Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терапия общением с миром природы.
Терапия творческим общением с природой — одна из методик терапии творчеством. Трудно, наверное, найти человека, который был бы равнодушен к природе, который хоть однажды не испытал бы на себе ее благотворного влияния. Но, конечно, каждый понимает и чувствует природу по-своему, находит во всем ее многообразии то свое, что особенно близко, созвучно его душевному рисунку. Важно, что творческое общение с природой дает возможность глубже прочувствовать другие методики, гармонично соединяясь с терапией созданием творческих произведений, терапией творческим коллекционированием, терапией проникновенно-творческим погружением в прошлое, творческим поиском одухотворенности в повседневном. Связь человека и природы глубинна и неразрывна. Человек — часть природы; одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими нитями, как воздух, вода, пища, солнечный свет, которые необходимы для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе: люди рождаются, дают жизнь другим поколениям, умирают, переходят из живого в неживое — так же, как звери, птицы, деревья и травы. Человек и природа живут, развиваются, дышат, питаются и в то же время отличаются друг от друга главным образом тем, что природа (деревья, травы, цветы, животные) не способна испытывать то чувство тревожности, которое хорошо известно дефензивному человеку. Конечно, животные испытывают страх в конкретной угрожающей обстановке. Но истинно тревожиться в ожидании неопределенного, тягостного они не способны. Поэтому человек, войдя в лес, вглядываясь в вековые ели, собирая грибы, общаясь со своей собакой, невольно успокаивается, проникается умиротворением природы, невольно заражаясь ее спокойствием. Одна моя пациентка, серьезно и надолго заболев, несмотря на протесты врачей и близких заводит в своей квартире трех персидских кошек. Сама того не осознавая, стихийно психотерапевтически помогает себе, растворяется в их грациозном, ленивом спокойствии. Наблюдая за их жизнью (ведь 3 — это уже особое «кошачье сообщество» со своими законами, иерархией, где особенно видно проявление каждого характера), она учится радоваться сиюминутному бытию, растворяет тревогу, заботясь о своих питомцах.
Интересно, что очень многие городские жители, несмотря на всевозможные трудности (обязательные ежедневные прогулки в любую погоду, недовольство соседей), заводят собак. Обычно эти люди более общительные, доброжелательные. Чтобы творчески общаться с природой, конечно же, необходимо иметь представление о закономерностях ее развития, эволюционном процессе, знать названия растений, животных, птиц, камней, минералов. Конечно, не всех, а хотя бы некоторых, которые окружают нас или которые входят в коллекцию. Иногда одно название цветка или травы помогает человеку лучше понять свое отношение к этому растению, а значит, и лучше понять самого себя. Так, одна пациентка заботливо выращивает у себя на дачном участке довольно неприхотливый мощный многолетник и рассказывает, что его название «девясил» означает «девять сил», что отвар из этого растения придает человеку силы, помогает справиться со многими недугами. Растение это хорошо добавлять к разным травяным отварам и настоям, потому что оно усиливает их действие на организм человека. Рассказывает увлеченно, с особой гордостью, что отвар девясила давали пить солдатам во время Первой мировой войны, чтобы они были сильными и храбрыми. И это очень важно — научиться творчески общаться с природой, научиться видеть в ней свое, созвучное, близкое, понять, как люди другого душевного склада воспринимают природу, — с тем, чтобы лучше понять себя и через это целебно помочь себе. Помню, какое созвучие вызвал у меня отрывок из письма А. П. Чехова Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 года и как радостно стало после этих строк. «Да, в деревне теперь хорошо. Не только хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи, и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую дает ранняя весна». 38.Сказкотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Возможности работы со сказкой 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, "Лиса и журавель"); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями ("Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и т.д.). Основные приемы работы со сказкой 1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. 2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. 3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. 4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. 5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.
39.Куклотерапия: основные понятия и сущность психотерапевтической работы. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя) Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка "участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач,., смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения. Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Куклотерапия популярна как в зарубежной, так и в отечественной практике коррекционной работы. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. Процесс куклотерапии проходит в два этапа: 1. Изготовление кукол. 2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.75.78 (0.019 с.) |