Социальная структура индийского общества. Варны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура индийского общества. Варны.



Индия представляет собой образец наиболее строго регламентированной и закрытой социальной структуры.

В древности всё индийское общество делилось на варны. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет».

Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев обще­ства.

Выделялось 4 варны: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшья (общинники); 4) шудр (неполноправные). Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них.

Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», т.к. по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, т.е. обряд инициации, посвящения (упанаяна), который производился в детстве и сопровождался надева­нием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и заня­тиям предков, после чего каждый мог стать домохозяино м, т.е. отцом своего семейства.

Дваждырожденные резко противостояли четвертой варне, состоявшей из неполноправных неариев, и комплектовавшейся прежде всего за счет подчиненных аборигенных племен. Четвертая варна шудр возникала и формировалась позже трех арийских, так что в неё входили все те, кто по рождению не принадлежал к первым трем. Шудра, в частности, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах, претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Шудру ждал удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда.

С течением времени, однако, в положении варн происходили не­которые изменения. А именно наблюдалось снижение статуса третьей и некоторое повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус.

Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества. Во многом это произошло благодаря тому, что эта система была освящена религией.

Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. Рождение в той или иной варне - результат поведе­ния человека в его прошлых рождениях (карма). Если у человека хорошая карма, то он возродится в следующей жизни брахманом или кшатрием; дурная - шудрой, а то и вообще животным, червем).

Эти представления диктовали людям смириться с их местом в мире и обществе, не стре­миться к улучшениям и изменениям, но вести себя добродетельно и тем улучшать свою карму с расчетом на будущее.

Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффектив­ным. Эта система со временем не только не распадалась, но, напро­тив, становилась все жестче, сильнее, разветвленное.

С течением времени варны трансформировались в касты (слово «каста» в португальском языке означает «род», «каче­ство»; инд. – «джати»). Если варны строились на основе социально-этнической принадлежности, то касты - на принципах социально-профессиональной принадлежности. При этом в рамках одной варны форми­ровалось несколько каст, имевших тенденцию к все более дробной специализации. Первоначально касты стали складываться внутри непривилегированных варн, а затем распрост­ранились на все общество.

Кастовая структура оказалась более гибкой, чем варновая: она позволяла включать в себя все но­вые и новые слои населения, отводя каждому человеку его строго фиксированное место в единой общественной корпо­ративной системе. Каждая каста имела свою строгую внутреннюю организацию - органы управления, нормы профессио­нальной этики, систему религиозных об­рядов, правила повседневной жизни, внешние знаки отли­тия, даже особенности кулинарии. Каста стремилась оказывать своим членам необходимую материальную поддержку, подыс­кать работу, обеспечить соответствующий уровень ее оплаты. Элементы кастового строя сохраняются в Индии вплоть до на­стоящего времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)