Теоретическая модель социальной реабилитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая модель социальной реабилитации



Программа социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ и больных наркоманией, осуществляемая в Социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр «Зеледеево».

Введение.

По данным группы экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические вещества, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление в прошлом неизвестных наркотиков. Широкое распространение получают каннабиноиды и, особенно в последнее время, синтетические наркотики. В употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества[1].

Уровень наркотизации в Российской Федерации, по данным ежегодно проводимого Государственным антинаркотическим комитетом мониторинга наркоситуации, составляет порядка 6 % населения страны (8,5 млн. человек, из которых около 1,5 млн. – активные наркопотребители). Вместе с тем, высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны[2].

В России не осталось ни одного региона, где бы ни были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения[3]. Основное последствие наркозависимости состоит в снижении трудовых, интеллектуальных, творческих ресурсов страны за счет вовлечения в систематическое употребление психоактивных веществ большого количества молодежи, преимущественно мужского пола[4]. В свою очередь, это ставит под угрозу осуществление стратегических задач развития нашей страны, поскольку употребление наркотических веществ может оказать заметное влияние на психологическое развитие человека, сделать невозможным достижение профессиональной и личностной зрелости. Другим последствием наркозависимости является сопутствующее употреблению наркотиков антисоциальное поведение наркозависимых, которое ставит под угрозу стабильность общества[5].

Наркомания в современной России стала проблемой выживания её народов и страны в целом. Об этом уже неоднократно говорил в своих выступлениях и Президент России В. В. Путин, обращая внимание на необходимость принятии срочных решительных мер в противодействии этой эпидемии, угрожающей всему генофонду нации. 9 июня 2010 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года[6]. Некоторые шаги по ликвидации последствий этого зла уже сделаны, однако требуются усилия всего гражданского сообщества и представителей всех традиционных для России религий для проведения совместных широкомасштабных действий по выводу из духовного кризиса народов, населяющих территорию Российской Федерации. Святейший Патриарх Кирилл перед подписанием Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21 декабря 2010г. подчеркнул, что несмотря на очень ограниченные материальные ресурсы, церковные структуры, сознавая важность работы по реабилитации наркозависимых, могут существовать как независимая система и даже расширять свою деятельность[7].

Несмотря на то, что помощь наркозависимым – одно из самых молодых направлений социального служения Русской Православной Церкви, особый вклад в развитие этой деятельности внесли епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, игумен Анатолий (Берестов), протоиерей Сергий Бельков, Прищенко Роман Иванович. В своих трудах они исследовали проблему наркомании с точки зрения Православной Церкви и обозначили специфику именно церковной помощи наркозависимым. Они показали, что подлинное исцеление от наркомании возможно только в процессе преобразовании человека, зависимого от наркотиков, при изменении его сознания и образа жизни. Преобразованиебудет пониматься нами как сознательное и целенаправленное развитие человеком самого себя и смена им своего основного жизненного вектора, как кардинальное преодоление сложившегося образа жизни в соответствии с выстроенной иерархией ценностей и обретенного смысла индивидуального бытия. По мнению В. И. Слободчикова, преобразование, являясь субкатегорией развития, направленно преимущественно на изменение духовно-практических структур бытия человека[8].

Несмотря на достаточно обширный круг источников по социальной реабилитации наркозависимых для нас было необходимо создать действующую программу социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, которая способствует преобразованию личности в процессе реабилитации.

Содержание программы социальной реабилитации

Подготовительный период.

I. Духовное направление

Работа по духовному наполнению реабилитантов, собственно устранение основной, на наш взгляд, причины наркомании — бездуховности, осуществляется священником и его помощниками через:

ü катехизацию, основы православной веры, взаимоотношения человека и Бога

ü постижение смысла и заучивание наизусть «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символа веры», как основы православного вероисповедания

ü евангельские беседы, применение Евангельских истин к жизни;

ü участие реабилитантов в молебнах, праздничных и воскресных службах

ü по мере вхождения в программу, происходит подготовка наркозависимых к исповеди и причащению Святых Христовых Тайн.

По нашим наблюдениям, на мотивационном этапе наркозависимые получают первый опыт молитвы и участия в Таинствах. Ребята в своих итоговых сочинениях отмечают важность и полезность этого опыта.

II. Трудовое направление

Трудовое послушание начинается в 9:00 утра, независимо от времени года и погоды воспитанники приступают к работе: в основном, это уборка территории, помощь в строительных работах, работа в огороде. Так как наркозависимые не привычны к систематическому труду, здесь важно отметить, что физические нагрузки полезны и сами по себе, но куда более ценны как труд во благо, воспитывающий сознательного члена социума. При этом нагрузка для каждого воспитанника определяется дозированно, соразмерно с его индивидуальными физическими возможностями.

Основой процесса является дисциплина, самодисциплина. Как отмечают впоследствие многие ребята, через труд прививается послушание, терпение, развитие волевой сферы, навыков самообслуживания, аккуратности, воспитание позитивного отношения к труду, уважительного отношения к чужому труду. В ходе трудового послушания от ребят требуется соблюдение определённых правил, а именно:

ü недопустимость опозданий

ü труд по совести: объём выполненной работы и перерывов для отдыха регулируется самостоятельно, но разумеется под контролем куратора трудового послушания

ü выполнение заданий строго по инструктажу, что необходимо для преодоления реабилитантами привычного для них своеволия, неспособности соблюдать правила.

Наши наблюдения показывают, что трудовые послушания проходят более успешно, если куратор стимулирует элемент добровольности в соблюдении этих требований.

Основной период

Основной период – «сердце» процесса помощи наркозависимым – длится не менее 1 года. Правилами проживания не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Такие требования установлены не для того, чтобы всех уравнять, а для того, чтобы не провоцировать у наших подопечных соблазн купить или выменять на ценные вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в нашем центре действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра. При необходимости выход возможен только с помощниками руководителя или старшими братьями.

Существует и еще одно немаловажное условие, о котором напоминается всем прибывающим в наш центр: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической работы лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая работа, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков трудовой деятельности.

Организация среды строится по образу общин монастырского типа. Во главе находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства воспитанника, помогающий разобраться в духовных и житейских вопросах. Помощь священнику оказывают несколько помощников (бывших в прошлом зависимыми людьми и исцелившихся благодаря вере в Бога). Их задача - быть примером для ребят, научить их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном звеном костяк группы - «старшие дети» - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - «младшие братья» - входят в общину по одному. Продолжительность пребывания в общине - не менее года.

Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь человеку встать на правильный путь. Методика помощи ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит каким должно быть воспитание детей.

Образовательный компонент

Все воспитанники являются читателями приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - по Закону Божию и Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни наркозависимых. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Особое внимание уделяется комплектованию библиотеки общины. Чтение книг, по свидетельству воспитанников центра, помогает с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни.

«Книга оказывает влияние на внутренний мир человека, выравнивает эмоциональное состояние, содействует воспитанию воли, делает характер более устойчивым»[16].

В церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Большое значение имеет общее чтение текстов духовного содержания. У нас это делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых, отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательный компонент программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

Два раза в неделю проходит показ художественных и документальных фильмов с последующим их обсуждением - так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам. Цель не в принятии единого «правильного» мнения, а в свободном обмене мнениями, в знакомстве с видением других людей. Во время обсуждения вскрывается разница мировоззрений присутствующих, происходит глубокая межличностная встреча. Для наркозависимых такая форма работы является очень конструктивной, поскольку позволяет им неожиданно увидеть иное понимание реальности, другие решения различных жизненных ситуаций. Подобный разговор воспринимается ими как безопасное общение, происходящее без грубого вторжения в их личную внутреннюю жизнь. По окончании беседы у этих ребят остается пища для раздумий, поскольку для них становятся очевидными глубокие изъяны тех стереотипов, в которых они привыкли воспринимать окружающий мир. Люди учатся думать, выражать свои мысли, слушать других и уважать чужое мнение. Вдобавок ко всему, у ребят начинает развиваться художественный вкус.

Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга стимулирует познавательную и творческую активность, учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям. На протяжении последних четырех лет 2-3 раза в год наши воспитанники принимают участие в художественных постановках на темы церковных праздников: Пасхи, Рождества и т.д. Участие в спектаклях наряду с воспитанниками принимают и местные жители, и прихожане храма, и дети из воскресной школы. Для ребят решается задача повышения культуры речи, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.

Программа социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ и больных наркоманией, осуществляемая в Социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр «Зеледеево».

Введение.

По данным группы экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические вещества, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление в прошлом неизвестных наркотиков. Широкое распространение получают каннабиноиды и, особенно в последнее время, синтетические наркотики. В употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества[1].

Уровень наркотизации в Российской Федерации, по данным ежегодно проводимого Государственным антинаркотическим комитетом мониторинга наркоситуации, составляет порядка 6 % населения страны (8,5 млн. человек, из которых около 1,5 млн. – активные наркопотребители). Вместе с тем, высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны[2].

В России не осталось ни одного региона, где бы ни были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения[3]. Основное последствие наркозависимости состоит в снижении трудовых, интеллектуальных, творческих ресурсов страны за счет вовлечения в систематическое употребление психоактивных веществ большого количества молодежи, преимущественно мужского пола[4]. В свою очередь, это ставит под угрозу осуществление стратегических задач развития нашей страны, поскольку употребление наркотических веществ может оказать заметное влияние на психологическое развитие человека, сделать невозможным достижение профессиональной и личностной зрелости. Другим последствием наркозависимости является сопутствующее употреблению наркотиков антисоциальное поведение наркозависимых, которое ставит под угрозу стабильность общества[5].

Наркомания в современной России стала проблемой выживания её народов и страны в целом. Об этом уже неоднократно говорил в своих выступлениях и Президент России В. В. Путин, обращая внимание на необходимость принятии срочных решительных мер в противодействии этой эпидемии, угрожающей всему генофонду нации. 9 июня 2010 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года[6]. Некоторые шаги по ликвидации последствий этого зла уже сделаны, однако требуются усилия всего гражданского сообщества и представителей всех традиционных для России религий для проведения совместных широкомасштабных действий по выводу из духовного кризиса народов, населяющих территорию Российской Федерации. Святейший Патриарх Кирилл перед подписанием Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21 декабря 2010г. подчеркнул, что несмотря на очень ограниченные материальные ресурсы, церковные структуры, сознавая важность работы по реабилитации наркозависимых, могут существовать как независимая система и даже расширять свою деятельность[7].

Несмотря на то, что помощь наркозависимым – одно из самых молодых направлений социального служения Русской Православной Церкви, особый вклад в развитие этой деятельности внесли епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, игумен Анатолий (Берестов), протоиерей Сергий Бельков, Прищенко Роман Иванович. В своих трудах они исследовали проблему наркомании с точки зрения Православной Церкви и обозначили специфику именно церковной помощи наркозависимым. Они показали, что подлинное исцеление от наркомании возможно только в процессе преобразовании человека, зависимого от наркотиков, при изменении его сознания и образа жизни. Преобразованиебудет пониматься нами как сознательное и целенаправленное развитие человеком самого себя и смена им своего основного жизненного вектора, как кардинальное преодоление сложившегося образа жизни в соответствии с выстроенной иерархией ценностей и обретенного смысла индивидуального бытия. По мнению В. И. Слободчикова, преобразование, являясь субкатегорией развития, направленно преимущественно на изменение духовно-практических структур бытия человека[8].

Несмотря на достаточно обширный круг источников по социальной реабилитации наркозависимых для нас было необходимо создать действующую программу социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, которая способствует преобразованию личности в процессе реабилитации.

Теоретическая модель социальной реабилитации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.018 с.)