В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами (источниками) права? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами (источниками) права?



Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

Кафедра философии, истории, экономической теории и права

 

Рабочая тетрадь

По правоведению

для студентов неюридических факультетов

 

 

 

Составила: ст. преподаватель Г.Ж. Бальтанова

 

 

Омск 2015

Введение

 

Предлагаемая рабочая тетрадь по курсу «Правоведение» предназначена для студентов неюридических факультетов. В рабочей тетради предлагается комплекс разнообразных заданий:

1) задания на определение юридических терминов;

2) задания на составление и восстановление логических схем;

3) задания на заполнение сравнительных таблиц;

4) задания на классификацию юридических явлений;

5) задания на обоснование собственного мнения по спорным вопросам и проблемам науки конституционного права;

6) задания на работу с нормативно-правовым материалом;

7) познавательные задачи и задания.

Помещенные в рабочей тетради задания призваны помочь студентам в усвоении основных идей и понятий курса.

Рабочая тетрадь станет хорошим помощником в изучении курса «Правоведение».

 

Тема 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА.

1. Дайте определения понятий:

Государство –

 
 
 
 
 
 
 

 

Форма государства –

 
 
 
 
 
 
 

 

Форма государственного устройства –

 
 
 
 
 
 
 

 

Политический режим –

 
 
 
 
 
 
 

Заполните таблицу

Отличительные черты публичной власти родового строя от государства.

Публичная власть родового строя Государство
       

 

 

4. Что означает принцип правового государства «разрешено все, что не запрещено»

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Вы – министр финансов и распоряжаетесь финансами страны, которые довольно ограничены. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учителя, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зарплаты.

Где вы возьмете деньги и кому прежде всего повысите заработную плату?

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Право: понятие, нормы, отрасли, система права.

1. Дайте определение понятий:

 

 

4. Заполните таблицу:

Отличительные черты права и морали.

Право Мораль
       

 

3. В чем проявляется ценность права, его недооценка и

переоценка?

 
 
 
 
 
 
 

 

4. В метро вошла старушка. Оглядевшись вокруг и не найдя места, она сказала молодому человеку, удобно развалившемуся на сиденье; «Сынок, уступи – кА мне место, я имею право по возрасту посидеть!»

Какой социальной нормой регулируется данная ситуация?

 
 
 
 
 
 
 

Государства

 

1. Дайте определения понятий:

Конституция –

 
 
 
 
 

 

Структура конституции –

 
 
 

 

Юридические свойства конституции –

 
 
 

 

2. Предположите, для стран с какими политическими режимами наиболее характерны фиктивные конституции. Свое мнение обоснуйте.

 
 
 
 
 
 
 

 

3. Можно ли назвать Конституцию РФ 1993 года реальной конституцией?

 

 
 
 
 
 
 
 

4. Используя текст Конституции РФ 1993 года, изобразите ее структуру при помощи схемы.

 
 

 

 


5. Заполните таблицу:

 

Юридические свойства Конституции РФ 1993 года

 

Юридическое свойство В чем оно проявляется?
     
     
   
     
     

 

6. Расставьте основные стадии процедуры пересмотра положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ в правильном порядке:

 
 


Направление проекта закона о поправке к Конституции в течение пяти дней со дня одобрения Государственной Думой в Совет Федерации.

 

Созыв Конституционного собрания.

 

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции.

 

Подтверждение Конституционным собранием неизменности Конституции либо разработка проекта новой Конституции РФ.

 

Внесение субъектом конституционного права предложения о пересмотре положений Конституции Советом Федерации.

 

Рассмотрение проекта закона о поправке к Конституции Советом Федерации.

 

Принятие Конституционным собранием проекта новой Конституции РФ или вынесение его на всенародное голосование.

 

 

Тема 4. Основы конституционного строя

Российской Федерации.

 

1. Дайте определения понятий:

 

Конституционный строй  
Основы конституционного строя РФ  
Суверенитет  
Демократия  
Выборы  
Референдум  
Социальное государство  

 

2. В статье 1 Конституции РФ даны два наименования российского государства _ «Российская Федерация» и «Россия» - и сказано, что они равнозначны. Как Вы думаете, могут ли быть иные трактовки данного вопроса?

 

 
 
 
 
 
 
 

 

3. Объясните, почему на референдум запрещается выносить вопросы о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении их от уплаты.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

4. Выберите и обоснуйте ответ, который считаете правильным:

а) в систему представительной демократии входят выборные представительные учреждения – общегосударственные и местные собрания депутатов;

б) в систему представительной демократии входят выборные представительные учреждения и избранные народом должностные лица (Президент, губернаторы и др.)

 

 
 
 
 
 
 
 

 

5. Как выдумаете, что более предпочтительно: избрание должностных лиц народом или назначение их представительным органом власти?

 

 
 
 
 
 
 
 

 

6. Расположите в правильном хронологическом порядке основные стадии референдума:

 
 

 


7. Оцените социальную политику российского государства. Какие направления этой политики, по вашему мнению, необходимо совершенствовать в первую очередь?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Тема 5. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ

1. Дайте определения понятий:

  Гражданство  
 
 
 
  Филиация  
 
 
 
  Натурализация  
 
 
 
  Оптация  
 
 
 
  Реинтерграция  
 
 
 
 

2. Объясните, почему одним из важнейших условий приобретения гражданства в порядке натурализации, как правило, является определенный срок проживания на территории данного государства.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

3. Заполните таблицу:

 

Российской Федерации.

 

1. Дайте определения понятий:

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Заполните таблицу:

 

Правоохранительных органов

Российской Федерации

1. Дайте определения понятий:

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

2. Заполните пропуски в предложениях:

а) Конституционный суд состоит из__________________________ назначаемых на должность_______________________________________ по представлению_______________________________________________ сроком на______________________________________________________

 

б) Правом на обращение в Конституционный суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ обладают______________________________

__________________________________________________________

 

в) Толкование Конституции, осуществляемое по запросам управомоченных лиц Конституционным судом, является ____________________

 

3. В каких случаях решения Конституционного Суда РФ именуются:

 

а) постановлениями:
 
 
 
 
 
 
б) заключениями:
 
 
 
 
 
 
в) определениями:
 
 
 
 
 
 

4. Заполните таблицу:

Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов.

Требования Судья Конституционного Суда РФ Судья Верховного Суда РФ Судья Высшего Арбитражного Суда РФ
1. Гражданство          
2. Возраст        
3. Стаж юридической работы по специальности      
4. Образование      
5. Квалификация      
6. Иные требования      

ЗАДАЧА

5.Дмитрий Цветков, 17 лет, жил у своей тети, учился в 11 классе средней школы и находился на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Цветков купил у своего знакомого Мазурина магнитофон истратив на это деньги, присланные ему на приобретение пальто и костюма. Когда отец Дмитрия узнал об этой покупке, он потребовал расторжение договора между его сыном и Мазуриным и обратился с таким иском в суд.

Мог ли Дмитрий Цветков израсходовать присланные ему деньги по своему усмотрению? Действителен ли договор между Цветковым и Мазуриным?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАДАЧА – ТЕСТ

6. Петров продал Еремееву компьютер за 18000 руб., при этом был составлен документ с условием соглашения и подписями обеих сторон. Через неделю после этого Петров обратился в суд с иском о признании сделки недействительной и утверждал, что был принужден к продаже. Выяснилось, что Еремеев давно просил Петрова продать ему компьютер, однако Петров не хотел этого делать. Не отказавшись от намерения приобрести компьютер, Еремеев стал угрожать Петрову разглашением его семейной тайны, если Петров компьютер не продаст. Петров вынужден был заключить сделку, хотя компьютер постоянно был нужен ему самому.

Каким будет решение суда?

 

1. Какая отрасль права регулирует рассматриваемые отношения.

- уголовное право

- гражданское право

- гражданско–процессуальное право.

 

2. На чем основываются отношения Петрова и Ереемеева.

- равенстве сторон

- свободе договора

- неприкосновенности собственности

- охране прав сторон

- обеспечении восстановления нарушенных прав

- судебной защите прав

- принуждении одной из сторон

 

3. Какие из гражданских прав регулирует рассматриванью отношение.

- вещное право

- обязательное право

- личные неимущественные права

 

4. Каким образом можно выразить (определить) предмет рассматриваемого правоотношения.

- возможность пользоваться, и распоряжается некой вещью

- правомочие личного характера

- денежновозмездный характер правоотношения

 

5. Какое из перечисленных понятий характеризует рассматриваемое правоотношение.

- сделка

- договор

- обязательство

 

6. Кто является субъектом субъектом данного правоотношения:

- юридические лица

- граждане

- муниципальные образования

 

7. К какому виду договоров относится рассматриваемое обязательство.

- купля-продажа

- подряд

- оказание услуг

 

8. Какие гражданские права петрова в данном правоотношении нарушил Еремеев.

- право на имя

- право на результаты интеллектуальной деятельности

- авторские права

- право на неприкосновенность частной жизни

- право на свободу договора.

 

9. Какие судебные органы осуществляют защиту нарушенных гражданских прав.

- конституционный суд

- суд общий юрисдикции

- арбитражный суд

- третейский суд

 

10. Каковы способы защиты нарушенных и оспоренных имущественных и личных неимущественных гражданских прав.

- признание права

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права

- самозащита права

- возмещение убытков, понесенных в связи с нарушением права

- признание оспоримой сделки недействительной

- компенсация морального вреда

 

11. Каким образом суд может защитить нарушенные права Петрова в рассматриваемой ситуации.

- возместить Петрову убытки

- компенсировать моральный вред

- признать данную сделку недействительной

 

12.Каковы условия действительности сделок

- конституционный суд

- дееспособность сторон

- законность

- достижение необходимого результата

- действительность волеизъявления

 

13. По какому основанию может быть признана недействительной данная сделка.

- дееспособность сторон

- предмет сделки

- несоответствие действительной воле лица, ее совершившего

- форма сделки

 

14. Необходимо ли признание судом недействительность данной сделки.

- да

- нет.

 

Тема 11. Основы семейного права

 

1. Дайте определения понятий.

 

Семейное право –

 
 
 

 

Фактический брак –

 
 
 

 

Брачный договор –

 
 
 

 

2. Назовите условия заключения брака.

 
 
 
 
 

 

 

3. Заполните таблицу:

 

Расторжение брака

В органах ЗАГСа В суде
     

 

4. Почему в настоящее время так много разговоров и их количество все увеличивается?

Многие ученные считают, что в определении брака нужно ввести дополнительно такой признак: брак – это пожизненный союз мужчины и женщины. Другие, основывались на статистических данных, высказываются против этого. Как вы думаете, кто из ученных прав?

 
 
 
 
 
 

5. Молодой бизнесмен заключил брак с хорошенькой девушкой, которую он искренне и нежно полюбил. Она отвечала ему взаимностью. Они зарегистрировали брак в органе ЗАГС. После свадьба бизнесмен потребовал, чтобы жена бросила работу и занималась домашним хозяйством, а также воспитанием будущих детей, - денег он будет ей давать столько, сколько она пожелает. Кроме того, он заявил, что не хотел бы вмешательства жены в свои дела и вопросов о своей работе.

Можно ли считать такой брак равноправным?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Многие считают, что регистрация брака в органах ЗАГС совершенно не нужна. Чувство любви и уважения, которые составляет сердцевину брака, возникает до заключения брака. И если оно иссякло, то брак не удержит никакая «бумажка» (свидетельство о браке).

Каково ваше мнение? Какие преимущества дает супругам регистрация брака? В чем недостатки зарегистрированного брака по сравнению с браком фактическим?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

7. Выпускник социального факультета МГУ, закончивший вуз с отличием и проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи.

Права ли она? Может ли жена запретить мужу поехать в США? Может ли она указать поездку мужа в США как причину для развода?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

8. Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретения автомашины, наконец ее приобрела. Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общею имущества, мотивируя тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание на то, что его жена не умеет водить автомобиль.

Как разрешить данную ситуацию?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

9. Ответить на вопросы:

Какие факты подтверждают отцовство?    
Какие виды прав детей вы знаете?    
Кто дает ребенку имя?    
Как устанавливается отчество ребенка?    
Как определяется фамилия ребенка?    
Что значит воспитание ребенка?    
Какие способы защиты прав ребенка родителями или им самим вы можете назвать?    
Что составляет личное имущество ребенка?      
Может ли ребенок распоряжаться своим личным имуществом?      
Может ли имущество, которым пользуется семья, называться общим?      
Что означает содержать ребенка и до какого возраста родители обязаны это делать?    
Кто выплачивает алименты, при каких условиях и в каком размере?      

 

Тема 12. Основы трудового права.

1. Дайте определение понятий:

 

Трудовое право -

 
 
 
 

 

Трудовое законодательство –

 
 
 
 

 

Трудовой договор -

 
 
 
 

 

Рабочее время –

 
 
 
 

 

Время отдыха –

 
 
 
 

 

Дисциплина труда -

 
 
 
 

 

 

Дисциплинарная ответственность –

 
 
 
 

 

2. Закончите схему:

 

3. Что такое сокращенное рабочее время и кто имеет право на сокращенный рабочий день?

 
 
 
 
 
 

4. Какие виды времени отдыха вы знаете?

 
 
 
 

 

5. На каких видах работ труд несовершеннолетних запрещен? Считаете ли вы справедливыми установленные государством запреты?

 
 
 
 
 
 

 

6. Государство оказывает следующие виды социальной помощи:

 
 
 
 
 

 

7. Заполните схему:

 

8. После окончания школы Валерий Т. долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была не долгой: владелицу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение Валерия? Если да, то почему можно усмотреть нарушение законодательства о труде?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

9. В автотранспортное предприятие с просьбой о приеме на работу обратились:

- Александров – водителем автобуса;

- Шмелева – бухгалтером;

- Полякова – поваром столовой;

- Громова работником службы охраны предприятия;

- Реутова, закончившая среднюю школу - секретарем.

Какие документы необходимо представить указанным лицам?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Почему все граждане должны платить пенсионные взносы из своей зарплаты? Ведь многие люди воспитали хороших детей и знают, что они их не бросят в старости.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

11. В чем вы видите смысл и назначение пособия по беременности и родам?

 
 
 
 
 
 
 

 

Тема 13. Основы уголовного права.

 

1. Дайте определение понятий:

 

Уголовное право –

 
 
 
 

 

Преступление –

 
 
 
 

 

Необходимая обороны –

 
 
 
 

 

Вина –

 
 
 
 

 

Наказание –

 
 
 
 

 

2. Заполните таблицу:

 

Отличительные черты.

Необходима оборона Крайняя необходимость
   

3. Закончить схему:

 

 

 

4. Маленький сын Андрея Соколова был болен. Однажды Андрей с сыном отправились в лес за грибами. Внезапно мальчику стало плохо, он покраснел, начал задыхаться. Андрей сунул руку в карман и понял, что оставил лекарство дома. Он подхватил сына на руки и побежал к шоссе. На проселке он увидел машину. Понимая, что дорога каждая минута, Андрей выбил стекло, забрался в машину, завел ее, соединив два провода, и повез сына в больницу. Как оценить поведение Андрея?

 

 
 
 
 
 
 
 

 

5. Каковы цели уголовного наказания?

 
 
 
 

 

6. Соловьев перебегал улицу на красный свет светофора. Водитель, пытаясь избежать наезд, резко вывернул руль влево. В результате произошло столкновение с машиной, следовавшей по соседней полосе. Один человек погиб. Представьте себе, что вы судья и рассматриваете данное дело. Проанализировав ст.264 и ст. 268 УК, решите вопрос о том, кто виновен в случившемся, и назначьте меру наказания.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

7. перечислите, согласно УК, виды наказаний от более легкого к более суровому:

 
 
 
 
 

 

8. В чем заключается лишение свободы?

 
 
Минимальный срок лишения свободы
, максимальный

 

9. Назначение наказания – очень сложный процесс. Суд при этом должен принять во внимание все отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления. За пишите их:

 

Смягчающие обстоятельства Отягчающие обстоятельства
   

 

 

7. Закончить схему:

 

 

 

8. Назовите преступления против личности –

 
 
 
 
 
 

 

9. Что такое хулиганство?

 
 
 
 
 

 

10. За какие действия, связанные с наркотиками, следует наказание согласно УК РФ?

 
 
 
 
 

11. Как называется «дедовщина» в армии? Проанализируйте ст. 335 УК РФ.

 
 
 
 
 

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

Кафедра философии, истории, экономической теории и права

 

Рабочая тетрадь

По правоведению

для студентов неюридических факультетов

 

 

 

Составила: ст. преподаватель Г.Ж. Бальтанова

 

 

Омск 2015

Введение

 

Предлагаемая рабочая тетрадь по курсу «Правоведение» предназначена для студентов неюридических факультетов. В рабочей тетради предлагается комплекс разнообразных заданий:

1) задания на определение юридических терминов;

2) задания на составление и восстановление логических схем;

3) задания на заполнение сравнительных таблиц;

4) задания на классификацию юридических явлений;

5) задания на обоснование собственного мнения по спорным вопросам и проблемам науки конституционного права;

6) задания на работу с нормативно-правовым материалом;

7) познавательные задачи и задания.

Помещенные в рабочей тетради задания призваны помочь студентам в усвоении основных идей и понятий курса.

Рабочая тетрадь станет хорошим помощником в изучении курса «Правоведение».

 

Тема 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА.

1. Дайте определения понятий:

Государство –

 
 
 
 
 
 
 

 

Форма государства –

 
 
 
 
 
 
 

 

Форма государственного устройства –

 
 
 
 
 
 
 

 

Политический режим –

 
 
 
 
 
 
 

Заполните таблицу

Отличительные черты публичной власти родового строя от государства.

Публичная власть родового строя Государство
       

 

 

4. Что означает принцип правового государства «разрешено все, что не запрещено»

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Вы – министр финансов и распоряжаетесь финансами страны, которые довольно ограничены. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учителя, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зарплаты.

Где вы возьмете деньги и кому прежде всего повысите заработную плату?

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Право: понятие, нормы, отрасли, система права.

1. Дайте определение понятий:

 

 

4. Заполните таблицу:

Отличительные черты права и морали.

Право Мораль
       

 

3. В чем проявляется ценность права, его недооценка и

переоценка?

 
 
 
 
 
 
 

 

4. В метро вошла старушка. Оглядевшись вокруг и не найдя места, она сказала молодому человеку, удобно развалившемуся на сиденье; «Сынок, уступи – кА мне место, я имею право по возрасту посидеть!»

Какой социальной нормой регулируется данная ситуация?

 
 
 
 
 
 
 

В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами (источниками) права?

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

6. Определите, к каким отраслям права относятся следующие правовые институты:

а) институт заработной

платы –

б) основ конституционного

строя РФ –

в) институт уголовного

наказания –

г) институт брака –

д) институт купли продажи –

е) институт государственной службы –

ж) институт финансового

контроля –

з) институт подсудности –

и) институт парламентаризма –

к) институт страхования –

л) институт опеки –

 

 

Тема 3. Конституция как Основной закон

Государства

 

1. Дайте определения понятий:

Конституция –

 
 
 
 
 

 

Структура конституции –

 
 
 

 

Юридические свойства конституции –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.335 с.)