Тема 18. Налогово-бюджетная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Налогово-бюджетная политика



Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными. Они возникают в распределительном процессе и связанны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, метода управления, социальных задач. Гос. бюджет составляет собой основной бюджет государства на текущие 3 года, имеющий силу законности. Через год гос. бюджет мобилизуется средствами предприятий и организаций различных форм собственности, и частично мобилизуются доходы населения. Мобилизованные средства отправляют на социально-культурные мероприятия, на укрупнение обороноспособности страны, на содержание органов гос. управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства. Мобилизуемость государства в налоги служит одним из главных средств осуществления главных экономических мероприятий.

Основные функции бюджета:

1) распределение ВВП и НД между отраслями и территориями;

2) перераспределение НД и ВВП;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) финансовое обеспечение социальной политики;

5) контроль за образование и использование централизованного образования денежных средств.

Функции бюджета реализуются через бюджетный механизм, т.е. через способы и методы формирования доходов и расходов. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования инвестиций в экономику, с целью повышения ее эффективности. Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от масштабности структурных сдвигов экономики страны. Гос. бюджет строится по балансному методу дефицит и профицит.

Основные задачи бюджетной политики:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

3) стимулировать инвестиционную активность;

4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

6) усилить контроль за величиной гос. долга.

В систему НБС помимо федерального водит бюджет и субъектов РФ (региональный) и местный бюджет (бюджет муниципального образования). Бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного называется консалитированным бюджетом государства. Он используется и служит для представления субвенций из федерального бюджета. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование строго целевого мероприятия на безвозвратной основе.

Фонды призваны обеспечить конституционные права граждан РФ на получение пенсии, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья, соц. помощь и т.д.

Федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами образует расширенный бюджет или бюджет расширенного производства. Функционирование бюджета происходит по средствам формирования и распределения доходов. Доходы создают финансовую базу деятельности государства. Через их распределение удовлетворяется общий гос. доход.

 

ТЕМА 19. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. НАЛОГИ И ИХ ВИДЫ.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых видов доходов, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся обязательные безвозмездные платежи в пользу государства. К ним относятся федеральные, региональные и местные доходы, а также штрафы и премии, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым относятся доходы от имущества, находящегося в гос. собственности, доходы, поступающие от приватизации, внешней экономической деятельности, доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги – обязательные индивидуальные и безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Под сбором понимается обязательный взнос, уплачиваемый юр. и физ. лицами, независимо от факта ведения ими хозяйственной деятельности. В результате чего плательщику государство предоставляет определенные права или выдается лицензия. Сущность налогов проявляется в 2-х функциях: фискальная и регулирующая. Фискальная функция реализует основное предназначение налогов, формирование ресурсов государства. Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства.

Основные элементы налогов:

1) субъект – лицо, которое по закону является плательщиком налогов;

2) объект – имущество, на стоимость которого начисляется налог (земля, з/п);

3) налоговая ставка – размер налога на единицу обложения (ед. - 1 руб. дохода): прогрессивные, пропорциональные, регрессивные.

Налоги соответственно бывают регрессивные – процент изъятия налогов уменьшается при возрастании доходов; пропорциональные – взимается одна и та же ставка налогов, независимо от размеров дохода; прогрессивные – ставка налогов повышается при возрастании налогов. Для прогрессивных налогов большое значение имеют средняя и предельная налоговая ставка. Средняя налоговая ставка – отношение суммы налогов к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – ставка обложения налогом дополнительной единицы налога.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами различают:

– прямые налоги, которые устанавливаются непосредственно, как доход или имущество налогоплательщика. Налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и др.;

– косвенные налоги – включаются в виде надбавки в цене товара или тариф на услугу, и оплачиваются конечными потребителями. Акцизы.

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физ. лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбора за пользование объектов животного мира и за пользование объектов водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

2) региональный (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

3) местный (земельный налог, налог на имущество физ. лиц).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.009 с.)