Основные направления деятельности по формированию и реализации социальной политики государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности по формированию и реализации социальной политики государства.



Согласно Конституции РФ Россия является соц. го­сударством, политика которого направлена на создание усло­вий, обесп. достойную жизнь и свободное развитие человека. Обязательства социального государства базируются на поло­жениях Всеобщей декларации прав человека и других докумен­тов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капи­тала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.

Россия пока не готова подписать Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касаю­щихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хар­тию социальных прав граждан. Она включает обязательства государств в сфере обеспечения занятости; миграции; трудовых отношений; безопасности, гигиены производственной среды; охраны здоровья, семьи и материнства; социального обеспече­ния; быта; прав профсоюзов.

Законодательная и исполнительная власти призваны соблю­дать основные соц. права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Госу­дарственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для остронуж­дающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.

На соц. нужды за счет всех источников финансиро­вания, в том числе предприятий и населения, направляется око­ло 18% ВВП. Выделяются средства из бюджетов на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Денежные ресурсы концентрируются также в четырех внебюджетных социальных фондах: пенсионном; занятости; социального страхования; медицинского страхования. Их сумма составляет почти 40% по отношению к расходам федерального бюджета. Бюджетные расходы на социальные нужды по веду­щим статьям являются защищенными и не подлежат секвестру.

Однако за прошедшие годы не удалось решить главные зада­чи социального развития, а по ряду направлений положение населения ухудшилось. Уровень жизни существенно понизился, реальные доходы на душу населения сократились по сравнению с 1991 г. на 40%. По данным ООН, по показателю индекса че­ловеческого развития (реальные доходы + образование + здра­воохранение) в 1991 г. СССР был на 31 месте среди 160 стран, Россия находится на 72 месте среди 173 стран и относится к странам со средним уровнем доходов.

Соц.политика реализуется при наличии сильной госу­дарственной власти (всех ее ветвей), общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регу­лируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Реальные возможности решения социальных задач появляются по мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и лег­че обеспечить существование тем, кто еще или уже не работает. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и дохо­дов работающей части населения.

Показателем развития экономики и одновременно возмож­ности повышения уровня жизни служит ВНП в расчете на душу населения. По этому показателю (4500 долл.) Россия усту­пает во много раз США (28 020 долл.), Норвегии, Исландии (20 000 долл.) и находится ниже Туниса, Колумбии, Ирана.

В ближайшие годы рассчитывать на существенное увеличе­ние ВНП не приходится. Однако экономическая основа для улучшения социального положения населения имеется; это — часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятель­ность общества: земля, недра, инфраструктура. Они переданы в пользование или собственность под контролем всего общества фирмам (государственным, частным, отдельным лицам), кото­рые обязаны вносить в бюджет средства на социальные нужды.В периоды кризиса соц. управление выполняет пре­жде всего функции защиты населения, а также более справед­ливого распределения его бремени без ущерба для стимулиро­вания трудовой и предпринимательской деятельности эконо­мически активных граждан. Государство проводит политику, предусматривающую:

• создание правовых предпосылок повышения уровня жиз­ни населения и в первую очередь его наименее обеспе­ченной части;

• совершенствование системы оплаты труда работников бюд­жетной сферы;

• упорядочение трудовых отношений наемных работников и работодателей;

• стабилизацию занятости и сокращение безработицы;

• социальную защиту наиболее уязвимых категорий насе­ления (детские пособия и пособия по нуждаемости, материальная поддержка пенсионеров, инвалидов, преста­релых и т.д.).

При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточива­ются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточ­ного минимума для всех нуждающихся; развития социальной инфраструктуры; социальная адресная поддержка. Инструмента­ми объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребитель­ские бюджеты и другие рычаги.

Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как госу­дарства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также партнерством, согласием между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами, роста оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уро­вень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной со­циальной помощи.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Ос­новой служат законы о прожиточном минимуме, потребитель­ском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необхо­димую потребность бюджетных средств для реализации основ­ных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показате­ли (денежные доходы, пособия, бесплатные и частично оплачи­ваемые услуги и др.).

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет соб­ственных средств.

Потребительские бюджеты фиксируют определенное коли­чество материальных и духовных благ, которые можно приоб­рести за счет доходов. В их составе центральное место занима­ет прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выпла­ты социального характера.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете устанавливается соотношение между минимальными размерами оплаты труда и пенсии по старости и величиной прожиточного минимума. Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожи­точного минимума, установленного в субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной со­циальной помощи.

Прожиточный минимум составляют стоимостная оценка по­требительской корзины и обязательные платежи и сборы. Его величина исчисляется на душу населения по основным соци­ально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры, дети) по России в целом и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных госстатистики об уровне цен и утверждается Правительством РФ (в субъектах РФ — их органами исполнительной власти).

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания; непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется для основных социально-демографических групп населения по России и субъектам РФ не реже одного раза в пять лет; по России — феде­ральным законом, в субъектах РФ — их законодательными (представительными) органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.

Социальная защита населения

Функционируют учреждения соц. обслуживания.

Различают учреждения соц. обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальные центры соци­ального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. При­оритетным является социальное обслуживание в нестационар­ных учреждениях.

Утвержден федеральный перечень гарантированных соци­альных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам и некоторым другим категориям населения государ­ственными и муниципальными учреждениями социального об­служивания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.011 с.)