II. Актуализация опорных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Актуализация опорных знаний



Урок № 14-15

Т ема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложения. Риторический вопрос. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Цели: систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; отрабатывать приобретённые языковые, речевые умения и навыки; показать, что порядок слов и логическое ударение — основные средства выделения важных в сообщении слов.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

І. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

— Что мы называем словосочетанием?

— Равноправны ли слова в словосочетаниях?

— Как определить главное слово в словосочетании?

— Расскажите о связи слов в словосочетании.

Лингвистический эксперимент

На доске подготовлены две записи поэтических текстов В. Динабургского и И. Бунина: в первом тексте закрыты главные слова, во втором тексте зависимые слова — определения (эти слова выделены полужирным).

Огне-рыжие пряди

На буграх и откосах,

С легкой грустью

Во взгляде

Наша русская осень.

(В. Динабургски)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

— И меет ли смысл первая запись? Почему не имеет?

— Какие слова опущены во втором тексте: главные или зависимые?

— Понятен ли смысл предложения?

— Почему в данной записи текст понятен, но невыразителен?

— Попробуем восстановить полный текст. (Сначала работаем с текстом

стихотворения В. Динабургского.)

• Найдите ключевое слово стихотворения. О ком или о чем идет речь?

Как вы думаете, что может быть во взгляде осени — радость, тоска, печаль, грусть? (Не радость, это время увядания природы. Здесь подходит слово «грусть».) Ч то может быть огне-рыжим осенью? (Листья, ветви деревьев, трава. Здесь — пряди.)

• Прочитаем текст (тот, в котором по мере отгадывания слов восста-

навливалась запись). Он приобрел смысл.

• А теперь обратимся к поэтической зарисовке И.Бунина и добавим недостающие определения.

Комментарий для учителя

Идет поиск определений. Учитель помогает сориентироваться в знаках препинания, увидеть, каким словам нужны определения, поставить нужные вопросы: терем какой? — нужны четыре определения; стеной какой? — два определения; над поляной какой? — одно определение.

Проще начать с последнего словосочетания: к главному слову относится одно определение, легко угадываемое: над светлой поляной. Учитель при затруднении учащихся подсказывает, каким может быть лес-терем осенью. Ведь терем красив, ярок, наряден, расписан многими красками (расписной) — эти краски нужно назвать (лиловый, золотой, багряный).

Стихотворение И. Бунина когда-то прочитывалось детьми, но это не мешает эксперименту. Почувствовать поэтику, угадать авторское слово, наконец, прочитать полностью авторский текст с осознаваемым чувством удовольствия от удачно найденного слова — все помогает создать чуть возвышенную интонацию урока. З а окном — сентябрь, и поэтические строки о природе свежо воспринимаются детьми.

Вывод о результате лингвистического эксперимента

Вопрос к учащимся

— Какова роль главных и зависимых слов в тексте?

III. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Предложение — одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса.

Предложение — наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.

IV. Изучение нового материала

Объяснение учителя

— Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т. е. представляет собой отдельное высказывание. И нтонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин). Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).

Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

Логическое ударение — это выделение в произношении (в устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении, например: 1. Школьники отправились в поход. 2. Школьники отправились в поход. 3. Школьники отправились в поход.

Если логическое ударение падает на слово, стоящее в начале предложения (школьники) или в середине него (отправились), то интонация напряжённая, а само логическое ударение сильное. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (в поход), то интонация всего предложения спокойная, а само логическое ударение слабое.

Обратный порядок слов — необычное расположение членов предложения. Обратный порядок могут иметь все члены предложения: Ко рву примчался конь ретивый, взмахнул хвостом и белой гривой, бразды стальные закусил и через ров перескочил (А. С. Пушкин). В этом предложении в обратном порядке стоят: 1) подлежащее и сказуемое (примчался конь); 2) согласованные определения (конь ретивый, бразды стальные); 3) до-

полнения (бразды закусил, через ров перескочил).

Обратный порядок слов называется инверсией. Инверсивный член предложения (т. е. поставленный в обратном порядке) принимает на себя логическое ударение: Арагвы светлой он счастливо достиг зеленых берегов (М. Ю. Лермонтов). Сравните с предложениями, где те же члены предложения в прямом порядке: Он счастливо достиг зеленых берегов светлой Арагвы. Предложение потеряло свою выразительность, в нем не

акцентировано внимание на словах Арагвы и светлой.

Члены предложения могут стоять в прямом порядке и в обратном.

Прямой порядок слов — это обычный, принятый в русской речи порядок. Н апример: В марте белокорые стволы берез быстро наполняются соком. При прямом порядке слов: 1) подлежащее стоит перед сказуемым (стволы наполняются); 2) согласованное определение — перед определяемым словом, а несогласованное — за ним (белокорые стволы, стволы берез); 3) дополнение — за сказуемым (наполняется соком); 4) обстоя-

тельства образа действия, выраженные наречиями, ставятся перед сказуемым, а выраженные существительными — после сказуемого (быстро наполняются, но наполняются с большой быстротой).

Предложение Словосочетание

1. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным.

2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов.

3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью

1. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков.

2. Состоит из главного и зависимого слова

Беседа

— Ч то такое предложение и какова его роль в языке?

— Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

— Ч то такое инверсия?

— Ч то называется логическим ударением?

Урок № 14-15

Т ема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложения. Риторический вопрос. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Цели: систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; отрабатывать приобретённые языковые, речевые умения и навыки; показать, что порядок слов и логическое ударение — основные средства выделения важных в сообщении слов.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

І. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

— Что мы называем словосочетанием?

— Равноправны ли слова в словосочетаниях?

— Как определить главное слово в словосочетании?

— Расскажите о связи слов в словосочетании.

Лингвистический эксперимент

На доске подготовлены две записи поэтических текстов В. Динабургского и И. Бунина: в первом тексте закрыты главные слова, во втором тексте зависимые слова — определения (эти слова выделены полужирным).

Огне-рыжие пряди

На буграх и откосах,

С легкой грустью

Во взгляде

Наша русская осень.

(В. Динабургски)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

— И меет ли смысл первая запись? Почему не имеет?

— Какие слова опущены во втором тексте: главные или зависимые?

— Понятен ли смысл предложения?

— Почему в данной записи текст понятен, но невыразителен?

— Попробуем восстановить полный текст. (Сначала работаем с текстом

стихотворения В. Динабургского.)

• Найдите ключевое слово стихотворения. О ком или о чем идет речь?

Как вы думаете, что может быть во взгляде осени — радость, тоска, печаль, грусть? (Не радость, это время увядания природы. Здесь подходит слово «грусть».) Ч то может быть огне-рыжим осенью? (Листья, ветви деревьев, трава. Здесь — пряди.)

• Прочитаем текст (тот, в котором по мере отгадывания слов восста-

навливалась запись). Он приобрел смысл.

• А теперь обратимся к поэтической зарисовке И.Бунина и добавим недостающие определения.

Комментарий для учителя

Идет поиск определений. Учитель помогает сориентироваться в знаках препинания, увидеть, каким словам нужны определения, поставить нужные вопросы: терем какой? — нужны четыре определения; стеной какой? — два определения; над поляной какой? — одно определение.

Проще начать с последнего словосочетания: к главному слову относится одно определение, легко угадываемое: над светлой поляной. Учитель при затруднении учащихся подсказывает, каким может быть лес-терем осенью. Ведь терем красив, ярок, наряден, расписан многими красками (расписной) — эти краски нужно назвать (лиловый, золотой, багряный).

Стихотворение И. Бунина когда-то прочитывалось детьми, но это не мешает эксперименту. Почувствовать поэтику, угадать авторское слово, наконец, прочитать полностью авторский текст с осознаваемым чувством удовольствия от удачно найденного слова — все помогает создать чуть возвышенную интонацию урока. З а окном — сентябрь, и поэтические строки о природе свежо воспринимаются детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.68.180 (0.041 с.)