Социальное обеспечение: понятие, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обеспечение: понятие,



Практикум

 

 

Москва

2015


УДК 364

ББК 67.405

Ш 24

Автор:

Е. А. Шаповал, доцент кафедры трудового права

и права социального обеспечения Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),

кандидат юридических наук, доцент

Рецензенты:

 

Е. Ю. Забрамная, доцент кафедры трудового права

МГУ им. М. В. Ломоносова,

кандидат юридических наук

 

А. Н. Миронова, заведующая кафедрой трудового права

и права социального обеспечения Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),

кандидат юридических наук

Шаповал, Е. А.

Ш 24
Право социального обеспечения России: практикум / Е. А. Шапо-
вал; РПА Минюста России. — М.: РПА Минюста России, 2011. — 94 с. — 260 экз. — ISBN 978-5-89172-305-4.

Практикум включает методические рекомендации и указания для студентов согласно тематическому плану учебной дисциплины «Право социального обеспечения», контрольные вопросы и задачи для проверки полученных знаний.

Предлагаемый материал разработан на основе теоретических положений права социального обеспечения, анализа норм действующего законодательства РФ, иных источников права социального обеспечения, материалов судебной практики.

Издание предназначено для студентов юридического факультета, а также может быть использовано на занятиях по дисциплине «Право социального обеспечения» на факультете правоведения.

 

УДК 364

ББК 67.405

 

ISBN 978-5-89172-305-4 © Шаповал Е. А., 2015

© РПА Минюста России, 2015


Оглавление

 


Сокращения, принятые в издании.................................. 4

Предисловие..................................................... 6

 

Общая часть

 

Тема 1. Социальное обеспечение: понятие, организационно-правовые формы, функции 8

Контрольные вопросы и задания............................ 15

Тема 2. Право социального обеспечения: понятие, предмет, метод, система 17

Контрольные вопросы и задания............................ 22

Задачи..................................................... 23

Тема 3. Принципы права социального обеспечения................ 24

Контрольные вопросы и задания............................ 30

Тема 4. Источники права социального обеспечения............... 31

Контрольные вопросы и задания............................ 36

Тема 5. Правоотношения в сфере социального обеспечения........ 37

Контрольные вопросы и задания............................ 44

 

Особенная часть

 

Тема 6. Трудовой стаж.......................................... 46

Контрольные вопросы и задания............................ 51

Задачи..................................................... 52

Тема 7. Пенсионная система России на современном этапе........ 54

Контрольные вопросы и задания............................ 56

Тема 8. Пенсионное обеспечение................................. 58

Контрольные вопросы и задания............................ 65

Задачи..................................................... 66

Тема 9. Пособия и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения 69

Контрольные вопросы и задания............................ 79

Задачи..................................................... 80

Тема 10. Возмещение вреда в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний..................................... 82

Контрольные вопросы и задания............................ 84

Задачи..................................................... 84

Тема 11. Социальные услуги и льготы по системе социального обеспечения 86

Контрольные вопросы и задания............................ 89

Библиографический список...................................... 91


Сокращения, принятые в издании

Нормативные правовые акты

Всеобщая декларация прав человека — Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // РГ. 1995. 5 апр.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах — Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // БВС РФ. 1994. № 12

Конституция — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445

Закон о государственном пенсионном обеспечении — Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831

Закон о страховых пенсиях — Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965

Закон о накопительной пенсии — Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6989

Закон о трудовых пенсиях — Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // РГ. 2001. 20 дек.

Закон об обязательном пенсионном страховании — Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832

Закон об основах обязательного социального страхования — Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686

Закон об основах социального обслуживания — Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. № 52 (часть I). Ст. 7007

 

2. Официальные издания

БВС — Бюллетень Верховного Суда

ВСНД и ВС — Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета

РГ — «Российская газета»

СЗ — Собрание законодательства

 

Органы власти

ГПС России — Государственная противопожарная служба Российской Федерации

МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации

Минздравсоцразвития России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минтруд России — Министерство труда и социального развития Российской Федерации

МЧС России — Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ПФР — Пенсионный фонд Российской Федерации

ФСС — Фонд социального страхования Российской Федерации

 

Прочие сокращения

АО — акционерное (-ые) общество (-а)

АЭС — атомная (-ые) электростанция (-и)

гл. — глава (-ы)

ДМС — добровольное медицинское страхование

ЕС — Европейский союз

ЕСН — единый социальный налог

млн — миллион (-ы)

МОТ — Международная организация труда

НПФ — негосударственный (-ые) пенсионный (-ые) фонд (-ы)

ОМС — обязательное медицинское страхование

ООН — Организация Объединенных Наций

п. — пункт (-ы)

подп. — подпункт (-ы)

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

руб. — рубль (-и)

РФ — Российская Федерация

СНГ — Содружество Независимых Государств

СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита

СССР — Союз Советских Социалистических Республик

ст. — статья (-и)

тыс. — тысяча (-и)

УИС — уголовно-исполнительная система

ч. — часть (-и)


Предисловие

Право социального обеспечения — одна из отраслей российского права, которая играет важнейшую роль для регулирования социальной сферы Российской Федерации. Эта роль напрямую связана со значением социального обеспечения для общества, а также с тем, что нормы права социального обеспечения регулируют общественные отношения, затрагивающие права и интересы миллионов людей в нашей стране.

В связи с коренными изменениями в экономике страны возникла потребность принципиальных изменений в системе социального обеспечения, нового подхода к правовому регулированию отношений по социальному обеспечению в современных экономических условиях.

Принятие Конституции в 1993 г., вхождение России в мировое сообщество стран, следующих принципам соблюдения прав человека, потребовало учета в национальном законодательстве международных стандартов социального обеспечения, нормативных актов ООН, конвенций и рекомендаций МОТ, а также актов ЕС.

Эти причины в совокупности предопределили принятие в последнее десятилетие большого количества самых разнообразных нормативных актов, изменивших подходы к обеспечению различных категорий нуждающихся граждан пенсиями, пособиями, услугами и т. д. Бессистемный их анализ, характерный для непрофессиональных юристов, основанный преимущественно или исключительно на изучении отдельных юридических норм и положений, приводит к неправильному пониманию, а следовательно, и неверному применению соответствующих норм. Для осмысления сущности права социального обеспечения необходимо, прежде всего, обратиться к изучению его основополагающих теоретических положений и категорий, составляющих общую часть данной правовой отрасли. Кроме того, нужно структурировать нормативный и теоретический материал таким образом, чтобы сформировать в сознании целостную обобщенную модель российской системы социального обеспечения населения, а также понять основные тенденции ее развития в теории и законодательстве.

Дисциплина «Право социального обеспечения» преподается студентам старших курсов, уже имеющим опыт обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из основных задач — привлечь знания уже изученных ими предметов.

В методических указаниях для каждой темы даны рекомендации для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задачи для проверки преподавателем уровня подготовленности студентов. Материал направлен на закрепление изученного, развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по проблемам права социального обеспечения, приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе построения аргументации и защиты выдвигаемых положений
и тезисов.


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1

Тема 2

Право социального обеспечения:

Задачи

1. Гражданин приобрел полис добровольного медицинского страхования (ДМС) и обратился к работодателю с требованием прекратить уплату за него взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС). Правомерно ли требование гражданина? Обоснуйте свой ответ.

 

2. Гражданин Российской Федерации Зайцев И. И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Будет ли он иметь право на получение бесплатной медицинской помощи по программе ОМС и на пособие по временной нетрудоспособности, а также приобретет ли он пенсионные права, если он не уплачивал взносы на эти виды обязательного социального страхования?

 

3. Ушков А. А. является лицом без гражданства. На какие виды социального обеспечения он имеет право по российскому законодательству?

 

4. Согласно коллективному договору работодатель менеджера Кузина М. В. уплачивал взносы на негосударственное пенсионное страхование в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). 20 марта текущего года Кузину М. В. исполнилось 60 лет, и он обратился в НПФ за назначением пенсии. В какие правоотношения он вступил?


 

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Правоотношения
в сфере социального обеспечения

Правоотношения в сфере социального обеспечения представляют собой определенную общественную связь между гражданами,
с одной стороны, и органами государства (либо иными уполномоченными органами), осуществляющими социальное обеспечение на основе правовых установлений, — с другой. Правоотношения в сфере социального обеспечения по своей сущности являются распределительными.

Правоотношение по социальному обеспечению — это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

В системе правоотношений права социального обеспечения центральное место занимают материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социальных рисков в денежных средствах, медицинских или социальных услугах. С учетом особенностей формы удовлетворения потребностей их можно разделить на две группы:

- по предоставлению денежных выплат;

- по оказанию бесплатных (или частично платных) для потребителя медицинских или социальных услуг.

Указанные правоотношения являются имущественными, поскольку в качестве их объектов выступают материальные блага, имеющие стоимостное выражение.

С юридической точки зрения эти правоотношения представляют собой публично-правовые обязательства. В силу этих обязательств одна сторона (физическое лицо или семья) имеет право получить конкретный вид социального обеспечения (пенсию, пособие, медицинскую услугу) при наступлении установленного законом социального риска, а другая (государство в лице его органов или иных организаций, действующих по его поручению) обязуется их предоставить. Это означает, что имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государство или иные организации, действующие по поручению государства. Таким образом, через активную правоприменительную деятельность государственных органов или учреждений, а также негосударственных организаций, выполняющих возложенные на них государственные функции, реализуются субъективные права физических лиц, пострадавших от социальных рисков.

Важно, что права и обязанности сторон рассматриваемых правоотношений не могут быть изменены ни по взаимному соглашению, ни в одностороннем порядке. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма правоотношений, рамки договорной свободы поведения сторон жестко ограничены законом. В частности, договор на медицинское обслуживание заключается на базе типового договора, утвержденного Правительством РФ и содержащего все необходимые условия, отступление от которых не допускается. Это объясняется спецификой медицинских услуг и прямой заинтересованностью государства в сохранении общественного здоровья населения, а также целевым характером государственных средств на медицинскую помощь и осуществление федеральных программ по профилактике социально опасных заболеваний.

В этом состоит одно из существенных отличий правоотношений по социальному обеспечению от гражданских правоотношений, где субъекты сами определяют их содержание в допустимых законом пределах (например, на получение дополнительных медицинских услуг).

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются публично-правовыми обязательствами, возникающими между государственными органами (учреждениями) или негосударственными организациями, действующими по поручению государства, и физическими лицами, утратившими трудовой доход или внутрисемейное содержание в результате наступления установленных законом социальных рисков.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения классифицируются:

- на пенсионные;

- по поводу пособий и компенсационных выплат;

- по поводу социального обслуживания.

Данная классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объектах, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Например, пенсионные правоотношения классифицируются, в свою очередь, в зависимости от вида самой пенсии. Это пенсионные правоотношения в связи:

- с пенсией по старости;

- пенсией по инвалидности;

- пенсией по случаю потери кормильца;

- пенсией за выслугу лет;

- социальной пенсией.

Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был бы наделен субъективным правом на получение всех либо нескольких видов социального обеспечения. В то же время при наличии соответствующих юридических фактов гражданин может быть субъектом одновременно в нескольких параллельно существующих правоотношениях (например, в правоотношениях по временной нетрудоспособности, в правоотношениях по поводу медико-социальной помощи и лечения и т. п.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения, по объекту, по содержанию, по сроку действия и по основаниям возникновения.

По срокам действия материальные правоотношения можно объединить в три группы:

- правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (по поводу единовременных пособий);

- правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся — 23 лет; по обеспечению пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.);

- правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, по инвалидности; в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; по выплате пособий по безработице — не более 12 месяцев
в течение 18 месяцев или не более 24 месяцев в течение 36 месяцев).

Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является физическое лицо (либо семья). Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Однако это вовсе не означает, что человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта любого из правоотношений по предоставлению пенсий, пособий или бесплатных медицинских услуг.

С момента рождения каждый обладает лишь общей отраслевой правоспособностью. Наличие этого вида правоспособности необходимо для получения тех видов социального обеспечения, которые не обусловлены трудовой деятельностью.

Специальной трудовой правоспособностью обладают только лица, осуществляющие трудовую деятельность в отношении тех видов обеспечения, которые обусловлены такой деятельностью.

Таким образом, в праве социального обеспечения отсутствует единая для всех отраслевая правоспособность.

Обладая общей или специальной правоспособностью, физическое лицо при наступлении социального риска реализует свое субъективное право на тот или иной вид обеспечения в конкретном правоотношении.

Вторым структурным элементом содержания правосубъектности выступает категория дееспособности физических лиц, которая наступает по достижении установленного законом возраста.

Особенность правоотношений по социальному страхованию состоит также в том, что инициатором их возникновения является лишь один субъект — физическое лицо (правообладатель), так как законом установлен заявительный порядок реализации права на любой вид пенсий, пособий и бесплатных медицинских услуг. Без волеизъявления лица субъективное право не будет реализовано и останется в потенциальном состоянии.

При обращении к государственному органу (учреждению) или иной компетентной организации заинтересованный субъект должен представить необходимые доказательства, подтверждающие наличие у него права на конкретный вид пенсии или пособия. За представление ложных сведений он может быть привлечен к различным видам ответственности, включая уголовную, поэтому в поведении активного субъекта правоотношений — физического лица использование сочетается с соблюдением.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, по бесплатному или льготному протезированию, по содержанию детей в домах ребенка, детских приютах, интернатах и других детских учреждениях).

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы или учреждения. К их числу относятся: территориальные органы социальной защиты; учреждения социального обслуживания; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения (приюты, интернаты и т. п.).

Реализации материальных правоотношений способствуют процедурные правоотношения по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, степени и причины инвалидности и пр.) и принятию решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителя с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но и несет обязанности по предъявлению необходимых доказательств его наступления.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке. При этом возникают административно-процессуальные и гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Выделяют три группы таких отношений:

1) отношения по установлению юридических фактов (например, факта инвалидности, временной нетрудоспособности, нуждаемости в транспортном средстве или средстве передвижения и др.). Установление этих юридических фактов является объективной предпосылкой для возникновения материальных отношений;

2) процедурные отношения, связанные с принятием компетентным органом решения и применением нормы права (например, о назначении пенсии, направлении в дом-интернат, предоставлении транспортного средства инвалиду и т. п.);

3) отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решения органа или должностного лица граждане могут в административном или судебном порядке.

Регулируются эти отношения нормами нескольких отраслей права, в частности административного и гражданско-процессуаль-
ного. Объект данного вида отношений не материальное право,
а определенное юридическое действие. Основанием возникновения этих отношений является, как правило, обращение гражданина, направленное на реализацию или защиту права на тот или иной вид социального обеспечения. Содержание процедурных и процессуальных правоотношений — это совокупность права гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанности такого органа принять его.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения (юридическим фактам) законодатель относит специфические жизненные обстоятельства. Это, как правило, события, т. е. такие обстоятельства, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. К юридическим событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности или инвалидности; безработица; необходимость в транспортном средстве или средстве передвижения и т. д. Кроме того, юридические факты в сфере социального обеспечения включают юридические действия (например, обращение за пенсией, обращение за пособием и др.).

Возникновение, изменение и прекращение материальных правоотношений по социальному обеспечению зависят в большинстве случаев от наступления сложного юридического состава.

Изменение существующих правоотношений (содержания прав и обязанностей или их объема) также чаще происходит при наличии сложного юридического фактического состава. Например, сложный состав — увеличение продолжительности страхового стажа, обращение пенсионера в орган социальной защиты за перерасчетом пенсии, принятием решения о повышении размера пенсии с учетом новых обстоятельств — влечет за собой изменение объема прав субъекта пенсионного правоотношения по выплате страховой пенсии по старости.

Правопрекращающими юридическими фактами могут быть как единичные факты (смерть), так и сложные составы.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое правоотношение по социальному обеспечению?

2. Какие виды правоотношений можно выделить в сфере социального обеспечения?

3. Назовите виды материальных правоотношений по социальному обеспечению.

4. Назовите виды процедурных правоотношений по социальному обеспечению.

5. Назовите субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

6. Какова правосубъектность граждан в правоотношениях по социальному обеспечению?

7. Каково содержание материальных правоотношений по социальному обеспечению?

8. Каково содержание процедурных правоотношений по социальному обеспечению?

9. Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

10. Определите субъектов и правосубъектность граждан в правоотношениях по социальному обеспечению:

- страховой пенсией по старости;

- страховой пенсией по инвалидности;

- страховой пенсией по случаю потери кормильца;

- накопительной пенсией;

- пенсией за выслугу лет государственному гражданскому служащему;

- социальной пенсией в связи с инвалидностью;

- социальной пенсией в связи со смертью кормильца;

- социальной пенсией в связи с достижением установленного законом возраста;

- пособием по временной нетрудоспособности,

- пособием по беременности и родам;

- пособием при рождении ребенка;

- пособием по уходу за ребенком;

- медицинской помощью и лечением;

- социальным обслуживанием.

11. Какие из указанных юридических фактов могут изменить или прекратить правоотношение по социальному обеспечению:

- смерть пенсионера;

- изменение группы инвалидности;

- увеличение пенсионного капитала после выхода на пенсию;

- увеличение процента утраты профессиональной трудоспособности.

 


ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 6

Трудовой стаж

Трудовой стаж имеет значение для различных отраслей права. В праве социального обеспечения трудовой стаж — одно из основных условий, с которым в ряде случаев связано не только право на определенный вид социального обеспечения, но и его размер.

В науке права социального обеспечения под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и иных периодов, указанных
в законе, с которыми связаны правовые последствия в праве социального обеспечения.

Как видим, для целей социального обеспечения в трудовой стаж включается не только трудовая (работа по трудовому и гражданско-правовому договору, занятие предпринимательской деятельностью и т. п.), но и иная общественно полезная деятельность (военная служба по призыву, уход за детьми и нетрудоспособными). Помимо этого в трудовой стаж включаются и периоды, в течение которых лицо не было занято никакими видами деятельности (временная нетрудоспособность, период безработицы и т. п.).

Трудовой стаж в праве социального обеспечения характеризуется количественным и качественным критериями. Количественный критерий отражает общую суммарную продолжительность трудового стажа, а качественный критерий — условия, в которых выполнялась работа,
и местность, где протекала трудовая деятельность.

С учетом количественного и качественного критерия, а также в зависимости от вида обеспечения в действующем российском законодательстве выделяются следующие виды трудового стажа:

- общий трудовой стаж;

- общий страховой стаж;

- специальный страховой стаж;

- специальный трудовой стаж (выслуга лет);

- страховой стаж для определения размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Общий трудовой стаж. С вступлением в силу с 1 января 2002 г. Закона о государственном пенсионном обеспечении и Закона о трудовых пенсиях понятие и значение общего трудового стажа изменились.

Общий трудовой стаж по действующему законодательству — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях; подп. 5 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии[9]).

Юридическое значение общего трудового стажа согласно действующему пенсионному законодательству сводится к тому, что он необходим для оценки пенсионных прав лица по состоянию на 1 января 2002 г. С учетом этого вида трудового стажа пенсионные органы проводят преобразование (конвертацию) пенсионных прав, возникших
у лица по состоянию на 1 января 2002 г. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые включаются в общий трудовой стаж, приведены в ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Общий страховой стаж. Периоды, засчитываемые в общий страховой стаж, условия их включения в общий страховой стаж определены в ст. 11 и 12 Закона о страховых пенсиях.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности (работа по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по договору авторского заказа; государственная и муниципальная служба; самостоятельное обеспечение себя работой (индиви-
дуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); выполнение работы в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства; работа за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в ПФР в добровольном порядке; работа в качестве члена родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; деятельность в качестве священнослужителя), которые выполнялись на территории РФ гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающими на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Все эти периоды именуются страховыми, поскольку предполагают уплату страховых взносов в ПФР.

Помимо страховых периодов в трудовой стаж включаются нестраховые периоды, т. е. периоды, когда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачиваются. Перечень таких периодов определен в ст. 12 Закона о страховых пенсиях и является исчерпывающим. Их необходимо хорошо знать.

К нестраховым периодам, включаемым в общий страховой стаж, относятся:

· период прохождения военной службы по призыву, а также периоды приравненной к военной службе, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

· период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

· период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности;

· период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

· период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

· период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом
за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

· период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

· период проживания за границей супругов дипломатических работников, работников международных организаций, торговых представительств РФ в иностранных государствах, представительств федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительствах государственных учреждений РФ согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности;

· период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды.

Этот вид трудового стажа еще называют смешанным, поскольку он включает в себя как страховые (периоды, когда производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР), так и нестраховые периоды (периоды, когда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивались).

Юридическое значение общего страхового стажа состоит в том, что он является одним из условий назначения страховой пенсии по старости как на общих основаниях, так и досрочной.

Специальный страховой стаж. Специальный страховой стаж — это стаж определенной профессиональной деятельности (вредные, тяжелые, опасные работы, медицинская деятельность, педагогическая деятельность и т. п.) лиц, застрахованных по обязательному пенсионному страхованию. Юридическое значение специального страхового стажа состоит в том, что он является одним из условий назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Специальный трудовой стаж. Специальный трудовой стаж или выслуга лет — это стаж военной или государственной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.107 с.)