ТОП 10:

Индоарии в долине Ганга. «Ведийский период» истории Индии.



Уже многие десятилетия ученые ведут спору по различным вопросам т.н. «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийские племена пришли в Индию. Также дискуссионным остается вопрос о прародине ариев.

Арии входили в число индоевропейских племен, консолидировавшихся на р. III - II тыс. до н.э. где-то в районе Причерноморья и Прикаспия (может быть, Малой Азии и Закавказья).

В нач. II тыс. до н.э. в силу не вполне ясных пока причин индоевропейцы стали активно мигриро­вать в разных направлениях (на запад, восток и на юг)..

Южная ветвь индоевропейцев, заселившая Иран и Индию, часто име­нуется индоиранской. Между иранскими ариями, осевшими в Иране в начале I тысячелетия до н.э., и индоариями, чья инфильтрация в районы Северной Индии датируется примерно XIV — XIII вв. до н.э., немало общего. Общность проявляется и в языке, и в религии, и в ранних формах социально-кастового разделения общества с выделе­нием воинов и жрецов (магов), и в материальной культуре.

Само слово «арии» связано со словом «ари», которое в ведийскую эпоху означало «иноземец», «чужак», а арий значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним», позднее«человек благородного происхождения».

В последнее время появились археологические материалы, которые позволяют связывать с индоариями ведийской эпохи конкретную археологическую культуру. Индийские археологи открыли культуру «серой расписной керамики», которая была распространенна в Пенджабе, в верховьях Джамны и Ганга и в долинах этих рек. Судя по раскопкам, нижняя граница культуры «серой расписной керамики» относится примерно к XII – XI вв. до н.э., что также совпадает по времени с датировкой «Ригведы». «Ригведа» - это древнейший письменный памятник индоариев, представлявший собой сборник религиозных текстов.

Проникновение индоариев через Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, заселенную до того местными неолитически­ми земледельцами (этнические общности мунда и дравидов) преимущественно, шло, скорее всего, волнами и длилось века.

Появившись в верховьях Ганга, индоарии стали постепенно осва­ивать до того слабо заселенную долину этой реки, оттесняя, либо ассимилируя немногочисленные и сравнительно отсталые аборигенные племена.

Высокий уровень материальной культуры - знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных уст­ройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. - способствовал быстрому и успешному утверждению индоариев в долине Ганга. Именно их язык и культура, включая ее религиозно-мировоззренче­скую первооснову, на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней, определили исторический путь индийской цивилизации.

Можно предположить, что приход индоариев в долину Ганга в сравнительно позднее время и, видимо, появлениеих в этой долине волнами, накладывавшимися одна на другую, создали в Северной Индии уникальную этническую ситуацию.

Ариев оказалось достаточно много для того, чтобы, не вступая в тесный контакт с аборигенным населением, создать и социально укрепить собственную этнополитическую общность. Кроме того, арии прибывали в Индию в то время, когда сами они переживали этап ранней политической интеграции и когда в их среде только начинали вычленяться различные социальные группы - производители, управители и воины, жрецы.

Ранние протогосударства индоариев в долине Ганга были еще недо­статочно прочными, что вполне естественно для полускотоводческого мигрирующего этноса. Зато слой жрецов-брахманов был крепок преж­де всего потому, что религиозные нормы служили в описываемое время едва ли не единственным прочным связующим всех пришель­цев звеном.

Основными занятиями населения ведийской эпохи были земледелие и скотоводство. Причем роль скотоводства была очень высокой, что было связано, вероятно, с происхождением самих индоариев (скотоводы). В ведийских текстах часто говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы гимнов постоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами. Война воспринималась как стремление получить коров. Неслучайно именно корова станет священным животным в Индии.

Прогрессу в производстве способствовало появление железа, которое широко распространяется в Северной Индии с VII в. до н.э.

Ведийские племена жили в небольших укрепленных поселках, которые в «Ригведе» упоминаются под словом «пуры». Это были небольшие сельские центры, состоящие из деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными валами. Постепенно эти города-«пуры» росли, что сопровождалось развитием ремесла. В текстах упоминаются кузнецы, ткачи, плотники, ювелиры, оружейники и т.д.

Развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя.

В «ведийский период» усиливаются процессы имущественной и социальной дифференциации и зарождается «патриархальное» рабство. В текстах рабы упоминаются под именем «даса».

В рассматриваемый период в Северной Индии складываются государственные образования, но о них сведений очень мало. В ведийских сочинениях и эпосе упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств, однако вопрос об исторической реальности этих данных очень спорен.

Согласно традиции, главными династиями в долине Ганга были Солнечная и Лунная. С Солнечной династией связывался герой «Рамаяны» Рама, а с Лунной – известный род Кауравов. Потомком этого рода был легендарный царь Бхарата. Имя Бхараты было окружено ореолом славы. Даже сейчас Индийская Республика официально именуется Бхарат.

К середине I тыс. до н.э. завершается освоение долины Ганга и процесс расселения индоариев по Северной Индии. Этим временем можно датировать окончание ведийского периода и начало следующего, магадхско-маурийского.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.009 с.)