ТОП 10:

Александр, 55 лет, дважды мигрант в 1 поколении: из периферии в центр, из другой области в Нижний Новгород



И - Ну, хорошо, первое: расскажите, пожалуйста, э, о себе, где родились, где учились, о семье родителей.

А - Родился Пензенская область, село Большое Умыс Бешкерского района. Учился в школе там же, потом учился в школе в Кузнецке, потом учился в Куйбышевском авиационном институте. Потом начал работать на машзаводе в Нижнем Новгороде. Роди-ители, мама учительница сельская. Папа, кем у меня папа был, заведующий военным столом. При сельском совете. Всё.

И - Угу, хорошо. Когда и почему было принято решение поехать в Нижний Новгород? Ну, получается, по распределению?

А - По распределению. Конечно, по распределению.

И - Ясно, расскажите о первых впечатлениях о городе.

А - Город мне понравился. Слияние двух рек, Оки, Волги, очень хороший город. Книжных магазинов много было. Вот, всё вот это, ну вообще, большие впечатления, кончено, были.

И - Ясно. Так, э. при смене места жительства у тех, кто переезжает, часто возникают трудности. Какие проблемы, с вашей точки зрения, действительно серьёзные, а какие легко решить?

А - Имеется в виду, в настоящее время?

И - Ну вот, э, ваш опыт имеется в виду.

А - Ну мы вот там проблем-то не было никаких. Верней как, там проблема с жильём была. По распределению, едешь на предприятие – дают тебе направление в общежитие и живёшь в общежитии. Потом когда женишься, выходишь замуж, встаёшь в очередь на квартиру. Снимаешь квартиру, тоже проблема с этим была. Вот и всё.

И - То есть жильё самое главное.

А - Жильё самое главное, конечно.

И - Ну понятно. Так, э-э, значит теперь: были ли какие-то языковые сложности, например, может быть, по-другому говорили, какие-то незнакомые слова или что-то такое?

А - Не-е. Не-е, нет, таких сложностей никогда не было.

И - Или наоборот, как-то обращали внимание. Как вы говорите?

А - Вот единственная сложность была, это когда я переехал из деревни большой Умыс, приехал в Кузнецк. Область одна и та же, но говорили по-разному. Я когда говорил, пел так называемое. О-о-о, вот так вот это, в конце особенно вот так вот. Но я, честно говоря, не придавал значения, когда, это самое, на-, на-а физике помню рассказывал какой-то параграф отвечал что-то, думаю: «Чё смеются они?». Вернее, у меня мысли-то не было. Я слово произнёс – они га-га-га, га-га. /смеётся/ Ребята там, /смеётся/ вот эти. А потом мне учительница: а вы, говорит, когда-а, говоришь, вот ты тянешь слова. я говорю: «Да я чё-то не замечал». Но у меня как-то не было вот такого, что вот это самое, чё-то в обще-ении как-то, плохо как-то это сказалось, или я стеснительным тюс-, чувствовал что я, это самое, слова как-то по-другому. Ну, таких проблем не было.

И - Ну то есть в общем-то всё было спокойно.

А - Да не было, всё было нормально.

И - Хорошо, ладно. А-а, кто или что является ресурсом при переезде, что помогает выстоять на новом месте?

А - Хм. /пауза/ Вот в наше время, когда я переезжал, конечно, помогала выстоять на новом месте это прежде всего работа. Тебе дают направление – ты работаешь, у тебя стабильная там зарплата, пусть она по нынешним временам, конечно, не совсем большая была. Ну а стабильная работа, стабильная зарплата, а-а, место в общежитии, то есть у тебя было жильё, в самом начале, работа и заработок. Вот эти вот наверно три составляющих. Потому что щас я как, интерпретирую, вот вот допустим щас ехать куда-то в другой город, это тебе надо идти искать работу, искать жильё, самому во эти вот два компонента, а-а, там проблемы-то такой не было. То есть было просто, государственное как бы ска-, это самое, распределение, уже гарантировано тебе (будет). Если там вот по распределению было в том городе, куда ты едешь, допустим, жилья не было совершенно, то тебя просто не направляли в этот город и всё. Так что вот.

И - Ясно. Хорошо. А вот, сталкивались ли с каким-то случаями, э, дискриминации по отношению к неместным? Не обязательно, что вот с вами это случалось, но, может быть, просто видели или знакомые видели, рассказывали об этом? Какие-то такие случаи были?

А - /небольшая пауза/ Ну, ещё опять же про советское время. У нас ребята приезжали, ребята приезжали, дай бог памяти, по-моему из Башкирии. По обмену опытом. Ну приезжали, конечно, с семьями, с-с, снимали здесь квартиру всю. Ребятишки у них учились. И вот я от них слышал, что-о, это самое, парень пришёл как-то на-а, токарь-карусельщик, он у нас работал. Я говорю: «Чё такое?» - «Да дочку, - говорит, - забижают в этом самом, в-в школе». Она я не помню уж, в пятом или в третьем ли классе училась. То есть, то есть немножко такое вот было. Ну а вот э, когда в институте учились, конечно, там у нас вообще этого ничё не было. Мы понятия не имели, потому что у нас, ребята были, со всего Советского Союза начиная с Комсомольска-на-Амуре и заканчивая там, Белоруссией. А с севера были откуда, с севера, по-моему с полуострова Таймыра парень был. А-а с юга это-о, зд-, с Дагестана, по-моему ребята были. Во! С Армении даже были парни. Да там никаких вопросов этих не было. Там вон даже не заострялось, какой ты национальности, чего тут. Лишь бы нормальный человек был и всё. Так что вот так вот.

И - Хорошо. Оправдались ли надежды, связанные с переездом? Есть ли планы оставаться в Нижнем и далее?

А - Естественно. /смеётся/ Естественно.

И - То есть всё хорошо.

А - Всё хорошо, меня всё устраивает. /смеётся/ Конечно. Конечно.

И - Ясно. Так, а какие советы вы хотели бы дать тем, кто, собирается, учиться или работать в Нижнем Новгороде?

А - /небольшая пауза/ Ну чё. Могу сказать только что, что город хороший. Культурный центр, столица Поволжья. Опять же с каким интересами люди сюда едут. И зачем они сюда едут. Я бы советовал ехать в Нижний Новгород.

И - Угу. Н-, ну, я имею в виду именно практические как-то, может быть, вот. Какие-то жизненные. Я имею в виду более такие, может быть, есть какие-то мысли?

А - Ну а какие практические советы, жизненные, даже не-, я-, я не-, я даже не вот, э, так сразу как-то не сориентируюсь, что можно посоветовать. Ну, если учиться, так, приезжай с хорошими знаниями сдавать экзамены, учиться. В институте, вот и всё. Точно так же на работе, по-моему щас на работе щас везде требуется, многие требуются. Особенно вот в маршрутках едешь – там постоянные объявления «работа-работа». Но там «работа-работа», но там возникнут проблемы опять же с жильём. Хотя щас тоже, казалось, де-, а щас уже зависит как бы размер заработной платы. То есть если у тебя заработная плата есть, ты можешь снять жильё, пожалуйста, ну и чтобы тебе и на жизнь-то оставалось. Вот так вот. Щас, в основном, по-моему, всё определяют деньги. Размер твоей заработной платы. Вот и всё, а потом никаких. Знания для поступления в институт, там учиться, хотя, есть и платные курсы, опять же определяется размером, зарплаты. Вот и всё. Но для учёбы я всё-таки считаю знания, а для, чтобы работать и жить – это размер заработной платы, вот и всё. Так что...

И - В общем, быть подготовленным и квалифицированным?

А - Конечно. Конечно, конечно.

И - Ну понятно.

А - Быть подготовленным, квалифицированным. Потому что, если раньше в Советс- наблюдалось перекос, помню ещё фильм такой был. Там, значит, парня отправляют: «Вот, ты будешь учиться в институте» и говорят: «Зачем ты в институте пойдё-?» - «Ну как ж, я вот закончу институ-ут, я прид-». Другой говорит: ну да, говорит, вот он щас, говорит, работает у меня, триста рублей, говорит, получает, а вот закончит институт, будет стипендия у него тридцать рублей пять лет, говорит, потом сюд-, придёт сюда, будет работать мастером и будет получать сто двадцать рублей. Зачем надо учиться. /смеётся/ Щас такого перекоса нет. Вот. Поэтому, квалифицированный работник всё равно получает больше щас, во всяком случае, например, вот нашего института.

И - Ясно. Ну ладно, хорошо, спасибо за ваш рассказ.

А - Пожалуйста!

 

(Исп. О. Нестерова)







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.009 с.)