Духовно-психологический компонент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовно-психологический компонент



Воцерковление наркозависимого человека не является главной целью церковной реабилитации – участие в сакраментальной жизни Церкви может быть только добровольным. Но, выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие на знакомство с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях, участвовать в них. Ознакомление с основами вероучения является обязательным при церковной реабилитации. Не все прошедшие реабилитацию в церковной общине становятся церковными людьми, но большинство из них меняет свои ценностные ориентиры. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается.

Обозначим, какие обязательные элементы, не применяемые медициной и нерелигиозными реабилитационными центрами, включает в себя реабилитация наркозависимых в церковной общине. Основными и обязательными ее элементами являются, молитва церковная и келейная (домашняя), пост, индивидуальное духовное руководство реабилитантом и его участие в Таинствах.

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, относится к демонической духовности. Недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, вводится в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Как подвижники, ощущавшие внутреннее состояние созерцания, не могут забыть состояние «восхищения» и печалятся о нем, ищут его, так и наркоманы, попав в диавольские сети наркотической страсти, вновь и вновь ищут суррогата духовных ощущений, который, однако, скоро теряется. Утратив эти переживания, они тяготятся земной жизнью как темницей, мир после наркотиков им кажется черно-белым и унылым. Ввиду того, что наркомания является проблемой по преимуществу духовной, то и решается она в основном духовными средствами.

У будущих наших воспитанников, их родителей и других заинтересованных людей не может не возникнуть ряд вопросов о распорядке дня, о братском молитвенном правиле, а также других важных задачах, связанных с духовным окормлением.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя первая личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Ключевым словом лежащим в основе духовной помощи является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре, им предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси - чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, в основной своей массе, утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства, совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всему человечеству в целом, то есть совершают грех. Поэтому к первой исповеди ребята готовятся по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе существует древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником, листочки с написанными грехами уничтожаются.

Эффективность исповеди определяется не только снятием напряжения путем разделения ноши с другим, но и за счет переложения на него части ответственности. Исповедь вызывает своего рода духовный взрыв, который очищает и обезболивает. Возникающее после удачной исповеди состояние освобождает от отрицательных эмоций, а перестройка системы ценностей, сопровождающаяся душевным подъемом и нормализацией самооценки, снижает риск рецидива и дает надежду на лучшее поведение в будущем[17]. Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая их, обдумывает, и, наконец, проговаривает, произнося соделанные грехи на исповеди, то вновь переживает неправду совершенного им поступка. Поэтому такое покаяние бывает более осознанным, более глубоким, а чистосердечная исповедь уже и есть начало исправления.

Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем два - три раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь, по необходимости, может приниматься еще чаще.

Ведущее значение в преображении имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Это не послушание, а фактически самоугождение. Нужно стараться выстроить отношения «священник-воспитанник» так, чтобы наставление принималось не столько умом, сколько сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Не менее важным по значению, по нашим наблюдениям, после покаяния является послушание в смысле отсечения своеволия. «Послушание творит чудеса. Все страсти постепенно исцеляются послушанием»[18]. Поэтому нами, в том числе и посредством епитимии, т.е. исполнением исповедовавшимся по назначению духовника тех или иных дел благочестия (молитва, пост, и т.п.), прививается воспитанникам понимание необходимости послушания в деле исцеления от зависимости.

Практика социальной реабилитации наркозависимых показала, что развитие послушания у воспитанников можно условно разделить на три этапа или степени:

ü I степень: послушание выполняется воспитанником, ради того, чтобы не стать преслушником, т.е. не нарушать дисциплину.

ü II степень: послушание выполняется, чтобы иметь спокойную совесть и уважение к себе.

ü III степень: послушание выполняется по любви.

Очень важной духовной составляющей являются духовные беседы. Они могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорено другое. Она не ограничивается только решением вероучительных вопросов, духовно-эмоциональных проблем, но и попутно может рассматривать вопросы бытового, семейного и другого характера.

Воспитанники центра соблюдают все четыре многодневных поста, установленных Церковью, а также пост в среду и пятницу. По понятным причинам многие из них делают это впервые именно в центр. Пост пугает тех, кто никогда в своей жизни не постился, но те, кто ограничил себя в питании согласно церковному уставу, взамен неожиданно приобрели большую полноту жизни. Пост – один из основных инструментов духовного совершенствования. Посредством ограничения себя в пище, так же, как и вкушением пищи с молитвой благодарения, человек питает свою душу и выстраивает благословенные отношения с Богом. Соблюдение постов обычно легко дается реабилитантам в церковной общине, поскольку в этот период их жизни все окружающие постятся, труднее дается верное понимание поста, но если приходит и оно, то пост будет сопровождать их во всю оставшуюся жизнь.

Пост является постоянным упражнением в воздержании, которое так необходимо освоить зависимым людям. Качественно (на психическом уровне) воздержание от вкушения воспрещенной церковным уставом пищи почти не отличается от воздержания в употреблении наркотического вещества. Просто скоромное есть нельзя, пока не кончится пост, а наркотик употреблять нельзя, пока не кончится жизнь.

Для развития и укоренения в душах воспитанников навыков братской любви, а не только ее видимости мы на каждую неделю составляем «Заповедь недели». Выбранное место из Священного Писания разъясняется воспитанникам на основании толкования святых отцов. Заповедь на неделю вывешиваются в кельях, где проживают ребята и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия, запоминая заповедь, например: «…Не судите, да не судимы будите», стараются прожить неделю, соблюдая ее. В понедельник, воспитанники собираются самостоятельно или со священником и обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогла та, или иная из заповедей, как при проживании в центре, так и до приезда в обитель. Это очень эффективное духовно-психологическое упражнение. В данном случае работает когнитивная сфера психики, то есть происходит процесс запоминания, сохранения знаний. Знания (заповеди) вначале воспринимаются как нечто внешнее (не мое), но затем постепенно превращаются в опыт и убеждение.

Еще одной жемчужиной духовного наследия является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя, давшему обет вручается «Обетная грамота». Первый раз обет принимается на короткий срок, в последствии увеличивается на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе, обет может быть дан на всю жизнь.

Всем - священнику, воспитанникам, их родителям нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, есть безумие от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд пока будет побеждена страсть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.006 с.)