ТОП 10:

Место социальной психологии в системе наук.



Предмет, объект, методы социальной психологии.

Основной объект социальной психологии - личность в системе социальных связей, отношений. Предмет социальной психологии:

– социально-психологические феномены, возникающие у личности в системе социальных связей и отношений

–различные формы общности людей /изучение больших и малых социальных групп, толпы, массы людей, расы, региональные группы/. Это основной объект социальной психологии, т.е. можно сказать, что основная проблематика социальной психологии сводится к проблеме личности и форме общества, а предметом социальной психологии выступает:

-групповая, общественная, массовая психика и её отдельные феномены

–социально-психологические феномены, возникающие у личности, у отдельных людей

–психологические феномены, характеризующие взаимодействие людей /психологическая апперцепция, механизм взаимовлияния людей друг на друга, конфликтные отношения/.

К объекту социальной психологии так же относят:

1.Массовые социальные явления /революция, война, мода, реклама, безработица, политическая проституция/.

2.Массовые социальные процессы /миграция, криминализация, дифференциация общества/. Массовые социальные движения/ политические, спортивные, профсоюзные, цветные, религиозные, женские/.

3..Массовые виды деятельности/зрелищные, спортивные, учебно-познавательные, боевые операции/.

4.Формы массового сознания/наука, искусство, религия/.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОД – способ использования тех или иных средств для решения соответствующих психологических задач.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА: 1.Позитивная мотивация профессиональной деятельности 2.Профессиональные знания, умения, навыки, умственная деятельность 3.Профессиональное развитие мышление

-высокая коммуникативная подготовленность

–высокая общая эрудиция.

В социальной психологии используются следующие ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ: 1.Эмпирический метод сбора информации. Используются те же методы, что и в психологии + социальные методы/социометрия, контент – анализ/ 2.Методы систематизации и обобщения полученной информации, в т.ч. с использованием электронно-вычислительной техники. 3.Аналитические методы анализа информации и получение выводного знания.

4.Практические методы в социальной психологии – методы оказания различных форм оказания психологической помощи людям. 5.Методы социально-психологического научения. Метод тренинг – групп.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность методов и процедура их использования по месту и времени. Понятие методика употребляется и в узком смысле слова – как методика реализации конкретного метода: исследование, наблюдение, тестирование.

Задачи и функции социальной психологии.

Задачи

Задачи социальной психологии:

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

Функции социальной психики:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

 

Школы

Функционализм(или функциональная психоло-

гия) возник под влиянием эволюционной теории

в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории со-

циального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер по-

лагал, что основным законом социального развития

является закон выживания наиболее приспособлен-

ных обществ и социальных групп. Представители

функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр

и др.) изучали людей и социальные группы с точки

зрения их социальной адаптации - приспособления

к сложным условиям жизни. Главная социально-пси-

хологическая проблема функционализма - проблема

наиболее оптимальных условий социальной адапта-

ции субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм(позднее необихевиоризм) - пове-

денческая психология, изучающая проблемы за-

кономерностей поведения человека и животного

[И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,

Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как

объективная, наблюдаемая реальность, которую мож-

но исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма - проблема на-

учения, т. е. приобретения индивидуального опыта по-

средством проб и ошибок. Выделены четыре закона

научения: закон эффекта, закон упражнения, закон го-

товности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направлениесвязано

с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессоз-

нательных, иррациональных процессов в личности

и в ее поведении. Полагал, что центральной движу-

щей силой человека выступает совокупность влече-

ний. Некоторые из аспектов данного направления

\/ получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера

Социально-психологические проблемы направления:

конфликт человека и общества, проявляющийся

в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт,

А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала челове-

ка как полноценно развивающуюся личность, которая

стремится реализовать свои потенциальные возмож-

ности и достигнуть самоактуализации, личностного

роста. В каждом нормальном человеке заложена тен-

денция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизмтрактует социальное поведение че-

ловека как совокупность преимущественно позна-

вательных процессов и делает акцент на процессе

познания человеком мира, постижении им сущности

явлений посредством основных когнитивных психи-

ческих процессов (памяти, внимания и т. д.). Пробле-

ма когнитивизма - принятие решений человеком.

Представители когнитивной школы {Ж. Пиаже,

Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое

внимание на знание человека и способы его форми-

рования.

Интеракционизм(позднее символический инте-

ракционизм) исследовал проблемы социального ас-

пекта взаимодействия между людьми в процессе

деятельности и общения. Основная идея интеракцио-

низма: личность всегда социальна и не может фор-

мироваться вне общества. Особое значение прида-

валось коммуникации как обмену символами

и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разгра-

ничить лишь с известной долей условности, посколь-

ку все они исследуют человека в группе, обществе,мире.

Дистанции (зоны)

5.общения(расстояние между партнерами);

6.организация пространства(расположение партнеров друг относительно друга);

7.место общения(территория, на которой происходит общение);

8.время общения(не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);

9.запахи(парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

10.стиль партнеров(одежда, прическа, аксессуары и пр.).

К вербальным средствам относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении.

К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.
В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. По мнению психологов, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается.
Каждое из невербальных средств как элемент самопрезентации будут нами рассмотрены позднее. Здесь же мы остановимся лишь на первых двух пунктах вышеприведенного списка – почерке и околоречевых средствах.
Изучением почерказанимается наука графология. Специалисты в этой области давно пришли к выводу, что характер человека, его настроение, самочувствие и многие другие причины заметно влияют на особенности почерка. Например, округлый ровный почерк бывает обычно у людей коммуникабельных и миролюбивых, которые стараются соответствовать общественным нормам, а четкий, угловатый, с заметным нажимом и размашистыми штрихами почерк часто принадлежит людям авторитарным, энергичным, способным на смелые идеи. Важно отметить, что люди, имеющие небрежный, слишком неровный почерк, могут произвестинегативное впечатление на партнеров, поскольку это является одним из признаков неуравновешенности нервной системы и недостаточной аккуратности в делах.

 

 

Факторы восприятия.

Внешние

1.Размер

2.Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)

3.Контрастность (противоречие с окружением)

4.Движение

5.Повторяемость

6.Новизна и узнаваемость

Внутренние

Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Три механизма селективности восприятия: Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Среди них: расстояние, которое разделяет общающихся; время, в течение которого длятся контакты; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также социальный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия.

Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы. Особенностями социальной перцепции являются:
• активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
• целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
• мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции отмотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности. Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или Профессиональной принадлежности человека.

 

Социальная рефлексия.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Pефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

 

 

Место социальной психологии в системе наук.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х – начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.013 с.)