Направление. Специфика жанра новеллы В творчестве Э. Т. А. Гофмана. Романтический герой Д. Г. Байрона и своеобразие содержания поэмы «корсар» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление. Специфика жанра новеллы В творчестве Э. Т. А. Гофмана. Романтический герой Д. Г. Байрона и своеобразие содержания поэмы «корсар»



Цели и задачи занятия: характеристика романтизма как литературного направления и анализ его основных черт; определение специфики жанра новеллы; исследование особенностей новеллы Э.Т.А. Гофмана; выявление романтических принципов отражения действительности в поэмах Дж.Г. Байрона.

Основные понятия и категории темы: гротеск, двоемирие, новелла, поэма, романтизм, романтическая ирония, романтический историзм, романтический конфликт, сатира.

Персоналии: Л.А. фон Арним, Д.Г. Байрон, К. Брентано,В.Г.Вакенродер, У. Вордсворт, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман, братья Гримм, Д. Китс, Г. фон Клейст, С.Т. Колридж, Новалис, Р. Саути, В. Скотт, Л.И. Тик, П.Б. Шелли, Ф.В. Шеллинг, А. Шлегель, Ф. Шлегель.

ПЛАН

1. Романтизм как творческий метод и литературное направление.

2. Социально-политические, философские и литературные предпосылки романтизма.

3. Немецкий романтизм: йенская школа, гейдельбергский и берлинский романтизм.

4. Романтический конфликт. Сущность романтического двоемирия. Понятие романтического героя и его типы.

5. Роль воображения в романтической эстетике. Отношение романтиков к эстетике и правилам классицизма.

6. Э.Т.А. Гофман как личность, его творческая биография. Роль музыки в жизни и творчестве Гофмана.

7. «Золотой горшок», жанровое своеобразие новеллы.

8. Новелла «Крошка Цахес», ее место в творчестве Э.Т.А. Гофмана.

9. Английский романтизм: «озерная школа» и ее представители; характеристика второго этапа английского романтизма.

10. Творчество Д.Г. Байрона: периодизация творчества, проблема художественного метода.

11. Концепция индивидуализма и особенности поэтики «Восточных поэм».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. ЗАДАНИЯ

1. Назовите этапы возникновения и развития термина «романтизм».

2. Определите временные рамки данного литературного направления.

3. Назовите социально-политические, философские и литературно-эстетические предпосылки возникновения романтизма.

4. Определите смысл понятия «двоемирие».

5. Какими свойствами обладает романтический герой?

6. Назовите специфические черты романтизма как литературного направления.

7. Расскажите, как соотносятся проблемы живописи и литературы на этапе романтизма.

8. Назовите время развития йенского романтизма и состав группы.

9. Назовите время развития гейдельбергского романтизма и состав группы.

10. Берлинский этап романтизма и его представители.

11. Расскажите о круге интересов и литературных связях Гофмана.

12. Раскройте характер двоемирия в «Золотом горшке», структуру и смысл авторской иронии и гротеска.

13. На какие две группы делятся персонажи сказок Гофмана? Дайте образную характеристику героев «Золотого горшка».

14. Перечислите приемы удвоения, передающие идею романтического двоемирия в сказке Гофмана «Золотой горшок».

15. Каково происхождение золотого горшка и его предназначение?

16. В чем заключается двойственность трактовки финала? Каков смысл названия новеллы?

17. Назовите основных персонажей сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» и объясните, почему автор помещает их в столь различные социальные группы.

18. Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основано двоемирие. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.

19. Дайте образную характеристику главных героев произведения, используя цитаты из текста.

20. Расскажите о литературной деятельности Байрона.

21. Перечислите названия произведений, вошедших в состав цикла «Восточных поэм» Байрона.

22. Почему поэма «Корсар» называется «восточной»? Почему для романтиков вообще характерно обращение к теме Востока?

23. Расскажите о прошлом Конрада, о причинах, толкнувших его на конфликт с обществом.

24. Какова система образов поэмы, и какие из персонажей относятся к числу главных?

25. Можно ли представить себе внешний вид Конрада на основе его портрета? Какие черты личности раскрывает портрет? Подтвердите свои мысли знанием текста.

26. В чем состоит исключительность Конрада (личные качества, благородство характера, демонический облик, трагизм судьбы)?

27. В чем своеобразие пейзажа, и как он усиливает основные черты личности? Процитируйте текст.

28. Каким видят Конрада корсары, охарактеризуйте его образ жизни, подтвердите свои выводы знанием текста.

29. Конрад – корсар, морской разбойник. Какими чувствами, несовместимыми с его занятиями, наделяет автор своего героя? Процитируйте.

30. За что любят Конрада Медора и Гюльнара? Приведите примеры из текста.

31. Чем заканчивается поэма? Какие можно сделать выводы?

32. В чем заключается бунтарский пафос поэм Байрона?

33. Каково влияние западного романтизма на творчество российских и украинских романтиков?

 

Список рекомендуемой литературы

Исследовательская и учебная литература

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – Л.: Азбука, 1973. – 65 с.

2. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н.Я. Берковский. – СПб: Азбука-классика, 2002. – 480 с.

3. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона / Н.Я. Дьяконова. – М.:

Наука, 1975. – 178 с.

4. История всемирной литературы в 9-ти томах / под ред. И.М. Фрадкина.

– М.: Наука, 1989. – Т.6 − 880 с.

5. История зарубежной литературы ХIХ века: учебник для студентов

педагогических институтов. В 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. –

М.: Просвещение, 1991. – Ч.1 − 256 с.

6. История зарубежной литературы ХIХ века / под ред. Н.А.Соловьевой.

− М.: Высшая школа, 1991. − 637 с.

7. Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Луков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

8. Наливайко Д.С. Зарубіжна література ХIХ сторіччя. Доба романтизму: підручник / Д.С. Наливайко, К.О. Шахова. − К.: Заповіт, 1997. – 464 с.

9. Самарин Р.Н. Зарубежная литература / Р.Н. Самарин. – М.: Высшая школа, 1987. – 368 с.

10. Тураев С.В. Байрон, немецкие романтики и Гете / С.В. Тураев // Байрон и мировая литература. – М.: Наука, 1991. − С. 115−125.

Художественная литература

1. Байрон Д.Г. Лирика. Паломничество Чайльд-Гарольда. Поэмы: «Гяур», «Корсар», «Лара» (любое издание).

2. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Крошка Цахес (любое издание).

Тема 2. ЖАНР ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА ГЮГО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАНЕРЫ ЭДГАРА ПО В НОВЕЛЛАХ «ПАДЕНИЕ ДОМА АШЕРОВ» И «НИЗВЕРЖЕНИЕ В МАЛЬСТРЕМ»

Цели и задачи занятия: определение вклада французских поэтов и писателей ХIХ века в развитие романтизма, выявление специфических черт исторического романа В. Гюго; знакомство с национальным своеобразием американского романтизма; исследование особенностей новеллы Э. По и ее типов.

Основные понятия и категории темы: баллада, драма, индивидуализм, исторический роман, новелла, романтизм.

Персоналии: В.К. Брайент, В. Гюго, В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, А. де Ламартин, Г.В. Лонгфелло, А. де Мюссе, Ж. Санд, Э. По, Ж. де Сталь, Г. Д. Торо, Ф.Р. де Шатобриан.

ПЛАН

1. Французский романтизм. Периодизация, своеобразие.

2. Эстетика Виктора Гюго.

3. Специфика исторического романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

4. Периодизация и национальное своеобразие американского романтизма.

5. Представители американского романтизма и проблематика их произведений.

6. Творческая биография Эдгара Алана По.

7. Жанр новеллы в творчестве Э.А. По.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об основных этапах развития французского романтизма. Назовите его основных представителей.

2. В чем своеобразие социальных и политических событий, предшествовавших появлению романтизма?

3. В чем заключается своеобразие мировоззрения Гюго и его представление о творческой личности?

4. Расскажите об основных особенностях эстетики писателя.

5. Какие политические проблемы волновали Гюго, и как меняются в процессе жизни его политические убеждения?

6. Охарактеризуйте литературное творчество Виктора Гюго?

7. В чем заключается специфика исторического романа В. Гюго? Перечислите романы писателя, относящиеся к этому жанру.

8. Какова история создания и композиция романа «Собор Парижской Богоматери»?

9. Раскройте своеобразие проблематики этого романа.

10. Почему автор неоднократно повторяет греческое слово ANAГКН? Где

автор увидел его? Кого, когда и почему он заставил в романе написать

это слово?

11. Случайно ли, на ваш взгляд, обращение именно к ХV веку? Какие основные черты эпохи Средневековья нашли свое отражение в произведении? Гюго отнюдь не идеализирует прошлое, докажите это знанием текста.

12. Дайте характеристику главным образам романа. Раскрывая характеры

основных персонажей, подтвердите свои выводы цитатами.

13. Чем интересна в «Соборе» фигура архидьякона Клода Фролло? В чем, на ваш взгляд, заключается его жизненная трагедия?

14. Кого автор называет «душой собора»? Какой акт милосердия производит переворот в сознании Квазимодо, превращает его в человека, свободную и разумную личность?

15. Докажите, что Клод Фролло и Квазимодо – две противоположные тенденции, обозначающие собой начинающийся распад средневекового мира.

16. Каким рисует Гюго Людовика ХI? Охарактеризуйте этот образ.

17. Найдите в тексте несколько описаний Парижа и обратите внимание на динамичную картину роста этого города, а также на отношение к нему самого автора.

18. Вспомните, в чем заключается архитектурные особенности Собора Парижской Богоматери? Кто такие химеры?

19. Охарактеризуйте образ Собора в романе. Почему автор называет его «огромной каменной симфонией»?

20. Раскройте образ народной массы и ее роль в истории в понимании Виктора Гюго. Почему, на ваш взгляд, автор неоднократно метафорически уподобляет толпу морю?

21. В чем заключается специфика романтизма США?

22. Охарактеризуйте основные периоды развития американского романтизма, назовите основных представителей и проблематику их произведений.

23. Выявите основные положения концепции творчества Э. По.

24. В чем особенности поэтического стиля Э. По? Каково место «Ворона»

в ряду других поэтических произведений писателя?

25. Дайте характеристику особенностей новеллистики По, определите типы новелл.

26. Что характеризует героя аналитических новелл Э.А. По?

27. Э. По – родоначальник детективного жанра. Обоснуйте.

28. Какова основная тема в новелле «Падение дома Ашеров»?

29. В чем заключается основной конфликт, его развитие и разрешение в

этом произведении?

30. Можно ли говорить о влиянии готического романа, роли фантастического в новелле? Какова символика в произведении?

31. К какому из трех типов новелл, встречающихся у По, принадлежит

новелла «Низвержение в Мальстрем»? Почему?

32. Дайте образную характеристику основных героев произведения.

33. Почему автор большое внимание уделяет природным явлениям? Где и в какое время суток происходит основное событие – низвержение в Мальстрем?

34. Проследите последовательность реакций рыбака на разразившуюся катастрофу. Осознанно или инстинктивно действует рыбак? Почему это важно автору? Подтвердите знанием текста.

35. Какую роль сыграл бочонок, к которому привязал себя рыбак? Как рыбак открыл закономерность движения предметов в воронке? Разум или чувство помогли ему найти способ спасения? Процитируйте текст.

36. Какие выводы сделал рыбак из своих наблюдений? Цитата из текста.

37. Какова роль аналитических способностей ума и воли человека во всех типах рассказов Э. По?

 

Список рекомендуемой литературы

Исследовательская и учебная литература

1. Боброва Н.М. Романтизм в американской литературе ХIХ века / Н.М. Боброва. – М.: Наука, 1972. – 285 с.

2. Гиленсон Б.А. История литературы США: учеб. пособие для студ. филологических факультетов ун-в и высш. пед. учеб. заведений / Б.А. Гиленсон. – М.: Академия, 2003. – 707 с.

3. Евнина Е.М. Виктор Гюго / Е.М. Евнина. – М.: Наука, 1976. – 262 с.

4. История всемирной литературы в 9-ти томах / под ред. И. М. Фрадкина – М.: Наука, 1990. – Т.7. − 830 с.

5. История зарубежной литературы ХIХ века: учебник для студентов

педагогических институтов. В 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. – М.:

Просвещение, 1991. – Ч.2 − 256 с.

6. История зарубежной литературы ХIХ века / под ред. Н.А. Соловьевой.

− М.: Высшая школа, 1991. − 637 с.

7. Ковалев Ю.В. Творчество Эдгара По / Ю.В. Ковалев. – М.: Наука, 1983.

− 181с.

8. Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до

наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

/ В.А. Луков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

9. Наливайко Д.С. Зарубіжна література ХIХ сторіччя. Доба

романтизму: підручник / Д.С. Наливайко, К.О. Шахова. − К.: Заповіт,

1997. – 464 с.

10. Самарин Р.Н. Зарубежная литература / Р.Н. Самарин. – М.: Высшая

школа, 1987. – 368 с.

11. Тугушева М. Под знаком четырех / М. Тугушева. – М.: Книга, 1991. –

288 с.

 

Художественная литература

1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери (любое издание).

2. По Э. Падение дома Ашеров; Колодец и маятник; Падение в Мальстрем; Лигейя; Убийство на улице Морг; Золотой жук; Очки; Разговор с мумией и другие (любое издание).

 

Тема 3. РЕАЛИЗМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА. ПРОБЛЕМА МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РЕШЕНИЕ Ф. СТЕНДАЛЕМ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ». ТЕМА ДЕНЕГ И БУРЖУАЗНОЙ СЕМЬИ В ПОВЕСТИ О. ДЕ БАЛЬЗАКА «ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ»

Цели и задачи занятия: характеристика реализма первой половины ХIХ века как литературного направления и анализ его основных черт; исследование проблемы становления молодого человека в романе «Красное и черное» Ф. Стендаля и эволюции женского характера в романе «Евгения Гранде» О.де Бальзака.

Основные понятия и категории темы: историзм настоящего, реализм, принцип психологизма, социальная среда, типизация, центростремительный роман.

Персоналии: О. де Бальзак, Ж.П. Беранже, Г. Курбе,П. Мериме, Э. Скриб,Ф. Стендаль.

ПЛАН

1. Предпосылки возникновения реализма как метода и литературного направления.

2. Историческая и политическая ситуация во Франции ХIХ века.

3. Возникновение термина «реализм».

4. Специфика реализма первой половины ХIХ века. Эстетические принципы.

5. Этапы развития реализма во французской литературе.

6. Обзор творческого наследия Стендаля.

7. Мировоззренческие и эстетические позиции писателя.

8. Концепция личности, путь молодого человека и законы общества в романе «Красное и черное».

9. Основные вехи творческого пути О. де Бальзака.

10. «Евгения Гранде» − эволюция характера под влиянием обстоятельств.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. ЗАДАНИЯ

1. Что в переводе с латинского обозначает термин «реализм»? Когда этот

термин появился впервые?

2. Объясните, почему научный подход к анализу действительности стал

отличительной особенностью реалистического искусства?

3. Каковы эстетические принципы реализма?

3. В чем состояло отличие историзма реалистов от историзма романтиков?

4. Каковы принципы изображения характеров у реалистов?

5. Основной жанр реализма – роман? Чем это вызвано?

6. Охарактеризуйте основные черты реализма первой половины ХIХ века. Назовите главных представителей и их произведения.

7. Какова творческая биография Фредерика Стендаля? Как связана судьба писателя с именем Наполеона?

8. Какова идея создания романа «Красное и черное»? Расскажите об истории создания этого произведения.

9. Какова символика или трактовка названия «Красное и черное»?

10. В чем заключается двойственность в композиции романа?

11. Почему исследователи называют роман центростремительным?

12. Что представляет собой образ Жюльена Сореля: истоки его поведения, выбор жизненного пути, взаимоотношения с женщинами, внутренние монологи?

13. Какова цель системы, которую герой создает в своей душе? И что является ключом к достижению этой цели?

14. Какова панорама французского общества, данная глазами Жюльена Сореля: провинциальный Верьер, духовная семинария Безансона, аристократические круги Парижа? Подтвердите свои мысли знанием текста.

15. В чем состоял основной конфликт времени?

16. Охарактеризуйте женские образы в романе. Используйте цитаты из текста.

17. Каков на ваш взгляд смысл эпиграфов: «Правда, горькая правда» и «Роман − это зеркало, с которым идешь по большой дороге»?

18. Почему тему формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации можно назвать центральной для француской литературы ХIХ века?

19. Каковы основные вехи творческого пути О. де Бальзака?

20. Раскройте политические воззрения автора «Человеческой комедии»?

21. Как воплотились принципы эстетики Бальзака в его творчестве?

22. Раскройте основной замысел и задачи, которые ставил перед собой автор «Человеческой комедии».

23. Когда был написан роман «Евгения Гранде»? В какой из циклов «Человеческой комедии» он вошел?

24. Каковы особенности изображения реалистической действительности в романе О. де Бальзака «Евгения Гранде»? Почему это произведение можно назвать романом-хроникой современности, в которой жил и творил великий писатель?

25. Какое представление о господине Гранде и о событиях, с ним связанных, можно составить из предварительного описания дома и места его расположения? (Цитата из текста)

26. Когда и как герой превращается в «господина» Гранде? Как заикание помогает Гранде представить себя борцом за фамильную честь в истории с банкротством брата, и как он на самом деле обкрадывает клиентов банка?

27. Как раскрывается личность Гранде в описании предметного мира его кабинета. Какие детали особенно ярко иллюстрируют подлинное «лицо» хозяина? Приведите примеры из текста.

28. В какой день жизни Евгении начинается повествование о ней? Как отец заботился о ней раньше? Какие черты личности девушки передает ее портрет? Подтвердите свои мысли знанием текста.

29. Как начинается изменение духовного мира Евгении? Определите, как и под влиянием чего изменяется поведение героини. Была бы она счастлива с Шарлем, сумевшим заработать свои миллионы и так легко расторгнуть помолвку с ней?

30. Какими достоинствами обладал председатель Крюшо, ставший формально мужем Евгении? Встретила ли она кого-нибудь достойнее? Что привлекало в ней маркиза де Фруафона?

31. Чем характеризуется принцип психологизма Бальзака? В чем его отличие от психологического метода Стендаля?

32. Посмотрите экранизацию романа Ф. Стендаля «Красное и черное». Напишите отзыв.

 

Список рекомендуемой литературы

Исследовательская и учебная литература

1. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад / Р. Андрие. – М.: Прогресс, 1985. – 286 с.

2. Затонский Д.В. Стендаль // Затонский Д.В. Реализм – это сомнение? –

К.: Наукова думка, 1992. – С. 151-184.

3. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак / Г.Э. Ионкис. – М.: Просвещение, 1988. –

172 с.

4. История всемирной литературы в 9-ти томах / под ред. И. М. Фрадкина.

– М.: Наука, 1990. – Т.7. − 830 с.

5. История зарубежной литературы ХIХ века: учебник для студентов

педагогических институтов. В 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. –

М.: Просвещение, 1991. – Ч.2 − 256 с.

6. История зарубежной литературы ХIХ века / под ред. Н.А. Соловьевой.

− М.: Высшая школа, 1991. − 637 с.

7. Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков

до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

/ В.А. Луков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

8. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака / А. Моруа. – М.: Правда,

1988. – 640 с.

9. Наливайко Д.С. Оноре Бальзак: нарис життя і творчості

/ Д.С. Наливайко. – К.: Дніпро, 1985. – 198 с.

10. Пузиков А.И. Бальзак и его герои // Пузиков А.И. Портреты

французских писателей. – М.: Худ. лит., 1981. – С. 6-59.

11. Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века / Б.Г. Реизов. – М.: МГУ,

1977. – 368 с.

12. Реизов Б.Г. Стендаль – художественное творчество / Б.Г. Реизов. – Л.:

Худ. лит., 1978.– 407 с.

13. Тимошева О.В. Стендаль / О.В. Тимошева. – М.: Знание, 1983. – 379 с.

14. Храповицкая Г.Н. Зарубежные писатели: библиографический

словарь: В 2 ч. / Г.Н. Храповицкая. – М.: Дрофа, 2003.

 

Художественная литература

1. Стендаль «Красное и черное» (любое издание).

2. О. де Бальзак «Отец Горио», «Евгения Гранде» (любое издание).

 

Тема 4. РЕАЛИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗМА НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Г. ФЛОБЕРА «ГОСПОЖА БОВАРИ». НОВЕЛЛА Г. ДЕ МОПАССАНА «ПЫШКА»: ОБЩЕСТВО И ЕГО «АНТИГЕРОИ»

Цели и задачи занятия: характеристика реализма второй половины ХIХ века и анализ его основных черт; исследование провинциальных нравов в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»; изучение своеобразия психологизма Мопассана.

Основные понятия и категории темы: авторский замысел, натурализм, пантеизм, позитивизм, реализм.

Персоналии: Ш.Бодлер, братья Гонкуры, А. Дюма-сын, Э. Золя,О. Конт,Дж.Милль, Г. Спенсер, Г. де Мопассан, Г. Флобер.

ПЛАН

1. Специфика реализма второй половины ХIХ века.

2. Характеристика драматургии и литературной критики.

3. Своеобразие политических, философских и эстетических воззрений Флобера.

4. История создания романа «Госпожа Бовари». Споры вокруг романа.

5. Особенности реалистического изображения действительности во французской литературе ХIХ века на примере романа Г. Флобера.

6. Г. де Мопассан на пути к вершинам.

7. Новелла «Пышка»: общество и его «антигерои».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. ЗАДАНИЯ

1. Как связаны между собой посредством «реализма» живопись и литература во французском искусстве ХIХ века?

2. Какова роль драматургии и литературной критики?

3. Расскажите об истории создания романа «Госпожа Бовари». В чем заключались трудности работы над романом? Какие споры возникли вокруг этого произведения?

4. Какого эффекта достигает Флобер, перенося действие из Парижа в провинцию? Назовите представителей провинциальных нравов в романе.

5. Каковы особенности композиции романа?

6. Что мы узнаем о прошлом героини? Где воспитывалась Эмма? Чем привлекла ее религия? Что нравилось ей в прочитанных книгах? Найти цитаты в тексте.

7. Сколько раз дается портрет Эммы Бовари? Кто описывает Эмму и насколько правдивы эти описания? Подтвердите знанием текста.

8. Какую роль в развитии Эммы сыграло посещение бала в замке? Что запомнилось ей и показалось особенно аристократичным? Имела ли она в этот момент, на ваш взгляд, представление об истинных ценностях в жизни?

9. Когда Эмма выходила замуж, любила ли она Шарля? Обоснуйте свое мнение.

10. Найдите отрывок в тексте: «Там только и было, что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках, почтальоны…кавалеры, храбрые как львы…всегда красиво одетые и плачущие, как урны». Как проявляется здесь скрытая ирония автора?

11. Какова история Шарля Бовари? Почему Шарль делает предложение Эмме, и почему оно принимается?

12. Как выстраиваются на протяжении романа отношения Эммы и Шарля? Как героиня будет пытаться придать романтический оттенок этим отношениям? Сделают ли все эти внешние формы проявления ее счастливой?

13. Любила ли Эмма Леона и Родольфа? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание текста.

14.Почему в финале Лере считает возможным предложить Эмме деньги

за любовь? Действительно ли она была по натуре своей падшим

созданием или все-таки не смогла смириться с окружающей ее

провинциальной жизнью?

14. Каковы представления о счастье Шарля, Леона, Родольфа, аптекаря Оме? Материальное благополучие или духовные интересы определяют поведение этих героев, а также Эммы? Цитаты из текста.

15. Как можно объяснить высказывание Эммы о муже в последние дни ее жизни? Что, по вашему мнению, послужило главной причиной самоубийства Эммы?

16. Какова роль песенки, которую исполняет нищий-калека, и как она соотносится с основными этапами жизни Эммы Бовари?

17. Сделайте выводы: почему роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» стал новым словом во французской литературе ХIХ века как в области проблематики, так и в области стиля?

18. Расскажите о творческой биографии Г. де Мопассана.

19. Каковы обстоятельства публикации новеллы «Пышка»? Почему появлению этого произведения предшествовал длительный подготовительный период?

20. Какова документальная основа новеллы? Что вам известно о прототипах отдельных ее героев?

21. Какие новеллы Мопассана о франко-прусской войне вам известны? В чем своеобразие подхода писателя к изображению войны?

22. Почему люди из народа оказываются у Мопассана подлинными героями и патриотами?

23. Как новеллист дает представление о том, что перед нами – общество в миниатюре? В чем особенность изображения Мопассаном пассажиров дилижанса, представляющих наиболее характерные социальные группы. Приведите примеры из текста.

24. Как реализуется характеристика прусского офицера: «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону»? Процитируйте.

25. Проследите, используя цитаты из текста, как «заговор порядочных людей» против Пышки позволяет обнажить сущность каждого из них.

26. Как новеллист показывает моральное превосходство «непорядочной» женщины над людьми из «порядочного» общества? В чем драматизм финала «Пышки»?

27. Как в новелле воплощаются эстетические принципы Г. де Мопассана?

28. Посмотрите экранизацию романа Мопассана «Милый друг». Напишите отзыв.

Список рекомендуемой литературы

Исследовательская и учебная литература

1. Анненкова О.С. Зарубіжна література ХІХ ст.: європейська реалістична

проза 1830-1880 рр./ О.С. Анненкова. – К.: Знання України, 2006. –

438 с.

2. История всемирной литературы в 9-ти томах / под ред. И. М. Фрадкина.

– М.: Наука, 1990. – Т.7. − 830 с.

3. История зарубежной литературы ХIХ века: учебник для студентов

педагогических институтов. В 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. –

М.: Просвещение, 1991. – Ч.2 − 256 с.

4. История зарубежной литературы ХIХ века / под ред. Н.А. Соловьевой.

− М.: Высшая школа, 1991. − 637 с.

5. Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков

до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

/ В.А. Луков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

6. Моруа А. Флобер. «Госпожа Бовари» // Моруа А. Литературные

портреты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 195–215.

7. Набоков В.В. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» // Набоков В.В.

Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая Газета, 1998. –

С. 183-241.

8. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы ХІХ века:

западноевропейская реалистическая проза / Б.М. Проскурин,

Р. Ф. Яшенькина. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 416 с.

9. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера //

Пузиков А.И. Портреты французских писателей. – М.: Худ. лит., 1981.

– С. 69-126.

10. Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века / Б.Г. Реизов. – М.: МГУ,

1977. – 368 с.

11. Храповицкая Г.Н. Зарубежные писатели: библиографический

словарь: В 2 т. / Г.Н. Храповицкая. – М.: Дрофа, 2003.

 

Художественная литература

1. Г. Флобер «Госпожа Бовари» (любое издание).

2. Г. де Мопассан. Новеллы (любое издание).

 

 

Тема 5. АНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ГЕРОИ

Цели и задачи занятия: характеристика реализма ХIХ века в английской литературе и анализ его основных черт; рассмотрение основных проблем в творчестве Дж. Остин и Ш. Бронте; исследование своеобразия метода, проблемы юмора и сатиры в творчестве Ч. Диккенса; анализ системы образов, роли автора и Кукольника в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

 

Основные понятия и категории темы: реализм, роман-воспитание, сатира, скептицизм, фатализм, юмор.

Персоналии: Ш. Бронте, Э. Гаскел, Ч. Диккенс, Дж. Остин, Дж. Мередит, У. Теккерей, Дж. Элиот.

ПЛАН

1. Истоки английского реализма ХIХ века.

2. Специфика реализма в английской литературе ХIХ века и его основные черты.

3. Взаимодействие романтического и реалистического в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».

4. Проблема человеческих взаимоотношений в романах Дж. Остин.

5. Особенности создания женского характера в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».

6. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры в творчестве Ч. Диккенса.

7. Проблематика и система образов в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. ЗАДАНИЯ

 

1. Расскажите о социально-политической обстановке в Англии 1830-1860 годов и ее отражении в литературе.

2. Кто был предшественником английских реалистов 1830-1860 годов?

3. В чем состоит своеобразие живописи Англии первой половины – середины ХIХ века и каковы ее тематические связи с литературой?

4. Какие романтические и реалистические черты сочетаются в системе образов, характеристике персонажей и обрисовке места действия в романе Э. Бронте «Грозовой перевал»?

5. Что вам известно о творческой судьбе Джейн Остин?

6. Как раскрывается проблема человеческих взаимоотношений в романах известной писательницы?

7. Какие произведения Дж. Остин произвели на вас наибольшее впечатление? Обоснуйте свой ответ.

8. Напишите отзыв на наиболее понравившуюся вам экранизацию произведений Дж. Остин.

9. Что вам известно об общественном положении и круге интересов Шарлотты Бронте?

10. Рассмотрите роман «Джейн Эйр» как произведение о неординарной личности. Какова специфика его характеров и композиции?

11. Каковы основные черты мировосприятия и эстетики Ч. Диккенса?

12. На какие периоды и почему можно разделить творчество Диккенса?

13. Определите основные черты своеобразия его произведений 1830-1840 годов?

14. В чем заключается специфика романов Диккенса 1850-х годов?

15. Как изменяется авторская задача в произведениях 1860-х годов?

16. Определите проблематику любимого произведения Ч. Диккенса. Охарактеризуйте систему персонажей.

17. Проанализируйте проблематику и стиль романа «Домби и сын».

18. Как символ и тайна организуют построение романа «Холодный дом», и какие открытия предшествующих романов реализуются в этом произведении?

19. Каковы основы мировоззрения У. Теккерея?

20. В чем заключаются принципы эстетики писателя?

21. Какова проблематика ранних произведений Теккерея?

22. Расскажите о своеобразии проблем и формы «Ярмарки тщеславия».

23. Проанализируйте роль Кукольника и функцию игры в романе.

24. В чем сущность характера Бекки Шарп и способы его создания?

25. Чем отличается Доббин от остальных героев романа, и с помощью каких творческих приемов создан его характер?

26. Что является предметом иронии в романе, и каковы формы ее создания?

27. Когда начинаются события, и когда они завершаются? Почему Теккерей берет столь длительный отрезок времени? В каком случае писатель обращается к прошлому героев?

28. Герои романа оказываются современниками битвы при Ватерлоо, однако что становится предметом изображения в романе: исторические события во всей масштабности их значения или перипетии личной жизни? Почему? Найдите в тексте такие эпизоды, которые круто изменяют судьбы героев.

29. Как автор создает характер Эмилии? Какие законы «ярмарки тщеславия» препятствовали замужеству Эмилии, и какова была роль Доббина в ее жизни?

30. Как характеризует сэра Пита обстановка его дома? Какова функция вещи у Теккерея?

31. Есть ли в романе персонажи, которые действуют в соответствии с нормами морали и имеют доброе сердце? Как складываются их судьбы?

32. Избежал ли кто-нибудь из героев романа «Ярмарка тщеславия» законов купли-продажи, царящих на этой «ярмарке»?

33. В чем сущность итога, подведенного автором в финале? Посмотрите экранизацию романа «Ярмарка тщеславия». Напишите отзыв.

34. Каково влияние западного реализма на творчество российских и украинских реалистов?

Список рекомендуемой литературы

Исследовательская и учебная литература

1. Анненкова О.С. Зарубіжна література ХІХ ст.: європейська реалістична

проза 1830-1880 рр./ О.С. Анненкова. – К.: Знання України, 2006. –

438 с.

2. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея / В.С. Вахрушев. – Саратов:

Изд-во Сарат. ун-та, 1984. – 150 с.

3. Гениева Е.Ю. Эти загадочные англичанки / Е.Ю. Гениева. – М.:

Прогресс, 1992. – 530 с.

4. Затонский Д.В. Реализм – это сомнение? / Д.В. Затонский. – К.:

Наукова думка, 1992. – 276 с.

5. Ивашева В.В. По прошествии столетия // Ивашева В.В. «Век нынешний

и век минувший…». Английский роман Х1Х века в его современном

звучании. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 124-181.

6. История западноевропейской литературы. ХІХ век: Англия / под ред.

Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – СПб.: «Академия», 2004. – 544 с.

7. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до

наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

/ В.А. Луков. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

8. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс / Н. П. Михальская. – М.:

Просвещение, 1987. – 246 с.

9. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе / В.В. Набоков. – М.:

Независимая газета, 1998. – 512 с.

10. Потанина Н.Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза

Диккенса. – Тамбов, 1998. – 252 с.

11. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы ХІХ века:

западноевропейская реалистическая проза / Б.М. Проскурин,

Р. Ф. Яшенькина. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 416 с.

12. Теккерей в воспоминаниях современников. – М.: Худ. лит., 1990. –

527 с.

13. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М.: Худ. лит.,

1986. − 380 с.

14. Форстер М. Записки викторианского джентльмена: У.М. Теккерей

/ М. Форстер. – М.: Книга, 1985. – 368 с.

15. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / Г.К. Честертон. – М.: Радуга, 1982. –

205 с.

 

 

Художественная литература

1. Э. Бронте «Грозовой перевал» (любое издание).

2. Дж. Остин «Здравый смысл и чувствительность», «Гордость и предубеждение» (любые издания).

3. Ш. Бронте «Джейн Эйр» (любое издание).

4. Ч. Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Холодный дом», «Большие ожидания» (любые издания).

5. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» (любое издание).

 

Тема 6. МОДЕРНИЗМ. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Ф. КАФКИ

Цели и задачи занятия: характеристика основных направлений и течений конца ХIХ − начала ХХ веков и их основных черт; выявление основных принципов художественного метода Ф. Кафки; определение проблемных тем в творчестве писателя.

Основные понятия и категории темы: авангардизм, декаданс, импрессионизм, иносказание, ирония, контраст, концепция, миф, модернизм, парабола, поток сознания, притча, сарказм, содержание, сюрреализм, форма, экспрессионизм.

Персоналии: В. Вулф, Д. Джойс, Д.Г. Лоуренс, Ф. Кафка, Р. Музиль, М. Пруст, О. Хаксли, Т.С. Элиот.

ПЛАН

1. Модернизм как явление в культуре начала ХХ века.

2. Представители модернизма в европейской литературе и их основные произведения.

3. Творчество В. Вулф в контексте английского модернизма.

4. Экспрессионизм как направление в литературе и искусстве.

5. Творческая биография Ф. Кафки.

6. «Превращение» − метафора одиночества и отверженности.

7. Концепция человека и ее реализация в романе «Замок».

8. Проблема вины и наказания в романе «Процесс».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. ЗАДАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.25 с.)