Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Актуализация опорных знанийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Урок № 14-15 Т ема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложения. Риторический вопрос. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение Цели: систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; отрабатывать приобретённые языковые, речевые умения и навыки; показать, что порядок слов и логическое ударение — основные средства выделения важных в сообщении слов. Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный. Ход урока І. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа — Что мы называем словосочетанием? — Равноправны ли слова в словосочетаниях? — Как определить главное слово в словосочетании? — Расскажите о связи слов в словосочетании. Лингвистический эксперимент На доске подготовлены две записи поэтических текстов В. Динабургского и И. Бунина: в первом тексте закрыты главные слова, во втором тексте зависимые слова — определения (эти слова выделены полужирным). Огне-рыжие пряди На буграх и откосах, С легкой грустью Во взгляде Наша русская осень. (В. Динабургски) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) — И меет ли смысл первая запись? Почему не имеет? — Какие слова опущены во втором тексте: главные или зависимые? — Понятен ли смысл предложения? — Почему в данной записи текст понятен, но невыразителен? — Попробуем восстановить полный текст. (Сначала работаем с текстом стихотворения В. Динабургского.) • Найдите ключевое слово стихотворения. О ком или о чем идет речь? Как вы думаете, что может быть во взгляде осени — радость, тоска, печаль, грусть? (Не радость, это время увядания природы. Здесь подходит слово «грусть».) Ч то может быть огне-рыжим осенью? (Листья, ветви деревьев, трава. Здесь — пряди.) • Прочитаем текст (тот, в котором по мере отгадывания слов восста- навливалась запись). Он приобрел смысл. • А теперь обратимся к поэтической зарисовке И.Бунина и добавим недостающие определения. Комментарий для учителя
Идет поиск определений. Учитель помогает сориентироваться в знаках препинания, увидеть, каким словам нужны определения, поставить нужные вопросы: терем какой? — нужны четыре определения; стеной какой? — два определения; над поляной какой? — одно определение. Проще начать с последнего словосочетания: к главному слову относится одно определение, легко угадываемое: над светлой поляной. Учитель при затруднении учащихся подсказывает, каким может быть лес-терем осенью. Ведь терем красив, ярок, наряден, расписан многими красками (расписной) — эти краски нужно назвать (лиловый, золотой, багряный). Стихотворение И. Бунина когда-то прочитывалось детьми, но это не мешает эксперименту. Почувствовать поэтику, угадать авторское слово, наконец, прочитать полностью авторский текст с осознаваемым чувством удовольствия от удачно найденного слова — все помогает создать чуть возвышенную интонацию урока. З а окном — сентябрь, и поэтические строки о природе свежо воспринимаются детьми. Вывод о результате лингвистического эксперимента Вопрос к учащимся — Какова роль главных и зависимых слов в тексте? III. Мотивация учебной деятельности У ч и т е л ь. Предложение — одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение — наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. IV. Изучение нового материала Объяснение учителя — Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т. е. представляет собой отдельное высказывание. И нтонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин). Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев). Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.
Логическое ударение — это выделение в произношении (в устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении, например: 1. Школьники отправились в поход. 2. Школьники отправились в поход. 3. Школьники отправились в поход. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале предложения (школьники) или в середине него (отправились), то интонация напряжённая, а само логическое ударение сильное. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (в поход), то интонация всего предложения спокойная, а само логическое ударение слабое. Обратный порядок слов — необычное расположение членов предложения. Обратный порядок могут иметь все члены предложения: Ко рву примчался конь ретивый, взмахнул хвостом и белой гривой, бразды стальные закусил и через ров перескочил (А. С. Пушкин). В этом предложении в обратном порядке стоят: 1) подлежащее и сказуемое (примчался конь); 2) согласованные определения (конь ретивый, бразды стальные); 3) до- полнения (бразды закусил, через ров перескочил). Обратный порядок слов называется инверсией. Инверсивный член предложения (т. е. поставленный в обратном порядке) принимает на себя логическое ударение: Арагвы светлой он счастливо достиг зеленых берегов (М. Ю. Лермонтов). Сравните с предложениями, где те же члены предложения в прямом порядке: Он счастливо достиг зеленых берегов светлой Арагвы. Предложение потеряло свою выразительность, в нем не акцентировано внимание на словах Арагвы и светлой. Члены предложения могут стоять в прямом порядке и в обратном. Прямой порядок слов — это обычный, принятый в русской речи порядок. Н апример: В марте белокорые стволы берез быстро наполняются соком. При прямом порядке слов: 1) подлежащее стоит перед сказуемым (стволы наполняются); 2) согласованное определение — перед определяемым словом, а несогласованное — за ним (белокорые стволы, стволы берез); 3) дополнение — за сказуемым (наполняется соком); 4) обстоя- тельства образа действия, выраженные наречиями, ставятся перед сказуемым, а выраженные существительными — после сказуемого (быстро наполняются, но наполняются с большой быстротой). Предложение Словосочетание 1. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным. 2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. 3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью 1. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков. 2. Состоит из главного и зависимого слова Беседа — Ч то такое предложение и какова его роль в языке? — Какие вы знаете предложения по цели высказывания? — Ч то такое инверсия? — Ч то называется логическим ударением? Урок № 14-15 Т ема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложения. Риторический вопрос. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение
Цели: систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; отрабатывать приобретённые языковые, речевые умения и навыки; показать, что порядок слов и логическое ударение — основные средства выделения важных в сообщении слов. Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный. Ход урока І. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа — Что мы называем словосочетанием? — Равноправны ли слова в словосочетаниях? — Как определить главное слово в словосочетании? — Расскажите о связи слов в словосочетании. Лингвистический эксперимент На доске подготовлены две записи поэтических текстов В. Динабургского и И. Бунина: в первом тексте закрыты главные слова, во втором тексте зависимые слова — определения (эти слова выделены полужирным). Огне-рыжие пряди На буграх и откосах, С легкой грустью Во взгляде Наша русская осень. (В. Динабургски) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) — И меет ли смысл первая запись? Почему не имеет? — Какие слова опущены во втором тексте: главные или зависимые? — Понятен ли смысл предложения? — Почему в данной записи текст понятен, но невыразителен? — Попробуем восстановить полный текст. (Сначала работаем с текстом стихотворения В. Динабургского.) • Найдите ключевое слово стихотворения. О ком или о чем идет речь? Как вы думаете, что может быть во взгляде осени — радость, тоска, печаль, грусть? (Не радость, это время увядания природы. Здесь подходит слово «грусть».) Ч то может быть огне-рыжим осенью? (Листья, ветви деревьев, трава. Здесь — пряди.) • Прочитаем текст (тот, в котором по мере отгадывания слов восста- навливалась запись). Он приобрел смысл. • А теперь обратимся к поэтической зарисовке И.Бунина и добавим недостающие определения. Комментарий для учителя Идет поиск определений. Учитель помогает сориентироваться в знаках препинания, увидеть, каким словам нужны определения, поставить нужные вопросы: терем какой? — нужны четыре определения; стеной какой? — два определения; над поляной какой? — одно определение. Проще начать с последнего словосочетания: к главному слову относится одно определение, легко угадываемое: над светлой поляной. Учитель при затруднении учащихся подсказывает, каким может быть лес-терем осенью. Ведь терем красив, ярок, наряден, расписан многими красками (расписной) — эти краски нужно назвать (лиловый, золотой, багряный). Стихотворение И. Бунина когда-то прочитывалось детьми, но это не мешает эксперименту. Почувствовать поэтику, угадать авторское слово, наконец, прочитать полностью авторский текст с осознаваемым чувством удовольствия от удачно найденного слова — все помогает создать чуть возвышенную интонацию урока. З а окном — сентябрь, и поэтические строки о природе свежо воспринимаются детьми.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.68.180 (0.041 с.) |