Семинарское занятие № 1. Предмет и метод экономической теории. Основные закономерности экономической организации общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие № 1. Предмет и метод экономической теории. Основные закономерности экономической организации общества.



Сборник семинарских занятий

Семинарское занятие № 1. Предмет и метод экономической теории. Основные закономерности экономической организации общества.

1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Структура экономической теории.

2. Философские основы экономической теории, ее предмет и метод. Определение предмета экономической теории представителями разных школ.

3. Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов.

4. Производство: понятие, цели, ресурсы.

5. Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

6. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора.

7. Производство и воспроизводство. Результат общественного производства и его формы.

 

Вопросы для дискуссий

1. Что такое экономические ресурсы? Согласны ли вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?

2. Сопоставьте способы, посредством которых командная экономика и рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости ресурсов.

3. Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?

4. Наполните содержанием понятия «производительные силы» и «экономические отношения».

5. Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбораповлияют на то, как вы потратите деньги?

6. Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что было альтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?

7. Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества ее расширяет?

8. Чем производительность труда отличается от интенсивности труда? Приведите примеры.

9. Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Вопрос о том, с какой из этих четырех стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

Семинарское занятие № 3 Фирма: издержки производства и прибыль

1. Предпринимательская деятельность: условия и сущность.

2. Экономическая деятельность фирмы. Издержки фирмы, их сущность и структура. Поведение фирмы в краткосрочный и долгосрочный периоды.

3. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

4. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде..

5. Доходы и прибыль фирмы.

6. Предельный доход.

7. Максимизация прибыли.

Вопросы для дискуссий

1. Дайте определение фирмы. Рассмотрите признаки, по которым фирма отличается от социалистического предприятия.

2. Проведите сравнительный анализ целей планирования на советских предприятиях и составления бизнес-плана на фирме. Назо­вите принципиальное отличие одного от другого.

3. В экономической литературе фирма рассматривается как: 1) юри­дическое лицо; 2) как система административного контроля; 3) как долговременный контракт между входящими в нее физиче­скими лицами; 4) как неполный контракт между ними. Прокомментируйте эти определения фирмы и покажите, какую цель анализа преследует каждое из них.

4. Разграничьте понятия: расходы, затраты, издержки, себестоимость.

5. Почему экономисты считают нормальную прибыль элементом издержек? Относится ли к издержкам экономическая прибыль?

6. Перечислите постоянные и переменные издержки, связанные с эксплуатацией вашего автомобиля. Предположим, что вы раздумываете, как дешевле преодолеть расстояние от Петербурга до Москвы: на своей машине или поездом. Какие издержки — постоянные, переменные или те и другие — вам придется учесть при решении этого вопроса? Понесете ли вы какие-либо внутренние издержки? Поясните.

7. Раскройте содержание краткосрочного и долгосрочного периодов работы

 

Вопросы для дискуссий

1. Раскройте содержание конкурентной борьбы на каждой фазе производственного цикла.

2. Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкуренции.

3. Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рынках с несовершенной конкуренцией, охватывающей лишь небольшое число участников, невозможно эффективное производство?

4. Охарактеризуйте основные организационные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Укажите причину их возникновения, характерные черты и различия. Какая из них была наиболее характерна для дореволюционной России? Что собой представляют современные холдинги?

 

Вопросы для дискуссий

 

1. Какие проблемы могут быть отнесены к макроэкономическим?

2. Что такое «модель» в макроэкономике? Какие типы моделей вам известны?

 

Темы докладов и рефератов

1. Модель воспроизводства Ф. Кенэ.

2. Теория воспроизводства общественного капитала К. Маркса.

3. Критерии и показатели интенсивного и экстенсивного типов расширенного воспроизводства.

4. Концепции межотраслевого баланса В.В. Леонтьева.

5. Опережающее развитие потребительского сектора в экономике.

6. Модель экономического оборота.

7. Эффективность обмена.

 

Темы докладов и рефератов

  1. Деформация экономического равновесия в современной России и пути его восстановления.
  2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов.
  3. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов.
  4. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала.
  5. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения с точки зрения классической и кейнсианской экономических теорий.
  6. Механизм достижения равновесного объема производства.
  7. Модели мультипликатора.
  8. Взаимосвязь модели AD–AS и кейнсианского креста.
  9. Колебания равновесного выпуска и экономический потенциал.
  10. Рецессионный и инфляционный разрывы.

 

Темы докладов и рефератов

  1. Материальная основа циклов.
  2. Продолжительность циклов волны Кондратьева.
  3. Механизм кризисов второй половины ХХ в.
  4. Современная теория циклов.
  5. Циклическое развитие. Классификация циклов.
  6. Материальные предпосылки выхода из экономического кризиса и восстановление экономического равновесия.
  7. Особенности экономического кризиса в России на рубеже ХХI в.
  8. Антициклические мероприятия государств рыночной экономики.
  9. Стабилизационные программы рыночной экономики.

 

 

Вопросы для дискуссий

 

1. Можно ли рассматривать НТП в качестве основной причины безработицы, мотивируя это утверждение тем, что развитие тех­ники вытесняет живой труд из сферы производства?

2. Объясните с точки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т. п., стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?

3. Почему в современной России увеличился спрос на услуги юри­стов и специалистов по рекламе?

4.Проанализируйте эволюцию концепций занятости от мальтузи­анства до современных воззрений и оцените их идеологическую направленность.

5. Назовите и сопоставьте классификации безработицы различных экономических школ.

Темы докладов и рефератов

1.Роль денег в современной экономике.

2. Типы денежных систем и их эволюция.

3. Денежные реформы в России.

4. Денежное предложение, спрос на деньги и денежный рынок.

7. Проблема равновесия и неравновесия на денежном рынке.

8. Современное состояние денежной системы России..

10. Рынок ценных бумаг и его роль в экономике.

11.Модели регулирования денежного рынка.

12. Банки и их роль в экономике.

13.Фондовый рынок и биржи.

14. Основные концепции денежно-кредитной политики.

15.Мультипликационное расширение банковских депозитов и мультипликатор денежного предложения

17. Особенности современной денежно-кредитной политики России.

 

 

Сборник семинарских занятий

Семинарское занятие № 1. Предмет и метод экономической теории. Основные закономерности экономической организации общества.

1. Эволюция идей о предмете экономической науки. Структура экономической теории.

2. Философские основы экономической теории, ее предмет и метод. Определение предмета экономической теории представителями разных школ.

3. Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов.

4. Производство: понятие, цели, ресурсы.

5. Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

6. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора.

7. Производство и воспроизводство. Результат общественного производства и его формы.

 

Вопросы для дискуссий

1. Что такое экономические ресурсы? Согласны ли вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?

2. Сопоставьте способы, посредством которых командная экономика и рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости ресурсов.

3. Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?

4. Наполните содержанием понятия «производительные силы» и «экономические отношения».

5. Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбораповлияют на то, как вы потратите деньги?

6. Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что было альтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?

7. Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества ее расширяет?

8. Чем производительность труда отличается от интенсивности труда? Приведите примеры.

9. Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Вопрос о том, с какой из этих четырех стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.022 с.)