Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие, его виды и св-ваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие — псих. процесс отражения предметов и явл-й действит-ти в совок-ти их разл. св-в и частей при непосредств.их воздействии на органы чувств. В отлич. от ощущ-й, кот. присущи всем живым сущ-вам, имеющим нервн.с-му, способ-тью воспринимать мир в виде образов облад-т только чел. и высшие жив. Виды В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия. В зависимости от степени организации: организ-ные (наблюдения) и неорганиз-ные. В зависимости от формы отражения: —восприятие пространства; —восприятие времени; —восприятие движения Св-ва восприятия: • Избирательность — способ-ть чел-ка воспринимать лишь те предметы, кот.предст-т для него интерес. • Предметность восприятия — проявл в том, что объект восприним-ся нами именно как обособленный в пространстве и времени. • Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта чел-ка. • Константность — относит.постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.). • Целостность — выраж-ся в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании чел-ка в совок-ти многих их кач-в Процессы памяти Память — совок-ть процессов запечатления, сохр-я и воспроизвед-я того, что чел. воспринимал, делал или переживал. Компоненты памяти: Запоминание, Сохранение, Воспроизведение,Забывание. Виды памяти: • Наглядно-образная — память на зрительные, звуков., осязат-е, обонят-ные и вкусов. образы. • Словесно-логическая — выраж-ся в запомин-и, сохр-и и воспроизвед. мыслей в 'виде понятий и словесных формулировок. этот вид памяти присущ только чел.у. • Двигательная) — выраж-ся в запоминании и воспроизвед-и движ-й. • Эмоциональная — память на переживания. Хар-ки памяти: объем, быстрота, точность и длит-ть. Возможные расстройства памяти: •Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда •Амнезия — утрата способ-ти сохр-ть или воспроизв-ть имеющуюся инфо. Мышления и речь Мышление — псих. процесс отраж-я реальности в ее наиб. сущ-ных связях и отнош-х, высшая форма творч. активности чел-ка Виды мышления: • Наглядно-действенное — отл-ся тем, что решение нестанд. задачи ищется посредством наблюдения реальн.объектов, их взаимод-й и выполнения материальн.преобразований, в кот. принимает участие сам субъект мышления. • Наглядно-образное — осущ-ся на основе преобраз-й образов восприятия в образы представлений; • Абстрактно-логическое ( словесно-логич.)- опосредованное прошлым опытом речевое мышление чел-ка, осуществляемое при помощи логич. опер-й с понятиями (). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в кот. кажд.последующ. мысль обусловлена предшеств-й. Речь — словесный язык в действии, процесс практического применения чел.ом именно словесного языка, а не какого-нибудь другого д.). Виды речи: • Внутр-я речь — словесная форма мышления. Результ-м внутр. речи явл мысли.. •Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, Св-ва речи • Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней инфо. • Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особ-тей, а также от уровня развития слушателей. • Выразительность речи — опр-ся отчетливостью произношения. Воображение и его виды Воображение — создание образов таких предметов и явлений, кот. никогда не воспринимались чел-ом раньше. Воображения созд-ся с помощью след. приемов: •вычленение из целостного образа каких-либо эл-тов •изменение величины воображ-х объектов •агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); •конструирование предметов в завис. от их назначения (топор, луноход и т.п.); •гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца,) •перенос какого-либо св-ва на др. объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.); •типизация — создание нового образа в результате обобщения кач-в, наблюдавшихся у ряда сходн. объектов (создание образов в художественной литературе: Виды воображения: Непроизвольное (пассивное) — когда образы возник-т спонтанно, помимо воли и желания чел-ка Произвольное (активное)- когда образы вызыв-ся по собств. желанию а)воссоздающее — создание образов на основе личн. опыта, текста, чертежа, карты. б)творческое —самост. создание новых образов в процессе творч. деят-ти. •Фантазии — образы, кот-м ничто или мало что соотв-т в действительности. •Мечты — нацелены на будущее, образы желаемого будущего. •Грезы — мечты, кот. очень слабо связаны с реальностью и кот. никогда не реализуются. Внимание, его виды и св-ва Внимание — активн. направл-ть сознания на те или иные предметы и явления при одновр. отвлечении от всего остального. Виды внимания: • Непроизвольное — вызыв-ся внешн. неожиданными факторами: теми или иными особ-ми объектов, воздейств-х на чел-ка в данный момент. Ими м.б. сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта. • Произвольное внимание — возник-т вследствие сознательно поставл-й цели.. • Послепроизвольное внимание — возник-т вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного. Св-ва внимания: • Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для чел-ка наиб. интерес. • Устойчивость внимания —длит-ть удерж-я его на одном предмете или виде деят-ти. ■Распределение внимания — одновр. внимание к двум или нескольким объектам при одновр. выполнении действий с ними или наблюдений за ними. • Объем внимания — кол-во объектов, одновр. охватываемых вниманием с одинак. степенью ясности восприятия • Переключаемостъ внимания — способ-ть вним-я переключ-ся с одного объекта на др.. Все псих. познавательные процессы в своей совок-ти предст-т психич. явл-е, кот. наз-т интеллектом. Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ), Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено. Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсут-т речь и мышление, они нужд-ся в постоян.уходе и надзоре. Эмоциональные процессы Эмоц. процессы -отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявл в виде эмоц-го переживания, В эмоциях проявл оценка индивидом возм-тей удовлетворения своих потребн-й. Наиб. распростр. эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и др.. Одни из них явл положит-, др. —отрицат- в зависимости от удовлетвор-ти или неудовлетвор-ти индивида. В завис. от силы эмоц. переживаний эмоции подразд. на след. виды: • Настроения — слабо выражен. эмоц. переживания, отличающиеся значит. длит-тью и слабым осознанием причин, их вызывающих. •Аффекты — эмоц. переж-я большой силы с коротким периодом протекания, характериз-ся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с наруш-м волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, Сопровожд-ся резкими выразит. движениями, криками, плачем. • Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоц. переж-ния с ярко выраженной направл-тью на достиж-е цели. • Чувства — в отлич. от обычн. эмоций— более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство вкл. целую гамму эмоций.. Чел. не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства делят на 3 гр.: —моральные — связаны с нравств. оценкой поступков своих и др. людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.); —интеллектуальные—связ. с удовлетвор-м познавательных потребн-й (чувство успешн-ти обуч-я и др.); —эстетические — возник-т в связи с удовлетв-ем эстетич. потреб-тей (чувство прекрасн., безобразного, возвышен. или низменного). Волевые процессы Волевые процессы — сознательное регулир-е чел.ом своего повед-я и деят-ти, связан-е с преодолением внутр. и внеш. препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достиж-е поставл-х целей. чел. использ-т свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осущ-нии действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают прост. и сложн. К прост. относ. те, кот. ведут чел-ка к намеченной цели, а принятие решений происх-т без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выд-т след. этапы: 1. осознание цели и стремление ее достичь; 2. осознание возможностей ее достичь; 3. появл-е мотивов, связан-х с достиж. цели; 4. борьба мотивов; 5. принятие реш-я о возможных действиях; 6. осуществление принятого решения; Наряду с волев. действиями чел. часто выполняет и неволевые, кот. соверш-ся без контроля со стороны сознания и не нужд-ся в приложении волевых усилий. В зав-ти от хар-ра протекания вол. процессов выд-ют след. вол. кач-ва личн-ти чел-ка: целеустремл-ть; самообладание; сам-ть;решит-ть настойчивость;энергич-ть инициативность; исполнительность. Класс-ция псих. состояний Психич. сост-е — относит-но устойч. в данное время уровень психич. жизни. По своей динамичности псих. состояния занимают промежут. место м\у психич. процессами и психич. св-ми. Псих. Сост-я (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрессия,) влияют на псих. процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а псих. сост-я выступ-т в кач-ве основы при формир-нии психич. св-в или кач-в личн-ти. Психика едина и деление психич.явлений на псих. процессы, сост-я и св-ва явл условным. Н-р, такие псих. явл-я, как счастье, любовь, стресс и др., одни психологи относят к психич. (эмоц-м) процессам, др. — к психич.сост-м. Кажд. чел. постоянно пережив-т разл. психич. сост-я. Псих. сост-я зависят от окруж. обстановки, физиологич.факторов, времени, словесного воздейст-я и др. усл-й. Псих. состояния классифицируют: • В завис. от продолжит-ти: кратковрем. и длител.. •В завис. от влияния на особенности поведения и деят-ти личн-ти: стенические (повышающие активность) и астенические (понижающие активность). • В завис. от степени осознанности: сост-я более или менее осознаваемые чел.ом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.007 с.) |