Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие, его виды и св-ва

Поиск

Восприятие — псих. процесс отражения предметов и явл-й действит-ти в совок-ти их разл. св-в и частей при непосредств.их воздействии на органы чувств.

В отлич. от ощущ-й, кот. присущи всем живым сущ-вам, имеющим нервн.с-му, способ-тью воспринимать мир в виде образов облад-т только чел. и высшие жив. Виды

В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия.

В зависимости от степени организации: организ-ные (наблюдения) и неорганиз-ные.

В зависимости от формы отражения:

—восприятие пространства;

—восприятие времени;

—восприятие движения

Св-ва восприятия:

Избирательность — способ-ть чел-ка воспринимать лишь те предметы, кот.предст-т для него интерес.

Предметность восприятия — проявл в том, что объект восприним-ся нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта чел-ка.

Константность — относит.постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.).

Целостность — выраж-ся в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании чел-ка в совок-ти многих их кач-в

Процессы памяти

Память — совок-ть процессов запечатления, сохр-я и воспроизвед-я того, что чел. воспринимал, делал или переживал.

Компоненты памяти: Запоминание, Сохранение, Воспроизведение,Забывание.

Виды памяти:

Наглядно-образная — память на зрительные, звуков., осязат-е, обонят-ные и вкусов. образы.

Словесно-логическая — выраж-ся в запомин-и, сохр-и и воспроизвед. мыслей в 'виде понятий и словесных формулировок. этот вид памяти присущ только чел.у.

Двигательная) — выраж-ся в запоминании и воспроизвед-и движ-й.

Эмоциональная — память на переживания. Хар-ки памяти: объем, быстрота, точность и длит-ть.

Возможные расстройства памяти:

•Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда •Амнезия — утрата способ-ти сохр-ть или воспроизв-ть имеющуюся инфо.

Мышления и речь

Мышление — псих. процесс отраж-я реальности в ее наиб. сущ-ных связях и отнош-х, высшая форма творч. активности чел-ка

Виды мышления:

Наглядно-действенное — отл-ся тем, что решение нестанд. задачи ищется посредством наблюдения реальн.объектов, их взаимод-й и выполнения материальн.преобразований, в кот. принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное — осущ-ся на основе преобраз-й образов восприятия в образы представлений;

Абстрактно-логическое ( словесно-логич.)-

опосредованное прошлым опытом речевое мышление чел-ка, осуществляемое при помощи логич. опер-й с понятиями (). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в кот. кажд.последующ. мысль обусловлена предшеств-й.

Речь — словесный язык в действии, процесс практического применения чел.ом именно словесного языка, а не какого-нибудь другого д.).

Виды речи:

Внутр-я речь — словесная форма мышления. Результ-м внутр. речи явл мысли..

•Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую,

Св-ва речи

Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней инфо.

Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особ-тей, а также от уровня развития слушателей.

Выразительность речи — опр-ся отчетливостью произношения.

Воображение и его виды

Воображение — создание образов таких предметов и явлений, кот. никогда не воспринимались чел-ом раньше. Воображения созд-ся с помощью след. приемов:

•вычленение из целостного образа каких-либо эл-тов

•изменение величины воображ-х объектов

•агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

•конструирование предметов в завис. от их назначения (топор, луноход и т.п.);

•гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца,)

•перенос какого-либо св-ва на др. объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

•типизация — создание нового образа в результате обобщения кач-в, наблюдавшихся у ряда сходн. объектов (создание образов в художественной литературе:

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) — когда образы возник-т спонтанно, помимо воли и желания чел-ка

Произвольное (активное)- когда образы вызыв-ся по собств. желанию

а)воссоздающее — создание образов на основе личн. опыта, текста, чертежа, карты.

б)творческое —самост. создание новых образов в процессе творч. деят-ти.

•Фантазии — образы, кот-м ничто или мало что соотв-т в действительности.

•Мечты — нацелены на будущее, образы желаемого будущего.

•Грезы — мечты, кот. очень слабо связаны с реальностью и кот. никогда не реализуются.

Внимание, его виды и св-ва

Внимание — активн. направл-ть сознания на те или иные предметы и явления при одновр. отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

Непроизвольное — вызыв-ся внешн. неожиданными факторами: теми или иными особ-ми объектов, воздейств-х на чел-ка в данный момент. Ими м.б. сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.

Произвольное внимание — возник-т вследствие сознательно поставл-й цели..

Послепроизвольное внимание — возник-т вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Св-ва внимания:

Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для чел-ка наиб. интерес.

Устойчивость внимания —длит-ть удерж-я его на одном предмете или виде деят-ти.

■Распределение внимания — одновр. внимание к двум или нескольким объектам при одновр. выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Объем внимания — кол-во объектов, одновр. охватываемых вниманием с одинак. степенью ясности восприятия • Переключаемостъ внимания — способ-ть вним-я переключ-ся с одного объекта на др..

Все псих. познавательные процессы в своей совок-ти предст-т психич. явл-е, кот. наз-т интеллектом.

Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ),

Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено.

Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсут-т речь и мышление, они нужд-ся в постоян.уходе и надзоре.

Эмоциональные процессы

Эмоц. процессы -отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявл в виде эмоц-го переживания, В эмоциях проявл оценка индивидом возм-тей удовлетворения своих потребн-й. Наиб. распростр. эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и др.. Одни из них явл положит-, др. —отрицат- в зависимости от удовлетвор-ти или неудовлетвор-ти индивида.

В завис. от силы эмоц. переживаний эмоции подразд. на след. виды:

Настроения — слабо выражен. эмоц. переживания, отличающиеся значит. длит-тью и слабым осознанием причин, их вызывающих.

•Аффекты — эмоц. переж-я большой силы с коротким периодом протекания, характериз-ся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с наруш-м волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, Сопровожд-ся резкими выразит. движениями, криками, плачем.

Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоц. переж-ния с ярко выраженной направл-тью на достиж-е цели.

Чувства — в отлич. от обычн. эмоций— более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство вкл. целую гамму эмоций.. Чел. не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства делят на 3 гр.:

—моральные — связаны с нравств. оценкой поступков своих и др. людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.);

—интеллектуальные—связ. с удовлетвор-м познавательных потребн-й (чувство успешн-ти обуч-я и др.);

—эстетические — возник-т в связи с удовлетв-ем эстетич. потреб-тей (чувство прекрасн., безобразного, возвышен. или низменного).

Волевые процессы

Волевые процессы — сознательное регулир-е чел.ом своего повед-я и деят-ти, связан-е с преодолением внутр. и внеш. препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достиж-е поставл-х целей. чел. использ-т свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осущ-нии действий для преодоления препятствий на пути к цели.

Волевые процессы бывают прост. и сложн. К прост. относ. те, кот. ведут чел-ка к намеченной цели, а принятие решений происх-т без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выд-т след. этапы:

1. осознание цели и стремление ее достичь;

2. осознание возможностей ее достичь;

3. появл-е мотивов, связан-х с достиж. цели;

4. борьба мотивов;

5. принятие реш-я о возможных действиях;

6. осуществление принятого решения;

Наряду с волев. действиями чел. часто выполняет и неволевые, кот. соверш-ся без контроля со стороны сознания и не нужд-ся в приложении волевых усилий.

В зав-ти от хар-ра протекания вол. процессов выд-ют след. вол. кач-ва личн-ти чел-ка: целеустремл-ть; самообладание; сам-ть;решит-ть настойчивость;энергич-ть инициативность; исполнительность.

Класс-ция псих. состояний

Психич. сост-е — относит-но устойч. в данное время уровень психич. жизни. По своей динамичности псих. состояния занимают промежут. место м\у психич. процессами и психич. св-ми.

Псих. Сост-я (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрессия,) влияют на псих. процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а псих. сост-я выступ-т в кач-ве основы при формир-нии психич. св-в или кач-в личн-ти. Психика едина и деление психич.явлений на псих. процессы, сост-я и св-ва явл условным. Н-р, такие псих. явл-я, как счастье, любовь, стресс и др., одни психологи относят к психич. (эмоц-м) процессам, др. — к психич.сост-м.

Кажд. чел. постоянно пережив-т разл. психич. сост-я. Псих. сост-я зависят от окруж. обстановки, физиологич.факторов, времени, словесного воздейст-я и др. усл-й.

Псих. состояния классифицируют:

В завис. от продолжит-ти: кратковрем. и длител..

•В завис. от влияния на особенности поведения и деят-ти личн-ти: стенические (повышающие активность) и астенические (понижающие активность).

В завис. от степени осознанности: сост-я более или менее осознаваемые чел.ом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.007 с.)