В процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.



По Эльконину Д.Б. развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, сменяет друг друга. С рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые поочерёдно обеспечивают преимущественное становление познавательных процессов и развития личности.

Возрастной этап Доминирующий тип общения или деятельности Род общения
Младенчество (до 1 года) Непосредственно-эмоциональное общение Общение I рода
Ранее детство (1-3 года) Предметно-манипулятивная деятельность Общение II рода
Дошкольный возраст (3-6(7)) лет Ролевая игра Общение I рода
Младший школьный возраст (7-11(12)) лет Учебная деятельность Общение II рода
Подростковый период (12- 15(16)) лет Интимно-личностное общение Общение I рода
Ранняя юность (16-17) лет Учебно-профессиональная деятельность Общение II рода

Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

Формы коммуникационного действия

Возможны три формы коммуникационного действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Подража́ние — механизм социализации, следование образцу. У животных — имитационное научение, копирование поведения.

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Имитационное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности

Диалог (от греч. dialogos) — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии исследования диалоги, связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в XX в. (культурно-историческая теория Л. С. Выготского, интеракционизм, психоанализ, теория Ж. Пиаже.

Значение диалога для психологии заключается в том, что у ребенка диалог (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно связанная с действием) представляет собой структурно-генетически исходную, а затем — в течение жизни человека — универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога (высказывание) — единица речи индивида — имеет предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру, регулируется микросоциальными отношениями между партнерами) диалога, онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом.

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Управление — воздействие субъекта (СУ), направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно-корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоятельств), которые неизбежно-совершенствуются (меняются) тогда, когда субъект (этот или другой) непротиворечивее познаёт реальность, с которой сосуществует.

Управление — стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. Общение многофункционально. Выделяют пять основных функций общения:

1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает её принципиально возможной. Значим, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности.

2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п.

3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в приветствии, знакомстве, ритуалах и других знаках внимания.

4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определённых эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей – личные и деловые.

5. Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  1. коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  2. информационная (обмен информацией между людьми)
  3. когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  4. эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  5. конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  6. креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  1. инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  2. синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  3. самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  4. трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  1. экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  2. социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  3. социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Примечание: то, что я считаю наиболее важным выделено ЖИРНЫМ шрифтом, остальное для полноты понимания материала, выбор остается за Вами использовать их при подготовке или нет, но я советую их просмотреть!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.005 с.)