Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенка с общим недоразвитием речи
РЕЧЕВАЯ КАРТА Ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга _____________________________________________________________________ (Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ББК 74.3 Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006 ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006 Анкетные данные Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________ Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________ Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________ Сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________ ______________________________________________________________________________ отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________ ______________________________________________________________________________ Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________ Решения ПМПК Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________ принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________ на срок________________________________________________________________________ Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________ на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) _______________________________________________________ в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________ Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Общий анамнез Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перенесенные заболевания: до года _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ после года_____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ушибы, травмы головы______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ судороги при высокой температуре________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Раннее развитие Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________ Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________ Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________ Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты) Педиатр _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Невролог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Психоневролог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оториноларинголог_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________ Офтальмолог_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Хирург________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Ортопед_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Речевой анамнез Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________________________________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________________________________________ Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________ ______________________________________________________________________________ Отношение членов семьи к речевому дефекту_______________________________________ ______________________________________________________________________________ Занимались ли с логопедом_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Результаты занятий с логопедом___________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Исследование поведения и эмоциональной сферы 1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Адекватность эмоциональных реакций___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций Исследование слухового восприятия Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Определение направления звука________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Восприятие и воспроизведение ритма______________________________________________ __________________________________________________________________________ С 4 лет с 5 лет с 6 лет _ _.. _______ _ _.. _ ______ _ _.. _ _ ______ _.. _ _______ _.. _ _ ______.. _ _ _ _ ______ .. _ _ _______ _ _... _______ _... _ _ ______ Исследование зрительного восприятия Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________________________________________ 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы) 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи Пассивный словарь Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): 4 года________________________________________________________________ 5 лет_________________________________________________________________ 6 лет__________________________________________________________________ Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): 4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)____________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Понимание действий (показать по предложенным картинкам): 4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам): 4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)______
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)___________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам: 4 года Игрушки ___________________________________________________________________ Посуда______________________________________________________________________ Одежда____________________________________________________________________ Обувь_______________________________________________________________________ 5 лет Мебель______________________________________________________________________ Овощи______________________________________________________________________ Фрукты______________________________________________________________________ Птицы______________________________________________________________________ 6 лет Ягоды______________________________________________________________________ Насекомые___________________________________________________________________ Животные____________________________________________________________________ Транспорт_________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам): 4 года Ноги__________________________ спинка стула________________________________ Руки________________________ сиденье стула_____________________________ Голова______________________ ножки стула______________________________ Глаза_______________________ кузов машины_____________________________ Уши________________________ колеса машины____________________________ 5 лет Нос_________________________ рукав ____________________________________ Рот_________________________ воротник__________________________________ Шея________________________ пуговица__________________________________ Живот______________________ кабина машины____________________________ Грудь______________________ руль______________________________________ 6 лет Локоть_____________________ манжета___________________________________ Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________ Затылок____________________ фары_______________________________________ Висок______________________ мотор______________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: 4 года Мяч, кукла, машинка ____________________________________________________________ Рубашка, платье, шорты _____________________________________________________ Тапки, туфли, ботинки _______________________________________________________ 5 лет Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________ Огурец, помидор, морковь__________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ____________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________ 6 лет Клубника, смородина, черника_________________________________________________ Муха, комар, бабочка______________________________________________________ Кошка, собака, корова_________________________________________________________ Самолет, автобус, машина________________________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет Друг ________________________ добро ______________________________________ Горе ________________________ горячий ___________________________________ Легкий ______________________ длинный___________________________________ Давать _______________________ поднимать__________________________________
ГЛАГОЛЫ 4 года (ответить на вопросы по картинкам) Что делает мальчик? (Ест)________________________________________________________ Что делает девочка? (Спит) ___________________________________________________ Что делают дети? (Играют) ______________________________________________________ Что делает птица? (Летит) _____________________________________________________ Что делают рыбки? (Плавают)___________________________________________________ Что делают машины? (Едут) ____________________________________________________ 5 лет (ответить на вопросы логопеда) Как передвигаются птицы? (Летают) _____________________________________________ Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________ Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________ Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________ Как передвигается человек? (Ходит) ______________________________________________ Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)________________________________________ А как подает голос корова? (Мычит) _______________________________________________ А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________________________ 6 лет (ответить на вопросы логопеда) Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_______________________________ А как подает голос волк? (Воет) ________________________________________________ А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________ А как подает голос овца? (Блеет) _________________________________________________ Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)__________________________________________ А что делает продавец? (Продает) ________________________________________________ А что делает маляр? (Красит) ____________________________________________________ А что делает швея? (Шьет) _______________________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ Назвать предъявленные цвета: 4 года Красный ____________________________________________________________________ Синий______________________________________________________________________ Зеленый___________________________________________________________________ Желтый____________________________________________________________________ Белый_______________________________________________________________________ Черный _____________________________________________________________________ 5 лет Красный ____________________________________________________________________ Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый______________________________________________________________________ Зеленый_______________________________________________________________________ Голубой ___________________________________________________________________ Синий_________________________________________________________________________ Белый_________________________________________________________________________ Черный _____________________________________________________________________ 6 лет Красный ___________________________________________________________________ Оранжевый_________________________________________________________________ Желтый ______________________________________________________________________ Зеленый___________________________________________________________________ Голубой __________________________________________________________________ Синий________________________________________________________________________ Фиолетовый________________________________________________________________ Розовый _______________________________________________________________________ Белый_________________________________________________________________________ Черный____________________________________________________________________ Серый_________________________________________________________________________ Коричневый _______________________________________________________________ Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): 4 года Мяч какой? (Круглый)___________________________________________________________ Платок какой? (Квадратный)_____________________________________________________ 5 лет Солнце какое? (Круглое) _________________________________________________________ Печенье какое? (Квадратное)_____________________________________________________ Косынка какая? (Треугольная)________________________________________________ Огурец какой? (Овальный) _____________________________________________________ 6 лет Руль какой? (Круглый) ________________________________________________________ Окно какое? (Квадратное) ___________________________________________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________________________________________ Слива какая? (Овальная) _________________________________________________________ Одеяло какое? (Прямоугольное) __________________________________________________ Состояние связной речи Пересказ текста из нескольких предложений: 4 года КОТЕНОК У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет РЫБАЛКА Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок: 6 лет _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Исследование фонетической стороны речи Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность): 4 года Кот________________________________________________________________________ Вода________________________________________________________________________ Стук _______________________________________________________________________ Мост________________________________________________________________________ Спина_______________________________________________________________________ Банка_______________________________________________________________________ Фантик_______________________________________________________________________ Ступенька_____________________________________________________________________ 5 лет Самолет_______________________________________________________________________ Скворец_______________________________________________________________________ Фотограф__________________________________________________________________ Микстура______________________________________________________________________ Парашютист _______________________________________________________________ Погремушка ________________________________________________________________ Сестренка развешивает простыни.________________________________________________ В универсаме продают продукты.________________________________________________ Парашютисты готовятся к прыжку._______________________________________________ 6 лет Тротуар ____________________________________________________________________ Градусник_________________________________________________________________ Фотоаппарат ___________________________________________________________________ Экскаватор ________________________________________________________________ Виолончелист_______________________________________________________________ Регулировщик__________________________________________________________________ Виолончелист укладывает инструмент в футляр._____________________________________ ______________________________________________________________________________ Регулировщик руководит движением на перекрестке._________________________________ ____________________________________________________________________________ У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________ ___________________________________________________________________________ Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков): 4 года (изолированно, в словах, в предложениях) __________________________________________________________________________ Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________ __________________________________________________________________________ Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [й].________________________________________________________________________ [с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ [Ч], [Щ]_______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ [л], [л']____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [р], [р']____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5 лет (изолированно, в словах, в предложениях) Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________ __________________________________________________________________________ Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [й].________________________________________________________________________ [с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [ш], [ж]_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ [Ч], [Щ]_______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ [л], [л']____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [р], [р']____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 6 лет (изолированно, в словах, в предложениях) Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________ __________________________________________________________________________ Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [й].________________________________________________________________________ [с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [ш], [ж]_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ [Ч], [Щ]_______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ [л], [л']____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [р], [р']____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ РЕЧЕВАЯ КАРТА ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга _____________________________________________________________________ (Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ББК 74.3 Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006 ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006 Анкетные данные Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________ Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________ Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________ Сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________ ______________________________________________________________________________ отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________ ______________________________________________________________________________ Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________ Решения ПМПК Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________ принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________ на срок________________________________________________________________________ Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________ на срок________________________________________________________________________ Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) _______________________________________________________ в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________ Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Общий анамнез Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перенесенные заболевания: до года _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ после года_____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ушибы, травмы головы______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ судороги при высокой температуре________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Раннее развитие Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________ Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________ Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.204 с.) |