Социальное обеспечение в неденежной форме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обеспечение в неденежной форме



Система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми имеет комплексный характер и охватывает многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

C 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который заменили федеральные законы от 02.08.95 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10.12.95 г. № 195-ФЗ"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Действие данного Закона распространяется на граждан РФ, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального.

Новый закон ввел новые понятия "получатель социальных услуг", "поставщик социальных услуг", "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", понятие "стандарт социальной услуги" излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

В новом Законе не содержится понятия "трудная жизненная ситуация", ранее предусмотренного Федеральным законом от 10.12.95 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Новый Закон также предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта РФ, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах, а также форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг утверждаются Минтрудом России.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте РФ по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в установленные сроки и в установленном порядке.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Форма договора также утверждается Минтрудом России.

Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги.

В субъектах РФ формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг. Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства РФ. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утверждаются Минтрудом России.

Также определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 41), общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ.

Объем медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, определяется Правительством РФ.

В рамках базовой программы предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и СПИДа), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мы-
шечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, а также при беременности, родах,
в послеродовый период и при абортах.

В рамках базовой программы осуществляются мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний, включая проведение профилактических прививок, профилактических осмотров
и диспансерного наблюдения, в том числе здоровых детей, а также профилактика абортов.

На территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, медицинская помощь и лечение предоставляются в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Нужно внимательно изучить цели оказания государственной социальной помощи, ее виды, порядок обращения за государственной социальной помощью и порядок ее назначения, порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, состав малоимущей семьи, обязанности заявителей и органов, предоставляющих такую помощь.

В начале 1990-х гг. в связи с резким падением уровня и покупательной способности социальных выплат для многих категорий их было закреплено право получателей на получение бесплатных услуг (по проезду, обеспечению транспортом, жилищно-комму-
нальных, пользование телефоном и т. п.). С 1 января 2005 г. для большинства граждан Российской Федерации, имевших ранее право на получение бесплатных услуг (по проезду, обеспечению транспортом, жилищно-коммунальных, пользование телефоном
и т. п.), такие льготы заменены ежемесячной денежной выплатой, размер которой дифференцируется в зависимости от категории льготников (монетизированы). Необходимо ознакомиться с порядком выплаты.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «социальное обслуживание».

2. Какова система социального обслуживания в России?

3. Назовите виды социального обслуживания.

4. Что такое охрана здоровья граждан? Каковы принципы охраны здоровья граждан?

5. Назовите виды медицинской помощи, предоставляемой по программе обязательного медицинского страхования.

6. Что такое лекарственная помощь? Кто имеет право на ее получение?

7. Что такое государственная социальная помощь?

8. Назовите виды государственной социальной помощи и условия ее предоставления.

9. Что такое льготы по системе социального обеспечения? Назовите их виды.

10. Что такое монетизация льгот?


Библиографический список

Специальная литература

Буянова, М. О. Право социального обеспечения: учеб. пособие / М. О. Буянова. — М.: КноРус, 2005. –– 518 с.

Захаров, М. Л. Право социального обеспечения: учебник /
М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Вол-
терс Клувер, 2005. — 615 с.

Право социального обеспечения России: учебник / под ред.
К. Н. Гусова. — 4-е изд., перераб. и доп. –– М.: Проспект, 2011. –– 635 с.

 

 

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // РГ. — 1995. — 5 апр.

2. Европейская конвенция о социальном обеспечении от 14 декабря 1972 г. (ETS № 78) // Социальные права человека: док. и материалы Совета Европы. — М., 1996. — Ч. 1.

3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г. (ETS № 163) // Социальные права человека: док. и материалы Совета Европы. — М., 1996. — Ч. 1.

4. О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения: Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. –– 1993. –– № 4.

5. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. № 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 1: 1919–1956.

6. О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца: Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. 2: 1957–1990.

7. О равных правах граждан: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. // СЗ РФ. –– 1999. — № 47. — Ст. 5625.

8. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // БВС РФ. — 1994. — № 12.

9. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

10. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // ВСНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 1865.

11. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // СЗ РФ. —1999. — № 29. — Ст. 3699.

12. О государственном пенсионном обеспечении: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4831.

13. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. —
№ 21. –– Ст. 1929.

14. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ // СЗ РФ. –– 1996. –– № 3. –– Ст. 146.

15. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // СЗ РФ. — № 48. — Ст. 4563.

16. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «// СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.

17. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6989.

18. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 52
(Ч. 1). — Ст. 4920.

19. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ // СЗ РФ. — 2007. — № 1
(Ч. 1). — Ст. 18.

20. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // СЗ РФ. –– 1999. —
№ 29. — Ст. 3686.

21. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // СЗ РФ. –– 2013. — № 52 (часть I). — Ст. 7007.

22. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 // ВСНД и ВС РФ. — 1993. — № 9. — Ст. 328.

23. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 // СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1915.

 

 
 

Учебное издание

 


Шаповал Елена Алексеевна

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.037 с.)