Приведём один из них: залп «авроры». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приведём один из них: залп «авроры».



В книгах, статьях, поэмах, на экранах бесчисленное количество раз мелькало это привычное для всех, всеми принимаемое на веру словосочетание, особенно в знаменитой фразе о том, что этот залп «возвестил начало новой эры» и т.д.

Но вот В.Кардин исследует архивы, поднимает документы, и выясняет, что на самом деле 25 октября 1917 года НИКАКОГО ЗАЛПА «АВРОРЫ» НЕ БЫЛО! А был один-единственный выстрел из носового орудия крейсера, к тому же – холостой.

Для читателя современного этот факт вряд ли имеет значение, но тогда имело.

ТИП ГЕРОЯ. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ. «ДЕГЕРОИЗАЦИЯ»

В «Новом мире» тип героя ориентирован на «маленького человека» классики Х1Х века. Главными ориентирами новомировской художественной практики и литературной критики становятся Иван Денисович и Матрена Солженицына, Муля из повести Семина «Семеро в одном доме», герои повестей И.Грековой, Н.Воронова и т.п.

Дело не во внешних признаках героя, не в его социальном статусе, не в «обыкновенности» черт его психологического облика, а в особой эстетической ориентации новомировского направления.

Вопрос о герое – частный элемент более общей проблемы, которая связана с эстетической ориентацией "новомировского направления" на определенный тип реализма. Это выразилось прежде всего в четком отделении своей позиции от «соцреалистической» традиции, с её положительным героем, перестраивающим мир. Новомировская эстетика ориентирована на другой постулат: «обстоятельства сильнее человека».

«Новомировское направление» ближе к традициям реализма «критического», к тенденциям «натуральной школы».

АНТИМОДЕРНИЗМ

К модернизму отношение журнала и его главного редактора было резко негативным – до такой степени, что редколлегия считала возможным заявлять об этом специально в редакционных выступлениях (которые, кстати, в принципе, случались весьма редко). Вот пример такой декларации:

«Модернистское «выражение субъективного» изолировано от постижения объективной действительности. Тут связи между одинокой личностью и окружающим ее реальным миром оказываются разорванными. Изолированное от окружающего, равнодушное к объективной действительности внутреннее «Я» художника превращается в пуп мироздания и самоцель искусства. Именно в таком отношении к объективному выражается убогая эстетика модернизма» [1].

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Одно из краеугольных положений «новомировской» эстетики 60-х годов – требование определенности и четкого выражения в произведении авторской позиции. Авторская позиция должна проявляться во всем: и в честной оценке фактов, ситуации, героев, и в различении голоса автора и героя в художественном тексте. На этом особенно настаивал Твардовский. Он считал, что именно «личность автора определяет достоинства произведения как художественного целого»[2].

5. АЛЛЮЗИОННОСТЬ И "ЭЗОПОВ ЯЗЫК" в эстетике журнала.

Если автор из-за цензурных препятствий не имеет возможности выразить свою мысль более или менее открыто, он все равно должен ее выразить – иносказательно. Поэтому в "новомировской" прозе постепенно и очень быстро вырабатывался свой стиль, свой художественный "язык" общения с читателем. "Эзопов язык" тогдашнего "Нового мира" был хорошо понятен читателю, в особенности интеллигенции, составлявшей основной "электорат" этого журнала.

6. КАЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ. Непременным требованием к произведениям, публикуемым в журнале Твардовского, был высокий художественный уровень произведения. За одно только соответствие вещи идеологической позиции журнала Твардовский предложенные журналу произведения не печатал. Поэтому общий уровень прозы "Нового мира" был значительно выше уровня противостоявшего ему литературного «официоза».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.006 с.)