Методическим советом филиала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическим советом филиала



УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом филиала

Протокол №____от _______20__г.

Заместитель директора по учебной работе

_______________________Н.Н. Лопатина

(подпись)

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

Для

специальности 030301 "Психология"

 

СОГЛАСОВАНО специалист по учебно-методической работе ___________________Н.Н.Надеждина (подпись) «___»________________ 20__г.     ПРИНЯТО на заседании кафедры ___________________________________ (название кафедры) Протокол №____от________20__ г. Заведующий кафедрой _______________________О.А.Тихомандрицкая (подпись)  

 

Севастополь - 2011


 

 

Рабочая программа составлена на основе сборника программ дисциплин факультета психологии МГУ, 2003.

 

Рабочая программа разработана профессором Ю.К. Стрелковым, доцентом Н.Н.Лопатиной

 

курс – III

семестры – IV

лекций – 36 часов

семинарских занятий – 18 часов

форма контроля– экзамен

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ 4

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5

III. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 6

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 11

V. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 16

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название темы Количество часов
Лекции   С (П,Л)   СРС
  Обзорная характеристика психологии труда      
  Трудовой процесс и его компоненты      
  Субъект труда и его структура      
  Методы психологии труда      
  Психологическое профессиоведение      
  Трудовая мотивация      
  Развитие человека как субъекта труда      
  Проблема индивидуальности в труде      
  Психология профессиональной работоспособности      
  Психологические аспекты социально-трудовой реадаптации больных и инвалидов      
  Психология группового субъекта труда      
  Психология безопасности в труде      
Всего, часов      
Форма итогового контроля – экзамен

 

III. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА.

Психология труда как область знания, складывающаяся в общественной практике. Психология труда как отрасль научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов труда. Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде.

Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда как прикладной психологии в сфере хозяйственной жизни общества.

Тема 2. ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КОМПОНЕНТЫ.

Понятия “эргатическая система”, “эргатическая функция” (их виды и эволюция в истории человеческого общества). Продукты труда, их виды. Объекты труда и их основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда (и как ориентирующий психический образ), которыми человек практически и мысленно оперирует в процессе профессиональной деятельности. Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности, Цели труда как субъективные образы желаемого будущего. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные орудия, функциональные средства труда (внешние и внутренние). Условия труда. Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах (физическая - витальная, социально-контактная, информационная, организационно-экономическая среда)

 

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Проработка вопросов и выполнение заданий по темам. Подготовка рефератов.

 

Перечень вопросов и заданий

Вопросы и задания по теме 1:

1. Предмет психологии труда как отрасли науки. Взаимосвязь психологии труда с другими науками, изучающими человека в труде, с другими психологическими дисциплинами.

2. Когда возникла психология труда (и ее аналоги – индустриальная психология, хозяйственная психотехника, организационная психология) как научная дисциплина в России и за рубежом?

3. Почему были свернуты исследования в области индустриальной психотехники в СССР в 1936 г.?

 

Вопросы и задания по теме 2:

1. Дайте определение объекта, предмета и продукта трудовой деятельности, каковы типологии предметов и продуктов труда?

2. Что такое эргатическая система и эргатические функции? Как соотносятся понятия эргатическая функция, трудовое действие, производственная операция? Какие эргатические функции осуществляют профессионалы: бухгалтер, учитель в школе, врач, судья?

3. Каковы разновидности целей трудовых действий? Какие типологии профессиональных задач и трудовых действий Вам известны?

4. Дайте характеристику внешних и внутренних средств труда в конкретных профессиях.

5. Дайте характеристику основных компонентов производственной среды (витальной, или санитарно-гигиенической, информационной, социально-контактной, организационно-экономической) в конкретных видах труда.

 

Вопросы и задания по теме 3:

1. Как соотносятся понятия: субъект труда, личность, индивидуальность? На каких уровнях изучают субъекта труда в психологии труда?

2. Что может выступать в роли внутренних условий, средств и психических регуляторов деятельности профессионала? Назовите возможные психические регуляторы труда в профессии (электросварщика, продавца хлеба, менеджера по персоналу)?

3. В чем своеобразие психологических признаков сознания субъекта трудовой деятельности в отличие от других видов деятельности (игры, учения)?

4. Самостоятельная работа: Оцените степень сформированности, выраженности психологических признаков сознания субъекта учебно-трудовой деятельности, профессионала на основе экспертной оценки текстовых описаний конкретных ситуаций (См. Климов Е.А., 1986).

 

Вопросы и задания по теме 4:

1. Чем отличается применение метода эксперимента в психологии труда от его использования в общей психологии?

2. Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в психологии труда? Каков арсенал методов эмпирических исследований в психологии труда?

3. Назовите известные Вам преобразующие или конструктивные методы, используемые в психологии труда.

4. Каковы трудности метода экспертных оценок, как их преодолевают?

 

Вопросы и задания по теме 5:

1. Что такое профессиограмма и психограмма? По каким схемам (программам) проводится психологическое изучение профессий? Как фиксируют результаты анализа труда?

2. Для каких целей проводят психологическое изучение профессий? Каковы разновидности профессиограмм?

3. Перечислите методы профессиографирования. В чем сущность, преимущества и ограничения их применения?

4. Как и для чего применяется в психологии труда метод операционно-структурного (алгоритмического) описания профессионального поведения, в чем его преимущества и ограничения?

5. Почему не рекомендуется изучать новые профессии на основе метода заочного анкетирования (например, с помощью опросного листа Отто Липмана)?

6. Самостоятельное задание: разработайте программу изучения конкретной профессии методом анализа продуктов труда.

7. Самостоятельное задание: выделите трудовые действия (сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинитивные, логические, интерперсональные, действия контроля и самоконтроля), используемые субъектом труда при выполнении конкретных профессиональных задач на основе их текстовых описаний, или просмотра фрагментов видеофильма.

8. Для решения каких задач необходимо использовать классификации профессий? Какие типологии профессий разработаны в психологии труда, в других науках?

9. Самостоятельное задание: составьте формулу конкретных профессий по классификации, составленной в целях профориентации молодежи (Климов Е.А. 1990. С.110).

10. Самостоятельное задание: составьте профессиограмму конкретного вида труда в определенной организации в целях профессиональной ориентации желающих занять возможную вакансию по данному виду труда.

 

Вопросы и задания по теме 6:

1. Что изучали психологи в рамках Хоторнского эксперимента, каковы его итоги для индустриальной психологии?

2. Дайте характеристику сущности концепций трудовой мотивации А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д. Мак-Клелланда, Дж. Аткинсона В.Врума. В чем преимущества и ограничения этих концепций в практике работы с персоналом?

3. Самостоятельное задание: попытайтесь на основе интервью со студентом-старшекурсником выявить значимые для него мотивационные ожидания при выборе вуза, факультета и специальности (предлагается использовать группировку мотивационных ожиданий по статье Зеличенко А.И. и Шмелева А.Г., 1987).

4. Самостоятельное задание: проведите эмпирическое обследование преобладающих мотивов трудовой деятельности профессионала на основе мотивационного теста Хекхаузена (См. Собчик Л.Н., 1997, с.255 -267).

5. Самостоятельное задание: проведите эмпирическое исследование выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи у профессионала с помощью опросника А. Мехрабиана (См. Магомед-Эминов М.Ш. // Практикум по психодиагностике.: Изд.-во МГУ, 1988, с.88).

 

Вопросы и задания по теме 7:

1. В чем состоят основные приобретения и типичные проблемы человека как субъекта труда на основных стадиях его профессионального развития?

2. На что должно быть направлено трудовое воспитание детей дошкольного возраста? Что относится к общетрудовым умениям и предпосылкам общей трудоспособности?

3. Что относят к нормативным кризисам профессионального развития личности?

4. Самостоятельное задание: постройте ретроспективную картину профессионального пути конкретного человека зрелого возраста на основе методики психобиографии (Зеер Э.Ф., 1999, с.181-182).

5. Каковы психологические требования к обучающим программам, системе учебных упражнений, конструированию тренажеров в производственном обучении?

6. Как оценить степень эффективности методов обучения профессионала?

7. Чем отличаются автоматизм и автоматизированный навык? Что такое интерференция навыков? Это полезный или вредный феномен? В чем состоят трудности переобучения, дообучения взрослых, профессионалов?

8. Можно ли управлять профессиональным опытом субъекта труда?

9. Чем психолог может способствовать успешной социально-профессиональной адаптации нового работника в организации?

 

Вопросы и задания по теме 8:

1. Какие уровни выделяет В.С. Мерлин в его концепции интегральной индивидуальности? Как соотносится индивидуальный стиль деятельности (ИСД) и уровни интегральной индивидуальности?

2. В какой мере устойчив и изменчив индивидуальный стиль трудовой деятельности? Всегда ли ИСД способствует эффективности труда?

3. Можно ли направленно формировать ИСД? Какие параметры труда способствуют (препятствуют) формированию и проявлению индивидуального стиля?

4. Дайте определение понятий: общие и профессиональные способности, интересы, склонности, профессиональная пригодность.

5. Что такое относительная и абсолютная профпригодность? В какой мере профессиональные способности могут быть развиты, сформированы, какова роль природной детерминации способностей?

6. Можно ли направленно развивать, формировать профессиональные интересы, склонности?

7. Какие факторы обычно влияют на выбор профессии?

8. В чем состоят цели, задачи и методы психологической профконсультации? Чем психологи могли бы помочь безработным?

9. Самостоятельное задание: предложите свой вариант игры (при групповой или индивидуальной работе) как средства активизации позиции оптанта в профессиональном самоопределении.

10. В чем состоят психологические аспекты аттестации кадров?

11. Какими способами, методами можно оценить профессиональную успешность? Каковы этапы разработки системы психологического прогнозирования профессиональной успешности?

12. Как измерить степень валидности, надежности методов прогнозирования профессиональной пригодности (успешности)?

13. Каковы задачи психологов в «Центрах оценки персонала»?

14. Самостоятельное задание: подготовьте проект оценки профессиональной успешности для конкретного вида труда.

15. Самостоятельное задание: разработайте предварительный проект системы прогнозирования профессиональной пригодности для конкретной профессии с выделением желательных ПВК и возможных противопоказаний на основе просмотра видеофильмов о профессиях.

 

Вопросы и задания по теме 9:

1. Дайте определение понятий: функциональное состояние человека в труде, работоспособность (актуальная и потенциальная), трудоспособность, утомление, переутомление, усталость.

2. Какие задачи практики предполагают изучение и оценку функциональных состояний субъекта труда? Какие методы диагностики функциональных состояний Вам известны?

3. Назовите типичные стадии динамики работоспособности в течение рабочей смены. Как изменяются психические процессы, функции сознания, мотивация субъекта труда при утомлении?

4. Перечислите виды неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда.

5. Каковы причины развития профессионального стресса и утомления? Что такое «эмоциональное выгорание»? Каковы стратегии поведения, успешно преодолевающего стресс (копинг-стратегии)? Приведите примеры такого рода стратегий в работе врача, педагога, пожарника.

6. Назовите объективные критерии степени монотонности труда? Каковы психологические способы преодоления монотонности труда в промышленности?

7. Перечислите методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

8. Самостоятельное задание: соберите сведения (на основе интервью конкретного профессионала по выбору учащихся) о причинах снижения работоспособности к концу рабочего дня о субъективных переживаниях усталости, о поведенческих проявлениях утомления. Какими методами можно было бы оценить динамику функционального состояния данного работника? Как можно было бы повысить его работоспособность?

 

Вопросы и задания по теме 10:

1. Каковы цели социально- трудовой реабилитации больных и инвалидов? Каковы уровни социально-трудовой реадаптации психически больных?

2. Почему труд может служить лечебным средством при психических заболеваниях? Как подбирать виды труда для трудотерапии?

3. Каковы принципы трудотерапии в процессе восстановления двигательных функций при ранениях конечностей?

 

Вопросы и задания по теме 11:

1. Каковы задачи и предмет исследования в области современного менеджмента, психологии труда, организационной психологии, психологии управления, экономической психологии?

2. Как влияет организационная культура на поведение и менталитет субъектов труда?

3. Чем психологи могут содействовать эффективности организационных, кадровых, технологических нововведений в организациях?

4. Какими методами можно оценить социально-психологический климат в трудовом коллективе, выделить лидеров и отверженных, неформальные микрогруппы?

5. Какие Вам известны формы организации труда, типы взаимодействия в труде и формы профессионального общения?

6. Какие бывают менеджеры? В чем состоят основные психологические проблемы труда менеджера?

7. Каковы основные типы конфликтов в производственных организациях, в профессиях разного рода? Конфликты в организации – это всегда плохой симптом или нормальное явление?

8. Самостоятельное задание: выделите на основе беседы с профессионалом (по выбору учащихся) конфликтные ситуации, типичные для его трудовой деятельности, организации; попытайтесь наметить возможные источники конфликтов и пути их конструктивного разрешения.

 

Вопросы и задания по теме 12:

1. Дайте определение понятий: ошибка, авария, несчастный случай, травма, катастрофа, происшествие.

2. Самостоятельное задание: предложите свою классификацию психологических причин ошибочных действий на примере конкретного вида труда (водитель автомашины, воспитатель детского сада, оператор ЭВМ).

3. В чем положительные стороны и недостатки концепции К. Марбе о личном факторе в травматизме? Каковы современные представления о причинах разной степени подверженности происшествиям?

4. Каковы методы психологического изучения несчастных случаев и аварий? Каковы психологические способы, средства профилактики производственного травматизма и аварийности?

 

Примерная тематика рефератов

1) Современное состояние зарубежной психологии труда, организационной психологии.

2) Тенденции развития современной отечественной психологии труда и смежных прикладных психологических дисциплин.

3) Психологическое изучение профессиональной деятельности психолога труда-практика (работающего в конкретной организации).

4) Эмпирическое исследование своеобразия сознания и самосознания профессионалов в разнотипных профессиях.

5) Психологические особенности деятельности и личности профессионалов разного уровня квалификации (на примере конкретной профессии).

6) Классификация профессии в целях помощи в профессиональном самоопределении людям, имеющим ограниченную трудоспособность (для разных форм ограничений трудоспособности).

7) Психологическая оценка эффективности тренинга профессиональных умений.

8) Психологическая помощь безработным в профессиональной реориентации.

9) Игровые методы в профориентации и профконсультации.

10) Возможности использования компьютерных игр в профессиональной психодиагностике.

11) Психологические способы оптимизации работоспособности (на примере конкретной профессии).

12) Эмпирическое исследование возрастных изменений трудовой мотивации профессионалов (в конкретных видах труда).

13) Типичные конфликты и трудности в труде профессионала, способы их конструктивного разрешения (на примере конкретных видов труда).


V. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М.: Экономика, 1974. 191 С.

Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М.Чиксентмихайи) // Вестник Моск. ун.-та. Сер.14. Психология. 1995, № 2. С. 53-61.

Буякас Т.М., Любимова Г.Ю., Михеев В.А., Родина О.Н. Конфликты в разнотипных профессиях // Мир психологии, 1997, № 3, с. 81-94.

Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М.: Медгиз, 1958. 148 С.

Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970. 272 С.

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд.-во Ленингр. ун.-та, 1979. С. 6-128.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 280 с.*

Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та, Серия 14. Психология, 1987, № 4.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1992. 94 С.

Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии, 1988, № 6.

Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 2000, № 2.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М.: Знание, 1986. – 80 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся старших классов средней школы. 2-е изд., М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд.-е Моск. ун.-та, 1988. Или 2-е изд. М.: Юнити, 1998. 350 с.*

Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 400 С.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Изд.-во «Феникс», 1996. С. 337-434.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1995.

Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с. *

Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, № 5.

Котик М.А. Психология безопасности. Таллинн, 1981. 408 С.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984., гл.1-3.

Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. ун.-та. Сер. 14. Психология, 2000, № 3. С. 4-22.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1984. 187 С.

Любимова Г.Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии, 1997, № 3. С.62-70.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992, гл. 13, 18, 19.

Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности // Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1965. С. 17-51.

Петров В.Л. Психологическое проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал, 1993, № 3.

Практикум по психологии профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и др. – С-Пб.:Изд.-во С.-Пб. ун.-та, 2000. –200 с.

Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. / Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. - М.: «Радикс», 1995. - 448 С.

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/Сост. А.Е. Тарас, К.А. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2000. – 480 с.

Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1965.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1985. гл. 3, 4.

Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 142 с.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология музыкальных способностей. Ум полководца // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. С.15-305.

Толочек В.А. Индивидуальный стиль – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии, 1987, № 4.

Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1989, № 4.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 С.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994.

Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль, 1981.

Дополнительная литература:

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т.1,2.

Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. М.: ИПК ГС, 1995. - 140 с.

Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. Учебное пособие – М.: ИПК госслужбы, 1996. – 149 с.

Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000.- 352 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 2000. – 526 с.*

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991. – 320 с.

Геллерштейн С.Г. Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей. М., 1943.

Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями. Материалы Всес. научн. конф. Л., 1965, С. 16-19.

Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. М.: Медицина, 1964.

Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, МПСИ, 2000. – 648 с.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997, № 6.

Исмагилова Ф.С. Концепция управления профессиональным опытом специалиста в условиях рыночной экономики // Наука и образование, 1999, № 2.

История советской психологии труда: Тексты (20-30-гг. ХХ в.). М.: Изд.-во Моск. ун.-та, 1983. С. 50-67, 76-112, 127-140.

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.

Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: Изд.-во «Институт психологии РАН», 1998.

Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд.-во Моск. ун.-та. 1986.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945.

Малахов С.В. Основы экономической психологии. -М., 1992.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности // Мерлин В.С. Психология индивидуальности – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОЖЭК», 1996. – С.20-227.

Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1997.*

Основы психодиагностики. Уч. пособие / Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Феникс, Ростов-на-Дону, 1996. С.420-448.

Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.

Позняков В.П. Программа курса «Экономическая психология» // Психологическое обозрение, 1998, № 1. С. 55-61.

Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1987, № 4. С. 92-99.

Пряжников Н.С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1994, № 3.

Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С.Никифорова – СПб.: Изд.-во С.-Петерб. университета, 2000. 572 с.

Решетова З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии, 19956, № 1, с. 53-63.

Славина Э.С., Макушин В.Г. Медико-физиологическая классификация работ по тяжести. Межотраслевые рекомендации. М.: НИИ труда, 1974. – 149 с.

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт прикладной психологии, 1997. - 480 с.

Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. – М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1993. – 368 с. *

Стрелков Ю.К. Психологическое содержание профессионального труда. М.: РПО, 1999. – 192 с.

Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.*

Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 1998. С. 201-245.


УТВЕРЖДЕНО

методическим советом филиала

Протокол №____от _______20__г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.15 с.)