Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления развития статистической наукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Направления развития статистической науки статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Статистика как наука возникла в 17 веке почти одновременно в Германии и Англии. Развитие статистики как науки шло по двум направлениям: 1) немецкая школа. Основателем этой школы был Герман Конринг (1606-1681) (сугубо описательная наука - государствоведение - описание уклада, количество знати, количество приходов, количество населения, количество земель без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями. 2) английская школа (другое название - "школа политической арифметики". Основателями этой школы были Вильям Петти (1623-1687), Джон Граунт (1620-1674). Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719-1772), который, ввел термин «статистика». Предмет и метод статистики Предмет статистики изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с её качественной стороной, с их социально – экономическим содержанием. Количественную сторону массовых общественных явлений и процессов статистика выражает с помощью системы статистических показателей. Все статистические показатели в их совокупности составляют систему статистических показателей – это комплекс взаимосвязанных показателей, которые характеризуют состояние и развитие различных сторон жизни общества – экономику, науку, культуру, население. Объектом статистики является человеческое общество, явления и процессы общественной жизни. Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики. Для выявления и характеристики общественных явлений и процессов статистика проходит 3 основные стадии своего исследования: 1) Стадия - массовое статистическое наблюдение – на этой стадии получают объективные данные об изучаемых общественных явлениях.
2) Стадия - сводка и обработка, классификация и систематизация материалов, собранных в результате массовых статистических наблюдений. 3) Стадия - анализ статистических показателей, полученных в результате сводки и обработки статистических материалов. На каждой из этих стадий применяют такие методы и приемы исследования как: 1) метод наблюдения 2) сводка и группировка 3) метод обобщающих показателей 4) метод вариаций 5) выборочный метод 6) ряды динамики 7) индексный метод 8) графический метод и другие, которые в совокупности образуют статистическую методологию исследования. Все три стадии, приемы и методы статистического исследования находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Цель такого исследования заключается в том, чтобы получить нужные, научно-обоснованные статистические показатели. Неполный или неточный учет факторов ведет к получению неправильных показателей, а следовательно, к неверным выводам и вся работа по сбору и обработке статистических материалов будет обесценена.
5. Основные категории статистики Статистика оперирует определенными категориями, т. е. понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности. Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью Статистическая совокупность — это множество единиц (объектов, явлений), объединенных общей связью. Такова, например, совокупность предприятий, производящих однотипную продукцию, но различающихся между собой объемами производства, трудовыми и финансовым ресурсами; совокупность домохозяйств; совокупность студентов и т.п. Под единицами совокупности понимаются ее неделимые первичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков. Например, единицами совокупности могут выступать акционерные общества, фирмы, фермерские хозяйства, человек, семья, станок, изделие и т.д. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками.
Признак — показатель, характеризующий некоторое свойство объекта совокупности, рассматриваемый как случайная величина. Например, единица статистической совокупности — «предприятие» — имеет следующие признаки: объемы производственной и реализованной продукции, соотношение собственных и заемных средств, издержки производства, численность работников и т.д. Значения каждого признака отдельной единицы совокупности (варианты) могут быть различными: х\,х2,...,хп, (например, стаж работы равен 1 году, 2 годам и т.д.). Признаки могут быть (по характеру выявления) качественными и количественными. Качественные признаки (атрибутивные признаки) выражаются в виде понятий, определений, которые характеризуют их суть, состояние или качество. Например, сорт продукции, профессия, семейный статус. Количественные признаки выражают отдельные значения качественных признаков в числовом выражении, отдельные значения которых называются вариантами (возраст, стаж работы). Количественные варианты по характеру выражения могут быть первичными и вторичными. По отношению к объекту количественные признаки могут быть прямыми и непрямыми. Прямые - характеризуют объект исследования непосредственно (возраст лиц, количество собравшихся в аудитории) Непрямые - признаки, которые не принадлежат непосредственно исследуемому объекту (или совокупности), а которые принадлежат другой совокупности, которая входит в данную. По характеру вариации количественные признаки могут быть дискретными (прерывные), непрерывными; а качественные - многовариантными, альтернативными. По отношению к времени признаки могут быть интервальные и моментные. В зависимости от связи между признаками они бывают факторными и результативными. § Тот признак, который влияет на другой, называется факторным. Тот признак, который подлежит влиянию, называется результативным. Статистический показатель — это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивидуальных значений, которые, как отмечалось, называются признаками. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими. Система статистических показателей — это совокупность взаимосвязанных показателей, объективно отражающих существующие между явлениями взаимосвязи, она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион), так и на микроуровне (отдельное предприятие, фирма, объединение, домохозяйство, семья и т.д.). Статистическая закономерность — количественная закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц закономерности). План статистического наблюдения Любое статистическое наблюдение планируется и проводится по определенному плану. План статистического наблюдения содержит две части: 1) программно-методологическая часть; Первым заданием в программно-методологической части является цель исследования. Дальше необходимо определить объект исследования (обобщенно можно сказать, что объектом статистического наблюдения являются общественные явления и процессы, которые должны исследоваться). В-третьих, определяется единица наблюдения.
§ Единица наблюдения - это тот первичный элемент объекта исследования, который является носителем информации, с помощью которого собираются необходимые статистические данные. Единицы наблюдения следует отличать от единицы совокупности. Если единица наблюдения - это носитель информации, то единица совокупности - это носитель признака. Иногда они совпадают (например, перепись населения). После определения единицы наблюдения, переходим к определению программы - перечню вопросов или признаков, на которые должны быть полученные ответы в процессе исследования. Оформляется этот перечень вопросов в виде бланка, формуляра или анкеты. 2) организационная часть. Эта часть указывает: - место - где непосредственно регистрируются признаки отдельной единицы совокупности в статистических формах; - время - это то время, к которому относятся данные собранной информации (например, сезон при исследовании в сельском хозяйстве). Важность этого показателя в том, что мы должны исследовать объект в его обычном состоянии; Направления развития статистической науки статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Статистика как наука возникла в 17 веке почти одновременно в Германии и Англии. Развитие статистики как науки шло по двум направлениям: 1) немецкая школа. Основателем этой школы был Герман Конринг (1606-1681) (сугубо описательная наука - государствоведение - описание уклада, количество знати, количество приходов, количество населения, количество земель без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями. 2) английская школа (другое название - "школа политической арифметики". Основателями этой школы были Вильям Петти (1623-1687), Джон Граунт (1620-1674). Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719-1772), который, ввел термин «статистика».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.014 с.) |