуж. Отчим обижается, что мальчик с ним не считается и поэтому отстранился от его воспитания. Между двумя семьями нормальные отношения. Они все хотят помочь ребенку, но не знают как.

Запрос родителей – помогите сделать так, чтобы он не убегал.

 

Задание 6

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя стратегический подход

 

Мальчик 8 лет боится оставаться где-либо без мамы или бабушки, поэтому они водят его в школу и дожидаются, пока идут уроки. Если он обнаруживает, что они ушли, одевается и бежит домой. Отец мальчика не очень давно оставил семью. Он уехал в командировку и не вернулся оттуда. С мальчиком на эту тему никто не говорит. Когда мальчик ведет себя плохо, бабушка ругает свою дочь – мать мальчика и требует, чтобы та занялась ребенком. Когда мать начинает наказывать мальчика, бабушка вмешивается и защищает мальчика. Тогда мать отстраняется иидет в гости к своей подруге. Бабушка остается с мальчиком вдвоем. За вечер она очень устает. Когда мать мальчика возвращается. Она ей выговаривает. И все повторяется.

 

 

Задание 7.

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя стратегический подход. Приведите пример возможных предписаний девочке и родителям.

 

Родители жалуются на бессонницу маленькой девочки. Ей 4 года. Когда мама укладывает ее спать, она держит ее за руку. Стоит отнять руку, как она сразу же просыпается и плачет. Поэтому мама спит с ней. Из-за этого отношения между супругами, как они говорят, напряженные. Муж считает. Что жена балует ребенка и что ее надо приучать спать одну. Мама же уверена, что главное психическое благополучие ребенка.

 

Задание 8.

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя стратегический подход. Приведите пример возможных предписаний мальчику и родителям.

 

Мальчик 5 лет ни с кем не играет в детском саду, кроме одной девочки. Если ее нет в группе, он требует, чтобы родители отвели его домой. Известно, что у него очень дружная семья. Они всюду бывают все вместе, кроме того времени, когда родители на работе, а мальчик в детском саду. Кроме родителей, ребенок иногда бывает у бабушки, но мать мальчика считает, что та плохо на него влияет, поскольку там он делает все, что ему вздумается. Родителей беспокоит поведение ребенка.

 

Задание 9.

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта. Используя структурный подход. Какие методы вы могли бы предложить для изменения семейной ситуации.

 

Мальчик 10 лет боится отвечать у доски. Когда его спрашивают с места, он нормально отвечает, но когда выходит к доске теряет дар речи.

Семья мальчика состоит из мамы и бабушки. Мама очень переживает за успехи ребенка. Когда у него что-то не получается, она выражает такую сильную досаду, как будто это случилось с ней. На приеме у психолога, мальчик, отвечая на вопросы, постоянно оглядывается на маму, как будто боится сделать ошибку. Бабушка до сих пор продолжает работать. Она считает, что дочь излишне переживает. Говорит, что когда та была маленькой, тоже боялась отвечать у доски, а в старших классах все изменилось.

 

Задание 10.

Дайте анализ приведенной ниже ситуации с точки зрения семейного консультанта, используя стратегический подход. Приведите пример возможных предписаний девочке и родителям.

 

Девочка- одиннадцатиклассница внезапно стала плохо учиться в школе. От классного руководителя девочки родители узнали, что она уже несколько раз пропускала занятия в школе, ссылаясь на головную боль, хотя родителям об этом не говорила. Семья девочки состоит из трех человек. Родители – успешные люди. Год назад, по словам матери, они были близки к разводу, но потом все изменилось. Каждый из супругов много работает. В обычные дни приходят поздно. В выходные предпочитают пассивный отдых, ссылаясь на усталость. Девочка большую часть времени проводит одна. По ее словам. Ей не хватает ощущения семьи.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра практической психологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Декан факультета психологии и педагогики

_________________ В.С. Пашкин

(подпись)

«______»______________ 2013 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.089 с.)