ТОП 10:

Тема 4. Психология юридического труда



МЧС России

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

Лекция

по дисциплине «Юридическая психология»

по специальности:

030301.65 «Психология»

специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

030501.65 «Юриспруденция»

 

Тема 4. Психология юридического труда

 

 

Рассмотрена и утверждена на

заседании кафедры

психологии и педагогики

Протокол № ____ от

«___» _________ 20 г.

 

Санкт-Петербург

 

I. Цели и задачи

1. Познакомить с профессиональной деятельностью юриста.

2. Дать характеристику личности юриста.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. 2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. 3. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. 4. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ          

III. Литература

 

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2004.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2001.

3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1.Мультимедийный проектор;

2.Информационные слайды;

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психология юридического труда:

1)исследует психические закономерности пра­воприменительной деятельности;

2)разрабатывает профессиограммы юриди­ческих профессий;

3)разрабатывает психологические основы ин­дивидуального стили и мастерства;

4)воспитывает профессиональные навыки и умения;

5)подбирает кадры;

6)разрабатывает стиль руководства правоохра­нительной деятельностью;

7)разрабатывает профессиональную ориента­цию, профессиональный отбор и формирование личности работников правоохранитель­ных органов и др.

Юридическая деятельность требует большо­го напряжения и добросовестности, а также зна­ний. Это очень ответственный труд, который ос­нован на неукоснительно соблюдении норм закона. Труд юристов имеет целый ряд особен­ностей, отличающих его оттруда большинства людей других профессий. Юридические профес­сии отличаются широким кругом решаемых за­дач. Каждое дело для юриста является новой задачей, и чем меньше шаблонов он будет ис­пользовать при решении дела, тем больше ве­роятность нахождения истины. Юридическая деятельность является очень сложной и при всем ее разнообразии полностью подвергает­ся правовому регулированию. Данный факт накладывает отпечаток на личность каждого юриста. При планировании и организации своей деятельности каждый юрист должен мыслен­но сопоставить действия с нормами законода­тельства, которые охватывают сферу этих дей­ствий. Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только об­разования и призвания, но и большого жизнен­ного опыта, а также профессиональных навыков и умений. Сюда можно отнести профессии судьи, прокурора идля юридических профес­сий характерна высокая эмоциональная напря­женность труда, это связано л. отрицательными эмоциями и с необходимостью их подавлять.

Для большинства юридических профес­сий характерной чертой является органи­зационная сторона Деятельности, которая имеет дм основных аспекта:

1)организация собственной работы на протяжении рабочего дня, недели и организация
работы по делу вусловиях ненормированно­го рабочего дня

2)организация совместной работы с иными должностными лицами и правоохранительными органами, а также другими участниками.

Основной задачей психологии юридичес­кого труда является выявление рационального соотношения между Личностью и требованиями, которые предъявляются к ней соответствующей профессией. Психология труда для изучения этих закономерностей использует методы и теорети­ческие положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной пси­хологии, юридической социологии, уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и др.

Профессиональной этикойназывают нормы поведения, которые обеспечивают нрав­ственный характер тех взаимоотношений меж­ду субъектами, которые вытекают из их профес­сиональной деятельности. Существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности несмот­ря на всеобщий характер моральных требова­ний и наличие единой трудовой морали класса или общества. В юридической деятельности необходимы прежде всего повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение дополнительных норм поведения. Успешное выполнение юристами своих профес­сиональных обязанностей подразумевает единений квалифицированности специалистов с глубоким сознанием ответственности и готов­ностью к безукоризненному выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональная этика требует от юристов неподкупности, верности букве, закона, соблю­дения равенства всех перед законом. Обязательно следует, учитывать важность профессиональной квалификации юриста, ко­торая дает право заниматься избранной дея­тельностью и определяет отношение к нему коллег и людей, с которыми он сталкивается при осуществлении своих профессиональных пол­номочий. Самым основным и главным принципом пра­воприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятель­ность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристраст­ность, независимость, соблюдение прав челове­ка с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этиче­ские нормы юриста, тем выше профессиональ­ное мастерство юриста.

Принципами право­применительной деятельностиявляются такие, как: справедливость, объективность, бес­пристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основ­ные нравственные требования, следование ко­торым обязательно для всех юристов в различ­ных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профес­сиональная юридическая деятельность харак­теризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоу­ровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению ис­тины. В профессиональной юридической дея­тельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктив­ная, социальная.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профвссиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограмму правоприменительной деятельности — описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму и профессионально значимые свойства личности юриста — и в конечном счете создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников органов прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе. Здесь психологическая профессиография выполняет профориентационную функцию.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий тоже немаловажен. Любая организация должна не только найти профессионалов, но и сохранить их.

Таким образом, задачи психологии трудовой деятельности юристов сводятся к следующим основным задачам: профессиографии, профессиональной ориентации и профотбору, организации труда и реабилитации.

 

Руководитель занятия:

начальник кафедры психологии и педагогики

полковник вн. сл. Ю.Н. Соболев

МЧС России

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

Лекция

по дисциплине «Юридическая психология»

по специальности:

030301.65 «Психология»

специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

030501.65 «Юриспруденция»

 

Тема 4. Психология юридического труда

 

 

Рассмотрена и утверждена на

заседании кафедры

психологии и педагогики

Протокол № ____ от

«___» _________ 20 г.

 

Санкт-Петербург

 

I. Цели и задачи

1. Познакомить с профессиональной деятельностью юриста.

2. Дать характеристику личности юриста.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. 2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. 3. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. 4. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ          

III. Литература

 

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2004.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2001.

3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1.Мультимедийный проектор;

2.Информационные слайды;

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психология юридического труда:

1)исследует психические закономерности пра­воприменительной деятельности;

2)разрабатывает профессиограммы юриди­ческих профессий;

3)разрабатывает психологические основы ин­дивидуального стили и мастерства;

4)воспитывает профессиональные навыки и умения;

5)подбирает кадры;

6)разрабатывает стиль руководства правоохра­нительной деятельностью;

7)разрабатывает профессиональную ориента­цию, профессиональный отбор и формирование личности работников правоохранитель­ных органов и др.

Юридическая деятельность требует большо­го напряжения и добросовестности, а также зна­ний. Это очень ответственный труд, который ос­нован на неукоснительно соблюдении норм закона. Труд юристов имеет целый ряд особен­ностей, отличающих его оттруда большинства людей других профессий. Юридические профес­сии отличаются широким кругом решаемых за­дач. Каждое дело для юриста является новой задачей, и чем меньше шаблонов он будет ис­пользовать при решении дела, тем больше ве­роятность нахождения истины. Юридическая деятельность является очень сложной и при всем ее разнообразии полностью подвергает­ся правовому регулированию. Данный факт накладывает отпечаток на личность каждого юриста. При планировании и организации своей деятельности каждый юрист должен мыслен­но сопоставить действия с нормами законода­тельства, которые охватывают сферу этих дей­ствий. Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только об­разования и призвания, но и большого жизнен­ного опыта, а также профессиональных навыков и умений. Сюда можно отнести профессии судьи, прокурора идля юридических профес­сий характерна высокая эмоциональная напря­женность труда, это связано л. отрицательными эмоциями и с необходимостью их подавлять.

Для большинства юридических профес­сий характерной чертой является органи­зационная сторона Деятельности, которая имеет дм основных аспекта:

1)организация собственной работы на протяжении рабочего дня, недели и организация
работы по делу вусловиях ненормированно­го рабочего дня

2)организация совместной работы с иными должностными лицами и правоохранительными органами, а также другими участниками.

Основной задачей психологии юридичес­кого труда является выявление рационального соотношения между Личностью и требованиями, которые предъявляются к ней соответствующей профессией. Психология труда для изучения этих закономерностей использует методы и теорети­ческие положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной пси­хологии, юридической социологии, уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и др.

Профессиональной этикойназывают нормы поведения, которые обеспечивают нрав­ственный характер тех взаимоотношений меж­ду субъектами, которые вытекают из их профес­сиональной деятельности. Существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности несмот­ря на всеобщий характер моральных требова­ний и наличие единой трудовой морали класса или общества. В юридической деятельности необходимы прежде всего повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение дополнительных норм поведения. Успешное выполнение юристами своих профес­сиональных обязанностей подразумевает единений квалифицированности специалистов с глубоким сознанием ответственности и готов­ностью к безукоризненному выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональная этика требует от юристов неподкупности, верности букве, закона, соблю­дения равенства всех перед законом. Обязательно следует, учитывать важность профессиональной квалификации юриста, ко­торая дает право заниматься избранной дея­тельностью и определяет отношение к нему коллег и людей, с которыми он сталкивается при осуществлении своих профессиональных пол­номочий. Самым основным и главным принципом пра­воприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятель­ность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристраст­ность, независимость, соблюдение прав челове­ка с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этиче­ские нормы юриста, тем выше профессиональ­ное мастерство юриста.

Принципами право­применительной деятельностиявляются такие, как: справедливость, объективность, бес­пристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основ­ные нравственные требования, следование ко­торым обязательно для всех юристов в различ­ных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профес­сиональная юридическая деятельность харак­теризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоу­ровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению ис­тины. В профессиональной юридической дея­тельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктив­ная, социальная.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.013 с.)