Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о психике и сознанииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Понятие о психике и сознании Психика – св-во жив-х и чел-ка отражать объективный мир в его связях и отнош-ях. Психич. отраж-е —активн. отраж-е мира в связи с какими-то потребн-ми. субъектив., избирательн.отраж-е. При м сущ-щая независ. от чел-ка объективн. реальность преобраз-ся в субъективн.психич. реальность, преломляясь ч/з индивид-ть субъекта в процессе его повед-я и деят-ти. Психика чел-ка сост-т из 3 гр. психич.явл-й: •психич. процессы (познават-ные, эмоционал-е, волевые, мотивац-ные и др.); •психич. сост-ния (творч. подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); •психич. св-ва чел-ка (темперамент, способ-ти, характер, направленность личн-ти); Психич. деят-ть зависит от особ-тей человеч-го организма и функционир-я коры головн. мозга, в кот. выдел-т: сенсорные зоны (принимают и обраб-т инфо от органов чувств и рецепторов); моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями чел-ка); ассоциативные зоны (служат для переработки инфо.). В психол. сущ-т и др. представления о структуре психики. Н-р, Фрейд в психике чел-ка выделял 3 уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Главн. отличие психики чел-ка от психики жив. налич-е сознания, особенно самосознания. Сознание - высш. уровень психич. отраж-я действ-ти чел-ком. Сознание опред-т предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управл-е повед-ем чел-ка, его способ-ть отдавать себе отчет в том, что происх-т в окруж. мире и в нем самом. Самосозн. —признак сознания, оценка чел-ком самого себя как личн-ти. Сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деят-ти и общения людей. Чел. может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом продолж-т функционир-ть. Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Разл. формы знания сост-т сущ-ную часть содерж-я сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания явл эмоц. переживания, воля, выражающаяся в целенаправленности действий чел-ка. Ощущение как псих. процесс Псих. процесс - течение псих. явления, вызываемое как внешн. воздейств-ми, так и раздражителями, идущими от внутр. среды орг-ма. Ощущение - первейш. и простейш.форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельн. стороны или св-ва предм-в и явл-й (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).
Физиологическим аппаратом ощущения явл анализатор, сост-й из 3 частей: • рецептор - часть анализатора, преобраз-щая энергию внешн. воздействия в нервн. сигналы; • нервный путь, по кот. нервн. сигналы перед-ся в мозг; • корковая часть полушарий головного мозга, где нервн. сигналы осознаются. Типы ощущений: • Внешн. ощущ-я - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. • Внутренние ощущ-я - голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма. • Двигательные ощущ-я — ощущ-я движения и положения тела в пространстве. Рецепторыдвигательного анализатора находятся в мышцах и связках. Законы ощущ-й: З-н сенсибилизации — сост-т в повышении чувствит-ти под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому з-ну в результ. систематич. упражнений чел. может повысить свою чувствит-ть. З-н адаптации — ощущ-я завис. от длит-ти действующего раздражителя. З-н контрастности — сост-т в изменении чувствит-ти под влиянием предшествующ. Процессы памяти Память — совок-ть процессов запечатления, сохр-я и воспроизвед-я того, что чел. воспринимал, делал или переживал. Компоненты памяти: Запоминание, Сохранение, Воспроизведение,Забывание. Виды памяти: • Наглядно-образная — память на зрительные, звуков., осязат-е, обонят-ные и вкусов. образы. • Словесно-логическая — выраж-ся в запомин-и, сохр-и и воспроизвед. мыслей в 'виде понятий и словесных формулировок. этот вид памяти присущ только чел.у. • Двигательная) — выраж-ся в запоминании и воспроизвед-и движ-й. • Эмоциональная — память на переживания. Хар-ки памяти: объем, быстрота, точность и длит-ть. Возможные расстройства памяти: •Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда •Амнезия — утрата способ-ти сохр-ть или воспроизв-ть имеющуюся инфо. Мышления и речь Мышление — псих. процесс отраж-я реальности в ее наиб. сущ-ных связях и отнош-х, высшая форма творч. активности чел-ка
Виды мышления: • Наглядно-действенное — отл-ся тем, что решение нестанд. задачи ищется посредством наблюдения реальн.объектов, их взаимод-й и выполнения материальн.преобразований, в кот. принимает участие сам субъект мышления. • Наглядно-образное — осущ-ся на основе преобраз-й образов восприятия в образы представлений; • Абстрактно-логическое ( словесно-логич.)- опосредованное прошлым опытом речевое мышление чел-ка, осуществляемое при помощи логич. опер-й с понятиями (). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в кот. кажд.последующ. мысль обусловлена предшеств-й. Речь — словесный язык в действии, процесс практического применения чел.ом именно словесного языка, а не какого-нибудь другого д.). Виды речи: • Внутр-я речь — словесная форма мышления. Результ-м внутр. речи явл мысли.. •Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, Св-ва речи • Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней инфо. • Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особ-тей, а также от уровня развития слушателей. • Выразительность речи — опр-ся отчетливостью произношения. Воображение и его виды Воображение — создание образов таких предметов и явлений, кот. никогда не воспринимались чел-ом раньше. Воображения созд-ся с помощью след. приемов: •вычленение из целостного образа каких-либо эл-тов •изменение величины воображ-х объектов •агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); •конструирование предметов в завис. от их назначения (топор, луноход и т.п.); •гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца,) •перенос какого-либо св-ва на др. объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.); •типизация — создание нового образа в результате обобщения кач-в, наблюдавшихся у ряда сходн. объектов (создание образов в художественной литературе: Виды воображения: Непроизвольное (пассивное) — когда образы возник-т спонтанно, помимо воли и желания чел-ка Произвольное (активное)- когда образы вызыв-ся по собств. желанию а)воссоздающее — создание образов на основе личн. опыта, текста, чертежа, карты. б)творческое —самост. создание новых образов в процессе творч. деят-ти. •Фантазии — образы, кот-м ничто или мало что соотв-т в действительности. •Мечты — нацелены на будущее, образы желаемого будущего. •Грезы — мечты, кот. очень слабо связаны с реальностью и кот. никогда не реализуются. Внимание, его виды и св-ва Внимание — активн. направл-ть сознания на те или иные предметы и явления при одновр. отвлечении от всего остального. Виды внимания: • Непроизвольное — вызыв-ся внешн. неожиданными факторами: теми или иными особ-ми объектов, воздейств-х на чел-ка в данный момент. Ими м.б. сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта. • Произвольное внимание — возник-т вследствие сознательно поставл-й цели.. • Послепроизвольное внимание — возник-т вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Св-ва внимания: • Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для чел-ка наиб. интерес. • Устойчивость внимания —длит-ть удерж-я его на одном предмете или виде деят-ти. ■Распределение внимания — одновр. внимание к двум или нескольким объектам при одновр. выполнении действий с ними или наблюдений за ними. • Объем внимания — кол-во объектов, одновр. охватываемых вниманием с одинак. степенью ясности восприятия • Переключаемостъ внимания — способ-ть вним-я переключ-ся с одного объекта на др.. Все псих. познавательные процессы в своей совок-ти предст-т психич. явл-е, кот. наз-т интеллектом. Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (IQ), Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено. Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсут-т речь и мышление, они нужд-ся в постоян.уходе и надзоре. Эмоциональные процессы Эмоц. процессы -отражение реальности, но только в виде ее оценки. Эта оценка психически проявл в виде эмоц-го переживания, В эмоциях проявл оценка индивидом возм-тей удовлетворения своих потребн-й. Наиб. распростр. эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и др.. Одни из них явл положит-, др. —отрицат- в зависимости от удовлетвор-ти или неудовлетвор-ти индивида. В завис. от силы эмоц. переживаний эмоции подразд. на след. виды: • Настроения — слабо выражен. эмоц. переживания, отличающиеся значит. длит-тью и слабым осознанием причин, их вызывающих. •Аффекты — эмоц. переж-я большой силы с коротким периодом протекания, характериз-ся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с наруш-м волевого контроля: ярость, ужас, отчаяние, Сопровожд-ся резкими выразит. движениями, криками, плачем. • Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоц. переж-ния с ярко выраженной направл-тью на достиж-е цели. • Чувства — в отлич. от обычн. эмоций— более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство вкл. целую гамму эмоций.. Чел. не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства делят на 3 гр.:
—моральные — связаны с нравств. оценкой поступков своих и др. людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.); —интеллектуальные—связ. с удовлетвор-м познавательных потребн-й (чувство успешн-ти обуч-я и др.); —эстетические — возник-т в связи с удовлетв-ем эстетич. потреб-тей (чувство прекрасн., безобразного, возвышен. или низменного). Волевые процессы Волевые процессы — сознательное регулир-е чел.ом своего повед-я и деят-ти, связан-е с преодолением внутр. и внеш. препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достиж-е поставл-х целей. чел. использ-т свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осущ-нии действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают прост. и сложн. К прост. относ. те, кот. ведут чел-ка к намеченной цели, а принятие решений происх-т без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выд-т след. этапы: 1. осознание цели и стремление ее достичь; 2. осознание возможностей ее достичь; 3. появл-е мотивов, связан-х с достиж. цели; 4. борьба мотивов; 5. принятие реш-я о возможных действиях; 6. осуществление принятого решения; Наряду с волев. действиями чел. часто выполняет и неволевые, кот. соверш-ся без контроля со стороны сознания и не нужд-ся в приложении волевых усилий. В зав-ти от хар-ра протекания вол. процессов выд-ют след. вол. кач-ва личн-ти чел-ка: целеустремл-ть; самообладание; сам-ть;решит-ть настойчивость;энергич-ть инициативность; исполнительность. Класс-ция псих. состояний Психич. сост-е — относит-но устойч. в данное время уровень психич. жизни. По своей динамичности псих. состояния занимают промежут. место м\у психич. процессами и психич. св-ми. Псих. Сост-я (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрессия,) влияют на псих. процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а псих. сост-я выступ-т в кач-ве основы при формир-нии психич. св-в или кач-в личн-ти. Психика едина и деление психич.явлений на псих. процессы, сост-я и св-ва явл условным. Н-р, такие псих. явл-я, как счастье, любовь, стресс и др., одни психологи относят к психич. (эмоц-м) процессам, др. — к психич.сост-м. Кажд. чел. постоянно пережив-т разл. психич. сост-я. Псих. сост-я зависят от окруж. обстановки, физиологич.факторов, времени, словесного воздейст-я и др. усл-й. Псих. состояния классифицируют: • В завис. от продолжит-ти: кратковрем. и длител.. •В завис. от влияния на особенности поведения и деят-ти личн-ти: стенические (повышающие активность) и астенические (понижающие активность). • В завис. от степени осознанности: сост-я более или менее осознаваемые чел.ом. Происх.и виды способностей Способ-ти - система св-в личн-ти, позволяющая успешно выполнть определенные виды деят-ти. Способ-ти чел-ка обнаруживаются в процессе дея-т-ти. Прир. предпосылки способ-тей - задатки. Задатки - врожд. анатомо-физиолог. особенности чел. организма, его нервной сис-мы, органов чувств., составляющее природную основу форм-ния способностей.
По уровню развития способ-ти бывают: - одаренность - совок-ть нескольких способностей, обуславливающяя успешную деят-ть чел. в определ. области и выделяющяя его среди др. людей. - талант – совок-ть способн-й, кот. позволяет получать продукт деят-ти оригинал-й и новый, совершен. и обще-сtвенно значимый. - гениальность - высший уровень развития способностей, обеспечиаающйй достиженее принципиально нового, имеющ. большое истор. значение; Выделяют следующие способ-ти: - общие - способ-ти, необходимые для успешного осущ-я рaзличных видов деят-ти; -специальные - способ-ти, необходимые для выполнения конкретных видов деят-ти; - профессион. - способ-ти, обеспечивающее успешную работу чел-ка по той или иной профессии - Творческие - способ-ти, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее. 15. Псих.основы и типы темперамента Темперамент - индивид. своеобразн, при-родно обусловл. совок-ть динамич. проявлений психики чел-ка. В основе темперамента лежат особ-ти нерв.деят-ти чел-ка, кот. характер-ся разл. соотн-м возбуждения и торможения нервных процессов. И.П. Павлов выделил 4 ярко выраж. типа высшей нерв. деят-ти: безудерж., сильн., инертный и слабый тип. По Гиппократу: Холерик (безудержный тип) - преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил; - сангвиник (сильный тип) – характер-ся быстротой реакции, высокой психич. активностью, богатством мимики контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью; - флегматик (инертный тип) - связан с медлительностью,инертностью,устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психич. активность, уравновешенностью; - меланхолик (слабый тип) – свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психич активности, ранимость, преобладание отрицат. эмоций, замкнут-ть, впечатлит-ть, быстр. утомляемость.
. 16. Типология и акцентуации хар-ров Хаар-р - психич св-во личн-ти, представл-е собой сис-му ее существ-х и относительно устойчивых кач-в (черт), обуславлив-х поведение чел-ка. Черты хар-ра можно классиф-ть по след-м отношениям: • По отношению к др. людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность – грубость) • к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.). • к делу (ответств-ть – недобросовест-ть, трудолюбие - леность). • к собст-ти (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккурат-ть - неряшливость). Стр-ра и содержание характера опр-ся: • Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и противоположные им черты характера).. • Спецификой проявления эмоций, кот. сопровождают поведение чел-ка (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и др.). • Интеллектуал.особенностями личн-ти (глубокомыслие, сообраиительность, находчивость, любознтельность и т.п.) Сущ-т разл. типологии харак-в. Немецкий психолог и психиатр Э.Кречмер выделил три типа характ-в личн-ти: • Астенический тип (шизотимии) - обычно худой чел, среднего или выше среднего роста, имеющ узкие плечи, тонкие руки, слаборазвиуую грудную клетку,замкнутый, склонен к размышлениям и абстракци, с трудом приспосабливается к окруж-м, чувствителен,раним. • Атлетический тип (искотими)) – имеющ. развитую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичны,, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительны,, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.. • Пикнический тип (циклотимик) - отл-ся сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенн,, добродушен, реалистичен во взглядах.. Согласно типологии К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов: -экстраверт - заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен; -интроверт - черпает энергию внутри себя, направ-лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутрен. мире, малообщителен. Акцентуация харак-а - понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт харак-а или их сочетаний.Психопатия - болезненнее уродство характера чел-ка,результате кот. резко нарушаются взаимоотношеняя с окружающ людьми. Психопаты могут быть социально опасны. В отличие от психопатий акцентуации характера проявл не постоянно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме. Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций. - Гипертимшесшй - чрезмерно приподнятое настроение, стремление к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечани,, теряет грань дозволенного. - Дистимический - постоянно пониженнее настроесние,замкнутость, немногословность, пессимистичность. Циклоидный - общительность цикличеки меняется в зависимости от крайностей в настроении. Эмотивный - чрезмерняя чувствительность, ранимост,глубокое переживание малейших неприятностей, неудач. - Демонстрат. – повыш. стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандал, болезни,.) • Возбудимый –повыш. раздраж-ть,несдерж-ть,агрес-ть,угрюмость;занудливость • Застревающий - не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склонный к конфликтам. • Педантичный - занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет дом-х чрезмерной аккуратностью. • Тревожный - пониженнее настроени, опасение за себя и своих близких, • Экзальтированный - изменчивое настроение, повышен. отвлекаемость на внеш. события. - Интровертированный -малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рассказывает, холод. отнош-е к др., даже близким людям. • Экстравертированный - высокая общит-ть,словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет. 17. Соц.псих-гия Соц. псих-я -раздел псих-гии, изуч-й закономерности поведения и деят-ти людей, обусловленные фактом их включ-я в соц. группы,ат.психологич.характеристики этих групп. Осн. категории социальной псих-и: -социум;- социальняя группа;•социальняя роль;•соц. статус;-социальняя установка;- социализация; - общение;•конфликт. Соц.процессы (влияние людей на поведение окруж-х): - соц. фасилитацuя - процесс повышеняя скоросии или продуктивности деят-ти индивида вследствие актуализации в его сознании образов др. людей, выступающих в кач-ве соперников или наблюдателей за его действиями. - соц. ингибиция - процесс противопол. соц. фасилитации.. Суть его в том, что иногда реал. или воображ. присутствие др. людей ведет к ухудшению рез-тов деят-ти. - соц.научение - процесс, осущ-й посредством психолог-х механизмов заражения, подражания,внушения Н-р, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми путем наблюденяя за поведением взрослых в семье, на экране, на улице. - соц. контроль - система воздействия соц. общностйй на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию соц-го контроля в наибольшей степени подвергаются индивиды, чье поведение характ-ся как девиантное,т.е.отклоняющееся от груп норм. Разл-т позит.и негат.способы соц. контроля. К негат. относ-с: наказания, принужденее.К позитивным- поощрения, одобрение. Виды и хар-ка малых групп Малые группы - немногочисл. по своему составу совок-ти людей объед-х опред. деят-тью или др. соц. отнош-ями. По уровню развития или организов-ти выделяют след. разновид-ти групп: -диффузная группа - члены группы вступают в отнош-я, кот.е опосред-ся не сод-нием групп. деят-ти, а только личн. симпатиями (группа приятелей) -ассоциация - члены группы вступают в отнош-я, кот. опосред-ся только лично значим. целями (группа охотников) -корпорация - члены группы вступают в отнош-я опосредуемые частно-груп. интересами или целями, не выходящими за рамки группы; -коллективы - члены группы вступают в отнош-я, опосредуемые единством лич., групп.и обществ.интересов. Выделяют 4 стадии развития труд. коллективов: •Новички присматр-ся др. к др., совместно вырабатывая нормы делов. взаимодействия, однако в лич. отнош-ях руководств-ся собств. понятиями о нормах и правилах поведения. •Еще не все члены группы принимают равное участие в выработке и nринятии коллек. решений, форм-актив будущего труд. коллектива. •Форм-ние соц-но ориентиров. мотивации раб-ков, то есть усвоение коллект. норм поведени,, идентификация своих лич. интересов с коллективными. •Полное созревание коллектива, внеш. контроль за деят-тью членов группы сменяется самоконтролем, коллектив становитяя самоуправляемым. Сов-ть всех этих процессов наз-т внутри-групповой динамикой. К процессам внутригруп. динамики относ-ся: руков-во и лидерство, принятие групп. решений, групп. нормообразование Стр-ра малой группы - сов-ть связей, складыв-хся в ней м/У индивидами. Выделяют 2 вида таких связей: -связи, порождаемые совмест. деят-тью (функцион., организац., экон. и управлен.); -связи, порождаемые общением и психологич. отнош-ями. Д/малой группы хар-на также социометрич. стр-ра, то есть сов-ть соподчинен. позиций членов группы в сис-ме внутригруп. межличн.предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий Малые соц. группы подраздел-т также на формал.и неформальные,, врем. и стабил. открыт. и закрытые.
Понятие и стр-ра общения Общение - одна из основополагающих форм социальнооо взаимодействия людей. Выделяют три стороны общения: • Коммуникат. сторона состоит в обмене инф-й между людьми,осн.цель-выраб-ка общего смысла,одной точки зрения. • Интерактив.- представ. собой обмен не инф-й, а дейс-ми в процессе орган-и и осущ. взаимод-я м/людьми. Она прояв-ся в согласовании дейс-й, распределении ф-й, воздействии на настр-е, поведение или убеждения партнера. • Перцептивная -процесс восприятия партнерами др.др.их внешнего облика и внутр.мира.. Виды общения: - вербально- - невербальное; •контактное - дистантное; -непосредств. - опосредовен; •устное - письменное; -межличностное - массовое; -частное - официальное (деловое;; -искреннее - манипулятивное. Кодекс дел. общ-я содержит 7 принципов: - принцип кооперативности ™ (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направленее разговора); - достаточности инф-и (говори не > и не <, чем требуется в данный момент)- ачества инф-и (не ври);• целесообразности (не отклоняйяя от темы,сумей найти решение);- выражай мысль ясно и убедительно;- умей слушать и понять нужную мысль;- умей учит-ть индивид-е особен-ти собеседника. Средства общения: - язык – обеспеч-й взаимопон-е партнеров; - интонация - мимика - движение лицевых мышц, выраж-х внутрен. душев. состояние;- жесты. Психология слухов и паники Слухи – форма искаженной информации о значимом объекте. Возникноаение: 1. В связи с важными событиями 2. В условиях неопредиленности 3. В условиях нестабильности 4. Желание людей стать свидетелем чего-то необычного, а потом пнрндпть информацию другим Функции: 1. Удовлетворение потребностей человека в познании окружающего мира 2. Снимает неопределенность 3. Помагает предусмотреть события, внести коррективы в повидение Паника –стихийно возникающее состояние и повидение людей, кот. находятся в условия повиденческой неоприделенности, повышенного эмоционального возбуждения,бесконтрольного чувства страха. Возникновение: 1. Атмосфера тревого и неуверенности 2. Наличие слухов 3. Наличие паникёров Профилактика: 1. Доступность и непротиворечивость информации о важных событиях 2. Низкая значимость объектов, событий вокруг которых могут возникать слухи 3. Выяснять действительные причины слухов и проводить разъяснительные работы 4. Вявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на социальные группы. Способности Психологическая защита – сваязана с тем,что человек не может выбрать такое повидение, которое может избавить его от переживаний: 1. подавление –вытиснение опастных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. 2. отрицание-устранение восприятий реальности, бегство в фантазии 3. рационализация –построение приемлимых оснований для оправдания обсурдных форм повидения 4. универсия-подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мативу (особая вежливость из-за неприязни) 5. проекция-приписывание другому человеку своих мыслей, чувств, в которых человек не хочет признаться себе из-за их неприглядности 6. изоляция-отчуждение, локализация травмирующих факторов 7. регресия-возвращение к более приметмвному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать тревогу, сохранить самоуважение (инфантивность) 8. сублимация-преобразование энергии сексуального вличения в социально приемливуя форму активности (творчество) Сис-ма образ-я в РБ Нац. сис-ма образ-я в РБ вкл-т: •участ-ков образов.процесс; •образ. стандарты, разработ. на их основе учеб. планы и учеб. программы;•образ. учр-я;-Органы упр-ния образ-ем. Образ. учр-я осущ-т:- дошкол. воспитание •общее сред. образ-е•внешкол. обучение и воспитание•профес.-технич. образ-е;•сред. спец. образ-е•высшее образ-е;•подготовку научн. и науч.-педаг. кадров;•повышение квалификации и переподг-ку кадров. Наим-ния уч.заведений, вход.в сис-му обр. 1.Общеобраз.школы: Баз.обр.(9-10),общее сред.обр(10-11).Внутри школы м. сущ-ть гимназии и лицеи. Гимназия – учеб. завед. баз. и старш. ступени общеобраз. школы, призванное обеспечить реал-цию требований гос. стандартов к образю в сочетании с повышен. его уровнем, широк. гуманит. и общекульт. подготовкой учащихся. Лицей – профес. ориентир. учеб. завед. обеспеч. повыш. уровень общ. сред. образ-я на старш. ступени в сочетании с профил. предпрофес. подготовкой учащихся по направл-ям и спец-тям высш. учеб. завед. Учебн.заведения ПТУ. Профес.-техн. образ-е (ПТО) имеет целью подготовку раб. кадров, приобретение гражд-ми труд. и профес. умений в сочетаний с общ. образ-ем, дух. и физ. разв. Получить ПТО можно в ПТУ,-дает общ.ср.образ+проф.образ-е на базе школ. или общ. базового; ТУ -раб.спец-ция на базе общ.среднего; центрах профес. образ-я- ЦПО; высш. профес. училищах (ВПУ). Проф. лицей призван обесп-ть не только проф.-техн,но и полноц., проф. ориент. общ. сред. образ-е, дающ. возмож-ть поступать в ВУЗы. Проф.-техн. колледж д. обеспеч-ть проф.-технич., общ. сред. и сред. спец. образ-е. 3.Сред. спец. образ-е имеет целью подгот-ку спец-тов сред. звена: непосредств. организаторов и рук-лей первич. звеньев пр-ва, помощников спец-тов высш. квалиф-ции, сам. испол-лей квалиф.труда, Сред. спец. образ-е осущ-ся в техникумах, училищах, колледжах и др.проф.учеб. завед. Колледж – учеб. заведение в сис-ме непрер. образования, обеспечивающее углубл. ср. спец. образ-е,интегрир. с общ. сред. и включающее эл-ты высшего образ-я. Высш. к. – учеб. завед., реализующее на 1-ой ступени ф-ции обыч. колледжа, а на 2-ой –ф-ции высшего учеб. заведения. 4.ВУЗы (институты, универы,академии):част. и гос.формы; 5.Последипломн.образ-е: магистратура, аспирантура, докторотура. Цели •Форм-ние самосознания гр-на, ответств.за судьбу своей Родины. •Приобщение воспитанников к общечел. ценностям, форм-ние соотв. поведени.. •Разв. у подраст. чел-ка креативности, •Помощь в форм-нии «Я-концепции» личн-ти, в ее самореал-и. Принципы: •Уважит. отнош-я м/у педагогами и воспитан., терпимость к мнению воспитанников,доброе и вним.отношен. к ним.Это созд.психолог.комфорт,в кот.развивающаяся личность чувствует себя зашищенной,нужной,значимой. •Природосообраз-ть воспитания., кот. предпол-т. обяз. учет половозраст.х и др. прир. особ-тей воспитанников. •Культуросообраз-ть воспит-я, т.е. опора в воспит. процесее на нац.-кул. традиции своего народа, нац.-этнич. обрядность,привычки •Гуманизация и эстетизация внутр. и внеш. среды. образовательно-воспитательного заведения,среды жизнидеятельн. разв. воспитанников. Основу содерж.такой с-мы воспит.должны составл. общечеловеч. ценности:Человек,Семья,Труд,Знания,Культура,Отечество,Земля,Мир.Усвоение этих ценностей должно рождать в чел.добрые черты,высоконравственные потребности и поступки. Типы Семей. В завис-ти от состава родств-ков: • простая семья – супруж. пара с детьми, не состоящими в браке; • расшир., или слож. семья - если некот.е из детей состоят в браке; может вкл-ть в себя 3 и более поколений, живущих вместе и связ. общим хоз.-вом полная семья - в состав кот. вх-т 2 супруга; • непол. семья по типу отнош-й в них между взросл. и детьми, по степени их напряж-ти и последств. влияния на детей: • Семьи, уважающие детей. • Отзывчивые семьи. Отнош-я между взрослыми и детьми нормал., но сущ-т опред. дисанция, кот. ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуютяя род-лям. Род-ли сами решают что нужно детям. •Враждебные семьи. Детям здесь плохо, Т.К. присутст-т неуважение к ним, недовери,, слежка, телес. наказания дети в таких семьях растут скрытным,, недружелюб.,, плохо относ-ся к родителям •Антисоц. семьи. скорее не семьи, а времен. пристанище для детей, кот. здесь не ждали, не любят. Род-ли, аморал. образ жизни, конфликтуют, угрожают др. др. и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативно,, ведет к антиобщ.поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку гос-ва. П.Ф. Лес-гафт • Атмосфера любви и взаим. уважения. Чел., лишен. такой атмосферы не способен уважать своих близких, согр-н, Родину, делать людям добро. • Наличие высоконрав. воспитателя, кот. учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. • Регул. и радостн. обществ.-полез. труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее в игре, • Исключ. т.н. прибавочн. раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмер. лакомств, беспорядоч. еды, табака, алкоголяь азартн. игр и т.д. • Гармонич. разв. всех способ-тей ребенка: слушание сказок, музыки и песен должно сменяться физ.упражнениями, подвиж.- играми, работой в саду. • Соблюдение принципа постепен-ти и последов-ти. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложн. и труд. • Ограждение ребенка от контактов с безнравств. людьми. С точки зрения соврем. педаг-ги: • Взаимоотнош-я между супругами, кул-ра их общения – опред-т общий психолог. климат семьи • Контакт глаз м/у род-ми и детьми – • Физич. контакт (поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр.) - • Пристал. внимание, позвол. ребенку чувствовать себя значим. лич-тью. • Дисциплина Проф.самореализ. личн-ти Проф. самореал-я личн-ти начинаетяя с проф. самоопред-ния, т.е. с выбора профессии. На выбор профессии влияют след. факторы: позиция род-лей и род-ков, позиция учителей и класс. рук-лей, личн. проф.и жизн. планы, способ-ти и их проявление, информир-ть о той или иной профессии, спрос на профессию. Согласно теории рос. псих-га Климова, проф. выбор можно считать удачным, если индив. особ-ти выбирающего соотв-т одному из пяти типов профессий: чел. -чел., чел. - природа, чел. - техника, чел. - знаковая система, чел. - худ образ. «Акме» в сфере проф. деят-ти - стабил-высоких рез-тов труда, надеж-ть в решении сложных проф. задач в нестандар. условиях, проф.-творч. вдохновение, а также индивид. стиль проф.деят-ти. Проф. самообраз-е как сам-но осущ.. деят-ть, направл.на повыш.профес-ма, вкл-т: •овладение нов. ценностн. установками, подходами в проф. деят-ти; --проф. просвещнние, --осмысление собств. опыта и прогноз-ние дальнейш. работы. Хар-ка лич-ти успешного типа: 1. отлич-ся неустойчивостью в достижении цели 2. склонны план-ть свое будущее на большие промеж-ки времени 3. предпоч-т брать на себя средние по трудности или слегка завышен-е,но выполн-е обяз-ва. 4. если рискуют,то расчетливо. Карьера- успешн.продвиж-е чел.в сфере проф.деят-ти. Компентн-ть личн-ти -соотв-е заним.должн-ти,способ-ть решать проф.задачи,открытость новому опыту,способн-ть принимать собств-е решение и находить выход из внештат.ситуаций;потребн-ть самообраз-я и самовоспит-я.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.218 с.) |