Вопрос о происхождении Хараппской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о происхождении Хараппской культуры.



Это один из самых сложных вопросов в изучении Х. Ц. Высказывались разные точки зрения:

1) о шумерской основе хараппской культуры;

2) о создании ее индоиранскими племенами.

Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, т.к. никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено.

Археологические раскопки последнего времени показывают, что Х.Ц. скорее всего имела местные корни. Она возникла на основе традиций более ранних земледельческих культур долины Инда эпохи неолита.

Антропологический состав носителей Хараппской цивилизации был неоднороден. Среди них были представители средиземноморского и альпийского типов, монголоиды из горных районов и протоавстралоиды, предполагаемое автохтонное население. О полиэтничности населения свидетельствует большое разнообразие погребальных обрядов.

Первоначально развалины древнейших городов были обнаружены в бассейне реки Инд. К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии.

Наиболее крупные археологические комплексы были раскопаны в Мохенджо-Даро и в Хараппе.

Город в Мохенджо-Даро был крупным ремесленно-торговым центром. Раскопанный в Махенджо-Даро холм имел площадь 26 га, в то время как общую площадь определяют в 80 и даже 260 га. В период расцвета в городе, вероятно, проживало до 35 – 40 тыс. человек.

Здесь находились большие мастерские, может быть, связанные с металлургическим производством. К югу от цен­трального холма был расположен крытый рынок или торговое помещение.

И в Мохенджо-Даро и в Хараппе были найдены большие помещения, похожие на зернохранилища, а также цитадели (городские крепости), в которых часть населения могла спастись от врага во время вражеского нашествия или осады города. Очевидно, уже в те времена для защиты городов строились оборонительные сооружения. Все эти археологиче­ские данные позволяют предполагать появление государствен­ной власти.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около 2 кв. км - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек.

Прямые улицы, до 10-ти метров шириной, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямым углом, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми, переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома состояли из 5 -9 комнат и иногда достигали площади в 355 м2. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища.

Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения и туалеты. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.

Одним из важнейших видов хозяйства было земледелие. На плодородных полях в равнине Инда возделывали пшеницу и ячмень, выращивали горох, дыни, наконец, культивировали хлопок, служивший для выделки тканей. Пользовались также плодами финиковой пальмы.

Землю вспахивали при помощи примитивного плуга с лемехом из кремнистого сланца. Серпы делали из меди. Зерно хранили в больших амбарах, расположенных около городской крепости. Можно предполагать, что государственная власть через особых чиновников взимала натуральные повинности с населения, состоящего, очевидно, из свободных общинников.

 

Большое количество сохранившихся предметов указывает, что население в долине Инда занималось не только сельским хозяйством; существовали различные ремесленные производства. Глиняные сосуды лепили на гончарном круге, обжигали в специальных двухъярусных горнах, покрывали красивыми узорами. Из гли­ны делали обожженный кирпич, часто стандартный по форме и по размеру. Кирпичную кладку скрепляли обычно илистым, а иногда известковым или гипсовым раствором. При построй­ках применяли ступенчатый свод. Однако в целом ремеслен­ные производства развивались медленно.

Камнем очень долго пользовались для изготовления самых различных предметов. Так, из камня делали ножи и лемехи, булавы, ручные зерно­терки, таблички для растирания красок, гири, сосуды, нако­нечники сверл, бусы и печати, украшенные и покрытые надпи­сями.

Металлургия получала все большее распространение: при раскопках было обнаружено много медных и бронзовых вещей. Применяли различные способы обработ­ки металла: ковку из металлического листа, литье, знали тех­нику заклепки. Наряду с металлургией развивались и другие ремесла, в частности ткацкое дело, изготовление фаянса и стеклянной пасты, наконец, кораблестроение.

Вероятно, города Индской цивилизации имели обширные торговые и культурные связи. Об этом говорят находки изделий Хараппской культуры (в основном печатей) в Месопотамии, Иране и Южной Туркмении. Это свидетельствует о том, что Индская цивилизация поддерживала широкие внешние связи и входила в систему ранних цивилизаций древнего Востока.

Отсутствие письменных данных по рассматриваемому периоду затрудняет реконструкцию социального и политического устройства индского общества.

Наличие цитадели и городской планировки, вероятно, свидетельствует о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным хозяйством древней Месопотамии.

Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна была существовать примерно та же, что и в ранних обществах Двуречья, государственная структура с властью-собственностью правящих верхов и важной ролью централи­зованной редистрибуции.

Хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, по­ложивших практически заново начало древнеиндийскому очагу циви­лизации. Пожалуй, здесь нужна одна существенная оговорка: новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров.

Существует несколько версий о причинах гибели этой цивилизации:

1) вторжение арийцев, но существует разрыв между вторжением и гибелью цивилизации (200-300 лет);

2) резкое изменение природных условий (изменение русла Инда);

3) внутренний, социальный конфликт (самоуничтожение цивилизации),

но истинная причина так и не известна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.008 с.)