Московский автомобильно-дорожный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский автомобильно-дорожный



МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

проф. В.В.Ушаков

_________________________

«_____»____________ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 
 


Направление подготовки: 080200.68 Менеджмент

Профиль подготовки: Управление человеческими ресурсами

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

 

 

Москва

 

Проверено ОМО _____________

Файл РП ____________________

 


ЦЕЛЬЮ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» является формирование у магистрантов необходимых в их будущей профессиональной деятельности системных знаний по теории организаций и организационному поведению, их практическому применению в управлении хозяйственными и другими организациями в современных социально - экономических условиях.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к профессиональному циклу дисциплин магистерской подготовки, входит в его базовую часть. В методологическим плане дисциплина «Теория организации и организационное поведение» опирается на общеэкономические, психологические, культурологические знания, а также на знания основ менеджмента, основ управления персоналом организации. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знания базовых законов управления организацией, социологии, психологии, экономики, основ делового общения; владение компьютером как средством управления информацией.

 

КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ü ПК-4 – способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

ü ПК-24 – знание принципов и методов диагностики организационного развития и умение использовать их в своей профессиональной деятельности.

 

После изучения дисциплины в соответствии с ФГОС и ООП магистрант должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Знать: этапы становления и развития теории организаций, основные научные подходы к исследованию организаций, иметь представление о роли организации в современном обществе, о механизме учета влияния социальных процессов и явлений на функционирование и развитие организации. Знать принципы, формы и методы диагностики организационного развития. Знать основные законы развития организации. Понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах, знать особенности формальных и неформальных отношений применительно к специфике функционирования организации. Иметь представление о факторах, формирующих организационное поведение личности.

Уметь: анализировать основные проблемы, связанные оценкой эффективности функционирования организации, организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.

Владеть: навыками принятия организационно-управленческих решений и их реализации в практической деятельности.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестры (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интер-активной форме 9(18)      
Аудиторные занятия (всего)            
в том числе: Лекции (Л)            
  Лабораторные работы (ЛР)            
  Практические занятия (ПЗ)            
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе:            
СРС в семестре: Курсовой проект (КП)            
  Курсовая работа (КР)            
  Расчетно-графические работы (РГР)            
  Реферат (РЕФ)            
  Другие виды самостоятельной работы            
СРС в сессию: Экзамен            
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экз.   Экз.      
Общая трудоемкость, ч.            
             
Общая трудоемкость, зачетные единицы            

 

 

4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л ПЗ СРС Всего часов   Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. Введение в теорию организаций         ПК-24
2. Организация как система и как элемент социальной системы         ПК-4, ПК-24
3. Законы и принципы организации         ПК-4, ПК-24
4. Власть, политика и социальная ответственность в организации         ПК-4, ПК-24
5. Лидерство в организации         ПК-4, ПК-24
6. Группы и личность в организации         ПК-4, ПК-24
7. Коммуникации в организации         ПК-4, ПК-24
8. Организационная культура         ПК-4, ПК-24
Всего часов          

 

 

4.3. Содержание дисциплины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В учебном процессе используются педагогические технологии, системно ориентированные на достижение целей изучения дисциплины. Формами организации учебного процесса являются аудиторные лекционные и практические занятия, а также внеаудиторная самостоятельная работа магистрантов. В процессе изучения дисциплины используются активные и интерактивные методы обучения, а именно:

1. Проблемный метод обучения. На этом занятии новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания магистрантов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается в процессе поиска ее решения.

2. Обзорный метод изложения новых знаний — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления представляемой преподавателем новой информации в контексте ее внутрипредметных и межпредметных связей, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, системообразующим элементом излагаемых теоретических положений является научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

3. Метод визуализации учебного материала представляет собой визуальный способ представления теоретического и/или практического материала мультимедийными средствами обучения. В зависимости от формы визуализации, различают презентации, обучающие фильмы или видеотренинги.

4. Метод запланированных ошибок состоит в том, чтобы допустить во время изложения материала определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача магистрантов заключается в оперативном анализе предлагаемого им материала и выделении допущенных преподавателем ошибок. В заключении магистрантами и/или преподавателем обсуждаются найденные неточности. С помощью разработанной системы ошибок преподаватель может получить представление о трудностях овладения материалом. Данный метод лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у магистрантов сформированы основные понятия и представления.

5. Дискуссия. Этот метод предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество дискуссии состоит в том, что она позволяет привлекать внимание магистрантов к наиболее важным вопросам рассматриваемой темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.

6. Исследовательский метод – предполагает получение (вывод) новых знаний (соотношений) из уже имеющихся путем логически верных преобразований, гарантирующих получение истинных знаний в той мере, в какой можно гарантировать истинность исходных постулатов.

7. Метод разбора конкретных ситуаций. Данный метод по форме похож на дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Ее изложение должно быть кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Магистранты анализируют, предлагают собственное решение проблемы и обсуждают их всей аудиторией.

8. Метод выполнения типового задания. Данный метод обучения направлен на формирование у магистрантов определенных навыков выполнения тех или иных действий. При этом информация из категории «знать» переходят в категорию «владеть» при многократном повторении определенных действий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИП-ЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬ-НОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

Тематика рефератов

1.Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации.

2. Типологии личности и их роль в понимании, предвидении и управлении организационным поведением.

3. Мотивы поведения и деятельности. Необходимость изучения психологии мотивационной сферы в управленческих функциях.

4. Профессиональная и социальная мотивация в деятельности менеджера.

5. Хотторнские эксперименты и их вклад в учение о неформальных группах на производстве.

6. Критерии адаптации персонала.

7. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты и способы их разрешения.

8. Формализация организационных процессов: методы разработки основных документов организации, регулирующих поведение.

9. Личность и поведение в бюрократической организации: сильные и слабые стороны бюрократии.

10. Особенности материального и нематериального стимулирования труда.

11. Работа менеджера с неформальными группами.

12. Стилевые характеристики поведения менеджера.

13. Формальные коммуникации в организации: цели и возможности формализации делового общения.

14. Социальная политика организации.

15. Кадровая политика организации.

16. Этический кодекс организации.

17. Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации.

18. Управление карьерой сотрудников в организациях с развитой корпоративной культурой.

 

Кейс

Чтение кейса магистрантам целесообразно проводить в несколько этапов. При первом прочтении кейса важно разобраться в структуре и логике конкретной ситуации, что впоследствии помогает возвращаться к тексту за разъяснением и ссылками. Второе чтение кейса должно быть более внимательным, поскольку на этом этапе начинается непосредственно анализ проблематики конкретной управленческой ситуации. Второе чтение помогает магистрантам обеспечить обоснованность предполагаемого решения, т. е. того, что будет оцениваться преподавателем. Для этого ему необходимо выстроить цепочку доказательств из фактов и последовательности событий. При этом творческое использование простых методов количественного анализа для обеспечения качества своей позиции является наиболее ценным навыком, который магистрант может приобрести.

 

Вопросы к экзамену

Основные принципы формирования экзаменационных билетов:

· билет включает 2 вопроса из нижеприведенного списка;

· вопросы должны относиться к различным разделам дисциплины.

1. Этапы и логика становления теории организаций.

2. Объект, предмет и проблематика теории организаций.

3. Социальная организация и ее составляющие.

4. Формирование моделей открытой и закрытой системы в рамках теории организаций.

5. Классическая школа в теории организации.

6. Школа человеческих отношений. Формирование основ организационного поведения.

7. Содержательные и процессуальные модели мотивации.

8. Виды социальных систем. Организация как система.

9. Системный анализ организации.

10. Закон синергии: основные элементы; влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал; признаки достижения синергии в организации.

11. Закон самосохранения: философия самосохранения; факторы самосохранения.

12. Закон развития: философия развития организации.

13. Жизненный цикл организации.

14. Закон информированности – упорядоченности: особенности, факторы воздействия, характеристики.

15. Закон единства анализа и синтеза: особенности и принципы выполнения.

16. Закон гармонии: принципы и практика использования закона.

17. Специфические законы социальной организации. Принципы статической и динамической организации. Принципы формирования процесса организации. Принципы рационализации.

18. Феномен власти. Эволюция организационной власти. Классификация власти.

19. Политика управления современной организацией. Виды политик. Баланс власти, политики и социальной ответственности в организации.

20. Власть и полномочия. Централизация и децентрализация управления.

21. Феномен лидерства. Лидерство и руководство.

22. Лидерство и организационная власть. Характерные особенности лидерства. Заменители лидерства.

23. Эволюция теорий лидерства. Лидерство и стиль руководства.

24. Формирование и подготовка резерва руководителей – лидеров: проблемы преемственности.

25. Группы в организации: характеристики, классификация, особенности. Формальные и неформальные группы: сущность и значение.

26. Факторы эффективности групп в организации: размер, состав, групповые нормы, взаимосвязь, сплоченность и т.д. Механизмы групповой динамики.

27. Команда: сущность и этапы ее формирования. Мотивация и стимулирование производственно-хозяйственной деятельности группы.

28. Личность как элемент организационной системы. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности индивида.

29. Модель коммуникации в организации.

30. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Коммуникационная сеть. Типы коммуникационных сетей. Коммуникации и организационная структура управления.

31. Неформальные коммуникации и их роль при передаче информации.

32. Основные составляющие организационной культуры. Функции организационной культуры. Уровни изучения организационной культуры.

33. Взаимосвязь между силой организационной культуры и успехом компании. Типология организационных культур.

34. Способы формирования организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры. Возможности изменения организационной культуры.

35. Влияние национальной культуры на организационную. Организационная культура многонациональных компаний.

36. Влияние организационной культуры на социально – психологический климат в коллективе.

 

Критерий оценки экзамена

Магистрант получает оценку «отлично» в случае, если он ответил на экзаменационные вопросы в полном объеме, активно участвовал в дискуссиях, презентовал решения кейсов на практических занятиях, защитил реферат.

Магистрант получает оценку «хорошо» в случае, если он ответил на экзаменационные вопросы в неполном объеме, достаточно активно участвовал в дискуссиях, презентовал решения кейсов на практических занятиях, защитил реферат.

Магистрант получает оценку «удовлетворительно» в случае если он ответил не на все экзаменационные вопросы, участвовал, но неактивно в дискуссиях, редко презентовал решения кейсов на практических занятиях, защитил реферат.

Магистрант получает оценку «неудовлетворительно» в случае если он не ответил на вопросы экзаменационные билета.

Магистрант не допускается к сдаче экзамена, если он не защитил реферат.

 

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная литература

  1. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – М.: КноРус, 2010.
  2. Лапыгин Ю.Н. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2010.
  3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: Инфра-М, 2010.
  4. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010.
  5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. – М.: Магистр, 2008.
  6. Згонник Л.В. Организационное поведение. – М.: Дашков и Ко, 2010.
  7. Зельдович Б. Основы организационного поведения. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
  8. Иванникова Н.Н. Организационное поведение: краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.
  9. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2011.
  10. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
  11. Резник С.Д. Игошина И.А. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2010.
  12. Спивак В.А.. Организационное поведение. - Спб.: Эксмо, 2009.

Дополнительная литература

  1. Веснин В.Р. Теория организации в схемах. – М.: Проспект, 2011.
  2. Дафт Р. Теория и практика организации. – М.: Прайм-Еврознак, 2009.
  3. Долгов А.И. Теория организации. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
  4. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Теория организации. Системный подход. – М.: Андреевский издательский дом, 2009.
  5. Яськов Е.Ф. Теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2010.
  6. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих. – Инфра-М, 2010
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Команда на рынке: стратегия и методы. СПб.: Речь, 2009

Литература на английском языке

  1. Glaveegeo R. Organizational Buying Behavior, 2010.
  2. Slocum John W, Hellriegel D. Principles of Organizational Behavior. - Cengage Learning, 2009.
  3. Frank Bond, Cary Cooper, and Valerie J Sutherland Organizational Stress Management: A Strategic Approach. – Publisher: Palgrave Macmillan, 2010

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
1. Лекционная аудитория – 504 л ПК – 1 шт., мультимедийный проектор, экран, маркерная доска
2. Компьютерный класс – 507л ПК – 30 шт., мультимедийный проектор, экран, маркерная доска
3. Лекционная аудитория – 515 л ПК – 1 шт., мультимедийный проектор, экран, маркерная доска
4. Учебно-методический кабинет – 516 л ПК – 17 шт., мультимедийный проектор, переносной экран, переносная маркерная доска

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГПНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Реферат по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» является самостоятельной работой магистрантов.

Основными целямиреферата являются:

  • углубление, закрепление и расширение объема знаний по дисциплине;
  • систематизация знаний во взаимной увязке нескольких смежных дисциплин;
  • закрепление навыков самостоятельной работы с литературой и другими источниками;
  • отработка навыка решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности;

В процессе написания реферата магистрант должен приобрести и закрепить следующие навыки:

§ работы со специальной литературой прикладного и фундаментального характера;

§ систематизации, обобщения и анализа фактического материала по исследуемой теме.

Общие требования к выполнению реферата

Структура реферата:

  • Титульный лист.
  • Содержание с указанием страниц начала каждого раздела.
  • Введение.
  • Основная часть с подразделением на главы и параграфы.
  • Заключение.
  • Список использованных источников и материалов.

Содержание состоит из перечня составных частей, разделов и подразделов основной части реферата, всех приложений. Все названия приводятся полностью. Указывается номер страницы, где находится каждый заголовок.

Введение должно включать в себя обоснование актуальности выбранной темы, необходимость решения проблемы в современных условиях, цель написания реферата.

Основная часть работы должна содержать описание проблемы в контексте сложившейся ситуации управления изменениями на конкретном предприятии. Опираясь, на знания, полученные в процессе изучения дисциплины, магистрант должен конкретизировать пути решения проблемы, выбранные предприятием и предложить свое видение решения проблемы управления изменениями.

Заключение должны быть сформулированы выводы относительно целесообразности и эффективности выбранного предприятием пути решения проблемы.

Литература. После заключения приводится перечень использованной литературы (в алфавитном порядке).

Требования к оформлению реферата

1. Общий объем не должен превышать 10-12 страниц машинописного текста (без приложений).

2. Текст должен быть машинописным (Times New Roman, 14, полуторный интервал; поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см; нумерация страниц – правый верхний угол, на титульном листе номер страницы не ставится).

3. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) даются по тексту реферата, после обращения к ним или на следующей странице, с пояснениями и с названиями. Названия помещают под иллюстрацией, а перед ним ставят обозначение словом “Рис.” и нумеруют последовательно арабскими цифрами в целом с начала до конца реферата (сквозная нумерация).

5. Цифровой и статистический материал оформляется в виде таблиц. Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего реферата. Номер таблицы размещается в верхнем правом углу над заголовком без точки. Таблица обязательно должна иметь заголовок, отражающий ее содержание и цели. Размер текста заголовка соответствует размеру основного текста, но выделяется жирным шрифтом. В конце заголовка таблицы располагается знак сноски на ссылку на источник данных. Если магистрант самостоятельно составил данную таблицу, текст ссылки, которая располагается в конце страницы, должна начинаться словами “Рассчитано по:” или “Составлено по:”.

6. Ссылки на используемую литературу и источники данных осуществляются посредством сносок в тексте. Сноски имеют сквозную нумерацию по всему реферату. Ссылки на литературу, располагаемые внизу страницы, должны иметь размер шрифта, меньший по сравнению с основным текстом (шрифт Times New Roman, 10-12, одинарный интервал).

Реферат оформляется в соответствии с требованиями настоящих методических указаний и представляется преподавателю в установленные учебным планом сроки.


 

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки магистров 080200.68 – Менеджмент, магистерская программа Управление человеческими ресурсами

рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «5» июня 2012 г.,

протокол № 11.

 

Разработчик

д.т.н., профессор______________________________________________ Александрова И.Е.

 

 

Кафедра социологии и управления

 

Зав.кафедрой

к.ф.н., профессор_________________________________________________ Федоров И.В.

 

Рабочая программа согласована с УМКФ.

 

Председатель УМКФ

д.т.н., профессор ____________________________________________ Николаев А.Б.

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании совета факультета «___»______20___ г., протокол № _____.

 

Председатель совета факультета

д.т.н., профессор ____________________________________________ Николаев А.Б.

 

 

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

проф. В.В.Ушаков

_________________________

«_____»____________ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.096 с.)