Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема анализа философского текста ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Тема – проблема – идея. Тема – то, о чем говорится в тексте (например, в «Философии истории» Гегеля темой становится всемирно-исторический процесс). Проблема – то, что автор находит интересного в теме, то, что становится поводом для обсуждения темы (у Гегеля: общие закономерности исторического развития человеческого общества, природа и цель исторического процесса). Идея – то, как автор предлагает решать поставленную проблему (у Гегеля: человеческая история основана на законе диалектического развития, подразумевающего единство и борьбу противоположных сил в историческом процессе). 2. Смысловая (логическая) композиция текста: каким образом строится рассуждение автора? Здесь возможны различные схемы: от четко сформулированного тезиса – через аргументацию – к выводам. Возможно построение текста на антитезах (когда автор полемизирует с какой-то реальной или предполагаемой точкой зрения). Возможен прием амплификации: когда тезис варьируется автором с добавлением различных нюансов. 2а) Отельный интерес представляет характер философской аргументации: обильны ли приводимые примеры? Точны ли аналогии? На чем автор делает акцент: на логических доказательствах или на риторических приемах убеждения читателя? 3. Композиционные формы речи. Текст может включать различные типы высказываний, помимо доминирующего в философии рассуждения – повествование, описание, диалог, текст в тексте. Необходимо проанализировать степень важности и роль каждой из них. 4. Стилистика философского текста: - стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова и выражения; - характер лексики: архаизмы, историзмы, заимствования, синонимы, омонимы, антонимы; - синтаксис: распространенные предложения, периоды, степень сложности, повторы, порядок слов и т.д.; - тропы и фигуры в тексте, их роль для аргументации, авторских оценок, акцентов, для создания атмосферы убедительности; - интонационные средства; 4а) Роль языковых средств в формировании позиции мыслителя (например, Сократ в диалогах Платона часто использует слова своих оппонентов в другом смысле, тем самым обезоруживая их аргументацию; Ницше придает смысл философских понятий повседневным словам и выражениям, считавшимся до него невозможными в философском тексте: жизнь, сила, зависть и др.).
5. Реконструкция позиции мыслителя (на уровне отрывка, в контексте критической статьи, в контексте литературного процесса в целом) на основе проделанного анализа философского текста становится более адекватной, нежели при знакомстве только с содержанием его положений.
Ю.Л. Троицкий «Школа понимания: инструменты для гуманитарного исследования» Как понимать фольклор? Фольклор – явление сложное и разнородное. Это – различные виды народного художественного творчества. Нередко под фольклором подразумевают только памятники древней и средневековой дописьменной культуры, передаваемые из уст в уста. Это – эпические сказания (саги, песни, а на Руси – былины), сказки, песенное творчество (баллады, заплачки, причитания, частушки, обрядовые песни и др.), а также так называемые паремии (пословицы и поговорки). Однако фольклор существовал и существует и в эпоху письменности. Таковы, например, «профессиональные» песни – ямщицкие, бурлацкие, крестьянские, солдатские. Они возникают уже в Новое время. К последним двум столетиям относятся также «удалые песни» (разбойничьи, каторжные, тюремные, дворовые). Фольклор связан отнюдь не только с народной культурой деревни. В современности существенную роль в городской жизни играет городской фольклор. Это и привычные для нас анекдоты, и городские легенды, и детские стишки, считалки и «страшилки», и городской романс, а также – тосты, шутки, игры, приметы, былички и т.д. Фольклор бытует не только в устной форме. В Новое время, когда стали записывать народные песни и сказки, постепенно стали зарождаться письменные формы фольклора – стала появляться «наивная литература», для которой характерно пренебрежение к авторству, коллективное творчество (когда каждый «исполнитель» одновременно является и «творцом» произведения). Замечательный образец письменного фольклора – «письма счастья» и «святые письма». Интересное явление современного письменного фольклора – Интернет-фольклор (мемы, фа-комиксы, «фотожабы», хэштеги, «пирожки» и т.п.)
Особенность фольклора во всех его разновидностях – устойчивость жанровых форм, повторяемость образов и сюжетов, существование «общих мест» (топосов). Например, во всех русских былинах присутствуют стереотипные словесные формулы («конь добрый», «мать сыра земля», «палаты белокаменны»). Для стиля былин характерны устойчивые эпитеты: «резвы ноги», «силушка великая», «лебедь белая». Современные анекдоты также характеризуются устойчивостью персонажей, стереотипностью сюжетных и словесных решений. Однако наличие устойчивых формул в фольклоре не мешает интенсивному поиску новых приемов выразительности и языковому творчеству.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.004 с.) |