Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Исследование волевой сферы.
Основным методом является наблюдение за поведением больного, его активностью, целенаправленностью и адекватностью обстановке и собственным переживаниям. Необходимо отметить эмоциональный фон, на котором развертываются расстройства произвольной деятельности, расспросить больного о причинах его поступков и реакций, о планах на будущее, стремлении к трудовой деятельности, к развлечениям. Чем занят в отделении - читает ли, работает ли в мастерской, играет в настольные игры, смотрит ли телевизор. В случаях мутизма следует попытаться вступить с больным в письменный или мимический контакт. У ступорозных больных выявляются признаки восковой гибкости, явления активного и пассивного негативизма, автоматической подчиняемости, манерность, гримасничанье. В некоторых случаях показано растормаживание больного вливанием амитал-кофеиновой смеси. Необходимо обращать внимание на особенности речи больных (тотальный или элективный мутизм, манерная речь, бессвязность и т.д.). 6. Рекомендуемая литература. Основной: 1) ИВАНЕЦ, Н. Н. - Психиатрия и наркология: Учебник / авт. текста Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина; Москва: ГЭОТАР-Медиа.- 2006. 2) КОРКИНА, М. В.. - Психиатрия: Учебник для студентов лечеб. и педиатр. фак.мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2002. Дополнительный: 3) БУХАНОВСКИЙ, А.О. - Общая психо-патология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин и М. Е. Литвак; Ростов - на - Дону: Изд-во ЛРНЦ " Феникс ".- 1998. 4) ЖАРИКОВ, Н.М. - Психиатрия: Учебник для мед.вузов / авт.текста Н.М. Жариков и Ю. Г. Тюльпин; Москва: Медицина.- 2000. 5) КОРКИНА, М. В. - Психиатрия: Учебник для студентов мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2004. 6) КОРСАКОВ, С. С. - Общая психопатология / авт. текста С. С. Корсаков; Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний.- 2003. 7) СНЕЖНЕВСКИЙ, А. В. - Общая психопатология: Курс лекций / авт.текста А. В. Снежневский; Москва: МЕДпресс-информ.- 2001. ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8 ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА: Шизофрения. Клинические формы, типы течения. Лечение, реабилитация.
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедеральной методической конференции) Протокол_№ 1 28 августа 2007г.
Зав. кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава д.м.н., доцент________________ А.А. Сумароков
Составитель: к.м.н., доцент М.А. Березовская к.м.н., асс. Ю.У. Арапиев
Красноярск
1. Тема: Шизофрения. Клинические формы, типы течения. Лечение, реабилитация. 2. Значение изучения темы: Каждый врач должен иметь навыки диагностики эндогенных психических заболеваний и оказания неотложной помощи таким пациентам. 3. Цели занятия: уметь диагностировать шизофрению. Уметь выявить при помощи беседы и наблюдения ядерные и факультативные симптомы шизофрении. Уметь оценить анамнестические сведения и синдромокинез данного заболевания. Уметь правильно описать выявленные расстройства и оформить историю болезни. Развитие ответственности, соблюдение правил медицинской этики и деонтологии. 4. План изучения темы: 4.1. Самостоятельная работа: курация больных – 30. 4.2. Исходный контроль знаний (тесты) - 20 минут. 4.3. Самостоятельная работа по теме: разбор больных - 90 минут. 4.4. Итоговый контроль знаний: решение ситуационных задач – 30 минут; подведение итогов - 10 минут Основные понятия и положения темы. Шизофрения - психическое заболевание, характеризующееся дисгармоничностью и утратой единства психических функций (мышления, эмоций, моторики), длительным непрерывным или приступообразным течением и разной выраженностью продуктивных и негативных расстройств, приводящих к изменениям личности в виде аутизма, снижения энергетического потенциала, эмоционального обеднения и нарастающей инвертированности. Основными симптомами шизофрении, определяющими диагноз заболевания, является триада Останкова: расстройства в эмоциональной (равнодушие, неадекватность), волевой (пассивность, парамимии, парапраксии) и ассоциативной сферах психической деятельности.
· расщепление (схизис) - в виде разорванности мышления, амбивалентности и амбитендентности в эмоциях и воле, раздвоении сознания; · аутизм - уход в себя, складывающийся из направленности интересов личности на свои внутренние переживания с созданием оторванного от реального мира, а часто и противоречащего ему круга представлений и понятий, при стремлении ограничить контакты с окружающими людьми; · расстройства эмоций в виде их апатического притупления, опустошения, неадекватности. Обычно эмоциональные расстройства сопровождаются и нарушением волевых побуждений в виде гипобулии, абулии и извращения произвольной деятельности (парабулии). Д ополнительные симптомы шизофрении: · Расстройства восприятия. Зрительные галлюцинации не характерны. Чаще встречаются слуховые, обонятельные, тактильные и галлюцинации общего чувства (висцеральные). Они неопределённы, странны, вычурны, изменчивы и житейски малопонятны. Преобладают псевдогаллюцинации, из них наиболее часты вербальные («голоса»). Голоса «узнают», повторяют, комментируют мысли и желания больного, иногда приказывают. Нередко одни «голоса» противоречат другим, рассуждают с больным на отвлеченные темы, имеют символическое значение. · Бред преследования и воздействия. В начальных стадиях болезни характерна бредовая интерпретация отношения окружающих к больному. Бредовые идеи при шизофрении мало связаны с реальными жизненными отношениями, психологически не обоснованны. Они становятся всё более нелепыми, паралогическими, резонерскими, эмоционально выхолощенными - то есть отражают всю специфику шизофренического мышления. Ещё одна особенность шизофренического бреда состоит в том, что он охватывает чрезмерно широкий и невероятный круг событий, действующих лиц и проблем. · Кататонические нарушения, а также дурашливость в поведении.
Формы шизофрении - Простая форма. - Гебефреническая форма. - Кататоническая форма. - Параноидная форма. - Циркулярная форма шизофрении, или шизоаффективный психоз Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности. Тесты: 1. Что характерно для эмоциональных изменений при шизофрении: а) слабодушие б) эмоциональная лабильность в) экспансивность г) эмоциональная дефицитарность 2. Обязательным для шизофрении является синдромы: а) обманы восприятия б) аутизм в) бредовые расстройства г) астения 3. Какая из форм шизофрении сама по себе может вызвать летальный исход: а) фебрильный приступ б) гебефреническая форма в) кататоническая форма г) параноидная форма Ситуационные задачи: 1. У больного наблюдается ступор с восковой гибкостью. При выходе из этого состояния он с подробностями рассказал, что испытывал чувство, как будто “поднялся” в стратосферу и “летел” над планетой. Под ним проплывали материки и моря, “встречался с космонавтами, но не с землянами, а из других миров”. В то же время он не мог рассказать, как был доставлен в больницу, что происходило с ним в палате, беседовал ли с ним врач. Поставить диагноз. 2. Больной сидит неподвижно. Веки полуопущены, взгляд невыразительный, сонлив. Иногда медленно молча шевелит губами, внезапно начинает говорить: “Лечу... Лечу... Как в милицейской машине... Темно-то на Луне...” Периодически взгляд становится ясным, с удивлением смотрит на окружающее. Не может понять, милицейская машина это или палата больницы. Врачу сказал, что находится на луне и, кажется, в больнице. Кратковременные периоды «просветления» сменяются ступором с невозможностью контакта. Поставить диагноз.
3. Родственники больного обратились за советом. Они сообщили, что больной развивался с детства вполне удовлетворительно. В возрасте 25 лет поведение изменилось: стал подозрительным, замкнутым, целыми днями сидел один в комнате, закрыв окна шторами и дверь на ключ. Из дневника больного удалось установить, что его “хотят убить члены тайной шпионской организации”. При беседе с больным выяснилось отсутствие каких-либо расстройств восприятия. Больной держится настороженно. Лишь после длительной беседы удалось выявить, что соседи больного систематически следят за ним, являются членами какой-то шайки. Поставить диагноз. 4. Больная находится в стационаре 12 лет. Первые годы отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В последнее время нарастает разорванность речи. Регулярно участвует в трудовых процессах. Работая, непрерывно бормочет: “Ну, правильно - сизформа; мышление, следовательно, определяется бытием. Форма моего бытия особенна, она содержит 5 букв. Причем форма моего мышления совпадает с буквами моего опекунства. Я отношусь только к категории лиц, у которых есть имя, но нет фамилии. Природа на основании физиологии при помощи математического светового жаргона, на базисе шахмат доказала, что я по своей физиологии гражданин…”. Поставить диагноз. 5. Больной был доставлен в психиатрическую больницу в сопровождении милиции. Пытался нанести ножевые ранения соседу. На приеме: напряжен, злобен, заявляет, что сосед установил у себя в квартире аппарат, при помощи которого записывает мысли больного на магнитофон, вкладывает ему в голову свои мысли. Иногда специальным аппаратом устраивает радиопередачи, в которых всячески его оскорбляет. В последнее время сосед проводил эксперименты другого рода, заставлял больного идти не туда, куда надо, произносить бранные слова, вызывал у него искусственное веселье. Поставить диагноз.
Список тем по УИРС: 1. Фебрильная шизофрения. 2. Нейролептический синдром, его клиника и купирование. 8. Рекомендуемая литература.
Основной: 1) ИВАНЕЦ, Н. Н. - Психиатрия и наркология: Учебник / авт. текста Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина; Москва: ГЭОТАР-Медиа.- 2006. 2) КОРКИНА, М. В.. - Психиатрия: Учебник для студентов лечеб. и педиатр. фак.мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2002. Дополнительный: 3) ЖАРИКОВ, Н.М. - Психиатрия: Учебник для мед.вузов / авт.текста Н.М. Жариков и Ю. Г. Тюльпин; Москва: Медицина.- 2000. 4) КИРПИЧЕНКО, А.А.. - Психиатрия: Учебник / авт.текста А.А. Кирпиченко и Ан.А. Кирпиченко; Минск: Вышэйшая школа.- 2001. 5) Клиническая психиатрия: Учебное пособие / гл.ред. Т. Б. Дмитриева; Пер. с англ. Р.Г. Акжигитова, В.В. Золотухина, Г. Каплан и Б. Сэдок; Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА. – 1999. 6) КОРКИНА, М. В. - Психиатрия: Учебник для студентов мед.вузов / авт.текста М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко и И. И. Сергеев; Москва: МЕДпресс-информ.- 2004. 7) Шизофрения: Изучение спектра психозов / Ред. Р.Дж. Энсилл, С. Холлидей и Дж. Хигенботтэм; Пер. с англ. О.С. Лебедева; Москва: Медицина.- 2001.
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.018 с.) |