Организация лечебного питания в стационаре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация лечебного питания в стационаре



За лечебное питание в стационаре отвечают палатный (дежурный) врач, палатная медицинская сестра, старшая медицинская сестра, диетолог (в больших больницах) и диетическая сестра.

Палатный врач, осмотрев вновь прибывшего больного, назначает ему определенную диету, сообщает больному, какую диету ему назначено, контролирует соблюдение назначенной диеты.

Палатная медицинская сестра выписывает из листков назначений диеты больных, поступивших в отделение, составляет порционное требование, где указывает количество больных, получающих тот или иной диетический стол, помогает буфетчице раздавать еду, кормит тяжелобольных.

Старшая медицинская сестра проверяет порционные требования, составленные палатной медицинской сестрой, и подает их о 9.00 на пищеблок, осуществляет контроль за работой буфетчиц и кормлением тяжелобольных палатными медицинскими сестрами.

Диетологи и диетические сестры следят за правильностью составления и применения лечебных диет, консультируют палатных врачей относительно оптимального выбора лечебного питания, следят за правильностью приготовления блюд того или иного лечебного стола.

Разрешение на раздачу диетических блюд с пищеблока в отделения дает дежурный врач после снятия пробы.

Поступление пищи из пищеблока в отделение. В буфетных отделениях есть специальные ведра и кастрюли, подписанные в соответствии с блюдами, которые в них перевозятся (например, «Для первых блюд», «Для компота» и т.д.). Использовать эти ведра и кастрюли для других целей запрещается. Из пищеблока еда перевозится в отделение специальным автотранспортом, который кроме продуктов ничего не перевозит. В отделение пища подается специальным лифтом, на дверях которого есть надпись «Лифт для перевозки пищи». Двери лифта открываются непосредственно в буфетном отделении.

Буфетная и столовая есть в каждом отделении больницы. Они имеют специальное оборудование: двухсекционные ванны для мытья посуды с кранами для холодной и горячей воды, электрокипятильники непрерывного действия (чтобы в отделении всегда была кипяченая вода), сетки или сухожаровые шкафы для сушки посуды, электроплита для подогрева пищи, шкаф для хранения столовой посуды и некоторых продуктов (хлеба, сахара, соли), холодильник для хранения сливочного масла (его получают утром на весь день), стол для резки хлеба, стол с гигиеническим покрытием для раздачи пищи, комплект посуды на каждого больного (глубокая и мелкая тарелки, чашка, столовая и чайная ложки, вилка), моющие и дезинфицирующие средства, инвентарь для уборки с отметкой «Для буфетной».

Работа работников буфетной заключается в доставке пищи из пищеблока, при необходимости – подогреве ее.

Раздачу пищи необходимо осуществить в течение 2 часов после ее приготовления. Раздают пищу буфетчица и дежурная палатная медицинская сестра. Ни в коем случае к раздаче пищи нельзя допускать санитарку. Ей также нельзя поручать кормления тяжелобольных.

Гигиенические мероприятия, которые должны проводиться в буфетной, и требования к ее работникам заключаются в том, что каждые 1-2 месяца буфетчица проходила обследование на наличие яиц глистов, дизентерийных палочек, венерических заболеваний. Перед посещением туалета буфетчица должна снять халат, в котором она раздает пищу. Пищевые отходы должны находиться в закрытых ведрах и своевременно выноситься.

Посуду моют в двухсекционной ванне, сначала моют в одной ванне, а во второй ополаскивают. В этой же ванне посуду замачивают в 0,2 % растворе хлорамина на 30 минут на 1 час. После этого в этой же ванне посуду опять ополаскивают. Чистую посуду сушат в сухожаровом шкафу.

Кормления тяжелобольных

Принадлежности: прикроватный столик, тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, вилка, стакан или чашка, салфетка или полотенце, поилка, полихлорвиниловая трубка.

Значение условно рефлекторных раздражителей для возбуждения аппетита у больных. Возбуждению аппетита способствует ряд условных рефлексов, связанных со временем приема, запахом пищи, ее внешним видом, состоянием больного, и другими обстоятельствами, предшествующими приему пищи.

Всевозможные раздражители болевого характера или негативные эмоции могут угнетать аппетит. При раздаче пищи персонал должен придерживаться чистоты рук, одежды. Посуда, столовые приборы, подносы, средства транспортировки пищи должны быть безукоризненно чистыми. Пища должна быть теплой, свежеприготовленной, вкусной, иметь привлекательный вид.

Последовательность действий при кормлении больного (рис. 8.10):

1. К моменту приема пищи закончите все необходимые лечебные процедуры и предложите больным осуществить физиологичные отправления.

2. Согласуйте действия санитарки, чтобы она опорожнила все судна и мочеприемники, успела убрать и проветрить палаты, помогла тяжелобольным вымыть руки.

3. Если тяжелобольной не может сидеть в постели, помогите ему принять положение полусмдя, немного подняв подголовник или подложив под спину несколько подушек.

4. Шею и грудь прикройте салфеткой или полотенцем.

5. Установите перед больным на нужном уровне прикроватный столик.

6. Левой рукой немного поднимите голову больного вместе с подушкой, а правой подносите ему ко рту ложку с едой.

7. Кормите больного малыми порциями с достаточными паузами, чтобы больной имел возможность хорошо прожевать еду и не поперхнуться.

8. Не вливайте в рот еду насильно, если больной не глотает, поскольку попадание еды в дыхательные пути может повлечь тяжелые осложнения.

9. При отсутствии аппетита у больного, проявите к нему индивидуальный подход. На одного больного подействуйте лаской, убеждением, на другого – строгостью, третьему позвольте выбрать самому одно из разрешенных блюд, которые имеются в этот день на кухне.

10. Если больному трудно жевать, дайте ему жидкую или протертую пищу.

11. Не давать горячую пищу.

12. Не позволять больному разговаривать во время кормления, чтобы еда при этом не попала в дыхательные пути.

13. Не настаивайте на том, чтобы больной съел весь объем пищи сразу: после небольшого перерыва подогрейте еду и при возможности продлите кормление.

14. Не оставляйте пищу на тумбочке около больного.

15. Неиспользованную пищу и грязную посуду отнесите в буфетную.

16. Протереть столик дезинфицирующим раствором.


Рис. 80. Кормления тяжелобольного (а) ложкой, (б) из поильника.

 

Как напоить тяжелобольного:

1. Жидкую пищу (протертый суп, молоко, кисель, соки, чай) дайте больному из поильника или небольшого обычного чайника.

2. Для питья можно использовать полихлорвиниловые трубочки, длиной 20-25 см и обычную чашку или стакан.

Обезжиривание, дезинфекция и мытье посуды.

1. Использованную посуду сначала вымойте в специально изготовленных металлических ваннах с использованием обезжиривающих веществ (порошок горчицы).

2. Ополоснуть посуду горячей водой.

3. Продезинфицировать в 1 % растворе хлорамина в течение 30 минут.

4. Тщательным образом ополоснуть посуду проточной водой и, не протирая, поставьте для сушки в вертикальные лотки.

Питания больные через зонд (рис. 8.11)

Показания для питания больных через зонд:

1. Обширные травматические повреждения и отек языка, глотки, гортани, пищевода.

2. Бульбарный паралич (заболевание мозга с расстройством глотания и речи).

3. Обморочное состояние.

4. Отказ от еды при психических заболеваниях.

 


 

Рис. 55. Кормление тяжелобольных через зонд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.007 с.)