Я тоже – ленинградская вдова.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я тоже – ленинградская вдова.



 

Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.

 

Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом, его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской.

“Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой.

Музыка и поэзия.

Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.

Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому, точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “В лесу прифронтовом” Исаковского, “Землянку” Суркова.

Лирико-романтическая баллада Булата Окуджавы “До свидания, мальчики!”- это поэзия “изнутри войны”, говоря словами И.Эренбурга.

“Постарайтесь вернуться назад”,- таков рефрен в стихах Окуджавы.

Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров.

С болью и горечью вспоминая погибших, Б.Слуцкий писал:

В пяти соседних странах

Зарыты наши трупы.

И мрамор лейтенантов-

Фанерный монумент-

Венчанье тех талантов,

Развязка тех легенд.

Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой.

Юлия Друнина правду о войне выразила так:

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 

Стихотворение Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году под Сталинградом.

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, тех, о ком были все мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

И как не вспомнить здесь самое известное, самое сильное, самое проникновенное стихотворение “Жди меня”.

Военный корреспондент “Красной Звезды” К.Симонов посвятил его своей жене, актрисе В.Серовой, однако оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: “Повезло”.

Не понять не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

 

В основе стихотворения лежит такая поэтическая фигура, как анафора.

Она помогает подчеркнуть молитвенность, заклинание, которые лирический герой вкладывает в строки письма.

Лирический герой приравнивает умение ждать к душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным.

Уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет состоит в следующем: в ней слиты воедино и гражданственность, и интимность, и философичность.

Всё это позволило не только предвидеть победу, но и дойти до неё, восславить её. Ещё в 1942 А.Сурков, предчувствуя победные залпы, писал с поразительной уверенностью:

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.014 с.)