Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические формы социальной интеграции хозяйства
Хозяйство является не только социально укорененной, но и социально интегрированной сферой жизнедеятельности: производители и потребители продуктов объединяют и координируют свою деятельность на основе норм и правил, определяемых характером общественных отношений, доминирующих ценностей и сложившихся традиций. К. Поланьи определяет форму интеграции хозяйства как "внутреннее единство и стабильность, т.е. взаимозависимость и повторяемость их основных частей" и выделяет следующие формы: 1) реципрокность (взаимность); 2) перераспределение; 3) обмен. Эти три формы интеграции хозяйства проявляются на уровне индивидуального хозяйственного поведения при наличии в обществе соответствующих институтов и структурных элементов. Таким образом, это формы именно социальной интеграции хозяйства, т.е. отражающие различные виды его укорененности в социальных отношениях и культуре. Реципрокность, т.е. взаимные хозяйственные связи, предполагает существование "симметричных" социальных групп и акторов, между которыми они устанавливаются. Подобная форма интеграции хозяйства наблюдается антропологами в архаичных общинах, основанных на родстве и (или) соседстве и ведущих натуральное хозяйство. Сотрудничество и взаимопомощь между их членами осуществляются на основании семейных, профессиональных, религиозных, властных статусов и традиционно приписываемых им ролей. Например, распределение обязанностей в крестьянском хозяйстве основано на взаимности как глубоко укорененном разделении ролей между членами семьи, а на уровне общины взаимность поддерживается эгалитаризмом близких межличностных связей, предполагающих взаимные обязательства. В современных обществах реципрокность как форма интеграции хозяйства воспроизводится в домашнем хозяйстве, основанном на семейных и родственных отношениях, а также внутри организаций с закрепленной системой симметричных статусов и связей. В подобных хозяйствах реципрокность дополняется перераспределением. Перераспределение как форма интеграции хозяйства возможна там, где существует центр, определяемый социальными, властными или какими-либо еще социальными отношениями, первоначально осуществляющий "сбор" продуктов, а затем распределяющий их на основе традиции, закона или ситуативной необходимости. Перераспределение необходимо в обществах, ведущих преимущественно натуральное хозяйство, как внутри общин и домохозяйств, так и на уровне государства, подобно организации продовольственных запасов на крупных централизованных складах в обществах Древнего Востока, античных полисах и т.д. Осуществлялось перераспределение в рамках общинных и других общих форм собственности на земельные угодья, например, переделы земли в русской крестьянской общине и перераспределение в ней же общих пастбищ, сенокосов, лесов. В условиях доминирования натурального хозяйства в традиционных обществах перераспределялось до 2/3 всех производимых продуктов. У непосредственного производителя они изымаются в виде налогов и податей, как государству (верховной власти), так и феодалу, помещику, а также поставок натурой, доли церкви и расходов на содержание монахов, священников, шаманов и т.п. ("церковная десятина", милостыня буддистским монахам ради накопления заслуг и улучшение кармы и т.п.), платы на содержание дружинников и войска. Возможно и перераспределение обязанностей и работы в виде установки "очереди" на ее выполнение, например, "ямская повинность" у русских крестьян.
Распределение в традиционном обществе тесно связано с эгалитаризмом и иерархизмом традиционного социума и сознания. С одной стороны, все члены традиционного общества могли претендовать на соответствующую их статусу долю общественного продукта. С другой стороны, эта доля была строго определена и фиксирована. Вследствие ограниченности ресурсов и средств существования, а также традиционной рутинности орудий труда и технологий объем производимого продукта был стабилен и представлялся труженикам неизменным, как своего рода "общий пирог". От этого стабильного "пирога" каждый член общества должен получить причитающуюся ему долю, и в этом состоит традиционный эгалитаризм. Однако эти доли заведомо неравны и их размеры, а также способ получения, зависят от статуса в иерархической системе. Перераспределение предполагает обмен взаимными обязательствами: те члены общества, в пользу которых осуществляется перераспределение большей части продуктов и услуг, сами оказывают определенные услуги обществу: содержать войско и защищать простых людей, представлять их интересы, молиться за них и поддерживать духовную жизнь общества, осуществлять организацию общественно необходимых работ и т.д.
В современных обществах перераспределение как форма интеграции хозяйства осуществляется в социальном государстве через институт налогообложения и последующее бюджетное финансирование социальных выплат и пособий, государственное образование и здравоохранение, финансирование культурной, научной, природоохранной деятельности, создание и поддержание социальной инфраструктуры и т.д. В качестве доминирующей формы интеграции хозяйства перераспределение утверждается в плановой централизованной (административно-командной) экономике советского типа, когда центр, воплощаемый государством, осуществляет плановое управление народным хозяйством и распоряжается произведенными благами, распределяя их в интересах государства между хозяйствующими субъектами. Хотя в советском варианте плановое централизованное хозяйство оказалось неэффективным, отдельные элементы государственного планирования и регулирования практически повсеместно приняты современными государствами в дополнение к преобладающей рыночной форме интеграции хозяйства. Обмен как форма социальной интеграции хозяйства предполагает, как подчеркивает К. Поланьи, наличие системы ценнобразующих рынков. Обмен как форма социальных отношений давно находится в поле зрения социологов, антропологов и психологов, и некоторыми рассматривается в качестве основы общества (Б. Малиновский, М. Мосс, Дж. Хомане, П. Блау и др.). Антрополог М. Мосс исследовал отношения обмена в архаичных обществах и показал, что он может принимать различные формы, в частности, форму дарения, имеющую большую символическую насыщенность, и целью обмена является не собственно материальная сторона, а социальное содержание как упрочение статуса, престижа. Простые натуральные обмены – бартер, могут служить реализации реципрокности и перераспределения. Они наиболее характерны для архаичных обществ, однако нередко встречаются и в современных, особенно в кризисные периоды, когда падает доверие хозяйствующих субъектов к деньгам как универсальной абстракции обмена. В России в начале 90-х гг. XX в. вследствие гиперинфляции бартерные сделки получили широкое и разнообразное распространение: от выплаты зарплаты "натурой" до совершения достаточно крупных сделок, в том числе и между государственными предприятиями: с 1992 г. по первое полугодие 1997 г. доля бартера в продажах российских промышленных предприятий составила 41%. Не всякий обмен образует рыночную форму социальной интеграции хозяйства. Чтобы обмен стал рыночным, он должен обладать рядом признаков, характеризующих условия его осуществления. К. Поланьи особо подчеркивает, что обмен превращается в форму социальной интеграции хозяйства лишь тогда, когда существует система ценообразующих рынков, где цены определяются в процессе торга. Если же обмен совершается путем простого перемещения товаров или на основе фиксированного соглашения, то фактором интеграции хозяйства будет не сам обмен, а социальные предпосылки соглашения. Свободный торг, в результате которого устанавливаются цены, представляет собой процесс достижения консенсуса по поводу ее взаимной приемлемости и выгодности между участниками сделки, имеющими противоположные, даже антагонистические интересы. Поэтому общество может накладывать определенные ограничения на свободу ценообразования в целях снижения антагонизмов и поддержания солидарности между различными группами. Всем хорошо известны попытки государства в кризисные периоды "заморозить" цены на наиболее социально значимые товары – основные продукты питания, энергоносители, квартирную плату и коммунальные услуги, транспорт и т.д., рост цен на которые вызывает особенно сильные протесты.
В. В. Радаев выделяет, вслед за М. Вебером и К. Поланьи, следующие признаки рыночного обмена: • денежный характер; • регулярность; • добровольность; • взаимная выгодность для участников; • состязательность.
Однако он подчеркивает, что состязательность, наличие торга, все же не является непременным условием возникновения рыночного обмена: в современной розничной форме торговли покупатели, как правило, не имеют возможности торговаться. Состязательность здесь выражается в возможности отказаться покупать тот или иной продукт по предложенной продавцами цене и выбрать другое предложение того же или аналогичного товара.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.007 с.) |