Регуляция и саморег. псих. состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регуляция и саморег. псих. состояний



Регуляция психич. сост-й осущ-ся ч\з лечение, а также с помощью оказания псиолог.мощи и поддержки. Психолог. помощь и поддержка, осущ-ся не врачами-психотерапевтами, а практич. психологами путем анализа психики клиента, индивид. и групп. консультаций, а также обучения.

Методы психол. воздействия.

Метод предъявления моделей — основан на использ-и механизмов псих. заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в кач-ве образцов: поведения др. людей, персонажей фильмов, худ. Лит-ры, сказок, притч, анекдотов.

•Дискуссия — обсужд-е к-либо проблем клиента с целью нахожд-я оптимальн. решений. Главн. механизмом психол. воздействия выступает убеждение — процесс воздействия на сознание силой логич. доказательств.

•Тренинг —метод воздействия, направл-й на создание новых психич. образований, либо на изменение и разв. уже существ-х Используются разл. упражнения, ролевые игры, психогимнастика.

Психич. саморегуляция основана на произвольном управлении своим собств. психич.сост-м.

В практической псих-и разработаны разл. методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них явл аутогенная тренировка.

12. Понятие направл-ти лич-ти

Направлен-ть личн-ти - сис-ма ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценност. орииентаций придающих жизни чел-ка осмысл-ть и мотивир-ть..

Направлен-ть вкл в себя два тесно связанных между собой момента:

- предметное содержание, поскольку направленность - всегда направленность на что-то; - напряженее психики, кот. при этом возникает.

Осн. компоненты направленности.

Потреб-ти – испытыв-я чел.нужда в чем-то.

- Интересы - мотивы, не связан-е с потребностями напрямую. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными и т.д.

- Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения чел-ка и определяющ. его отношение к разным сферам действительности..

Идеалы -воплощение опред. образв, стремлений чел-ка.

Ценност. ориентации - смыслов. основы, определ.задающие мотивацию всей жизни чел.

Происх.и виды способностей

Способ-ти - система св-в личн-ти, позволяющая успешно выполнть определенные виды деят-ти. Способ-ти чел-ка обнаруживаются в процессе дея-т-ти.

Прир. предпосылки способ-тей - задатки.

Задатки - врожд. анатомо-физиолог. особенности чел. организма, его нервной сис-мы, органов чувств., составляющее природную основу форм-ния способностей.

По уровню развития способ-ти бывают:

- одаренность - совок-ть нескольких способностей, обуславливающяя успешную деят-ть чел. в определ. области и выделяющяя его среди др. людей.

- талант – совок-ть способн-й, кот. позволяет получать продукт деят-ти оригинал-й и новый, совершен. и обще-сtвенно значимый. - гениальность - высший уровень развития способностей, обеспечиаающйй достиженее принципиально нового, имеющ. большое истор. значение;

Выделяют следующие способ-ти:

- общие - способ-ти, необходимые для успешного осущ-я рaзличных видов деят-ти;

-специальные - способ-ти, необходимые для выполнения конкретных видов деят-ти;

- профессион. - способ-ти, обеспечивающее успешную работу чел-ка по той или иной профессии

- Творческие - способ-ти, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее.

15. Псих.основы и типы темперамента

Темперамент - индивид. своеобразн, при-родно обусловл. совок-ть динамич. проявлений психики чел-ка. В основе темперамента лежат особ-ти нерв.деят-ти чел-ка, кот. характер-ся разл. соотн-м возбуждения и торможения нервных процессов. И.П. Павлов выделил 4 ярко выраж. типа высшей нерв. деят-ти: безудерж., сильн., инертный и слабый тип.

По Гиппократу:

Холерик (безудержный тип) - преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил;

- сангвиник (сильный тип) – характер-ся быстротой реакции, высокой психич. активностью, богатством мимики контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;

- флегматик (инертный тип) - связан с медлительностью,инертностью,устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психич. активность, уравновешенностью;

- меланхолик (слабый тип) – свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психич активности, ранимость, преобладание отрицат. эмоций, замкнут-ть, впечатлит-ть, быстр. утомляемость.

 

 

. 16. Типология и акцентуации хар-ров

Хаар-р - психич св-во личн-ти, представл-е собой сис-му ее существ-х и относительно устойчивых кач-в (черт), обуславлив-х поведение чел-ка. Черты хар-ра можно классиф-ть по след-м отношениям:

По отношению к др. людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность – грубость)

к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.).

к делу (ответств-ть – недобросовест-ть, трудолюбие - леность).

к собст-ти (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккурат-ть - неряшливость).

Стр-ра и содержание характера опр-ся:

Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и противоположные им черты характера)..

Спецификой проявления эмоций, кот. сопровождают поведение чел-ка (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и др.).

Интеллектуал.особенностями личн-ти (глубокомыслие, сообраиительность, находчивость, любознтельность и т.п.)

Сущ-т разл. типологии харак-в. Немецкий психолог и психиатр Э.Кречмер выделил три типа характ-в личн-ти:

Астенический тип (шизотимии) - обычно худой чел, среднего или выше среднего роста, имеющ узкие плечи, тонкие руки, слаборазвиуую грудную клетку,замкнутый, склонен к размышлениям и абстракци, с трудом приспосабливается к окруж-м, чувствителен,раним.

Атлетический тип (искотими)) – имеющ. развитую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичны,, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительны,, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления..

Пикнический тип (циклотимик) - отл-ся сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенн,, добродушен, реалистичен во взглядах..

Согласно типологии К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:

-экстраверт - заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен;

-интроверт - черпает энергию внутри себя, направ-лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутрен. мире, малообщителен.

Акцентуация харак-а - понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт харак-а или их сочетаний.Психопатия - болезненнее уродство характера чел-ка,результате кот. резко нарушаются взаимоотношеняя с окружающ людьми. Психопаты могут быть социально опасны. В отличие от психопатий акцентуации характера проявл не постоянно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме.

Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.

- Гипертимшесшй - чрезмерно приподнятое настроение, стремление к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечани,, теряет грань дозволенного.

- Дистимический - постоянно пониженнее настроесние,замкнутость, немногословность, пессимистичность.

Циклоидный - общительность цикличеки меняется в зависимости от крайностей в настроении.

Эмотивный - чрезмерняя чувствительность, ранимост,глубокое переживание малейших неприятностей, неудач.

- Демонстрат. – повыш. стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандал, болезни,.)

Возбудимый –повыш. раздраж-ть,несдерж-ть,агрес-ть,угрюмость;занудливость

Застревающий - не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склонный к конфликтам.

Педантичный - занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет дом-х чрезмерной аккуратностью.

Тревожный - пониженнее настроени, опасение за себя и своих близких, • Экзальтированный - изменчивое настроение, повышен. отвлекаемость на внеш. события.

- Интровертированный -малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рассказывает, холод. отнош-е к др., даже близким людям.

Экстравертированный - высокая общит-ть,словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет.

17. Соц.псих-гия

Соц. псих-я -раздел псих-гии, изуч-й закономерности поведения и деят-ти людей, обусловленные фактом их включ-я в соц. группы,ат.психологич.характеристики этих групп.

Осн. категории социальной псих-и:

-социум;- социальняя группа;•социальняя роль;•соц. статус;-социальняя установка;- социализация; - общение;•конфликт.

Соц.процессы (влияние людей на поведение окруж-х):

- соц. фасилитацuя - процесс повышеняя скоросии или продуктивности деят-ти индивида вследствие актуализации в его сознании образов др. людей, выступающих в кач-ве соперников или наблюдателей за его действиями.

- соц. ингибиция - процесс противопол. соц. фасилитации.. Суть его в том, что иногда реал. или воображ. присутствие др. людей ведет к ухудшению рез-тов деят-ти.

- соц.научение - процесс, осущ-й посредством психолог-х механизмов заражения, подражания,внушения Н-р, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми путем наблюденяя за поведением взрослых в семье, на экране, на улице.

- соц. контроль - система воздействия соц. общностйй на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию соц-го контроля в наибольшей степени подвергаются индивиды, чье поведение характ-ся как девиантное,т.е.отклоняющееся от груп норм.

Разл-т позит.и негат.способы соц. контроля. К негат. относ-с: наказания, принужденее.К позитивным- поощрения, одобрение.

Виды и хар-ка малых групп

Малые группы - немногочисл. по своему составу совок-ти людей объед-х опред. деят-тью или др. соц. отнош-ями.

По уровню развития или организов-ти выделяют след. разновид-ти групп:

-диффузная группа - члены группы вступают в отнош-я, кот.е опосред-ся не сод-нием групп. деят-ти, а только личн. симпатиями (группа приятелей)

-ассоциация - члены группы вступают в отнош-я, кот. опосред-ся только лично значим. целями (группа охотников)

-корпорация - члены группы вступают в отнош-я опосредуемые частно-груп. интересами или целями, не выходящими за рамки группы;

-коллективы - члены группы вступают в отнош-я, опосредуемые единством лич., групп.и обществ.интересов.

Выделяют 4 стадии развития труд. коллективов:

•Новички присматр-ся др. к др., совместно вырабатывая нормы делов. взаимодействия, однако в лич. отнош-ях руководств-ся собств. понятиями о нормах и правилах поведения.

•Еще не все члены группы принимают равное участие в выработке и nринятии коллек. решений, форм-актив будущего труд. коллектива.

•Форм-ние соц-но ориентиров. мотивации раб-ков, то есть усвоение коллект. норм поведени,, идентификация своих лич. интересов с коллективными.

•Полное созревание коллектива, внеш. контроль за деят-тью членов группы сменяется самоконтролем, коллектив становитяя самоуправляемым.

Сов-ть всех этих процессов наз-т внутри-групповой динамикой. К процессам внутригруп. динамики относ-ся: руков-во и лидерство, принятие групп. решений, групп. нормообразование

Стр-ра малой группы - сов-ть связей, складыв-хся в ней м/У индивидами. Выделяют 2 вида таких связей:

-связи, порождаемые совмест. деят-тью (функцион., организац., экон. и управлен.);

-связи, порождаемые общением и психологич. отнош-ями.

Д/малой группы хар-на также социометрич. стр-ра, то есть сов-ть соподчинен. позиций членов группы в сис-ме внутригруп. межличн.предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий

Малые соц. группы подраздел-т также на формал.и неформальные,, врем. и стабил. открыт. и закрытые.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.022 с.)