Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема14. Наследственное право

Поиск

 

Понятие права и виды наследования. Этапы развития римского наследственного права. Наследование по завещанию. Понятие и формы завещания (публичная, частная, устная и письменная). Усло­вия действительности завещания. Обязательная доля в наследстве. Лица, имеющие права на обязательную долю в классический пери­од. Размер обязательной доли в юстиниановом законодательстве. Права завещания по законам XII таблиц. Утрата завещанием силы.

Наследование по закону: закон XII таблиц, преторский эдикт: право Юстиниана. Вымороченное наследство. Принятие наследства. Открытие наследства. Вступление в наследство. Исковая защита наследника. "Лежачее" наследство. Ответственность наследника по обязательствам наследователя, ее пределы. Иски о наследстве. Легаты и фидеикомиссы. Порядок приобретения легатов. Две ста­дии в процессе приобретения легатарием его прав. Ограничение легатов. Закон Фальцифия.

Учебно-методическое обеспечение

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) позволяет предметно выработать аналитические навыки, обеспечить понимание теории и юридической практики, более осознанно относиться к уровню своей профессиональной подготовки. СРС способствует развитию их мыслительной деятельности, обеспечивает усвоение определенного учебного материала и предоставляет необходимую подготовку для решения конкретных практических задач, входящих в их будущие профессиональные обязанности. СРС направлена на обеспечение индивидуализации при изучении курса, на развитие способностей и возможностей, на персонификацию контроля за качеством обучения.

Для усвоения лекционного материала, с учетом рекомендаций преподавателя, необходимо изучить самостоятельно обязательную и дополнительную литературу. Непременным условием качественного усвоения материала является выполнение студентами заданий на самостоятельную работу студентов по каждой теме, а именно, решить задачи, тестов, дать ответы на контрольные вопросы. Проработать конспекты лекций, обязательную и дополнительную литературу с составлением конспекта, подготовить презентации в MS Power Point, изучить материалы лекций, подготовиться к семинарам, ознакомиться с материалами электронно-библиотечной системы IPRbooks, подготовить письменное сообщение.

При подготовке к практическим занятиям, руководствуясь планом и списком рекомендуемой литературы, необходимо изучить тему так, чтобы по каждому из предложенных вопросов студент мог дать развернутый, обстоятельный ответ. Для этого необходимо освоить терминологический минимум (глоссарий) по данной дисциплине, ознакомиться с основной и дополнительной литературой. Кроме того, в отведенные часы для самостоятельной работы студент должен решить предложенные казусы.

Последующая практическая подготовка предусматривает: обсуждение выносимых вопросов на практических занятиях; решение задач, призванных выработать у студентов умения и навыки использовать нормативную и фактическую информацию для понимания механизма реализации правовых норм в сфере древнеримского судопроизводства.

При выборе учебника или учебного пособия следует исходить из того, учтены ли в нем требования государственного стандарта высшего образования. Предпочтение отдается тем изданиям, в аннотации к которым прямо указано, что они написаны в соответствии с этим документом.

Основными методами интенсификации, индивидуализации и активизации преподавания дисциплины являются: проблемные лекции, лекции с элементами диалога, практические занятия – «мозговые штурмы», диспуты по разбору конкретных ситуаций, индивидуальные задания и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает:

Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта Подготовка презентации в MS Power Point Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks); Подготовка письменных сообщений

6.2. Задания на самостоятельную работу

 

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 1

Примечание: в указанных заданиях на самостоятельную работу студентов срок выполнения указан для студентов очной формы обучения.

Для студентов заочной формы обучения сроком выполнения задания является предстоящая экзаменационная сессия.

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 1

Цель задания: изучение предмета римского права, его системы и значения.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:274-285.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 2

Цель задания: изучение источников римского права.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Систематизация римского права».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:286-306.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 3

Цель задания: изучить правовое положение физических и юридических лиц.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Правовое положение вольноотпущенников».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:111-119,310-315.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 4

Цель задания: изучить механизм римского государства во все периоды.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Реформы Сервия Туллия».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:316-324.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 5

Цель задания: изучить уголовное право и уголовную юстицию римского государства.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Судебная власть народных собраний».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:325-332.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 6

Цель задания: изучить формы гражданского процесса и механизм его реализации.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Исковая давность».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:125-128,345-352.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 7

Цель задания: изучить институт семьи и брака в римском праве.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Опека и попечительство: основные черты и порядок назначения».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:133-136,360-362.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 8

Цель задания: изучить систему вещных прав, сущность владения и механизм его защиты.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Защита владения».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:145-149,370-374.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 9

Цель задания: изучить институт права собственности в римском праве и способы ее защиты.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Залог по цивильному праву».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:165-179,384-388.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

 

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 10

Цель задания: изучить понятие, содержание, виды обязательств и основания их возникновения.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Стороны в обязательстве».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:389-399.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 11

Цель задания: изучение сущности договоров и условий их действительности.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Условия и сроки договора».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:190-193,405-408.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 12

Цель задания: изучение способов обеспечения обязательств, порядка исполнения их и прекращения.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Основания прекращения обязательств».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:51-62,184-186,413-416.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 13

Цель задания: рассмотреть сущность и содержание обязательств из договоров.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Особенности консенсуальных контрактов и их отличие от реальных».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:74-79,210-220,425-433.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 14

Цель задания: изучить институт наследования в римском праве.

Содержание:

  1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
  2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
  3. Подготовка презентации в MS Power Point
  4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
  5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks);
  6. Подготовка письменного сообщения по вопросу «Фидеикомиссы: понятие и особенности реализации».

Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику.)

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Задания для СР:90-97,249-273,441-450.

Отчетность: конспект лекций.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1-4;

- дополнительные: 1-7

Оценка самостоятельной работы студентов бакалавриата (СРС)

 

Контроль самостоятельной работы (КСР) – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем в часы, отведенные для КСР (путем написания контрольных работ). Их две. Оценка их осуществляется в соответствии с методикой, изложенной в Фонде оценочных средств по дисциплине «Римское право» (см. приложение 1). Итоговая оценка СРС выставляется по пятибалльной системе в отдельную ведомость и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии.

 

Темы контрольных работ для КСР-1:

 

1. Юридическая сделка (negotium): понятие, соотношение с договором.

2. Иски в римском праве. Классификация исков. Коллизия прав и конкуренция исков.

3. Защита и возражение против исков.

4. Легисакционный процесс (процесс по закону) (lege agere).

5. Процесс «по формуле» («per formulas»). Отличия от легисакционного процесса.

6. Преторская формула.

7. Экстраординарное вмешательство магистрата (претора).

8. Экстраординарный (extra ordinem) и постклассический процессы.

9. Процессуальное представительство.

10. Понятие лица в римском праве.

11. Физические лица.

12. Свободное состояние(status libertatis).

13. Ограничение правоспособности и дееспособности самостоятельных (sui iuris) физических лиц в частном праве.

14. Гражданское состояние(status civitatis).

15. Семейное положение(status familiae).

16. Юридические лица (universitates).

17. Владение (possessio) и его виды.

18. Вещное право: понятие, соотношение с обязательственным правом, виды.

Темы контрольных работ для КСР-2:

 

1. Понятие и происхождение собственности, виды права собственности.

2. Способы приобретения собственности.

3. Утрата и защита права собственности.

4. Сервитут (iura praediorum): понятие и виды.

5. Узуфрукт и аналогичные права.

6. Эмфитевсис и суперфиций.

7. Понятие обязательства (obligationes). «Кауза» (causa) в обязательстве.

8. Классификация обязательств.

9. Прекращение обязательства и перенос обязательств.

10. Обеспечение обязательств.

11. Вербальные (устные) контракты (verbis) и литтеральные (письменные) контракты (litteralis).

12. Реальные контракты (re) и консенсуальные контракты (consensu).

13. Безымянные контракты (contractus innominati) и пакты (соглашения) (pactum).

14. Наследственное преемство (hereditas). Открытие и вступление в наследство.

15. Наследование по завещанию (successio tesmentaria).

16. Наследование «по закону» (ab intestato).

17. Сингулярное правопреемство: легат (legatum) и фидеикомиссы (fideicomissum).

18. Этапы развития наследственного римского права.

 

Задания для СР 1. Какие факторы влияют на уменьшение объема правоспособности? 2. Как различался объем правоспособности различных категорий свободного населения в древнем Риме? 3. Какие факторы определяли наличие дееспособности в римском частном праве? 4. Каковы признаки юридического лица: какие особенности правового статуса делают организацию юридическим лицом? 5. Какие виды юридических лиц существовали в римском праве? 6. Как возникало и прекращало существование юридическое лицо? 7. Какова причина деления ординарного процесса на две стадии? 8. Чем различались стадии легисакционного и формулярного процессов? 9. Каковы причины перехода от легисакционного процесса к формулярному? 10. Что такое литисконтестация и какова ее процессуальная роль? 11. Из каких элементов состояла преторская формула? Приведите примеры. 12. Каков порядок исполнения судебных решений? 13. Что такое реституция? Когда она применялась? 14. Чем различаются правовые основания иска и интердикта? 15. Чем различаются цивильные и преторские иски? 16. Чем отличалась эксцепция от простого отрицания иска? 17. Чем отличался законный срок от исковой давности? 18. Чем отличался когниционный процесс от формулярного? 19. Когда возник и когда перестал использоваться легисакционный процесс? Формулярный? Когниционный? 20. Что такое пекулий, каковы его виды, правовой режим и причины появления? 21. Какие виды брака существовали у римлян и какие юридические последствия они имели? 22. Какие формы заключения брака знали римляне? 23. Каковы условия вступления в брак и прекращения брака в древнем Риме? 24. Какие правовые последствия имела римская помолвка? 25. Каковы различия между матримонием, конкубинатом и контубернием? 26. Какой правовой режим имело приданое в древнем Риме? Каковы этапы его эволюции? 27. В каком порядке осуществлялось усыновление? 28. Чем усыновление отличалось от узаконения внебрачных детей? 29. Какое правило было предусмотрено на тот случай, если жена при разводе публично заявляла мужу о своей беременности? 30. В каком порядке женщина могла заменить опекуна, назначенного ей по завещанию покойного мужа, если он по каким-либо причинам не устраивал ее? 31. Каковы последствия брачного законодательства императора Августа? 32. В чем состояло практическое значение деления владения на добросовестное и недобросовестное? 33. Как различаются владельческие права собственника и узуфруктуария? 34. Являлся ли владельцем кредитор, принявший вещь в залог? 35. Как понимать сентенцию Ульпиана "Кого насильственно лишили владения, тот продолжает считаться владельцем"? 36. Что такое “пороки владения” и каковы юридические последствия порочности владения? 37. Чем отличаются посессорная и петиторная защита? 38. Как истолковать следующее положение "Когда мы назначены наследниками, после принятия наследства к нам переходят все права. Владение, однако, не касается нас, если не будет захвачено естественным путем"? 39. Чем различаются первоначальные и производные способы приобретения права собственности по их юридическим последствиям? 40. Какие юридические последствия имела процедура in iure cessio? 41. Какие формы собственности существовали в римском праве? 42. Что такое кондоминий и каков его правовой режим? 43. Что такое виндикация и каков ее правовой режим: стороны в процессе, предмет иска, урегулирование вопроса об ответственности за порчу вещи или произведенных на нее издержках? 44. Чем различались rei vindicatio и actio negatoria? 45. Каковы правомочия обладателей прав на чужие вещи? 46. Какие обстоятельства влекли прекращение сервитута? 47. Чем отличался сельский предиальный сервитут от узуфрукта на земельный участок соседа? 48. Что такое фидуциарная манципация? 49. Каковы этапы эволюции правового режима залоговых прав в римском праве? 50. В чем заключалось отличие эмфитевзиса от обычной аренды? 51. Почему в Институциях Юстиниана обязательство определяется как "правовые оковы, надевающиеся на человека"? 52. Из каких оснований могут возникнуть обязательства? 53. Что такое юридические факты и на какие виды они делятся? 54. Как соотносятся межу собой воля и ее выражение (волеизъявление)? 55. На какие виды делились обязательства со множественностью лиц? 56. Как осуществлялась замена лиц в обязательстве с помощью новации и цессии? 57. Что такое кустодиа? Чем она отличалась от дилигенции? 58. Можно ли было возложить ответственность за чужую вину, то есть за действия третьих лиц? 59. Что такое солидарные обязательства? 60. Каковы юридические последствия просрочки? 61. Какие способы обеспечения обязательств существовали в римском праве?62. Каковы общие принципы ответственности должника за неисполнение.63. В чем состояло отличие контрактов и пактов в римском праве? 64. Чем causa договора отличается от мотивов по юридическим последствиям ее недостижения? 65. Каковы общие тенденции и основные этапы развития договорного права в древнем Риме? 66. Что такое “безыменные контракты” и каковы их виды? 67. Как назывались стороны договора займа, ссуды и хранения?68. Как решался вопрос о риске случайной гибели предмета договора в каждом из важнейших реальных контрактов?69. Почему договоры займа, ссуды, хранения называются реальными?70. Какие возможности для защиты от недобросовестного кредитора были предусмотрены римскими законами?71. Какой иск назывался эвентуальным? Для чего он был предусмотрен?72. Какая поклажа называлась горестной, печальной? Почему? Чем она отличалась от других видов хранения?73. В чем состояло отличие depositum irregulare от договора займа по юридическим последствиям?74. Какие договоры назывались консенсуальными и почему? В чем состояло их главное отличие от реальных договоров?75. Как назывались стороны договора купли-продажи? Договора найма?76. Как назывались должностные лица, в обязанность которых входил контроль за совершением сделок на городских рынках?77. На кого возлагался риск случайной гибели купленной вещи?78. По каким признакам можно отличить договор аренды от договора найма вещи?79. Консенсуальные контракты возникают из простого соглашения сторон. Каков способ их расторжения?80. Какие правила устанавливались для защиты интересов наследника от кредиторов наследодателя?81. В чем состояло отличие легатов от фидеикомиссов? Чем наследование легатария отличалось от наследования по завещанию?82. Почему наследование называется термином преемство?83. В каком порядке наследуют сонаследники?84. Что входило в понятие сингулярное преемство?85. Как изменялись права наследника в процессе наследования? Из каких этапов состоит процесс наследования?86. Какая форма наследования – по закону или по завещанию – доминировала в классическую, в архаическую эпохи, в 12 таблицах?87. Почему завещание считалось актом публичного права? Какова архаическая форма завещания?88. Чем отличается цивильная и преторская системы наследования?89. При Юстиниане было установлено обязательное правило, чтобы наследник вместе с нотариусом произвел опись и оценку наследуемого имущества. Зачем это делалось и какие выгоды давала наследнику эта процедура?90. Что такое лежачее наследство? Каков его статус?91. Что такое провизорное приобретение наследства и какие права следуют из него?92. Почему римляне требовали строгого соблюдения формальностей при составлении завещания? Почему при несоблюдении формы возникали сомнения в действительности завещания?93. Кто не мог быть свидетелем при совершении завещания?94. Зачем в завещании обязательно указывался наследник? Как происходило наследование, если завещатель объявил имена всех лиц, кому достанется часть его имущества, но забыл подчеркнуть кто из них является его преемником?95. Что такое выморочное имущество?96. Чем различаются наследование по праву представления и наследственная трансмиссия?97. Что такое кодицилл?

Задачи:

98. Римский гражданин заключил договор продажи на свое поместье, но, не успев получить за него деньги, ушел на войну и попал в плен. Может ли получить деньги, следующие ему по этому договору, его сын, живший вместе с отцом? Его жена? 99. Цицерон был изгнан из Рима за убийство по его приказу сторонников Катилины, а на его имущество были назначены торги с аукциона. Его согласились принять общины Киликии, где он в свое время неплохо управлял в качестве наместника римского народа. Мог ли он, находясь в изгнании, выкупить свои собственные поместья? Мог ли он вернуть свои поместья, возвратившись из изгнания? 100. Став императором, Марк Ульпий Траян предоставил нескольким городам своей родной Испании латинское гражданство. Сможет ли кто-либо из жителей этих городов претендовать на титул римского императора, подобно Траяну? Могли ли они купить в Риме дом? землю? 101. Император Клавдий предоставил права римского гражданства галльскому племени эдуев. Смогут ли после этого вожди эдуев стать римскими сенаторами? 102. Завоевав Египет, император Октавиан Август учредил для управления им должность префекта. Какой гражданский статус получили египтяне, судя по этому акту императора? Могли ли жрецы египетской богини Исиды из г. Саиса основать храм этой богини в Риме? 103. В начале нашей эры жители Иудеи не раз поднимали восстания против римского владычества, которые были жестоко подавлены римлянами. Один богатый иудей, боясь расхищения своего имущества после подавления восстания Симона Бар-Кохбы в 125 г., составил завещание, в котором отказал половину своих богатств сыновьям, а половину – императору Адриану. Однако наместник Сирийской провинции, в состав которой входила Иудея, конфисковал его имущество в пользу императорской казны – фиска. Мог ли иудей рассчитывать на возвращение сыновней половины имущества по суду? 104. Бывший раб, отпущенный на свободу коллегией пекарей испанского города Кордубы, занялся поставками ей зерна из Африки и разбогател. Один из членов коллегии попросил у него взаймы денег и не отдал вовремя. Вольноотпущенник-кредитор подал на своего должника иск. Но презид провинции отказался принять его на том основании, что он не имеет права бесчестить своего патрона. Правильно ли поступил презид? 105. Одна римская гражданка попала в плен к парфянам, будучи беременной. В плену она родила сына и из-за своей красоты стала наложницей парфянского военачальника. Через некоторое время успешный поход императора Траяна против Парфии привел к ее освобождению из рабства. Благополучно вернувшись, домой вместе с сыном, она в скором времени родила еще одного ребенка, зачатого в парфянском плену. Какой статус будет у ее сыновей? 106. Одна из любовниц императора Коммода была изобличена в участии в заговоре против императора и приговорена к смертной казни. Перед исполнением приговора выяснилось, что она беременна, и казнь была отложена до рождения ребенка. Каков будет статус у рожденного ею ребенка? 107. В период правления императора Антонина Пия одна римская матрона за жестокое обращение со своими слугами была отправлена в изгнание. Уехав в Дакию, она родила там сына, зачатого от своего мужа еще в Риме, и через несколько лет умерла, так и не получив прощения от императора. Когда ее сын вырос, он вернулся в Рим с целью вступить в наследственное владение имуществом своего отца. Сможет ли он это сделать, и какие правовые препятствия встретятся на его пути? 108. Некий римский гражданин продал себя в рабство с тем, чтобы на полученные деньги дать сыну образование и помочь сделать карьеру. Его замысел удался: в то время как он томился в рабстве его сын занял всадническую должность и разбогател. Движимый благодарностью к отцу, сын выкупил его и освободил из рабства. Через несколько лет по нелепой случайности сын погибает на охоте. Будучи в расцвете лет, он не позаботился о завещании. Все его имущество по закону перешло к его малолетнему сыну, мать которого недолюбливала своего свекра. Движимый заботой о внуке и вынужденный позаботиться о собственном пропитании наш гражданин обратился к магистрату по вопросу об установлении опеки над мальчиком и предложил себя в качестве опекуна, мотивируя это тем, что он - дед и ближайший агнат внука. Какое решение примет магистрат? 109. Действуя по просьбе отца, некий молодой римлянин помог его сыну разбогатеть на торговле недвижимостью и во много раз увеличить представленное тому отцом имущество. Однако ни отец, ни сын не пожелали вознаградить за это помощника. Тогда тот подал иск "из ведения дел" к своему бывшему напарнику и потребовал от него гонорар в размере 100000 сестерциев. Однако тот заявил, что имущество, предоставленное ему отцом (пекулий), составляет только 10000 сестерциев. Остальные деньги он предусмотрительно перевел в имущество отца. Может ли истец получить требуемое? Против кого он подал иск? Один из юристов, к которому он обратился, посоветовал ему подать иск "из пекулия" и получить хотя бы 10000. Другой рекомендовал иск против имущества отца с взысканием всей суммы. Какой из путей избрать истцу? Какой из них реален? 110. После смерти отца римский гражданин занялся строительным подрядом по строительству вилл в окрестностях Рима. В качестве помощника он выбрал себе верного раба своего отца, которому последний (отец) давно обещал дать свободу в своем завещании. Начавший дело сын поручил своему новому товарищу закупить кирпич и дал денег. Но случилось так, что завещание пропало. Раб не получил свободу и, обидевшись, присвоил себе деньги. Терпя убытки, сын подал на него иск "из поручения", но претор не принял его. Сгоряча сын подал иск "из ведения дел", но претор опять отказал ему. Почему? Как сыну добиться справедливости? 111. Некий гражданин в эпоху Северов был осужден по иску "о воровстве" судом презида провинции. Не согласившись с решением судьи, он в установленный срок подал апелляцию викарию диоцеза. Пока его прошение рассматривалось викарием, он подал заявку на участие в выборах декурионов г. Кесарии. Но организаторы выборов отказали ему на том основании, что он запятнал себя бесчестием как вор. Правильно ли они поступили? Есть ли у него возможность стать декурионом? 112. Некий гражданин во время выборов городских магистратов рассказал о том, что один из его соперников - кандидатов на должность разрушил алтарь бога-покровителя дорог Меркурия, который стоял у границы его земельного владения. Однако обвиненный сумел оправдаться перед претором, доказав с помощью свидетелей, что алтарь просто зарос травой и кустарником и его плохо видно с дороги. Затем, торжествуя, он потребовал от членов городского совета, чтобы они запретили баллотироваться его сопернику на том основании, что он запятнал себя бесчестием (infamia) как клеветник. Как поступили члены совета? На чем будет основано их решение? 113. Подав иск о взыскании долга, римский гражданин назначил для ведения своего дела прокуратором своего вольноотпущенника. Не успел претор выяснить суть дела и составить формулу как гражданин скоропостижно умер. Вольноотпущенник отказался принимать участие в процессе. Тогда раздосадованный претор наложил штраф, который обычно взимался в соответствии с эксцепцией, которая называлась "о не предоставлении защиты дела", - на наследников умершего гражданина, в число которых входил и этот вольноотпущенник. Правильно ли поступил претор? 114. Богатый вольноотпущенник, чтобы поддержать материально своего патрона, поручил ему взыскат


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.011 с.)