VII. Исследование волевой сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Исследование волевой сферы.



Основным методом является наблюдение за поведением больного, его активностью, целенаправленностью и адекватностью обстановке и собственным переживаниям. Необходимо отметить эмоциональный фон, на котором развертываются расстройства произвольной деятельности, расспросить больного о причинах его поступков и реакций, о планах на будущее, стремлении к трудовой деятельности, к развлечениям. Чем занят в отделении - читает ли, работает ли в мастерской, играет в настольные игры, смотрит ли телевизор. В случаях мутизма следует попытаться вступить с больным в письменный или мимический контакт.

У ступорозных больных выявляются признаки восковой гибкости, явления активного и пассивного негативизма, автоматической подчиняемости, манерность, гримасничанье. В некоторых случаях показано растормаживание больного вливанием амитал-кофеиновой смеси. Необходимо обращать внимание на особенности речи больных (тотальный или элективный мутизм, манерная речь, бессвязность и т.д.).

6. Рекомендуемая литература.

Основной:

1) ИВАНЕЦ, Н. Н. - Психиатрия и наркология: Учебник / авт. текста Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина; Москва: ГЭОТАР-Медиа.- 2006.

2) КОРКИНА, М. В.. - Психиатрия: Учебник для студентов лечеб. и педиатр. фак.мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2002.

Дополнительный:

3) БУХАНОВСКИЙ, А.О. - Общая психо-патология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин и М. Е. Литвак; Ростов - на - Дону: Изд-во ЛРНЦ " Феникс ".- 1998.

4) ЖАРИКОВ, Н.М. - Психиатрия: Учебник для мед.вузов / авт.текста Н.М. Жариков и Ю. Г. Тюльпин; Москва: Медицина.- 2000.

5) КОРКИНА, М. В. - Психиатрия: Учебник для студентов мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2004.

6) КОРСАКОВ, С. С. - Общая психопатология / авт. текста С. С. Корсаков; Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний.- 2003.

7) СНЕЖНЕВСКИЙ, А. В. - Общая психопатология: Курс лекций / авт.текста А. В. Снежневский; Москва: МЕДпресс-информ.- 2001.


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ПО

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8

ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

 

ТЕМА: Шизофрения. Клинические формы, типы течения.

Лечение, реабилитация.

 

 

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедеральной методической конференции)

Протокол_№ 1

28 августа 2007г.

 

 

Зав. кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., доцент________________ А.А. Сумароков

 

 

Составитель:

к.м.н., доцент М.А. Березовская

к.м.н., асс. Ю.У. Арапиев

 

 

Красноярск

 


1. Тема: Шизофрения. Клинические формы, типы течения. Лечение, реабилитация.

2. Значение изучения темы: Каждый врач должен иметь навыки диагностики эндогенных психических заболеваний и оказания неотложной помощи таким пациентам.

3. Цели занятия: уметь диагностировать шизофрению. Уметь выявить при помощи беседы и наблюдения ядерные и факультативные симптомы шизофрении. Уметь оценить анамнестические сведения и синдромокинез данного заболевания. Уметь правильно описать выявленные расстройства и оформить историю болезни. Развитие ответственности, соблюдение правил медицинской этики и деонтологии.

4. План изучения темы:

4.1. Самостоятельная работа: курация больных – 30.

4.2. Исходный контроль знаний (тесты) - 20 минут.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

разбор больных - 90 минут.

4.4. Итоговый контроль знаний:

решение ситуационных задач – 30 минут;

подведение итогов - 10 минут

Основные понятия и положения темы.

Шизофрения - психическое заболевание, характеризующееся дисгармоничностью и утратой единства психических функций (мышления, эмоций, моторики), длительным непрерывным или приступообразным течением и разной выраженностью продуктивных и негативных расстройств, приводящих к изменениям личности в виде аутизма, снижения энергетического потенциала, эмоционального обеднения и нарастающей инвертированности.

Основными симптомами шизофрении, определяющими диагноз заболевания, является триада Останкова: расстройства в эмоциональной (равнодушие, неадекватность), волевой (пассивность, парамимии, парапраксии) и ассоциативной сферах психической деятельности.

· расщепление (схизис) - в виде разорванности мышления, амбивалентности и амбитендентности в эмоциях и воле, раздвоении сознания;

· аутизм - уход в себя, складывающийся из направленности интересов личности на свои внутренние переживания с созданием оторванного от реального мира, а часто и противоречащего ему круга представлений и понятий, при стремлении ограничить контакты с окружающими людьми;

· расстройства эмоций в виде их апатического притупления, опустошения, неадекватности. Обычно эмоциональные расстройства сопровождаются и нарушением волевых побуждений в виде гипобулии, абулии и извращения произвольной деятельности (парабулии).

Д ополнительные симптомы шизофрении:

· Расстройства восприятия. Зрительные галлюцинации не характерны. Чаще встречаются слуховые, обонятельные, тактильные и галлюцинации общего чувства (висцеральные). Они неопределённы, странны, вычурны, изменчивы и житейски малопонятны. Преобладают псевдогаллюцинации, из них наиболее часты вербальные («голоса»). Голоса «узнают», повторяют, комментируют мысли и желания больного, иногда приказывают. Нередко одни «голоса» противоречат другим, рассуждают с больным на отвлеченные темы, имеют символическое значение.

· Бред преследования и воздействия. В начальных стадиях болезни характерна бредовая интерпретация отношения окружающих к больному. Бредовые идеи при шизофрении мало связаны с реальными жизненными отношениями, психологически не обоснованны. Они становятся всё более нелепыми, паралогическими, резонерскими, эмоционально выхолощенными - то есть отражают всю специфику шизофренического мышления. Ещё одна особенность шизофренического бреда состоит в том, что он охватывает чрезмерно широкий и невероятный круг событий, действующих лиц и проблем.

· Кататонические нарушения, а также дурашливость в поведении.

 

Формы шизофрении

- Простая форма.

- Гебефреническая форма.

- Кататоническая форма.

- Параноидная форма.

- Циркулярная форма шизофрении, или шизоаффективный психоз

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

Тесты:

1. Что характерно для эмоциональных изменений при шизофрении:

а) слабодушие

б) эмоциональная лабильность

в) экспансивность

г) эмоциональная дефицитарность

2. Обязательным для шизофрении является синдромы:

а) обманы восприятия

б) аутизм

в) бредовые расстройства

г) астения

3. Какая из форм шизофрении сама по себе может вызвать летальный исход:

а) фебрильный приступ

б) гебефреническая форма

в) кататоническая форма

г) параноидная форма

Ситуационные задачи:

1. У больного наблюдается ступор с восковой гиб­костью. При выходе из этого состояния он с подробностями рассказал, что испытывал чувство, как будто “поднялся” в стратосферу и “летел” над планетой. Под ним проплывали материки и моря, “встречался с космонавтами, но не с земля­нами, а из других миров”. В то же время он не мог рассказать, как был доставлен в больницу, что происходило с ним в пала­те, беседовал ли с ним врач. Поставить диагноз.

2. Больной сидит неподвижно. Веки полуопущены, взгляд невыразительный, сонлив. Иногда медленно молча шевелит губами, внезапно начинает говорить: “Лечу... Лечу... Как в ми­лицейской машине... Темно-то на Луне...” Периодически взгляд становится ясным, с удивлением смотрит на окружаю­щее. Не может понять, милицейская машина это или палата больницы. Врачу сказал, что находится на луне и, кажется, в больнице. Кратковременные периоды «просветления» сме­няются ступором с невозможностью контакта. Поставить диагноз.

3. Родственники больного обратились за советом. Они сообщили, что больной развивался с детства вполне удовлет­ворительно. В возрасте 25 лет поведение изменилось: стал подозрительным, замкнутым, целыми днями сидел один в ком­нате, закрыв окна шторами и дверь на ключ. Из дневника больного удалось установить, что его “хотят убить члены тайной шпионской организации”. При беседе с больным выяснилось отсутствие каких-либо расстройств восприятия. Боль­ной держится настороженно. Лишь после длительной беседы удалось выявить, что соседи больного систематически следят за ним, являются членами какой-то шайки. Поставить диагноз.

4. Больная находится в стационаре 12 лет. Первые годы отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В последнее время нарастает разорванность речи. Регулярно участвует в трудовых процессах. Работая, непрерывно бормочет: “Ну, правильно - сизформа; мышление, следовательно, опреде­ляется бытием. Форма моего бытия особенна, она содержит 5 букв. Причем форма моего мышления совпадает с буквами моего опекунства. Я отношусь только к категории лиц, у кото­рых есть имя, но нет фамилии. Природа на основании физио­логии при помощи математического светового жаргона, на базисе шахмат доказала, что я по своей физиологии граж­данин…”. Поставить диагноз.

5. Больной был доставлен в психиатрическую больницу в сопровождении милиции. Пытался нанести ножевые ранения соседу. На приеме: напряжен, злобен, заявляет, что сосед установил у себя в квартире аппарат, при помощи которого записывает мысли больного на магнитофон, вкладывает ему в голову свои мысли. Иногда специальным аппаратом устраи­вает радиопередачи, в которых всячески его оскорбляет. В последнее время сосед проводил эксперименты другого рода, заставлял больного идти не туда, куда надо, произно­сить бранные слова, вызывал у него искусственное веселье. Поставить диагноз.

 

Список тем по УИРС:

1. Фебрильная шизофрения.

2. Нейролептический синдром, его клиника и купирование.

8. Рекомендуемая литература.

Основной:

1) ИВАНЕЦ, Н. Н. - Психиатрия и наркология: Учебник / авт. текста Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина; Москва: ГЭОТАР-Медиа.- 2006.

2) КОРКИНА, М. В.. - Психиатрия: Учебник для студентов лечеб. и педиатр. фак.мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2002.

Дополнительный:

3) ЖАРИКОВ, Н.М. - Психиатрия: Учебник для мед.вузов / авт.текста Н.М. Жариков и Ю. Г. Тюльпин; Москва: Медицина.- 2000.

4) КИРПИЧЕНКО, А.А.. - Психиатрия: Учебник / авт.текста А.А. Кирпиченко и Ан.А. Кирпиченко; Минск: Вышэйшая школа.- 2001.

5) Клиническая психиатрия: Учебное пособие / гл.ред. Т. Б. Дмитриева; Пер. с англ. Р.Г. Акжигитова, В.В. Золотухина, Г. Каплан и Б. Сэдок; Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА. – 1999.

6) КОРКИНА, М. В. - Психиатрия: Учебник для студентов мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2004.

7) Шизофрения: Изучение спектра психозов / Ред. Р.Дж. Энсилл, С. Холлидей и Дж. Хигенботтэм; Пер. с англ. О.С. Лебедева; Москва: Медицина.- 2001.

 


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.018 с.)