Рассказать о роли и задачах обучения информатики в начальной школе. На достижение, каких целей направлено изучение информатики в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказать о роли и задачах обучения информатики в начальной школе. На достижение, каких целей направлено изучение информатики в начальной школе.



Раскрыть понятие программно-методический комплекс. Дать характеристику ПМК «Информатики в играх и задачах» А.В. Горячев.

Программа А.В. Горячева и др. является на сегодняшний момент одной из самых популярных. Данный курс составлен таким образом, что для проведения занятий компьютеры не требуются, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном пункте.

Авторы считают, что для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в данном курсе.

В своей программе авторы ставят следующие цели:

 развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, как применение формальной логики, алгоритмический подход, системный подход, объектно-ориентированный подход;

 расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

 создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

Основная задача курса – развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Характеристика

Несомненным плюсом этой программы является то, что учебно-методический материал данного курса включает в себя полные разработки для всех классов (рабочие тетради для учеников, методические пособия для учителей, контрольные работы в двух вариантах на каждую четверть). Подробные методические рекомендации с поурочными разработками позволяют преподавать информатику учителям начальных классов без специальной подготовки.

В данном курсе прослеживаются следующие содержательные линии:

• представление информации;

• алгоритмы и исполнители;

• формализация и моделирование.

В неявном виде представлены информационные процессы.

При разработке курса, авторы не предусматривали работу на компьютере, не включили в состав курса информационные и коммуникационные технологии, что является минусом данной программы. Именно компьютер, компьютерные программы помогают в наиболее доступной форме показать, каким образом нужно работать с информацией, как создать ту или иную информационную модель. Задания, выполненные с помощью простейшего текстового или графического редактора, помогают развить творческое мышление учащихся, научить их обращаться к компьютеру не только для того, чтобы поиграть, но и для того, чтобы решить ту или иную образовательную задачу.

 

Рассказать об организации усвоение понятий на уроках информатики в начальной школе. Соотнести этапы усвоения понятий с действиями учителя и ученика.

 

Раскрыть возможность трактовки понятий для младших школьников по теме «Информация».

 

Рассказать о типах занимательных задач используемых на уроках информатики в начальной школе. Примеры.

Задачи-рисунки

Задачи-рисунки представляют собой рисунки или схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы видим наименее часто. Составляя задачи-рисунки нужно, прежде всего, определить тему, согласно которой делается рисунок, выбирается загадываемый объект, определяется ракурс объекта, под которым обучаемые наблюдают объект наименее часто.

Логические мини-задачи

К ним относятся короткие по формулировке задачи; обычно состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать

Задачи-шутки

В некоторых ситуациях при их решении допускаются ответы также шутливого характера, не несущие в себе конкретной информации, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны рас

Лингвистическая задача или самодостаточная задача представляет собой особый тип задачи, существенно отличаясь от задач и упражнений проверочного характера.

познать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

 

Задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов.

Ответы на такие вопросы можно дать лишь при определенном уровне знания материала. Обычно такие вопросы “провоцируются диалогом, ведущимся в неутонченном контексте” и в них либо заложена ложная посылка, либо для ответа требуется некоторая дополнительная информация, либо когда неправильно использовано вопросное слово, либо когда в вопросе присутствует шутка, которую обучаемые должны распознать и выдать адекватный ответ.

Задачи с неполным условием

В таких задачах предусмотрен набор данных, чтобы все они в той или иной степени помогали решить задачу, но часть данных была по возможности скрыта от отгадывающего. Большой потенциал для обучения скрыт в задачах именно этого типа. Такие задачи эффективно решать на уроках повторения изученного материала.

Загадки

Любой объект можно описать при помощи слов. Загадка является одним из способов описания объекта.

Одни загадки описывают свойства объекта (какой он). Например: «Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный». В этой загадке выбраны наиболее яркие свойства объекта, поэтому любой человек безошибочно определит его – это арбуз.

Ребус – это загадка, в которой зашифровано с помощью рисунков, фигур или знаков какое-то слово. Название «ребус» произошло от латинской пословицы «Не словами, а при помощи вещей (rebus)»

Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Например:

Логические мини - задачи

От имени, какого европейского математика произошло слово “алгоритм”?

Логические задачи

Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды. Даша собрала ягод больше всех, Ира – не меньше всех. Верно ли, что

Задачи-шутки

На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской?

Лингвистические задачи

На контрольной работе Илья передал Маше записку: «Ижаксдоп тевто!» Какой это язык?

Задачи с неполным условием

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

Рассказать о применении занимательных задач на различных этапах урока. Примеры

Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время; их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний – сканворды, викторины, задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки; для формирования понятий и начальных представлений о явлениях – игры, задачи с неполным условием; для отработки умений – игры; для повторения и обобщения материала – игры, кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы, викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля – кроссворды и логические мини-задачи.

Однако для более качественного обучения с использованием занимательных задач стоит придерживаться определенных рекомендаций:

- Определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока.

- Выделить направленность занимательного материала (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т. д.).

- Определить, как занимательность согласуется с намеченными целями урока.

- Понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

- Не применять в учебном процессе задачи с «мрачным» сюжетом. Если подобная задача встретилась в литературе, то лучше преобразовать ее условие так, чтобы она по-прежнему носила обучающий эффект, но не вызывала негативных эмоций.

- На каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач (если речь идет не об уроке контроля) не должно превышать одной, двух.

- Не предварять решение таких задач словами: «А теперь давайте отдохнем и решим занимательную задачу».

- Не выставлять оценку за решение занимательных задач, выбрав в качестве стимула похвалу ученика перед классом (хотя такие ответы обучаемых могут и должны влиять на общую оценку при проверке большого блока материала).

- Занимательные задачи полезно использовать на обобщающем уроке, в качестве конкурсных заданий на внеклассных мероприятиях.

Рассказать о роли и задачах обучения информатики в начальной школе. На достижение, каких целей направлено изучение информатики в начальной школе.

Для обучения информатики в начальной школе выделяют 3 основные задачи:

I. Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации;

II. Дать первоначальное представление о современной информации в обществе, информации безопасности личности и государства;

III. Дать первоначальное представление о компьютере и современной информатики и коммуникационных технологий.

· Введение курса информатика в начальной школе обусловлено необходимостью подготовки мл. школьника к взаимодействию в информационном обществе, в связи с увеличением роли информационных технологий в образовании и общественной жизни.

·

2. Объяснить, чем обусловлена необходимость введения информатики в начальную школу как самостоятельного предмета.

В настоящее время появилась потребность в становлении общества как информационного. Информатизация общества предъявляет новые требования к его членам - владение определенными знаниями, умениями и навыками, которые на предшествующих этапах развития общества могли считаться необязательными или, во всяком случае, не первоочередными.

Формирование этих умений и навыков должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в младших классах общеобразовательной школы. Только при этом условии программистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, умений, навыков, формируемых школой.

Раннее изучение курса "информатики" целесообразно и по другой причине: это даст возможность при изучении других учебных дисциплин вырабатывать привычку своевременного обращения к компьютеру непосредственно в ходе освоения соответствующих разделов программы, опираясь на имеющиеся навыки взаимодействия с компьютером. Таким образом, у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку.

Основная цель адаптации младших школьников носит пропедевтический характер: первоначальное знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.

3. Рассказать, с какими дисциплинами связан курс информатики на этапе начального изучения. Примеры.

введение курса информатики в начальной школе обусловлено необходимостью подготовки младших школьников к взаимодействию в информационном обществе, изменением социальных условий в связи с увеличивающейся ролью информационных технологий в образовании и общественной жизни;

- пропедевтический курс информатики связан со многими предметами в начальной школе.

Математика — Например, выполнение действия по порядку 78-(12+12)-5*2+34 имеет прямое отношение к изучению раздела «Алгоритм», свойства алгоритма.

Учащиеся при обучении в начальных классах сталкиваются с заданиями на классификацию (м.р. или ж.р., прямоугольники — квадраты и т.д.), выполняют действия по аналогии, определяют признаки предмета.

- учитель должен обладать как умением организовать деятельность учащихся по формированию понятий, так и учить работать с развивающими и обучающими программами.

4. Привести примерное содержание курса информатики в начальной школе.

Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы. Одним из примеров может послужить организация информационных минуток на уроках информатики в начальной школе.

В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в начальной школе со второго класса. В 2003 году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации образования. В школы страны поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернет, формируются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий (ПРЕЗЕНТАЦИИ) в обучении информатике в начальной школе. Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ПРЕЗЕНТАЦИИ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ПРЕЗЕНТАЦИИ и применить его в четвертом классе при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.

Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипулятором «мышь», узнали о видах информационных объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств ПРЕЗЕНТАЦИИ на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно было использовать по мере необходимости.

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ПРЕЗЕНТАЦИИ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и бескомпьютерных инструментов при обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:

1. Сбор, запись информации, презентация.

Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон, дпрезентацииофон, проекционное оборудование.

Перечисленное оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.

2. Поиск информации, организация информации.

Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию, представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с различными формами представления информации.

3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные инструменты и материалы для художественного творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные инструменты и синтезаторы звука.

Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная – на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ПРЕЗЕНТАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.038 с.)