Направления развития статистической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления развития статистической науки



Направления развития статистической науки

статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука возникла в 17 веке почти одновременно в Германии и Англии. Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

1) немецкая школа. Основателем этой школы был Герман Конринг (1606-1681) (сугубо описательная наука - государствоведение - описание уклада, количество знати, количество приходов, количество населения, количество земель без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

2) английская школа (другое название - "школа политической арифметики". Основателями этой школы были Вильям Петти (1623-1687), Джон Граунт (1620-1674). Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719-1772), который, ввел термин «статистика».

Предмет и метод статистики

Предмет статистики изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с её качественной стороной, с их социально – экономическим содержанием.

Количественную сторону массовых общественных явлений и процессов статистика выражает с помощью системы статистических показателей.

Все статистические показатели в их совокупности составляют систему статистических показателей – это комплекс взаимосвязанных показателей, которые характеризуют состояние и развитие различных сторон жизни общества – экономику, науку, культуру, население.

Объектом статистики является человеческое общество, явления и процессы общественной жизни.

Для изучения предмета статистики разработаны и применя­ются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики.

Для выявления и характеристики общественных явлений и процессов статистика проходит 3 основные стадии своего исследования:

1) Стадия - массовое статистическое наблюдение – на этой стадии получают объективные данные об изучаемых общественных явлениях.

2) Стадия - сводка и обработка, классификация и систематизация материалов, собранных в результате массовых статистических наблюдений.

3) Стадия - анализ статистических показателей, полученных в результате сводки и обработки статистических материалов.

На каждой из этих стадий применяют такие методы и приемы исследования как:

1) метод наблюдения

2) сводка и группировка

3) метод обобщающих показателей

4) метод вариаций

5) выборочный метод

6) ряды динамики

7) индексный метод

8) графический метод и другие, которые в совокупности образуют статистическую методологию исследования.

Все три стадии, приемы и методы статистического исследования находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Цель такого исследования заключается в том, чтобы получить нужные, научно-обоснованные статистические показатели. Неполный или неточный учет факторов ведет к получению неправильных показателей, а следовательно, к неверным выводам и вся работа по сбору и обработке статистических материалов будет обесценена.

 

5. Основные категории статистики

Статистика оперирует определенными категориями, т. е. по­нятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.

Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью

Статистическая совокупность — это множество единиц (объ­ектов, явлений), объединенных общей связью. Такова, например, совокуп­ность предприятий, производящих однотипную продукцию, но различающихся между собой объемами производства, трудовы­ми и финансовым ресурсами; совокупность домохозяйств; сово­купность студентов и т.п.

Под единицами совокупности понимаются ее неделимые пер­вичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков. Например, единицами совокупности могут выступать акционерные общества, фирмы, фермерские хозяйства, человек, семья, станок, изделие и т.д.

Единицы статистической совокупности характеризуются об­щими свойствами, именуемыми в статистике признаками.

Признак — показатель, характеризующий некоторое свойство объекта совокупности, рассматриваемый как случайная величи­на. Например, единица статистической совокупности — «пред­приятие» — имеет следующие признаки: объемы производствен­ной и реализованной продукции, соотношение собственных и заемных средств, издержки производства, численность работни­ков и т.д. Значения каждого признака отдельной единицы сово­купности (варианты) могут быть различными: х\,х2,...,хп, (на­пример, стаж работы равен 1 году, 2 годам и т.д.).

Признаки могут быть (по характеру выявления) качественными и количественными.

Качественные признаки (атрибутивные признаки) выражаются в виде понятий, определений, которые характеризуют их суть, состояние или качество. Например, сорт продукции, профессия, семейный статус.

Количественные признаки выражают отдельные значения качественных признаков в числовом выражении, отдельные значения которых называются вариантами (возраст, стаж работы).

Количественные варианты по характеру выражения могут быть первичными и вторичными.

По отношению к объекту количественные признаки могут быть прямыми и непрямыми.

Прямые - характеризуют объект исследования непосредственно (возраст лиц, количество собравшихся в аудитории)

Непрямые - признаки, которые не принадлежат непосредственно исследуемому объекту (или совокупности), а которые принадлежат другой совокупности, которая входит в данную.

По характеру вариации количественные признаки могут быть дискретными (прерывные), непрерывными; а качественные - многовариантными, альтернативными.

По отношению к времени признаки могут быть интервальные и моментные.

В зависимости от связи между признаками они бывают факторными и результативными.

§ Тот признак, который влияет на другой, называется факторным. Тот признак, который подлежит влиянию, называется результативным.

Статистический показатель — это количественно-качествен­ная обобщающая характеристика какого-то свойства группы еди­ниц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивиду­альных значений, которые, как отмечалось, называются призна­ками. Статистические показате­ли могут быть плановыми, отчетными и прогностическими.

Система статистических показателей — это совокупность взаи­мосвязанных показателей, объективно отражающих существую­щие между явлениями взаимосвязи, она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион), так и на микроуровне (отдельное предприятие, фирма, объединение, до­мохозяйство, семья и т.д.).

Статистическая закономерность — количественная законо­мерность изменения в пространстве и во времени массовых явле­ний и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц закономерности).

План статистического наблюдения

Любое статистическое наблюдение планируется и проводится по определенному плану. План статистического наблюдения содержит две части:

1) программно-методологическая часть;

Первым заданием в программно-методологической части является цель исследования. Дальше необходимо определить объект исследования (обобщенно можно сказать, что объектом статистического наблюдения являются общественные явления и процессы, которые должны исследоваться). В-третьих, определяется единица наблюдения.

§ Единица наблюдения - это тот первичный элемент объекта исследования, который является носителем информации, с помощью которого собираются необходимые статистические данные.

Единицы наблюдения следует отличать от единицы совокупности. Если единица наблюдения - это носитель информации, то единица совокупности - это носитель признака. Иногда они совпадают (например, перепись населения).

После определения единицы наблюдения, переходим к определению программы - перечню вопросов или признаков, на которые должны быть полученные ответы в процессе исследования. Оформляется этот перечень вопросов в виде бланка, формуляра или анкеты.

2) организационная часть.

Эта часть указывает:

- место - где непосредственно регистрируются признаки отдельной единицы совокупности в статистических формах;

- время - это то время, к которому относятся данные собранной информации (например, сезон при исследовании в сельском хозяйстве). Важность этого показателя в том, что мы должны исследовать объект в его обычном состоянии;

Направления развития статистической науки

статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука возникла в 17 веке почти одновременно в Германии и Англии. Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

1) немецкая школа. Основателем этой школы был Герман Конринг (1606-1681) (сугубо описательная наука - государствоведение - описание уклада, количество знати, количество приходов, количество населения, количество земель без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

2) английская школа (другое название - "школа политической арифметики". Основателями этой школы были Вильям Петти (1623-1687), Джон Граунт (1620-1674). Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719-1772), который, ввел термин «статистика».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.014 с.)