Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние способа производства на исторический процесс↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведенный краткий перечень основных положений марксизма, касающихся капитализма, коммунизма и путей перехода от первого ко второму, позволяет сделать важные для рассматриваемой проблемы — истории СССР — выводы. Очевидно, основоположники дали безупречный анализ современного им капитализма и правильно определили основные формообразующие черты коммунистического общества. Эти положения полностью сохраняют свое значение и сегодня. Поэтому, если где и искать причины временного поражения социалистической идеи и связанного с ним распада СССР, то только в проблеме перехода от капитализма к коммунизму. Другими словами, ключ к пониманию истории ХХ века содержится в ответе на вопрос: что такое социализм? Или более конкретно: какая форма обобществления средств производства соответствует социалистическому этапу развития общества? Дело в том, что форма собственности на средства производства определяет все основные черты социалистического общества — его способ производства, политическую систему, идеологию, внутреннюю и внешнюю политику и т. д. (В последующих разделах книги будет показано, как господствовавший в СССР тип собственности предопределил все основные события его истории). Принципиальным является то, что под общественной собственностью основоположники марксизма понимали исключительно общенародную (до отмирания государства — государственную) собственность. Другие известные им формы общественной собственности, в частности кооперативная, допускались только в ограниченных по времени и масштабу распространения рамках. Общенародная форма собственности, при которой средства производства принадлежат всему обществу, народу в целом, представляет собой высшую, предельную степень обобществления. Поэтому вполне естественно предположить, что она соответствует и высшей стадии развития человеческого общества — коммунизму. Вместе с тем сведение общественной собственности исключительно к общенародной ее форме привело к тому, что и социализм как переходный этап между капитализмом и коммунизмом, по мысли Маркса и Энгельса, должен быть основан на преобладании общенародной собственности. Поскольку господствующая форма собственности на средства производства является основным классификационным признаком общественно-экономической формации, факт базирования и социализма, и коммунизма на одной и той же форме собственности дал Марксу основание объединить их в единую коммунистическую формацию, несмотря на качественное различие уровней
-10-
развития производительных сил, характера труда и способа распределения. Тем самым социализм был лишен статуса особой общественно-экономической формации и рассматривался только как низшая, неполная стадия коммунизма. (Этим Маркс сильно осложнил жизнь последующим толкователям его учения, немало сил положившим на то, чтобы найти разницу между общенародной собственностью при социализме и коммунизме). Анализ работ К. Маркса показывает, что осуществление идеи коммунизма он связывал с реализацией двух условий, которые по аналогии с математикой можно охарактеризовать как "необходимое" и "достаточное". Эти условия: уровень развития производительных сил, позволяющий осуществить коммунистические принципы производства и распределения (необходимое условие) и общенародная собственность на средства производства (достаточное условие). С этой точки зрения строительство социалистического общества на базе общенародной собственности должна рассматриваться как попытка воплощения идеи коммунизма на основе только достаточного условия при отсутствии необходимого — высочайшего уровня развития производительных сил. Между тем более чем столетний период, прошедший со времени написания К. Марксом "Критики Готской программы", показал, что между частной и общенародной (государственной) формами собственности располагается целый спектр промежуточных форм, в том числе смешанных — государственно-частная, кооперативная, коллективная (собственность отдельных трудовых коллективов), государственно-коллективная, муниципальная, акционерная (в качестве акционеров выступают предприятия с общественной формой собственности и другие. Поэтому мы теперь имеем возможность по-другому, чем 100-150 лет назад, ответить на ключевой вопрос XX века: что же такое социализм и какая форма общественной собственности на средства производства должна лежать в его основе? Очевидно, что выбор, сделанный при ответе на этот вопрос в начале века в пользу общенародной собственности, предопределил все главные признаки социалистического общества в нашей стране. Как из единственной оплодотворённой клетки вырастает сложный живой организм, так и факт огосударствления собственности на средства производства определил главные принципиальные черты социалистического способа производства, советского общества и историю СССР; включая ее трагический конец. Все это заставляет серьезно отнестись к анализу существовавшего в СССР способа производства и его определяющему влиянию на историю страны. Характер этого влияния не следует понимать упрощенно. Развитие общества зависит от множества факторов географической среды, традиции государственности, своеобразия культуры, религии, социально-психологических черт нации и т. д. Историю творят люди, и она несет отпечаток их характеров, озарений и заблуждений, мужества и трусости, верности и предательства. СССР не остался в стороне от бурь XX века, поэтому на жизнь страны
-11-
влияли происходящие в мире события и политика других держав. Только рассматривая все факторы в совокупности, можно получить представление о причинах событий и движущих силах исторического процесса. Однако именно особенности существовавшего в СССР способа производства, его достоинства и недостатки, заложенные в нем противоречия обусловили основные черты советского социализма и явились главным фактором, определившим вектор развития общества и ход истории СССР. Поэтому далее история СССР рассматривается через призму существовавшего способа производства.
-12-
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ Прежде чем мы обратимся непосредственно к истории СССР, полезно рассмотреть причины, побудившие основоположников марксизма связать социализм с общенародной формой собственности на средства производства. К. Маркс и Ф. Энгельс творили в эпоху варварского капитализма, развитие которого сопровождалось абсолютным и относительным обнищанием трудящихся. Свободных ремесленников и крестьян капитализм превратил в бесправных наемных рабочих и нещадно их эксплуатировал: продолжительность рабочего дня достигала 13-14 часов. Но участь безработных была еще хуже. Детский труд применялся настолько широко, что дети, а также женщины в значительной мере вытеснили взрослых мужчин из сферы промышленного производства. В ту эпоху противоречия, присущие капитализму, проявлялись с наибольшей остротой, причем они не ослабевали, а усиливались по мере развития производительных сил. Не удивительно, что Маркс и Энгельс считали, что капитализм уже дряхл и гибель его близка. Они создавали свою теорию в постоянном ожидании всемирной революции и боялись не успеть завершить свой труд к ее началу. Маркс и Энгельс полагали, что «великая проблема XIX века — проблема упразднения пролетариата»2, то есть создание коммунистического общества, будет решена еще до его окончания. В пору своей молодости любая теория кажется всесильной. Поэтому характерная для периода юности марксизма слишком оптимистическая — в духе революционного романтизма — оценка путей и сроков реализации предсказанных процессов вполне объяснима. В качестве альтернативы капитализму с его частной собственностью К. Маркс и Ф. Энгельс противопоставили коммунизм (а не социализм!) и обобществление средств производства в форме общенародной собственности. Романтизму, в том числе и революционному, свойственно стремление к воплощению крайних форм своего идеала и пренебрежение к промежуточным формам. Этим и объясняется тот факт, что основоположники марксизма, правильно определив направление преобразования общества — обобществление средств производства, связали его только с высшей, предельной — общенародной формой. Их максимализм основывался в том числе и на мнении о победе социальных революций одновременно в большинстве капиталистических стран. Противоречия капитализма эпохи его дикого, варварского существования казались настолько значительными, что позволили Марксу и Энгельсу предположить, что одно их устранение и обобществление средств производства дадут мощный импульс развитию производительных сил и переход к коммунистическому способу про-
-13-
изводства и распределения будет осуществлен в относительно короткий исторический период. Поэтому все внимание основоположников теории марксизма было направлено на выявление основных черт коммунистической формации, значение же переходных этапов, в частности социализма, явно недооценивалось. Во всем многотомье трудов Маркса и Энгельса проблеме социалистического производства и распределения уделено не так уж много места. Отождествление социализма с первой фазой коммунистической формации привело к тому, что он был наделен почти всеми основными атрибутами коммунизма — общенародной собственностью на средства производства, отсутствием товарно-денежных отношений и рыночной экономики и т. д. Лишь способ распределения — в соответствии с количеством и качеством труда — отличается от коммунистического. Безусловно, нелепо предъявлять претензии основоположникам марксизма с высоты нашего сегодняшнего знания о современном капитализме и почти 75-летнего опыта строительства социализма. Революционный романтизм Маркса и Энгельса был естественен и объясним. Но эпоха революционного романтизма на них не закончилась. Призыв (граничивший с обещанием) Н. С. Хрущева построить коммунизм в "отдельно взятой" стране (СССР) к 1980 году был последним отголоском эры революционного романтизма, начавшейся в далеком 1848 г. с опубликования "Манифеста Коммунистической партии". Представление о социализме как о неполном коммунизме на протяжении десятилетий служило основанием для попыток наших романтических революционных лидеров "подтянуть" социализм до уровня коммунизма, форсировать процесс построения коммунизма, волюнтаристским путем вводить его элементы.
-14-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.007 с.) |