Барокко как литературное направление. Художественная концепция личности. Особенности художественного метода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барокко как литературное направление. Художественная концепция личности. Особенности художественного метода.



Барокко как литературное направление. Художественная концепция личности. Особенности художественного метода.

Возникает в результате кризиса ренессанской эстетики. Отвергают идею гармонии, главным образом между человеком и миром, нельзя постичь мир через человека. В барокко человек сравнивается с космосом, разум с силой. В эстетике барокко особый гуманизм от того, что появляется признание величие человеческого разума.

Специфика барокко:

Барокко – (порт. «причудливая раковина»). Изначально имело негативный оттенок (непонятный, безобразный). Как термин начинает употребляться в архитектуре, потом – в других искусствах. Барокко отвергает идею о пути человека к гармонии. Мир дисгармоничен, человек слаб, не способен владеть даже самим собой. Не может уловить перемен в мире.

Почему мир такой? – искали ответ в религии, в христианстве. Мир несовершенен, человек не заслуживает гармонии, поэтому он изначально греховен.

Сквозной сюжет барокко – сюжет о грехопадении.

Можно создать свою гармоничную сферу искусства → барокко – искусство для избранных (не все способны его понять).

Метод изображения в барокко – антиномия – противоположение. В барокко – антиномическое соединение. Подчеркивают контрасты за счет фрагментарной мозаичной картины изображения мира. Сквозной символ – лабиринт (композиционный, интеллектуальный, образный). Иллюзия - реальность, быть – казаться, лицо – маска. Соотношение внешнего и внутреннего, формального и сущего. Идея движения – динамичные сюжеты, смешение категорий.

Человека барокко мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни. Изображение человека. 1. Человек детерминирован внешним миром, обстоятельствами. Не изображено становление: не развит психологизм (не способствуют мировоззрению, царит хаос). Путь создает повествователь, а не герой. Образ маски – мотив узнавания, характерен для сознания человека. 2. Лит-ру интересует не частный человек, а тип, символ. Главная проблема – объединение всех сословий. Рационализм связан с пониманием глупости, разум связан с сомнением→в глубине разума – незнание.

Жанры: эпический роман, плутовской роман, драма (Кальдерон – философская драма).

Поэзия барокко: основной принцип – подражание природе; искусство барокко не может отразить мир→нужно вообразить, поэтому происходит мозаичное изображение мира. Барокко объединил множество точек зрения на мир.

Приемы барокко: олицетворение и персонификация (Кальдерон «Дама – невидимка»: действующее лицо – шкаф, вокруг него строится сюжет); аллегоричность и символика (Мильтон «Потерянный рай»: в числе героев грех, смерть); декоративность, вычурность, театральность.

Язык барокко – это интеллектуальное начало, он рационален, а значит, намерено усложнен.

ТРАГЕДИЯ

Объектом изображения трагедии объявлялись героические деяния царей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории;

Центральным конфликтом становится противоборство чувств, страстей и долга;

Речь героев трагедии была подчеркнуто эмоциональной, возвышенной;

Число персонажей сводилось к минимуму;

Внешнее действие (убийства, поединки и пр.) выносилось за сцену, зритель узнавал о нем лишь из рассказов вестников.

 

КОМЕДИЯ

Объект изображения повседневная жизнь горожан, делая эту будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки, либо сатирического осмеяния. Вместе с тем и здесь постепенно утверждался жанр «высокой комедии (чаще всего стихотворной), в которой фарсовый комизм - непристойные шутки, потасовки, примитивная клоунада – либо оттесняется на задний план, либо вовсе исключается.

Для трагедии и для комедии вырабатывается знаменитое Правило трех единств: времени, места и действия. Единство времени сторонники классицизма истолковали как ограничение сценического времени, т.е. времени событий развертывавшихся в пьесе, - сутками; единство места - единство сценической площадки (все события должны были происходить в одном месте – в доме или на площади); единство действия – концентрация сценических событий вокруг немногих персонажей, связанных между собой общим конфликтом, как отказ от каких-либо побочных эпизодов.

Обязанность следить за строгим соблюдением этих правил взяла на себя Французская Академия. Она должна была руководить литературной жизнью, критически обсуждать литературные новинки, а также работать над созданием нормы национального литературного языка. «Сорок бессмертных» членов Академии, регулярно собирались на заседания, читали свои сочинения, сообща работали над созданием академического словаря литературного языка.

Творчество Буало, Мольера, Расина и др. поэтов создает тот «золотой век» французской литературы, который длительное время рассматривался как культурный и художественный образец для других европейских народов. В центре внимания Б. – трагедия (попутно о романе – роман, развлекательно чтиво, ему можно простить то, что нельзя простить трагедии, например, не великого героя, несообразности). Отвергает трагикомедию. Трагедия жестока и страшна, но мир искусства прекрасен, потому что его позволяют сделать такими правила. Трагедия воздействует через ужас и сострадание. Если пьеса не вызывает сострадания, автор зря старался. Ориентация на традиционный сюжет, где поэт соревнуется с предшественниками. Автор творит в рамках традиции. Свои проблемы осмысливали в зеркале античных сюжетов.

Но Б. предлагал трактовать антич. сюжеты правдоподобно. Правда не равна правдоподобию! Правда может быть такой, что зритель в нее не поверит, а неправда может быть правдоподобна. Главное, чтобы зритель поверил, что все так и было. Такая беда случилась с «Сидом» Корнеля: его упрекали, что сюжет неправдоподобен. А он отвечал, что это зафиксировано историей.

 

Классицизм противостоял барокко. Классицизм как бы воскрешает стиль Высокого Ренессанса. Самое мерзкое чудовище должно быть написано так, чтобы радовало взгляд, о чем и пишет Буало. Во всем должна соблюдаться мера и хороший вкус. Особенность классицизма в том, что правила четко сформулированы и закреплены и в основном относятся к форме произведения.

1670-е гг. – «Поэтическое искусство» Буало. Манифест классицизма. В этой работе Б. опирается на Аристотеля и Горация. Работа состоит из трех частей: 1 – о поэт. искусстве вообще, 2 – о малых стихотворных жанрах, 3 – большие жанры (трагедия, эпопея, комедия), 4 – опять вообще.

Разум – это ясность, гармония мира, важнейший признак красоты. Что неясно - неразумно – некрасиво (средневековые мифы, например). В драматургии – движение от средневековой драмы к античной (а они называли это современным искусством). Б. вообще отвергал все средневековое искусство. А еще он отрицал барокко, а именно прециозность и бурлеск (это были разновидности французского барокко). Прециозность была реакцией на трезвость, рационализм, бездуховность. Вот этому всему она противопоставляла утонченность нравов, высоту чувств и страстей. Не самая лучшая разновидность барокко, но в ее рамках развивался роман с его психологизмом и сюжетной интригой. Прециозные произведения отличались усложненным сюжетом, большим количеством описаний, буйной метафоричностью и игрой словами, что бесило Буало.

Бурлеск противостоял прециозности. Это была низовая форма барокко со стремлением к грубой правде, торжеству вульгарного над возвышенным. Основан был на шутливой перелицовке античных пр-й и средневековой героической сказки. Язык был, соответственно, площадной, что не нравилось Б. Еще одно расхождение с барокко, на сей раз мнимое. Это вопрос о подражании и воображении. Художники барокко отвергали античный принцип подражания природе, вместо этого – ничем не стесненное воображение. А Б. вроде бы верен подражанию. Но он считает, что в искусстве воспроизводится не первозданная, а преображенная человеческим разумом природа. Принцип подражания сочетается с принципом воображения а истинный способ подражания природе – по правилам, созданным разумом. Именно они привносят в произведение красоту, которая невозможна в действительности.

Барокко как литературное направление. Художественная концепция личности. Особенности художественного метода.

Возникает в результате кризиса ренессанской эстетики. Отвергают идею гармонии, главным образом между человеком и миром, нельзя постичь мир через человека. В барокко человек сравнивается с космосом, разум с силой. В эстетике барокко особый гуманизм от того, что появляется признание величие человеческого разума.

Специфика барокко:

Барокко – (порт. «причудливая раковина»). Изначально имело негативный оттенок (непонятный, безобразный). Как термин начинает употребляться в архитектуре, потом – в других искусствах. Барокко отвергает идею о пути человека к гармонии. Мир дисгармоничен, человек слаб, не способен владеть даже самим собой. Не может уловить перемен в мире.

Почему мир такой? – искали ответ в религии, в христианстве. Мир несовершенен, человек не заслуживает гармонии, поэтому он изначально греховен.

Сквозной сюжет барокко – сюжет о грехопадении.

Можно создать свою гармоничную сферу искусства → барокко – искусство для избранных (не все способны его понять).

Метод изображения в барокко – антиномия – противоположение. В барокко – антиномическое соединение. Подчеркивают контрасты за счет фрагментарной мозаичной картины изображения мира. Сквозной символ – лабиринт (композиционный, интеллектуальный, образный). Иллюзия - реальность, быть – казаться, лицо – маска. Соотношение внешнего и внутреннего, формального и сущего. Идея движения – динамичные сюжеты, смешение категорий.

Человека барокко мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни. Изображение человека. 1. Человек детерминирован внешним миром, обстоятельствами. Не изображено становление: не развит психологизм (не способствуют мировоззрению, царит хаос). Путь создает повествователь, а не герой. Образ маски – мотив узнавания, характерен для сознания человека. 2. Лит-ру интересует не частный человек, а тип, символ. Главная проблема – объединение всех сословий. Рационализм связан с пониманием глупости, разум связан с сомнением→в глубине разума – незнание.

Жанры: эпический роман, плутовской роман, драма (Кальдерон – философская драма).

Поэзия барокко: основной принцип – подражание природе; искусство барокко не может отразить мир→нужно вообразить, поэтому происходит мозаичное изображение мира. Барокко объединил множество точек зрения на мир.

Приемы барокко: олицетворение и персонификация (Кальдерон «Дама – невидимка»: действующее лицо – шкаф, вокруг него строится сюжет); аллегоричность и символика (Мильтон «Потерянный рай»: в числе героев грех, смерть); декоративность, вычурность, театральность.

Язык барокко – это интеллектуальное начало, он рационален, а значит, намерено усложнен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.012 с.)