Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассылочный материал к Теме 7Стр 1 из 8Следующая ⇒
Рассылочный материал к Теме 7
Тема 7:Гипотезы в социологическом исследовании Специалисты, работающие в области методологии науки, выделяют два критерия формирования зрелости гипотез [1]: – критерий обоснованности гипотезы (теоретическое обоснование) – критерий соответствия гипотезы эмпирическим данным (эмпирическое обоснование). Учитывая эти два критерия, можно выделить четыре уровня разработанности гипотез в зависимости or наличия эмпирического и теоретического обоснования: 1) необоснованные гипотезы, 2) эмпирически обоснованные гипотезы, 3) теоретически обоснованные гипотезы и 4) полно обоснованные гипотезы. Необоснованные гипотезы (или гипотезы-догадки) не связаны ни с предшествующим знанием, ни с опытом. Точнее говоря, у гипотез этого уровня отсутствует сознательное обоснование. Связь с опытом или предшествующим знанием, безусловно, имеется (даже самые туманные образования в голове человека чему-то могут быть поставлены в соответствие), но по поводу этой связи совершенно отсутствует всякая рефлексия. Доминирование этого типа гипотез характерно для спекулятивного знания и для вновь формирующихся теоретических дисциплин. Эмпирически обоснованные гипотезы связаны с эмпирическими данными, но не с наличным знанием. Методы обоснования применяются только к обработке эмпирических данных. А именно. Из данных или а) дедуктивно выводится существование какого-либо объекта, или б) редуктивно подыскиваются объединяющие их предпосылки, или в) индуктивно формулируется некоторая наблюдающаяся в них общность, или, г) делается заключение о характере будущего опыта по аналогии. В случае, если в научной дисциплине доминируют эмпирически обоснованные гипотезы, ее квалифицируют как эмпирическую науку в узком смысле этого слова, т.е. эмпирическую не только по объекту исследования, но и по способам обоснования. Теоретически обоснованные гипотезы противоположны эмпирически обоснованным в том смысле, что методы обоснования связывают не гипотезы и опытные данные, а гипотезы и ранее имевшееся знание. Теоретически обоснованная гипотеза – это предположение, не прошедшее эмпирической проверки, выделенное из наличного знания и направляющее будущие эксперименты (если, конечно, соблюден критерий эмпирической проверяемости при формулировании самой гипотезы).
Примером такого рода предположения может быть гипотеза Максвелла о существовании электромагнитных волн, которая открыла новую область исследований в физике. Полно обоснованные гипотезы методически согласуются не только с наличным знанием, но и с опытными данными. Преобладание такого рода гипотез характерно для теоретического естествознания и является признаком того, что наука сформировалась. Именно среди гипотез этого уровня выделяются по некоторым дополнительным признакам законы науки, в частности по признаку общности и системности; если же сам системный характер такого рода гипотез заключается в том, что они служат исходными допущениями в выводе других утверждений (аксиомами), то их еще называют принципами. Прогресс науки, понимаемый как носящий эволюционный, а не революционный характер, может быть описан в виде последовательного перехода гипотез с одного уровня на другой (от необоснованных к полно обоснованным). Примером такого перехода может являться история открытия планеты Нептун, когда частично обоснованная гипотеза была переведена в полно обоснованную. Проблема заключалась не в том, чтобы астрономическими наблюдениями ненаправленного характера обнаружить новый объект, а в том, чтобы объяснить «аномалии» в наблюдаемом поведении Урана. Эта аномалия заключалась в расхождении между опытными и теоретическими данными о местоположении этой планеты. Гипотеза – этонаучно обоснованное предположение о направленности и содержании причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными Функция гипотезы - получение новых научных утверждений, обогащающих знание о социальной действительности. Пример: · Чем меньше соотносятся цели и средства подростка, тем больше его склонность к совершению преступления · Чем больше смешение ролей подростка, тем меньше соотносятся его цели и средства · Чем больше матери используют вовлекающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем больше у них происходит смешение ролей
· Вывод: Чем больше матери используют вовлекающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем больше у подростков возрастает склонность к совершению преступления. ¨Утверждение, абстрагированное от эмпирических данных и подтвержденное практикой или теорией
Выше приведенное утверждениеносит общий характер, и эмпирические данные есть не более чем инструмент для получения данного утверждения. ¨ Гипотеза формулируется на уровне переменных
Содержательные Операциона- Переменные Основы выдвижения гипотез А) Исходные посылки на грани между наблюдением и имеющейся теорией
Б) Гипотеза выводится из теории. Это вопрос, заданный в соответствии с научным правилом. А) Первая фаза – сбор информации. ¨ Обобщение наблюдений, имеющихся в литературе и СМ, представляющее собой анализ обыденного сознания. ¨ Обобщение данных, существующих в научной литературе, представляющее собой анализ имеющихся аналогий. Б) Вторая фаза – формулировка гипотезы. В) Третья фаза – проверка гипотезы на объяснимость (анализ имеющихся теорий). III. Виды гипотез Незав-я П К1 К2 Зав-я П Насилие Лидер средства жизни при Похищении Имущества 4. Динамическая структура гипотезы 3 ЗП 2 1 1 2 3 НП Незав. П К1 К2 Зав-я П Лидер средства жизни при Похищении имущества Пример доказательных утверждений:
¨ Чем больше матери используют вовлекающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем больше у подростков склонность к совершению преступления. ¨ Чем больше матери используют обучающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем меньше у подростков склонность к совершению преступления. Пример переменных: А) Предмет исследования ¨ Приказы и критические замечания ¨Способы физического насилия ¨Нефизические способы наказания ¨Обучение полагающемуся поведению ¨ Введение четких правил поведения б) Объект исследования ¨Тайное похищение имущества (кража) ¨Открытое похищение имущества (грабеж) ¨Насилие опасное для жизни и здоровья человека ¨Насилие, не опасное для жизни и здоровья человека (грабеж) ¨Нападение, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья человека (разбой) ¨Нападение, соединенное с угрозой применения Логическим путем Логический путь проверки гипотезы-основания осуществляется посредством формулировки системы взаимосвязанных утверждений, выводимых из теории(й). Пример гипотезы-основания: ¨ Если «Чем более тяжелые способы физического насилия за проступки подростков постоянно используют матери после приказов и критических замечаний, тем больше у подростков склонность к совершению открытого похищения имущества с использованием насилия, опасного для жизни и здоровья человека», ТО…... Система утверждений, выводимых из теорий: А) Использование одних и тех же способов физического насилия за проступки создает у подростков устойчивый образец поведения по отношению к проступкам других людей. Б) Формирующееся у подростка представление о себе как о непререкаемом лидере, которому позволено все, приводит к восприятию поступков людей, противоречащих его желанию, как проступков.
В) Сформированное у подростка представление о себе как о непререкаемом лидере, которому позволено все, создает у него представление о присвоении чужого имущества как о норме. Г) Сформированное у подростка представление об использование способов физического насилия как об образце поведения по отношению к проступкам других людей формирует у подростков склонность к разбою или грабежу в зависимости от тяжести используемых матерью способов физического насилия. 2. Путем «внешних» объяснений, при котором события оцениваются непосредственно. А) Разработка гипотезы-основания для проверки путем «внешних» объяснений Это – формулировка цепочки выводных гипотез-следствий посредством построения дедуктивной конструкции или сведения связи между независимой и зависимой переменными к связи между их частными проявлениями. Б) Понятие описательно-объяснительной гипотезы-следствия ….ТО «Чем больше (меньше) Независимый Показатель, тем больше (меньше) Зависимый Показатель». Объект Предмет
Г) Общий вид логической структуры гипотезы исследовавния
¨ Если «Чем более тяжелые способы физического насилия за проступки подростков постоянно используют матери после приказов и критических замечаний, тем больше у подростков склонность к совершению открытого похищения имущества с использованием насилия, опасного для жизни и здоровья человека», ТО: 1. «Чем чаще матери после запрета ходить на улицу (или гулять после уроков, оставаться в школе после уроков, смотреть телевизор и др.) и обзывания оскорбительными словами (или издевательства над словами и поступками и др.) запирают подростков в ванной (или привязывают к столу) за драку со сверстниками (перепачканную одежду, неудовлетворительные оценки в школе, порчу чужого имущества и др.), тем больше подростки расположены отобрать у хозяев имущество, заперев их в ванной (или привязав их к столу)». 2…….. 3…….. 4…….. д) Соотнесение гипотезы-следствия с эмпирическими индикаторами Постулаты Логики Постулат 1: “Из ложного высказывания следует любое высказывание”. Вывод: Если гипотеза основание ложна, то из нее может следовать, что наши гипотезы следствия могут быть любыми – и ложными и истинными. Постулат 2: «Из истинного высказывания ложь следовать не может». Вывод: Если гипотеза основание истинна, то из нее не может следовать, что наши гипотезы следствия ложные. Из постулата 2 выводится: А) Опровержение гипотезы-следствия опровергает гипотезу-основание. Б) Подтверждение гипотезы-следствия окончательно не подтверждает гипотезу-основание, а только делает ее более вероятной. В) Истинность гипотезы-основания доказывается практически. Отсюда следует ряд выводов: ¿ Гипотеза-основание не может быть окончательно подтверждена, но может быть окончательно опровергнута. ¿ Самые надежные результаты появляются из опровержений гипотезы-основания.
¿ Для подтверждения гипотезы-основания надо стремиться: К выдвижению максимального количества взаимосвязанных гипотез-следствий. К конструированию максимально большого числа эмпирических признаков для показателей, включенных в гипотезу следствие. Чем большее число эмпирических признаков для показателей, включенных в гипотезу следствие, применено, тем больше вероятность того, что состояние показателей достоверно оценивается данными признаками ввиду более полного охвата проявлений исследуемой переменной в действительности. Принципы работы с гипотезой-следствием исходя из реализации принципов организованного скептицизма и универсализма
Е) Содержание гипотезы не должно быть очевидным и сводиться к суждениям здравого смысла. Пример: Чем более быстро любят ездить автомобилисты, тем более скоростные машины они предпочитают. II. Типы гипотез Пример: Основная – о влиянии отношений в семье на преступность подростков Не основная – о влиянии полноты семьи на преступность подростков 5. По степени разработанности и обоснованности ? Первичные гипотезы, ? Вторичные гипотезы, которые выдвигаются взамен первичных в ходе более глубокой разработки 6. По степени охвата единиц исследования ? Локальные гипотезы Пример, в рамках Москвы ? Полномасштабные гипотезы Пример, в рамках России 7. По степени сложности Чем больше числопеременных, включено в гипотезу, тем она сложнее. ? Одномерные гипотезы – одна переменная ? Двумерные гипотезы – две переменных ? Многомерные гипотезы три и более переменных Пример: факторная гипотеза 8. По специфицируемости Для Европы Область Лжи – не Верна для Всех стран В) Проверяемость выясняется при сопоставлении гипотезы с эмпирическими данными. Г) Отсутствие проверяемости может вытекать: ? Из ошибочности концептуальной модели исследования Пример: А) Гипотезы, соответствующие данным, когда гипотеза предшествует реальности, т.е. результатам исследования. Рассылочный материал к Теме 7
Тема 7:Гипотезы в социологическом исследовании Специалисты, работающие в области методологии науки, выделяют два критерия формирования зрелости гипотез [1]: – критерий обоснованности гипотезы (теоретическое обоснование) – критерий соответствия гипотезы эмпирическим данным (эмпирическое обоснование). Учитывая эти два критерия, можно выделить четыре уровня разработанности гипотез в зависимости or наличия эмпирического и теоретического обоснования: 1) необоснованные гипотезы, 2) эмпирически обоснованные гипотезы, 3) теоретически обоснованные гипотезы и 4) полно обоснованные гипотезы. Необоснованные гипотезы (или гипотезы-догадки) не связаны ни с предшествующим знанием, ни с опытом. Точнее говоря, у гипотез этого уровня отсутствует сознательное обоснование. Связь с опытом или предшествующим знанием, безусловно, имеется (даже самые туманные образования в голове человека чему-то могут быть поставлены в соответствие), но по поводу этой связи совершенно отсутствует всякая рефлексия. Доминирование этого типа гипотез характерно для спекулятивного знания и для вновь формирующихся теоретических дисциплин. Эмпирически обоснованные гипотезы связаны с эмпирическими данными, но не с наличным знанием. Методы обоснования применяются только к обработке эмпирических данных. А именно. Из данных или а) дедуктивно выводится существование какого-либо объекта, или б) редуктивно подыскиваются объединяющие их предпосылки, или в) индуктивно формулируется некоторая наблюдающаяся в них общность, или, г) делается заключение о характере будущего опыта по аналогии. В случае, если в научной дисциплине доминируют эмпирически обоснованные гипотезы, ее квалифицируют как эмпирическую науку в узком смысле этого слова, т.е. эмпирическую не только по объекту исследования, но и по способам обоснования. Теоретически обоснованные гипотезы противоположны эмпирически обоснованным в том смысле, что методы обоснования связывают не гипотезы и опытные данные, а гипотезы и ранее имевшееся знание. Теоретически обоснованная гипотеза – это предположение, не прошедшее эмпирической проверки, выделенное из наличного знания и направляющее будущие эксперименты (если, конечно, соблюден критерий эмпирической проверяемости при формулировании самой гипотезы). Примером такого рода предположения может быть гипотеза Максвелла о существовании электромагнитных волн, которая открыла новую область исследований в физике. Полно обоснованные гипотезы методически согласуются не только с наличным знанием, но и с опытными данными. Преобладание такого рода гипотез характерно для теоретического естествознания и является признаком того, что наука сформировалась. Именно среди гипотез этого уровня выделяются по некоторым дополнительным признакам законы науки, в частности по признаку общности и системности; если же сам системный характер такого рода гипотез заключается в том, что они служат исходными допущениями в выводе других утверждений (аксиомами), то их еще называют принципами. Прогресс науки, понимаемый как носящий эволюционный, а не революционный характер, может быть описан в виде последовательного перехода гипотез с одного уровня на другой (от необоснованных к полно обоснованным). Примером такого перехода может являться история открытия планеты Нептун, когда частично обоснованная гипотеза была переведена в полно обоснованную. Проблема заключалась не в том, чтобы астрономическими наблюдениями ненаправленного характера обнаружить новый объект, а в том, чтобы объяснить «аномалии» в наблюдаемом поведении Урана. Эта аномалия заключалась в расхождении между опытными и теоретическими данными о местоположении этой планеты. Гипотеза – этонаучно обоснованное предположение о направленности и содержании причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными Функция гипотезы - получение новых научных утверждений, обогащающих знание о социальной действительности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.078 с.) |