Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ



Э. И. Басырова, Т.В.Тишкина

Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ

для студентов направления

Экономика»

 

Зеленодольск 2014

 

ББК 65

УДК 338.4

 

Рецензенты:

К. э. н, доцент

д. э. н., профессор

Составитель: Басырова Э. И., Тишкина Т.В.

Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов направления 080100.62 «Экономика» – Казань: КНИТУ им. А. Н. Туполева, 2014. – 40с.

 

Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ разработаны в соответствие с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") и предназначены для студентов всех форм обучения.

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…..  
1.Выполнение курсовых работ………………………………………..…..  
1.1. Общие положения…………………………………………………….  
1.2 Структура и содержание курсовой работы………………………….  
1.3 Требования к оформлению текста курсовой работы……………….  
1.4 Защита курсовой работы……………………………………………....  
2. Выполнение выпускной квалификационной работы ……………….....  
2.1 Общие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе ……………………………………………….  
2.2 Структурные элементы выпускной квалификационной работы ….  
2.3 Информационное обеспечение………………………………………..  
2.4 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы  
2.5 Организация защиты выпускной квалификационной работы …….  
Приложение 1. Примерный перечень тем курсовых работ…………….  
Приложение 2. Титульный лист курсовой работы………………………...  
Приложение 3. Содержание курсовой работы……………………………..  
Приложение 4. Оформление таблиц, рисунков ………………………...  
Приложение 5. Список литературы..……………………………………….  
Приложение 6. Рецензия на курсовую работу…………………………..  
Приложение 7. Заявление на выпускную квалификационную работу…  
Приложение 8. Задание на выпускную квалификационную работу……  
Приложение 9. Отзыв научного руководителя…………………………  
Приложение 10. Рецензия на выпускную квалификационную работу…  
Приложение 11. Лист нормоконтроля……………………………………  
Приложение 12. Титульный лист выпускной квалификационной работы  
Приложение 13. Содержание выпускной квалификационной работы …  
Приложение 14. Титульный лист иллюстрационного материала………  
Приложение 15. Содержание иллюстрационного материала ………….  

 

 

Введение

Курсовые работы по дисциплинам «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Экономика труда», «Экономический анализ предприятия», «Планирование на предприятии», «Управление финансовой деятельностью», «Экономика ресурсосбережения», «Стратегическое планирование» – самостоятельные творческие работы студентов, выполняемые в процессе обучения и имеющие целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, привить навыки анализа и обоснования принимаемых ими решений. Задачи курсовой работы состоят в систематизации, закреплении, углублении и расширении теоретических знаний и практических навыков студентов, полученных при изучении выше указанных дисциплин, а также развитии навыков выполнения самостоятельной работы при подготовке исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы, разработке экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств.

Выполнение выпускной квалификационной работы является завершающим и одним из важнейших этапов обучения студентов, позволяющим в значительной степени оценить уровень подготовленности выпускника к самостоятельной работе.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является обязательным аттестационным испытанием итоговой государственной аттестации выпускника по направлению 080100.62 «Экономика». Целями выполнения выпускной квалификационной работы являются:

1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и

практических знаний по направлению 080100.62 «Экономика» и применение этих знаний при решении конкретных экономических и социальных задач деятельности предприятия в рыночных условиях;

2. Развитие навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, отчетной, статистической и плановой документацией, методическими материалами и литературой;

3. Овладение методикой анализа, исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых задач;

4. Овладение навыками практической самостоятельной работы в сложных условиях рыночной экономики.

Выполнение выпускной квалификационной работы позволяет окончательно сформировать и закрепить следующие компетенции:

¾ владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

¾ умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

¾ способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

¾ способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

¾ способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

¾ способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

¾ способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

¾ способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

¾ способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

¾ способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

¾ способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

¾ способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

¾ способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10)

 

В настоящих указаниях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

 

 

1. Выполнение курсовых работ

 

Общие положения

Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению учебных дисциплин «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Экономика труда», «Экономический анализ предприятия», «Планирование на предприятии», «Управление финансовой деятельностью», «Экономика ресурсосбережения», «Стратегическое планирование». В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными финансовыми проблемами, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества и делать на основе этого правильные, научно-обоснованные теоретические и практические выводы.

Студенты, выполняя курсовую работу, приобретают опыт работы с различной литературой, умения находить в ней главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.

В процессе подготовки курсовой работы приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимой литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм. Все это не только расширяет и углубляет знания по дисциплинам, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.

При выполнении курсовых работ, и особенно при их защите, студенты приобретают необходимое умение представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных конференциях.

 

1.2. Структура и содержание курсовой работы

Основные требования к курсовой работе:

1. К курсовой работе составляется план, а в ее структуре выделяются введение, основная часть и заключение.

2. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы в области управления и экономики, включая законодательные, нормативные и другие документы по избранной теме.

3. Оформляется научный аппарат – сноски, ссылки и список использованной литературы.

4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

6. Курсовая работа должна быть написана четким, грамотным языком и правильно оформлена, то есть должна иметь титульный лист, содержание, нумерацию страниц, поля.

 

Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из последовательных этапов:

1. Выбор темы курсовой работы.

2. Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Составление плана курсовой работы.

4. Написание курсовой работы.

5. Изучение требований к оформлению курсовой работы.

6. Защита курсовой работы.

В течение первых двух недель с начала того семестра, в рамках которого выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбрать из списка, предложенного кафедрой (см. Приложение 1), тему для своей будущей курсовой работы. В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой.

Внутри одного потока студентов не разрешается выбор одинаковой темы двумя и более студентами.

Подготовка написания и оформления курсовой работы начинается с утверждения научным руководителем темы курсовой работы, ее плана и списка литературы по избранной теме.

Внутренняя структура работы должна состоять из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:

1) титульный лист (приложение 2),

2 содержание (приложение 3),

3) введение,

4) текст работы (разбитый на главы с параграфами),

6) заключение,

7) список литературы,

8) приложения.

Во введении рассматриваются основные тенденции изучения и развития темы, анализируются существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы.

Далее дается краткий обзор литературы, раскрывающий степень разработанности исследуемой проблемы, специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное. Анализ степени разработанности исследуемой проблемы должен привести к выводу о том, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта частично) и, потому нуждается в дальнейшей разработке.

От формулировки и доказательства того, что в исследуемой проблеме есть резервы для изучения и анализа переходим к формулировке цели исследования и основных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью по форме: изучить, провести анализ эффективности…, разработать предложения по совершенствованию… и т.д. Формулировку задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав курсовой работы. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования: объект – конкретная организация или система управления; предмет – та сторона объекта, которая подвергается исследованию (например, социально-экономические, трудовые отношения по поводу…).

В конце вводной части раскрывается структура курсовой работы, то есть дается аннотация трех основных глав курсовой работы.

Объем введения не должен превышать 5 % от общего объема курсовой работы (2-3 страницы машинописного листа).

Введение не должно раскрывать темы курсовой работы, так как оно не является содержательной частью работы. Не следует во введении приводить определение, понятие, состав, роль анализиру­емых категорий, т.е. теоретических положений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Целесообразно начать с оценки степени изученности исследуемой темы, показать многообразие подходов к рассмотрению проблемы, характеризующие все понятия, упомянутые в заголовке темы и задачах исследования, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения.

В теоретической главе определяется перечень критериев, показателей, по которым будет собираться информация для аналитического раздела, дается описание методик анализа системы управления, используемых во второй (аналитической) главе работы.

Во второй главе проводится анализ функционирования рассматриваемого понятия (в зависимости от темы). Минимальный период для проведения анализа – три полных отчетных года. По желанию студента временной интервал может быть расширен. Этот раздел базируется на тщательном изучении действующего законодательного и инструктивного материала, а также прочих нормативных документов, на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материалов. Материалы анализа должны лежать в основе всей курсовой работы, служить ее аналитической базой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения. Не допускаются пересказывания содержания законов, инструкций и другой нормативно-правовой литературы. Расчеты должны базироваться на конкретной информации, иллюстрироваться аналитическими таблицами, рисунками (графиками, диаграммами).

В третьей главе разрабатывается проект предложений и практических рекомендаций по исследуемой теме (проблеме).

Заключение суммирует итоги всей курсовой работы, отражает основные результаты, достигнутые при решении вопросов и проблем, поставленных в исследуемой теме и кратко изложены предложения по результатам изучения темы.

Список литературы включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. В списке литературы должны быть журнальные статьи, учебники, монографии в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Список литературы должен включать не менее 20 источников. Использование периодической литературы является обязательным. Образец списка литературы см. в Приложении 5.

1.3. Требования к оформлению текста курсовой работы

Текст курсовой работы печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги. Объем работы установлен в пределах 30-40 страниц машинописного текста (без учета списка литературы и приложений).

Расположение текста на странице должно располагаться следующим образом: размер левого поля – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм. На одной странице – 29 строк, в строке 60 символов. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman – 14, интервал – 1,5. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Разделы и параграфы должны быть сбалансированы. Минимальный объем одного параграфа – 3 страницы.

Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на той же странице, отступив от названия главы или текста предыдущего параграфа на 20 мм (1 строка). Между текстом и названием параграфа оставляется отступ 6 пт. Подзаголовки в параграфе не допускаются.

Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы введения, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) обозначаются словом «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами, начиная с первого. Нумерация рисунков – сквозная. Название дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется полужирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должна быть проставлена единица измерения. Пример оформления рисунков представлен в Приложении 4. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующий рисунок.

Рисунки должны быть выполнены студентом в редакторе, прочно совместимом с MS Word. Наиболее оптимальным является выполнение рисунков в редакторе диаграмм программ MS Word или Excel.

Помещенный в курсовой работе цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Слово «Таблица» и наименование помещают над таблицей по центру, без абзацного отступа в одну строку с ее номером и тематическим заголовком таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, причем также как и у рисунков, нумерация таблиц должна быть сквозной. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над соответствующей таблицей. Его следует помещать над таблицей слева, в одну строку с ее номером через тире «Таблица 1 - Наименование». Названия таблиц следует выделять полужирным шрифтом. Рекомендуемое количество таблиц в курсовой работе – не менее 3-4 (таблицы в приложениях не учитываются).

Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). Если таблица целиком заимствована из одного источника или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы на основе первичных материалов. В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12. Во всех таблицах должны быть проставлена единица измерения. Пример оформления таблицы приведен в Приложении 4. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующую таблицу.

При переносе таблицы на следующую страницу курсовой работы над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в приложения.

Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например,

C=2U + Z (1)

где U - …….;

Z - …….

Иллюстрации и таблицы не рекомендуется размещать сразу после заголовка, и они не должны завершать текст. После рисунков и таблиц (до следующего заголовка) должен быть текст.

В работе должны быть ссылки на первоисточники. Ссылки приводятся в квадратных скобках после упоминания о них или в конце цитаты. После указания конкретных цифровых данных или цитат в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, и номер источника в списке литературы. Например, [9, с.52], т.е. источник номер 9 в списке использованной литературы, страница 52.

Защита курсовой работы

Готовая курсовая работа, оформленная в соответствии с требованиями представляется руководителю для проверки и написания рецензии. Образец бланка рецензии представлен в Приложении 6. На основании имеющихся рекомендаций к защите студент готовит доклад. Если имеются замечания студент обязан их устранить и представить на повторную рецензию руководителю.

Доклад должен занимать не более 5 минут и содержать:

- актуальность, цель и задачи работы;

- краткую характеристику объекта исследования:

- основное содержание каждого раздела работы;

- основные выводы и предложения с оценкой их эффективности;

Доклад иллюстрируется слайд -шоу (использование Microsoft PowerPoint с помощью презентационного оборудования: ноутбука, проектора, экрана) и т.д.

2. Выполнение выпускной квалификационной работы 2.1. Общие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе

Выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра, (в дальнейшем в тексте «ВКР») завершает подготовку бакалавра и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.

Основной целью ВКР является систематизация и углубление теоретических и практических знаний студента по направлению подготовки и применение их в конкретных условиях.

Обязательными требованиями, предъявляемыми к ВКР, являются:

– глубина исследования и полнота освоения исследуемой проблемы;

– логическая последовательность изложения материалов;

– обоснованность выводов и рекомендаций.

В процессе написания ВКР студент должен решить следующие задачи:

1) показать глубокие знания теории по проблеме, изучить отечественный и зарубежный опыт, современные методы исследования вопроса;

2) дать всестороннее описание, глубокий комплексный анализ состояния вопроса применительно к объекту, на базе которого выполняется ВКР, выявить и аргументировать имеющиеся недостатки в рамках рассматриваемой проблемы;

3) выдвинуть конкретные предложения (проект) по более эффективному и рациональному решению рассматриваемой проблемы, обосновать предлагаемые мероприятия.

4) оформить ВКР согласно требованиям, предъявленным к ней;

5) подготовить доклад и наглядный материал к защите ВКР.

ВКР выполняется студентом самостоятельно на основе лично им собранных и обработанных материалов и изучения специальной литературы по избранной теме. Во всех случаях в ВКР должны освещаться результаты деятельности изучаемого объекта (хозяйств) не менее чем за трехлетний период.

Текст ВКР должен точно соответствовать поставленным в плане вопросам. При написании работы нельзя допускать дословного переписывания литературных источников.

Общими требованиями к ВКР являются:

× соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность;

× логическая последовательность изложения материала;

× глубина исследования и полнота освещения вопросов;

× убедительность аргументации;

× краткость и точность формулировок;

× конкретность изложения результатов работы;

× достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

× научный стиль написания и оформление в соответствии с требованиями.

Выбор темы ВКР

Примерная тематика ВКР разрабатывается кафедрой и периодически пересматривается с учетом актуальности и практической значимости. Как правило, тема ВКР является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ и прохождения преддипломной практики. Выбор темы ВКР определяется заявлением студента (приложение 7).

 

Оформление задания на выполнение ВКР

Основным документом, определяющим задачи, порядок, сроки выполнения ВКР является задание (см. Приложение 8), которое разрабатывается научным руководителем при активном участии студента.

Задание по ВКР составляется в двух экземплярах и утверждается заведующим кафедрой экономики и менеджмента. Один экземпляр утвержденного задания вручается студенту, второй хранится на кафедре. Выполнение ВКР (как в отношении содержания, так и сроков) должно осуществляться студентом в соответствии с заданием.

 

Научное руководство ВКР

Для написания ВКР кафедра экономики и менеджмента выделяет каждому студенту научного руководителя.

Научный руководитель обязан:

1. Совместно со студентом обсудить избранную тему ВКР, внести ее на утверждение кафедры и довести решение кафедры до студента.

2. При активном участие студента составить задание по ВКР и утвердить его на кафедре.

3. Оказать помощь студенту в составлении рабочего плана ВКР, а также подборе литературных источников, нормативно-справочных материалов, статистической отчетности и других материалов по теме;

4. Регулярно консультировать студента по всем вопросам, связанным с выполнением ВКР.

5. Давать рекомендации по устранению обнаруженных недостатков.

6. Проверить качество завершенной ВКР, оказать студенту помощь в ее редактировании и оформлении.

7. Написать отзыв на ВКР.

Отзыв заверяется подписью научного руководителя.

ВКР, оформленная в соответствии с требованиями, с набором всех необходимых документов передается заведующему выпускающей кафедры для допуска к защите на заседании ГАК.

К ВКР прикладывается отзыв руководителя (Приложение 9), внешняя рецензия (Приложение 10) и лист нормоконтроля (Приложение 11) (в саму работу они не подшиваются). В отзыве научный руководитель отмечает актуальность темы, дает общую оценку работы студента, степени выполнения поставленных задач, степени самостоятельности исследования, отмечает соответствие этапов подготовки работы, принятым в плане. Отзыв может содержать рекомендации по использовании положений, разработанных в проекте, на практике, по выдвижению проекта или работы на конкурс и т.д. В заключение отзыва руководитель высказывает свое мнение о допуске ВКР к защите. Оценка подготовленной рукописи в баллах в отзыве не приводится.

Рецензия должна быть получена от специалиста профильного подразделения организации, являющейся местом прохождения преддипломной практики. В рецензии должна быть подтверждена (или не подтверждена) актуальность темы ВКР, отмечены достоинства и недостатки. Рецензент в своей оценке должен обратить внимание на логику изложения материала, завершенность проектных решений, практическую значимость результатов и возможность их использования в конкретных производственных условиях (пригодных к внедрению или внедренных), научно-исследовательский характер работы и новизну изложенных в ней идей (рекомендация к опубликованию). В результате рецензент дает однозначную оценку ВКР (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и рекомендацию по присвоению искомой квалификации. После рецензирования никакие изменения в работе не допускаются.

Текст доклада студента на заседании ГАК должен быть просмотрен руководителем. Для иллюстрации основных положений ВКР студент в процессе защиты использует иллюстрационный материал (таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.) (Приложения 14,15).

Выносимый на защиту в соответствии с заданием иллюстрационный материал должен соответствовать требованиям, быть проверен и подписан руководителем и быть представлен для каждого члена аттестационной комиссии. Предпочтительно, если иллюстрационный материал также будет представлен в виде слайдов.

Студент обязан в установленный срок (за 3 дня до начала защиты) подтвердить секретарю ГАК свою готовность выйти на защиту в соответствии с предварительной записью, получить от него необходимые сведения о дате, времени, месте, очередности и процедуре защиты и неукоснительно выполнять все формальные требования, предъявляемые к организации защиты.

В случае если к окончанию утвержденного срока ВКР не готова или не удовлетворяет предъявляемым требованиям, заведующий кафедрой, по представлению руководителя, имеет право не допустить работу к защите.

 

2.2.Структурные элементы выпускной квалификационной работы

Структурными элементами ВКР являются:

• титульный лист;

• задание на ВКР;

• содержание;

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список литературы;

• приложение.

Титульный лист. Титульный лист является первой страницей ВКР. Бланк и образец титульного листа приведены в Приложении 12.

Задание на ВКР (Приложение 8). Оригинал задания на ВКР является второй страницей работы.

Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, основной части, заключение, список литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (Приложение 13).

Введение. Во введении обосновывается выбор темы ВКР. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, объект и предмет исследования, обосновывается актуальность темы для конкретного объекта (предприятия, цеха или иного структурного подразделения) и формулируется цель и комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению в процессе выполнения ВКР. Студент должен выделить объект и предмет исследования, показать практическую значимость ВКР. В конце введения должно быть указано краткое содержание основных разделов ВКР. Введение по объему может занимать до 5% объема ВКР. Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

Основная часть. ВКР содержит, как правило, три раздела, каждый из которых в свою очередь делится на 3 - 4 подраздела (параграфа).

Первый раздел носит общетеоретический /методологический/ характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, методы, используемые для анализа данной проблемы, особенности изучения данной темы в современных условиях. При изложении дискуссионных вопросов следует приводить мнения различных авторов с формулированием отношения к ним самого автора выпускной квалификационной работы. При детальном анализе мнения того или иного автора его высказывание следует приводить полностью без сокращений и изменений (путем цитирования). При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных документах или работах отдельных авторов, желательно дать их критический разбор. После такого изучения теории вопроса, автор выпускной квалификационной работы обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из имеющихся уже точек зрения, выдвигая при этом собственные аргументы.

Этот раздел служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях производства. Общий объем теоретического раздела – 15-20 страниц.

Второй раздел носит аналитический характер. В нем дается технико-экономическая характеристика предприятия, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития предприятия, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Расчеты должны базироваться на конкретной информации, иллюстрироваться аналитическими таблицами, рисунками (графиками, диаграммами).

Этот раздел должен служить технико-экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий. Каждый параграф обязательно должен заканчиваться выводами. В конце аналитического раздела должен быть сформулирован вывод об общей эффективности системы управления по теме работы, об ее достоинствах и недостатках, а также о причинах имеющихся проблем.

Общий объем аналитического раздела – 20-25 страниц.

Третий раздел является проектным. В нем студент разрабатывает предложения по предложения и рекомендации по совершенствованию предмета исследования, повышению его эффективности, устранению причин и разрешению проблем, зафиксированных в аналитическом разделе. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-м разделе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

На данном этапе работы должны быть спрогнозированы и освещены последствия и конкретные показатели внедрения разработанных в выпускной квалификационной работе предложений. Здесь определяется эффективность их внедрения. Общий объем данного раздела – 20-25 страниц.

Заключение. В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.124 с.)