Влияние психологии и социологические теории организации и управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние психологии и социологические теории организации и управления.



Психоаналитическая теория 3. Фрейда была попыткой объяснить поведение человека не внешними, а внутренними силами, а различные аспекты общественной жизни активностью и взаимодействием индивидов. Психоанализ основывается на признании большого значения в жизни человека бессознательного, лежащего за пределами рационального мышления и воли человека. Однако, по мнению психоаналитиков, бессознательное контролируется культурой или достижениями общества. Мир человеческого общения представляется как сложный, наполненный драматическими ситуациями от любви до ненависти.

Психологи обратили внимание на роль общения и бытии человека, на важность таких фактов, как поддержка, взаимопонимание, солидарность. Социальные процессы (урбанизация, индустриализация, миграция, трудовая специализация и т.п.) имеют психологический аспект, научно-технический процесс (радио, телефон) усиливает, интенсифицирует общение.

Общение (коммуникации) в психологии рассматривается как универсальный способ связи и носитель социального содержание. Человек становится социальным субъектом благодаря прямому и опосредованному общению с другими людьми, которые он понимает, к которым он приспосабливается, подражает. Общение - это обмен словами, диалоги, дискуссии. Тем самым теоретическое осмысление общения имело выход на практику: вместо классовой борьбы умение вести переговоры, убеждать, сотрудничать, идти на компромиссы. Слова, создающие потоки информации, могут ломать барьеры между социальными классами, расами, народами, профессиональными группами.

Эмпирическая социология уделяла значительное внимание вопросам коммуникации в организациях - общественному мнению, циркуляции слухов, связи с общественностью, рекламе, имиджу лидера и организации.

Теория символического интеракционизма (Дж. Мид) рассматривала поведение человека как проявление его внутреннего мира, а личность как продукт коммуникации, ролевого воздействия. Дж. Мид (1864-1931) в своей концепции уделял огромное внимание значениям символов, которые, благодаря взаимодействию (интеракции) известны людям. Усвоенные человеком значения (установка, язык, жесты, ценности) позволяют людям понимать друг друга, чувствовать субъективные состояния.

Основной принцип интеракционизма: человек воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые видят в нем другие. Точка зрения другого (индивида, группы) проявляется через общение, развитие личности. Дж. Мид связывал обучение с ролевыми играми, которые учат вырабатывать общие для всех правила, учат управлять своим поведением, подчиняться группе, «копировать» действие партнеров, развивать речь, мышление.

Понятие «игры» в социологии воплотилось в ролевых, ситуационных, деловых играх, экспериментах. Игра как вид деятельности допускает вольности, выбор «иного» варианта поведения, состязательность. В организации (общество, фирма, партия) взаимодействие людей воспринимается как событие, цепь событий, в которых люди играют социальные роли или обучаются социальным ролям.

Психологическое влияние на теорию организации в социологии способствовало рассмотрению организации как совокупности взаимодействующих людей, как связи индивидуального и социального. Психологические термины «любовь», «инстинкт» в социологии понимаются как отношение самоидентификации, солидарности, враждебности. В результате данных отношений складывается определенная эмоциональная атмосфера в группе. Потому для создания группы, общности недостаточно только совместного труда, необходим лидер, примеры определенного поведения, поощрение. Психологическая «любовь» как эмоциональный фактор способна создавать связи и отношения в группе. Глава предприятия, «шеф», бригадир - это отец, любящий, заботящийся, строгий, поощряющий, направляющий. Но он может быть наказывающим, агрессивным, без него нет общности, организации нужен авторитет. Наряду с формальной организацией всегда существует неформальная организация. Любая организация - это множество разных людей, выполняющих социальные функции. Между личностью и функцией есть зачастую значительная дистанция, кроме служебных отношений, есть отношения неформальные, многие задачи решаются способами, отличными от инструкции. В результате производственной деятельности между людьми возникают, наряду с трудовыми отношениями, социально-психологические (симпатии, антипатии, чувства). Формируются нормы, привычки, традиции, - то, чем они дорожат, о чем всегда помнят.

Таким образом неформальная структура в организации может выполнять положительную или отрицательную роль.

 

14. Задания для самостоятельной работы

1. Как можно улучшить «качество трудовой жизни»?

2. Может ли несобственнику быть присуще чувство хозяина?

3. Не является ли доктрина «человеческих отношений» и т.п. социальной демагогией?

4. Правы ли те руководители, которые считают, что недовольный работник должен быть уволен, а не его место всегда найдется замена?

5. Американский социолог П. Дракер пишет: «Эра одного человека, «Наполеона промышленности», окончилась. Единоличное высшее управление - это главный тормоз в развитии бизнеса». Какова роль лидера в управлении? Дайте Вашу оценку высказыванию социолога.

6. За последнее десятилетие быстро растет численность высшего и среднего звена управляющих во всех индустриально развитых странах мира. Каковы причины этого роста?

7. Высказывается точка зрения, что ученые изучают человека в управленческих отношениях для того, чтобы сломить его волю запрограммировать его поведение. Можно ли с помощью научных методов изменять и определять поведение человека?

8. Почему бизнесмены идут в политику, создают политические организации, а политики занимаются бизнесом?

9. Современное предприятие (фирма, банк, администрация района и т.п.) - это сложная социальная организация. В нем есть «штаб», отдел маркетинга, бухгалтерия, служба ЭВМ, планирование, связи с общественностью, операции с зарубежными партнерами, отдел по работе с персоналом, технологический отдел, отдел целевых комплексных программ, сбора информации о внешней среде, охраны труда, службы безопасное. Какими качествами должен обладать эффективный менеджер и его команда?

10. Какую задачу Вы бы поставили как руководитель перед консультантами по управлению?

11 Социалистический Интернационал объединяет социал- демократические организации мира, а демократизацию хозяйства рассматривает в качестве пути к более справедливому распределению власти. Отношения между предпринимателями и трудящимися закреплены в коллективных договорах, в избирательных системах. Какие социальные силы выигрывают от этого? Какие социальные силы усиливают свою организацию?

 

12. Организация и управление всегда осуществляется в условиях, когда впасть и собственность принадлежит конкретным людям. Но круг участников организации собственности и власти широк: обсуждают, получают информацию, требуют; поддерживают, одобряют. Американские социологи С. Верба и Н. Най писали: «Я участвую, ты участвуешь, мы участвуем, вы участвуете. Они получают прибыль». Существуют ли в России подобные организации?

13. Существуют сложные проблемы, тревожащие здравомыслящую часть общества: бедность, загрязнение окружающей среды, утрата веры и патриотизма, безработица, конфликт поколений, военные и экономические кризисы, рост народонаселения, истощение природных ресурсов, конкуренция народов за энергоресурсы. Многие проблемы стали столь привычными, что на них не обращают внимание. Пессимисты считают, что критическая точка уже пройдена и мир не спасти, оптимисты же полагают, что человечество найдет пути решения проблем. Какие управленческие решения, на Ваш взгляд, могли бы снизить общественное напряжение?

Вопросы для повторения

Какие теории организации и управления нашли применение на практике?

В чем сходство теорий управления Ф. Тейлора и А. Файоля?

Почему теорию Тейлора назвали теорией “выжимания пота”?

Каковы положительные стороны бюрократии?

Что нового внесла в науку теория “человеческих отношений”?

Как стили руководства связаны с этапами жизни организации?

Какие социальные роли выполняет руководитель организации?

Почему в социальной организации есть формальная и неформальная структуры?

В чем проявилось влияние психологии на теорию организаций и управления?

Какие факторы влияют на поведение людей на работе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.009 с.)