Обзор различных взглядов толкования рождения от воды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор различных взглядов толкования рождения от воды



ВВЕДЕНИЕ

Во все времена люди мечтали иметь близкие взаимоотношения с Богом. И если во времена Ноя еще оставалась информация среди людей о сотворении и о сущности Бога, будучи передаваемой из уст в уста, то уже во времена Авраама человечество четко ощущало необходимость в инструкциях для их жизни, в откровении о Боге. Чем далее, тем более становилось очевидным, что идеальным вариантом стало бы присутствие Бога непосредственно рядом с людьми. Прошли времена народа Израильского, когда Бог обращался к народу через пророков, движимых Духом Святым, и на землю приходит Христос. Он основывает новый народ; народ, на сердцах которого будет написаны Его заповеди, а верующие будут водимы непосредственно Духом Святым.

Откровение о Духе Святом, как о третьей личности божества было невообразимым для многих иудеев того времени. Ни в одном ветхозаветном тексте на сказано в явном виде, что ветхзаветные верующие рождены свыше или рождены вновь. Также Христос Своими деяниями заставляет религиозные умы на заре христианства недоумевать о Его статусе и притязаниях на мессианство. В одном из разговоров на эту тему Христос заявляет о необходимости рождения свыше, т.е рождения от воды и Духа. Эта беседа протекает ночью, когда к Нему приходит на разговор уважаемый раввин, член Синедриона, а также заинтригованный служением Христа, Никодим. Иисус объясняет ночному гостю Божии план спасения, показывая, что Он есть Божий Посланник, Чье дело искупления принесет еврейскому народу обещанное спасение.[1] Однако, рождение свыше, воспринимаемое Никодимом как повторное рождение, не помещается в разум религиозного лидера.

Фраза «родиться от оды и Духа» стала источником многих дебатов. В этой работе будет рассмотрен пятый стих третьей главы Евангелия от Иоанна с целью исследования возможных вариантов толкования аспекта рождения от воды и Духа. Также как итог работы буде предложен наиболее соответствующий Писанию вариант толкования, приведены аргументы в его пользу, а также предложено практическое применение раскрытой истины.


ОБЗОР ОТРЫВКА

Изучаемый отрывок (Ин. 3:5) находится в контексте первого посещения Христа Иерусалима на праздник Пасхи. Это начальный этап в служении Христа. Стоит отметить, что Иоанн дает довольно много ценного материала, который не содержится в синоптических Евангелиях.[2] В частности, он приводит описание служения Христа в Иудее и Самарии до Его служения в Галилее. Рассматриваемый отрывок описан только в Евангелии от Иоанна.

Широкий контекст отрывка показывает, что непосредственно до рассматриваемой беседы с Никодимом Иоанн Креститель засвидетельствовал о Иисусе Христе народу, а также своим ученикам, что «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34). После этого Иисус призывает учеников следовать за Ним (Ин. 1:42-43), утверждает веру учеников, совершая первое Свое чудо в Кане Галилейской (2:1), и затем приходит на праздник Пасхи в Иерусалим, очищает храм от животных, продавцов и меновщиков денег (2:13-15). После описанной в третьей главе Евангелия от Иоанна беседы с Никодимом Христос отправляется в Самарию.

Ближайший контекст рассматриваемого отрывка – это непосредственно беседа Христа с Никодимом (3:1-21). Собственно диалог присутствует включительно до 10 стиха, а далее следует монолог Христа, где Он разъясняет Божий план спасения. Следует отметить, что возможной предпосылкой для посещения Никодимом Иисуса было то, что накануне в Иерусалиме многие иудеи уверовали в Иисуса, видя чудеса, которые Он сотворил (2:23). Конечно, это не могло не остаться незамеченным со стороны религиозных вождей.

Все описание беседы можно разделить на три части:[3]

Во-первых, признание Никодимом авторитета Христа (ст. 1-2).

Во-вторых, понимание Иисусом коренной проблемы Никодима (ст. 3-8).

В-третьих, упрек Иисуса к Никодиму (ст. 9-10).

Никодим приходит к Иисусу ночью. Почему именно ночью? Возможно, поговорить с Иисусом днем не представилось возможным[4], а, может, Никодим специально выбрал темное время суток, дабы не показывать себя рядом с Иисусом открыто, при этом испытывая уважение ко Христу[5]. Никодим в данном отрывке назван фарисеем, одним из начальников иудейских (3:1). Фарисеи были религиозной и политической партией, которые строго следили за соблюдением закона, будучи внешне благочестивыми и правоверными людьми. Часто их предписания были направлены на попытки обойти закон, а не исполнить. Они верили в существование духов и воскресение мертвых.[6] Звание Никодима как «один из начальников иудейских» (3:1) указывает на принадлежность его к высшему руководящему органу иудеев – Синедриону. Это был совет, состоящий из 71 члена и заседавший в Иерусалиме[7].

Разговор Иисуса с Никодимом касается рождения свыше, как условия вхождения в Царство Божье: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Возможно, Никодим понимал под Царством Божьим ожидавшееся явиться Тысячелетнее царство, т.е. физическое царство, поэтому понятие рождение свыше ставит авторитетного раввина в тупик. Никодим говорит: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3:4). Для него это было совершенно непонятным, особенно, учитывая коннотацию, которую носило слово «свыше»: снова, заново[8]. Тогда Иисус как бы поясняет Никодиму, что значит рождение свыше: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5-7). Однако это объяснение не проясняет Никодиму механизм рождения свыше: «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» (Ин. 3:9). Тогда Иисус упрекает Никодима, что он, будучи великим[9] учителем, не знает этого.

Слова Никодима: «как это может быть?» звучат и по сей день. Для ответа на этот вопросу стоит обратить внимание на варианты понимания «от воды и Духа» (3:5), которые существуют на данный момент среди толкователей Священного Писания. После их рассмотрения можно либо присоединиться к одному из мнений, либо составить собственное.


Ближайший контекст отрывка

Исследуемый стих (Ин. 3:5) находится в контексте беседы Христа с Никодимом. Событие происходит ночью, что, вероятно, вызвано опасениями фарисея Никодима о своей репутации и положении в обществе.[32] Разговор протекает следующим образом: Никодим констатирует сверхъестественное бытие Христа, как учителя от Бога (3:2), далее Христос обращает внимание на важность рождения свыше для вхождения в Царство Божье (3:3), Никодим не понимает смысла утверждения (3:4), Христос уточняет, говоря, что «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (3:5-6). Однако Никодим все равно не понимает слов Христа (3:9). Тогда Христос подчеркивает, что ему как «учителю Израилеву» это должно было бы быть известным.

Таким образом становится очевидным, что главной темой этой беседы было одно действие – рождение свыше. У этого рождения есть два аспекта: Дух и вода. Судя, по девятому стиху, где Христос апеллирует к предполагаемой осведомленности Никодима об этих базовых элементах. Т.е. Никодиму они должны были быть понятными без труда, быть знакомыми и близкими.[33]

Контекст всей Библии

Вода в контексте Библии символизировала три основных явления: вселенской стихии (Быт. 7:11; Иов. 38:11; Пс. 28), источника жизни (3 Цар. 8:35; Ам. 4:7) и очищения (2 Цар. 11:8; Пс. 50:4, 9). [34] Под вселенской стихией понимались бурные воды, которые способен обуздать лишь Бог. А климатические особенности расположения Ихраиля заставляли ценить воду, как обязательный элемент для существования растительной и животной жизни на земле. Эти две ассоциации с водой никак не могли быть применены Христом в контексте беседы с Никодимом. Соответственно наиболее вероятным оказывается вариант образа воды как символа очищения. [35]

Во-первых, очевидным фактом является то, что слово вода ассоциируется с чистотой. Никто не захочет пить или омываться грязной водой. Сегодня существует целые индустрии в сфере бизнеса по очистке воды.

Во-вторых, вода явно символизировала очищение в Ветхом завете. Когда вода в Ветхом Завете используется образно, она обычно подразумевает обновление или духовное очищение, особенно при использовании в сочетании с Духом (Чис.19:17-19, Пс. 50:11-12, Ис. 32:15, 44:3-5, 55:1-3, Иер. 2:13, Иол. 2:28-29).

В-третьих, Ветхозаветные принципы очищения, описанные в Иез. 36 и Иер. 31 должны были быть восприняты Никодимом по-новому и в новом порядке.[36] Это немаловажный аспект, т.к. если бы понятие воды не было тесно связано с процессом очищения, «ясно обоснованного в Ветхом Завете»[37], то Иисус Христос не укорял бы уважаемого и авторитетного учителя в Израиле за непонимание прописных истин.

В-четвертых, как дополнительный аргумент в пользу данного взгляда можно сказать, что он имеет минимальное количество контраргументов, тогда как другие взгляды гораздо более противоречивы.

Таким образом, смысл сказанных Христом слов «родится от воды и Духа» (Ин. 3:5) заключаются в том, что для вхождения в Царство Божье человеку необходимо духовное омовение и очищение, совершаемое Духом Святым через Слово Божье во время покаяния.[38]

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Вопрос рождения свыше является ключевым вопросом в христианстве. Неверное понимание данной темы выедет к искаженному следованию за Христом, а иногда, и к вредным ересям. В своих речах Иисус периодически употреблял выражение «Истинно, истинно» (Ин. 1:51; 3:3, 5, 11; 5:19, 24). Всего таких выражений в Евангелии от Иоанна встречается 25 раз. Начиная свою речь таким образом, Христос говорит торжественно и решительно.[39] Тем самым делается акцент на непреложности и крайней важности утверждения.

В своей речи Христос указывает на условия для вхождения в Царство Божье. Т.е. если эти условия не выполняются, то человек напрасно рассчитывает быть в раю. Этими условиями являются рождение «от воды и Духа» (Ин. 3:5). Как было рассмотрено в данной работе, понятие воды указывает на духовное очищение. Из Библии мы знаем, что духовное очищение осуществляется Духом Святым при покаянии человека (Деян. 2:38). Весть о покаянии была ключевой для Иоанна Крестителя (Мтф. 3:2), Иисуса Христа (Мтф. 4:17) и апостолов (Деян. 3:19). Таким образом становится явным для любого читающего Писание, что без покаяния, без внутреннего духовного очищения невозможно рождение свыше.

Актуальность данного вопроса имеет место сегодня также по причине распространенности так называемых традиционных религий (Католицизм, Православие), где учение о покаянии искажено или неполно, так что часто прихожане этих церквей не ориентированы на фундаментальное обращение и изменение в результате покаяния. Они причисляют себя к церкви просто по признаку рода, местности, культуры или традиции. Покаяние практикуются методично, не меняя жизнь в корне своем. Хорошие дела и высокоморальное поведение не представляют возможность для человека быть с Богом в раю, т.к. «И не войдет в него ничто нечистое» (Отк. 21:27).

Стоит также отметить, что верное понимание данного отрывка отрицает всякую возможность получения спасения через водное крещение. Даже в некоторых евангельских церквях склоняются к этому заблуждению, не говоря уже о Православии или Католицизме.

Вторым аспектом рождения свыше является рождение от Духа, что указывает на нематериальную составляющую этого момента. Из Библии мы узнаем, что кающийся грешник получает дар Святого Духа (Еф. 4:30; Деян. 2:38). Таким образом, Святой Дух – это та Личность божества, Которая погружает в Церковь, тело Христа. Ответственность и возможность для человека родиться свыше лежит целиком на Боге, поэтому грешник должен обращаться с покаянием именно к Богу, не рассчитывая на свои собственные достижения и силы (Еф. 2:8-9).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было исследовано сложное для толкования место Священного Писания, записанное в пятом стихе третьей главы Евангелия от Иоанна. Было рассмотрено пять версий возможного толкования данного места и выбран наиболее точный по мнению автора работы. Слова Христа «родится от воды и Духа» следует понимать как аспекты рождения свыше в виде духовного очищения и духовного запечатления.

Основными аргументами в пользу данного взгляда являются: в о-первых, очевидным фактом является то, что греческое слово вода ассоциируется с чистотой. Во-вторых, вода явно символизировала очищение в Ветхом завете. Во-вторых, принципы очищения, описанные в Иез. 36 и Иер. 31, должны были быть знакомы Никодиму как авторитетному учителю в Израиле. В-четвертых, этот взгляд имеет минимальное количество контраргументов, тогда как другие взгляды гораздо более противоречивы.

Таким образом, смысл сказанных Христом слов «родится от воды и Духа» (Ин. 3:5) заключаются в том, что для вхождения в Царство Божье человеку необходимо духовное омовение и очищение, совершаемое Духом Святым через Слово Божье во время покаяния.[40]

 


БИБЛИОГРАФИЯ

Carson, D.A. The Gospel According to John. The Pillar New Testament Commentary. Grand Rapids, MI: Inter-Varcity Press; W.B. Eerdmans, 1991.

 

Kostenberg, Andreas J. John. Baker Exegetical Commentary on The New Testament. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2004.

 

MacArthur, John F., Jr. John 1-11. MacArthur New Testament Commentary. Chicago: Moody Press, 2006.

 

Milne, Bruce. The Message of John. The Bible Speaks Today [BST]. Leicester, England; Downers Grove, Ill.: Inter-Varsity Press, 1993.

 

Morris, Leon.The Gospel According to John. The New International Commentary on The New Testament. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1995.

 

Алворд, Брюс. «Жизнь и учение Иисуса Христа». Классные заметки. Ирпенская Библейская Семинария, зима, 2013.

 

Баркли, Уильям. Толкование Евангелия от Матфея. Главы 11-28. Том 2. Перевод с английского. Scottdale PA: Herald Press, 1983.

 

Генри, Мэтью. Толкование на книги Нового Завета. 6 томов. Holland, Gouda: Dutch Reformed Tract Society, Stichting Friedensstimme Nederland, Russian edition, 2001

 

Грудем, Уэйн. Систематическое богословие. Введение библейское учение. Санкт-Петербург: Издательство «Мирт», 2004.

 

Кинер, Крейг. Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет. Часть 2. Перевод с английского. Санкт-Петербург: Издательство «Мирт», 2005.

 

Мак-Артур, Джон. «Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура». Минск, Бел.: Славянское Евангельское Общество, 2004.

 

Макдональд, Уильям. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000.

 

Мур, Марк. Жизнь Христа в хронологическом порядке, том 2, От Галилеи к славе, Весть, Москва, 2003

 

Мэхен, Генри. Евангелие от Иоанна. Учебный комментарий. Витебск: «Альфом», 1995.

 

Н.а. Новый библейский комментарий в трех частях. Новый завет. Часть 3. Перевод с английского. Санкт-Петербург: Издательство «Мирт», 2001.

 

Н.а. «Новый Библейский словарь», Часть 1, Библейские персонажи. Под ред. Р. Ороховатсякая. Перевод с английского: Ю. Аржанов, А. Баев, Г. Григорьев, А. Платунова, Л. Тарнаева, Р. Шемпель, А Шурбелев. Серия «Энциклопедия христианства». Санкт.-Петербург, «Мирт», 1999.

Н.а. «Новый Библейский словарь», В двух частя, Часть 2, Библейские персонажи. Под ред. Р. Ороховатсякая. Перевод с английского: Т. Батухтина, В.Н. Генке, А.П. Платунова. Серия «Энциклопедия христианства». Санкт.-Петербург, «Мирт», 2001.

Н.а. «Словарь Библейских образов». Ред. Лилианда Райкен, Джеймс Уилхойт, Тремпер Лонгман. Перевод с англ. Б.А. Скороходов Б.А., О.А. Рыбакова. Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2005.

 

Н.а. «Теологический энциклопедический словарь». Ред. Уолтер Элвелл. Москва: «Духовное возрождение», 2003.

 

Н.а. Евангельский Словарь Библейского Богословия. Ред. Уолтер Элуэл. Санкт-Петербург «Библия для всех» 2000 г.

Нюстрем, Эрик. Библейский Словарь. Исправленное издание. Перевод со шведского И.С. Свенсона. Торонто: Мировая Христианская Миссия, 1989.

 

Райл, Джон. Размышления над Евангелием от Иоанна. В четырех частях. Часть первая. «Назад к благодати», 2003.

 

Райт, Н.Т. Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. Читая Библию. Пер. с англ. Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009.

 

Ринекер, Фритц и Герхард Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Ред. В.А.Цорн, перевод с нем. В.М. Иванова, А.А. Карельского, Д.В. Щедровицкого. Кременчуг, Украина: «Христианская Зоря», 1999.

 

Роджерс-младший, Клеон Л. и Клеон Л. Роджерс ІІІ. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. Редактор Ю.А. Цыганков. Перевод О. А. Рыбаковой. Санкт-Петербург: Издательство «Библия для всех», 2001.

 

Стронг, Джеймс. Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам. Гринвилл, США: Университет Боба Джонса, 1998.

 

Тенни, Меррил. Обзор Нового Завета. ВЕЕ International, русский перевод, 1997. Москва: Ассоциация «Духовное возрождение», 2000.

 

Элуэлл, Уолтер, Филип Камфорт. Большой Библейский словарь, пер. Рыбакова О. А. Санкт-Петербург, Библия для всех, 2000

 


[1] Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Минск, Бел.: «Славянское Евангельское Общество», 2004), 1566.

[2] Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Минск, Бел.: Славянское Евангельское Общество, 2004), 1566.

[3] Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура, 1566.

[4] Марк Мур,От Галилеи к славе, Жизнь Христа в хронологическом порядке, том 2 (Москва: «Весть», 2003), 102.

[5] Н.а., Библейские персонажи, Новый Библейский словарь, Часть 1, Под ред. Р. Ороховатсякая. Перевод с английского: Ю. Аржанов, А. Баев, Г. Григорьев, А. Платунова, Л. Тарнаева, Р. Шемпель, А Шурбелев. Серия «Энциклопедия христианства» (Санкт-Петербург, «Мирт», 1999), 229.

[6] Эрик Нюстрем, Библейский Словарь, Исправленное издание. Перевод со шведского И.С. Свенсона, (Торонто: Мировая Христианская Миссия, 1989), 382

[7] Уолтер Элуэлл, Филип Камфорт, Большой Библейский словарь, пер. Рыбакова О. А. (Санкт-Петербург, «Библия для всех», 2000), 116.

[8] Клеон Л.Роджерс-младши и Клеон Л.Роджерс ІІІ., Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, редактор Ю.А. Цыганков. Перевод О. А. Рыбаковой. (Санкт-Петербург: Издательство «Библия для всех», 2001), 320.

[9] Н.а., Библейские персонажи, Новый Библейский словарь, в двух частях, Часть 2, под ред. Р. Ороховатсякая, перевод с английского: Т. Батухтина, В.Н. Генке, А.П. Платунова. Серия «Энциклопедия христианства». (Санкт-Петербург, «Мирт», 2001), 693.

[10] Марк Мур, От славы к Галилее, Жизнь Христа в хронологическом порядке, том 1(Москва, Весть, 2003), 103.

[11] Н.а., Евангельский Словарь Библейского Богословия, ред. Уолтер Элуэл (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2000), 184-185.

[12] Donald A. Carson, Gospel According to John, The Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Inter-Varcity Press; W.B. Eerdmans, 1991), 192.

[13] Марк Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке, том 1, 104.

[14] John F., Jr. MacArthur, John 1-11. MacArthur New Testament Commentary (Chicago: Moody Press, 2006), 106.

[15] Bruce Milne, The Message of John, The Bible Speaks Today [BST] (Leicester, England; Downers Grove, Ill.: Inter-Varsity Press, 1993), 75.

[16] Н.Т. Райт, Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. Читая Библию, пер. с англ. (Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009), 25.

[17] Марк Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке, том 1, 104-105.

[18] Donald A. Carson, Gospel According to John, 193.

[19] Джон Райл, Размышления над Евангелием от Иоанна. В четырех частях. Часть первая («Назад к благодати», 2003), 140.

[20] Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан. Новый Завет (Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000), 353.

[21] Там же, 353.

[22] Джон Райл, Размышления над Евангелием от Иоанна, 141 – 146.

[23] Donald A. Carson, Gospel According to John, 193.

[24] John F., Jr. MacArthur, John 1-11. MacArthur New Testament Commentary, 106.

[25] Н.а., Евангельский Словарь Библейского Богословия, ред. Уолтер Элуэл, 184.

[26] Мэтью Генри, Толкование на книги Нового Завета, 6 томов (Holland, Gouda: Dutch Reformed Tract Society, Stichting Friedensstimme Nederland, Russian edition, 2001), 52.

[27] Andreas J. Kostenberg, John. Baker Exegetical Commentary on The New Testament (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2004), 125.

[28] Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан, 353.

[29] Джон Райл, Размышления над Евангелием от Иоанна, 141-146.

[30] Генри Мэхен, Евангелие от Иоанна. Учебный комментарий (Витебск: «Альфом», 1995), 28.

[31] Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан, 353.

[32] Н.а., Библейские персонажи, Новый Библейский словарь, часть 1, под ред. Р. Ороховатсякая. Перевод с английского: Ю. Аржанов, А. Баев, Г. Григорьев, А. Платунова, Л. Тарнаева, Р. Шемпель, А Шурбелев. Серия «Энциклопедия христианства» (Санкт.-Петербург: «Мирт», 1999), 229.

[33] Марк Мур, От Галилеи к славе, Жизнь Христа в хронологическом порядке, том 2(Москва: «Весть», 2003), 104.

[34] Н.а., Словарь Библейских образов, ред. Лилианда Райкен, Джеймс Уилхойт, Тремпер Лонгман. Перевод с англ. Б.А. Скороходов Б.А., О.А. Рыбакова (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2005), 160.

[35] John F., Jr. MacArthur, John 1-11. MacArthur New Testament Commentary (Chicago: Moody Press, 2006), 106.

[36] Bruce Milne, The Message of John. The Bible Speaks Today [BST] (Leicester, England; Downers Grove, Ill.: Inter-Varsity Press, 1993), 75.

[37] Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Минск, Бел.: Славянское Евангельское Общество, 2004), 1567.

[38] Там же, 1567.

[39] Leon Morris, The Gospel According to John. The New International Commentary on The New Testament (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1995), 215.

[40] Джон Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Минск, Бел.: Славянское Евангельское Общество, 2004), 1567.

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена люди мечтали иметь близкие взаимоотношения с Богом. И если во времена Ноя еще оставалась информация среди людей о сотворении и о сущности Бога, будучи передаваемой из уст в уста, то уже во времена Авраама человечество четко ощущало необходимость в инструкциях для их жизни, в откровении о Боге. Чем далее, тем более становилось очевидным, что идеальным вариантом стало бы присутствие Бога непосредственно рядом с людьми. Прошли времена народа Израильского, когда Бог обращался к народу через пророков, движимых Духом Святым, и на землю приходит Христос. Он основывает новый народ; народ, на сердцах которого будет написаны Его заповеди, а верующие будут водимы непосредственно Духом Святым.

Откровение о Духе Святом, как о третьей личности божества было невообразимым для многих иудеев того времени. Ни в одном ветхозаветном тексте на сказано в явном виде, что ветхзаветные верующие рождены свыше или рождены вновь. Также Христос Своими деяниями заставляет религиозные умы на заре христианства недоумевать о Его статусе и притязаниях на мессианство. В одном из разговоров на эту тему Христос заявляет о необходимости рождения свыше, т.е рождения от воды и Духа. Эта беседа протекает ночью, когда к Нему приходит на разговор уважаемый раввин, член Синедриона, а также заинтригованный служением Христа, Никодим. Иисус объясняет ночному гостю Божии план спасения, показывая, что Он есть Божий Посланник, Чье дело искупления принесет еврейскому народу обещанное спасение.[1] Однако, рождение свыше, воспринимаемое Никодимом как повторное рождение, не помещается в разум религиозного лидера.

Фраза «родиться от оды и Духа» стала источником многих дебатов. В этой работе будет рассмотрен пятый стих третьей главы Евангелия от Иоанна с целью исследования возможных вариантов толкования аспекта рождения от воды и Духа. Также как итог работы буде предложен наиболее соответствующий Писанию вариант толкования, приведены аргументы в его пользу, а также предложено практическое применение раскрытой истины.


ОБЗОР ОТРЫВКА

Изучаемый отрывок (Ин. 3:5) находится в контексте первого посещения Христа Иерусалима на праздник Пасхи. Это начальный этап в служении Христа. Стоит отметить, что Иоанн дает довольно много ценного материала, который не содержится в синоптических Евангелиях.[2] В частности, он приводит описание служения Христа в Иудее и Самарии до Его служения в Галилее. Рассматриваемый отрывок описан только в Евангелии от Иоанна.

Широкий контекст отрывка показывает, что непосредственно до рассматриваемой беседы с Никодимом Иоанн Креститель засвидетельствовал о Иисусе Христе народу, а также своим ученикам, что «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33-34). После этого Иисус призывает учеников следовать за Ним (Ин. 1:42-43), утверждает веру учеников, совершая первое Свое чудо в Кане Галилейской (2:1), и затем приходит на праздник Пасхи в Иерусалим, очищает храм от животных, продавцов и меновщиков денег (2:13-15). После описанной в третьей главе Евангелия от Иоанна беседы с Никодимом Христос отправляется в Самарию.

Ближайший контекст рассматриваемого отрывка – это непосредственно беседа Христа с Никодимом (3:1-21). Собственно диалог присутствует включительно до 10 стиха, а далее следует монолог Христа, где Он разъясняет Божий план спасения. Следует отметить, что возможной предпосылкой для посещения Никодимом Иисуса было то, что накануне в Иерусалиме многие иудеи уверовали в Иисуса, видя чудеса, которые Он сотворил (2:23). Конечно, это не могло не остаться незамеченным со стороны религиозных вождей.

Все описание беседы можно разделить на три части:[3]

Во-первых, признание Никодимом авторитета Христа (ст. 1-2).

Во-вторых, понимание Иисусом коренной проблемы Никодима (ст. 3-8).

В-третьих, упрек Иисуса к Никодиму (ст. 9-10).

Никодим приходит к Иисусу ночью. Почему именно ночью? Возможно, поговорить с Иисусом днем не представилось возможным[4], а, может, Никодим специально выбрал темное время суток, дабы не показывать себя рядом с Иисусом открыто, при этом испытывая уважение ко Христу[5]. Никодим в данном отрывке назван фарисеем, одним из начальников иудейских (3:1). Фарисеи были религиозной и политической партией, которые строго следили за соблюдением закона, будучи внешне благочестивыми и правоверными людьми. Часто их предписания были направлены на попытки обойти закон, а не исполнить. Они верили в существование духов и воскресение мертвых.[6] Звание Никодима как «один из начальников иудейских» (3:1) указывает на принадлежность его к высшему руководящему органу иудеев – Синедриону. Это был совет, состоящий из 71 члена и заседавший в Иерусалиме[7].

Разговор Иисуса с Никодимом касается рождения свыше, как условия вхождения в Царство Божье: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Возможно, Никодим понимал под Царством Божьим ожидавшееся явиться Тысячелетнее царство, т.е. физическое царство, поэтому понятие рождение свыше ставит авторитетного раввина в тупик. Никодим говорит: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3:4). Для него это было совершенно непонятным, особенно, учитывая коннотацию, которую носило слово «свыше»: снова, заново[8]. Тогда Иисус как бы поясняет Никодиму, что значит рождение свыше: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5-7). Однако это объяснение не проясняет Никодиму механизм рождения свыше: «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» (Ин. 3:9). Тогда Иисус упрекает Никодима, что он, будучи великим[9] учителем, не знает этого.

Слова Никодима: «как это может быть?» звучат и по сей день. Для ответа на этот вопросу стоит обратить внимание на варианты понимания «от воды и Духа» (3:5), которые существуют на данный момент среди толкователей Священного Писания. После их рассмотрения можно либо присоединиться к одному из мнений, либо составить собственное.


ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ ТОЛКОВАНИЯ РОЖДЕНИЯ ОТ ВОДЫ

Прежде, чем рассматривать различные взгляды, можно определиться с тем, что вызывает наибольшие споры среди богословов, толкующих рассматриваемое место. Можно сказать, что понятие Царство Божье и Дух не вызывают особых затруднений, подразумевая под Царством Божиим спасение и жизнь вечную, а под Духом – крещение Духом Святым. Основным понятием, которое нужно верно определить в ходе анализа – это «вода».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.101 с.)