ТОП 10:

Преимущества и недостатки ГЧП в инфраструктурных проектах.



Анализ завершенных и текущих проектов ГЧП в мире позволяет выделить целый КОМПЛЕКС ПРЕИМУЩЕСТВ ГЧП.

Финансовые преимущества.

· увеличение финансового и иного ресурсного обеспечения инфраструктурных проектов при сокращении публичных (бюджетных и внебюджетных) расходов на эти цели.

ГЧП – это эффективный способ сократить публичные расходы на реализацию проекта. Применение опыта частного сектора в планировании и реализации проектов наряду с привлечением частных инвестиций позволяет при надлежащей организации снизить первоначальный проектируемый объем бюджетных затрат на реализацию проекта.

Основные причины использования ГЧП, делающие подобного рода проекты привлекательными для государственного сектора, заключаются в том, что частный сектор в данном случае производит финансирование строительства в рамках конкретного проекта, при этом затраченные инвестором средства возвращаются в дальнейшем в виде выплат за обслуживание, осуществляемых соответствующим органом государственной власти по прошествии довольно длительного периода времени, либо в виде доходов, получаемых от эксплуатации проекта в дальнейшем, либо в виде комбинации двух вышеуказанных вариантов.

Таким образом, в обстоятельствах, когда государственный сектор не имеет возможности увеличивать размер прямого финансирования на осуществление проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры или оказание государственных услуг, проекты, создаваемые при осуществлении ГЧП, позволяют решить данную проблему, резко повышая финансовую доступность такого рода проектов. Соответственно у государства появляются возможности направить высвобождающиеся ресурсы на другие приоритетные направления.

Проекты, осуществляемые в рамках ГЧП, являются для государства возможностью решения таких проблем, как неизбежные износ и устаревание инфраструктуры, увеличение спроса на объекты инфраструктуры, который невозможно удовлетворять в таких объемах, а также ограниченность бюджета. ГЧП обеспечивают потенциальную возможность снижения перерасхода средств и временных задержек по сравнению с традиционными механизмами реализации проектов по строительству подобных объектов.

Проекты ГЧП позволяют обеспечить строительство дополнительных необходимых объемов транспортной инфраструктуры, поскольку при осуществлении данного сотрудничества возможно профинансировать строительство тех дорог, которые иначе не были бы построены из-за нехватки средств государственного бюджета. В настоящее время многие государства сталкиваются со стремительным ростом спроса на автомобильные перевозки, при том, что уменьшаются возможности финансирования из традиционных источников.

 

· возможность снижения расходов на реализацию инфраструктурного проекта.

Одним из преимуществ ГЧП в сфере инфраструктурных проектов является реальная возможность оптимизации расходов на проектирование, строительство, модернизацию, эксплуатацию инфраструктурного объекта (комплекса объектов, инфраструктурной сети и т.д.) и потенциальная возможность снижения общих государственных расходов на реализацию проекта.

Если проектировщик и застройщик имеют определенную финансовую заинтересованность в проекте ГЧП на протяжении всего срока его реализации, то это будет создавать стимулы для более тщательного учета и проработки конструктивных особенностей проектируемого объекта или комплекса, оптимизации предлагаемых технических решений и их экономического обеспечения – для снижения интегральных долгосрочных расходов на эксплуатацию объекта, причем стимулы будут при таких условиях более сильными и действенными, чем при использовании схем госзакупок.

 

· возможность реализации проекта без его финансирования за счет годового бюджета государства либо муниципального образования на текущий или следующий бюджетный год.

Для государства очень важны инвестиции в инфраструктуру, так как экономический рост в существенной мере зависит от состояния и развития инфраструктуры (в сфере транспортных систем, энергетики, водоснабжения, телекоммуникаций), а также от строительства новых инфраструктурных комплексов и объектов (учреждений здравоохранения, учреждений образования, объектов жилищного строительства).

Но государство связано в реализации этих проектов не только объективной ограниченностью бюджетных ресурсов, но и другими требованиями (по времени, по условиям и т.д.), выдвигаемыми как при разработке проектов бюджетов, так и при обсуждении и принятии бюджетов в парламенте.

 

· повышение эффективности использования государственных ресурсов на инфраструктурные проекты.

Применение ГЧП потенциально позволяет в существенной степени решить проблему не только ограниченности имеющихся у государственного сектора ресурсов, но и повышения эффективности их применения. При этом преимущества частного сектора могут дать возможность реализовать проекты, которые иным образом на сопоставимом уровне эффективности не могут быть выполнены.

В рамках проектов ГЧП финансовые вложения со стороны государственного сектора могут более адекватно соответствовать выгодам, которые проектируются к получению от пользования результатами таких проектов потребителями. Это особенно актуально для различных проектов в области транспортной инфраструктуры, при осуществлении которых выгода потребителей только возрастает со временем.

Как следствие, повышается скорость развития инфраструктуры, снижаются расходы в результате инфляционного давления, иных негативных факторов.

· придание или повышение коммерческой ценности государственным активам.

Широкое привлечение частного сектора по схемам ГЧП способно увеличить ценность (стоимость) объектов, созданных в рамках такого сотрудничества.

Огромные государственные финансовые средства сегодня вкладываются в сферы обороны, обеспечения национальной безопасности и т.д., в передовое технологическое и информационно-технологическое развитие в этих и других сферах. Но полученные в указанных сферах достижения имеют весьма ограниченную область применения государством. Привлечение частного сектора (с учетом необходимых мер защиты национальных интересов в сферах обороны и безопасности) позволяет существенно расширить области использования таких достижений, принеся пользу не только частным партнерам и потребителям инфраструктурных и иных услуг, но и государству.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.003 с.)