Влияние способа производства на исторический процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние способа производства на исторический процесс



Приведенный краткий перечень основных положений марксизма, касающихся капитализма, коммунизма и пу­тей перехода от первого ко второму, позволяет сделать важные для рассматриваемой проблемы — истории СССР — выводы. Очевидно, основоположники дали безупречный анализ современного им капитализма и правильно определили основные формообразую­щие черты коммунистического общества. Эти положения полностью сохраняют свое значение и сегодня. Поэтому, если где и искать причи­ны временного поражения социалистической идеи и связанного с ним распада СССР, то только в проблеме перехода от капитализма к коммунизму.

Другими словами, ключ к пониманию истории ХХ века со­держится в ответе на вопрос: что такое социализм? Или более кон­кретно: какая форма обобществления средств производства соот­ветствует социалистическому этапу развития общества? Дело в том, что форма собственности на средства производства определяет все основные черты социалистического общества — его способ производ­ства, политическую систему, идеологию, внутреннюю и внешнюю по­литику и т. д. (В последующих разделах книги будет показано, как господствовавший в СССР тип собственности предопределил все основные события его истории).

Принципиальным является то, что под общественной соб­ственностью основоположники марксизма понимали исключительно общенародную (до отмирания государства — государственную) собственность. Другие известные им формы общественной собствен­ности, в частности кооперативная, допускались только в ограничен­ных по времени и масштабу распространения рамках.

Общенародная форма собственности, при которой средства производства принадлежат всему обществу, народу в целом, пред­ставляет собой высшую, предельную степень обобществления. По­этому вполне естественно предположить, что она соответствует и высшей стадии развития человеческого общества — коммунизму.

Вместе с тем сведение общественной собственности исключи­тельно к общенародной ее форме привело к тому, что и социализм как переходный этап между капитализмом и коммунизмом, по мысли Маркса и Энгельса, должен быть основан на преобладании общена­родной собственности. Поскольку господствующая форма собствен­ности на средства производства является основным классификацион­ным признаком общественно-экономической формации, факт базиро­вания и социализма, и коммунизма на одной и той же форме соб­ственности дал Марксу основание объединить их в единую коммуни­стическую формацию, несмотря на качественное различие уровней

 

-10-

 

развития производительных сил, характера труда и способа распреде­ления. Тем самым социализм был лишен статуса особой обществен­но-экономической формации и рассматривался только как низшая, неполная стадия коммунизма. (Этим Маркс сильно осложнил жизнь последующим толкователям его учения, немало сил положившим на то, чтобы найти разницу между общенародной собственностью при социализме и коммунизме).

Анализ работ К. Маркса показывает, что осуществление идеи коммунизма он связывал с реализацией двух условий, которые по аналогии с математикой можно охарактеризовать как "необходимое" и "достаточное". Эти условия: уровень развития производительных сил, позволяющий осуществить коммунистические принципы произ­водства и распределения (необходимое условие) и общенародная соб­ственность на средства производства (достаточное условие). С этой точки зрения строительство социалистического общества на базе общенародной собственности должна рассматриваться как попытка воплощения идеи коммунизма на основе только достаточного условия при отсутствии необходимого — высочайшего уровня развития производительных сил.

Между тем более чем столетний период, прошедший со време­ни написания К. Марксом "Критики Готской программы", по­казал, что между частной и общенародной (государственной) фор­мами собственности располагается целый спектр промежуточных форм, в том числе смешанных — государственно-частная, коопера­тивная, коллективная (собственность отдельных трудовых коллекти­вов), государственно-коллективная, муниципальная, акционерная (в качестве акционеров выступают предприятия с общественной формой собственности и другие. Поэтому мы теперь имеем возможность по-другому, чем 100-150 лет назад, ответить на ключевой вопрос XX ве­ка: что же такое социализм и какая форма общественной собствен­ности на средства производства должна лежать в его основе?

Очевидно, что выбор, сделанный при ответе на этот вопрос в начале века в пользу общенародной собственности, предопределил все главные признаки социалистического общества в нашей стране. Как из единственной оплодотворённой клетки вырастает сложный живой организм, так и факт огосударствления собственности на средства производства определил главные принципиальные черты социалисти­ческого способа производства, советского общества и историю СССР; включая ее трагический конец.

Все это заставляет серьезно отнестись к анализу существо­вавшего в СССР способа производства и его определяющему влиянию на историю страны. Характер этого влияния не следует понимать упрощенно. Развитие общества зависит от множества факторов географической среды, традиции государственности, своеобразия культуры, религии, социально-психологических черт нации и т. д. Историю творят люди, и она несет отпечаток их характеров, озаре­ний и заблуждений, мужества и трусости, верности и предательства. СССР не остался в стороне от бурь XX века, поэтому на жизнь страны

 

-11-

 

влияли происходящие в мире события и политика других держав. Только рассматривая все факторы в совокупности, можно получить представление о причинах событий и движущих силах исторического процесса. Однако именно особенности существовавшего в СССР способа производства, его достоинства и недостатки, заложенные в нем противоречия обусловили основные черты советского социализма и явились главным фактором, определившим вектор развития общест­ва и ход истории СССР.

Поэтому далее история СССР рассматривается через призму существовавшего способа производства.

 

-12-

 

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ

Прежде чем мы обратимся непосредственно к истории СССР, полезно рассмотреть причины, побудившие осно­воположников марксизма связать социализм с общена­родной формой собственности на средства производства.

К. Маркс и Ф. Энгельс творили в эпоху варварского капита­лизма, развитие которого сопровождалось абсолютным и относитель­ным обнищанием трудящихся. Свободных ремесленников и крестьян капитализм превратил в бесправных наемных рабочих и нещадно их эксплуатировал: продолжительность рабочего дня достигала 13-14 часов. Но участь безработных была еще хуже. Детский труд приме­нялся настолько широко, что дети, а также женщины в значительной мере вытеснили взрослых мужчин из сферы промышленного производ­ства. В ту эпоху противоречия, присущие капитализму, проявлялись с наибольшей остротой, причем они не ослабевали, а усиливались по мере развития производительных сил.

Не удивительно, что Маркс и Энгельс считали, что капита­лизм уже дряхл и гибель его близка. Они создавали свою теорию в по­стоянном ожидании всемирной революции и боялись не успеть завер­шить свой труд к ее началу. Маркс и Энгельс полагали, что «великая проблема XIX века — проблема упразднения пролетариата»2, то есть создание коммунистического общества, будет решена еще до его окончания.

В пору своей молодости любая теория кажется всесильной. Поэтому характерная для периода юности марксизма слишком опти­мистическая — в духе революционного романтизма — оценка путей и сроков реализации предсказанных процессов вполне объяснима.

В качестве альтернативы капитализму с его частной собствен­ностью К. Маркс и Ф. Энгельс противопоставили коммунизм (а не со­циализм!) и обобществление средств производства в форме общена­родной собственности. Романтизму, в том числе и революционному, свойственно стремление к воплощению крайних форм своего идеала и пренебрежение к промежуточным формам. Этим и объясняется тот факт, что основоположники марксизма, правильно определив направ­ление преобразования общества — обобществление средств производ­ства, связали его только с высшей, предельной — общенародной формой. Их максимализм основывался в том числе и на мнении о по­беде социальных революций одновременно в большинстве капитали­стических стран.

Противоречия капитализма эпохи его дикого, варварского существования казались настолько значительными, что позволили Марксу и Энгельсу предположить, что одно их устранение и обоб­ществление средств производства дадут мощный импульс развитию производительных сил и переход к коммунистическому способу про-

 

-13-

 

изводства и распределения будет осуществлен в относительно корот­кий исторический период. Поэтому все внимание основоположников теории марксизма было направлено на выявление основных черт ком­мунистической формации, значение же переходных этапов, в част­ности социализма, явно недооценивалось.

Во всем многотомье трудов Маркса и Энгельса проблеме со­циалистического производства и распределения уделено не так уж много места. Отождествление социализма с первой фазой коммуни­стической формации привело к тому, что он был наделен почти всеми основными атрибутами коммунизма — общенародной собствен­ностью на средства производства, отсутствием товарно-денежных от­ношений и рыночной экономики и т. д. Лишь способ распределения — в соответствии с количеством и качеством труда — отличается от коммунистического.

Безусловно, нелепо предъявлять претензии основоположникам марксизма с высоты нашего сегодняшнего знания о современном ка­питализме и почти 75-летнего опыта строительства социализма. Рево­люционный романтизм Маркса и Энгельса был естественен и объяс­ним. Но эпоха революционного романтизма на них не закончилась. Призыв (граничивший с обещанием) Н. С. Хрущева построить ком­мунизм в "отдельно взятой" стране (СССР) к 1980 году был послед­ним отголоском эры революционного романтизма, начавшейся в далеком 1848 г. с опубликования "Манифеста Коммунистической пар­тии". Представление о социализме как о неполном коммунизме на протяжении десятилетий служило основанием для попыток наших ро­мантических революционных лидеров "подтянуть" социализм до уровня коммунизма, форсировать процесс построения коммунизма, волюнтаристским путем вводить его элементы.

 

-14-

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.008 с.)