ТОП 10:

Билет №10. Функциональные стили современного русского языка, их характеристика, область применения и взаимодействия.



Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Функциональные стили речи являются коммуникативным аспектом культуры речи.

Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, которые используются преимущественно в письменной форме речи, - и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.

1. Научный.

Реализуется в монографиях, статьях, учебниках, научно-популярной литературе.

Отличается точностью (терминологическая лексика, одно значение у слова), абстрактностью (обобщённостью), логичностью (сложноподчинённые предложение, придаточные причины, логичность структуры текста – вступление, основная часть, заключение, выводы).

Подстили научного стиля:

· Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист.

· Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся.

· Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник, доклад, информационное сообщение, устное выступление (на конференции), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

2. Публицистический (газетно-публицистический).

Публицистический стиль речи – функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон (периодическая печать с злободневностью тематики, сатирой), интервью, памфлет (художественно-публицистическое произведение, направленное против политического строя), ораторская речь.

Подразделяется на визуальные (печать), аудиальные (радио), аудио-визуальные (ТВ).

Функции публицистического стиля:

  • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей

Задачи речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию - создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

3. Официально-деловой.

Официально-деловой функциональный стиль речи – разновидность литературного языка, функционирующая в сфере административно-правовой общественной деятельности, которая включает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Подстили официально-делового стиля речи:

· законодательный (используется в сфере управления государством);

· административно-канцелярский (ведение личных деловых бумаг, документов учреждения);

· дипломатический подстиль ( на международном уровне, отношения между правительством и дипломатами).

Особенности официально-делового стиля речи:

· сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

· стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы и т. д.);

· широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

· частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что);

· повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

· прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

· тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

· почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

· слабая индивидуализация стиля.

Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.

Является достаточно-устойчивым стилем, в отличие от других, почти не меняется со временем.

4. Художественный стиль речи.

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

Средства художественной выразительности:

1. Тропы:

· сравнения

· олицетворения

· аллегория - прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание

· метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака ("ледяное сердце", "железные нервы")

· метонимия – замена слова другим («все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны»)

· синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (всё спит — и человек, и зверь, и птица)

2. Стилистические фигуры:

· эпитет - слово или выражение, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному (несказанно счастлива, люто ненавидеть, гул паровоза)

· гипербола - преувеличение (гигантская муха)

· литота – преуменьшение (мальчик с ноготок)

· анафора - единоначатие

· эпифора повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях (Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот! (М. Цветаева))

· градация

· параллелизм – один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения

· риторический вопрос

· умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном

· Ирония - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

· Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Особенности художественного стиля речи:

1. Неоднородность лексического состава:сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.

2. Активность многозначных словвсех стилевых разновидностей речи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.01 с.)