Рассылочный материал к Теме 7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассылочный материал к Теме 7



Рассылочный материал к Теме 7

 

Тема 7:Гипотезы в социологическом исследовании

Специалисты, работающие в области методологии науки, выделяют два критерия формирования зрелости гипотез [1]:

– критерий обоснованности гипотезы (теоретическое обоснование)

– критерий соответствия гипотезы эмпирическим данным (эмпирическое обоснование).

Учитывая эти два критерия, можно выделить четыре уровня разработанности гипотез в зависимости or наличия эмпирического и теоретического обоснования: 1) необоснованные гипотезы, 2) эмпирически обоснованные гипотезы, 3) теоретически обоснованные гипотезы и 4) полно обоснованные гипотезы.

Необоснованные гипотезы (или гипотезы-догадки) не связаны ни с предшествующим знанием, ни с опытом. Точнее говоря, у гипотез этого уровня отсутствует сознательное обоснование. Связь с опытом или предшествующим знанием, безусловно, имеется (даже самые туманные образования в голове человека чему-то могут быть поставлены в соответствие), но по поводу этой связи совершенно отсутствует всякая рефлексия.

Доминирование этого типа гипотез характерно для спекулятивного знания и для вновь формирующихся теоретических дисциплин.

Эмпирически обоснованные гипотезы связаны с эмпирическими данными, но не с наличным знанием. Методы обоснования применяются только к обработке эмпирических данных. А именно. Из данных или а) дедуктивно выводится существование какого-либо объекта, или б) редуктивно подыскиваются объединяющие их предпосылки, или в) индуктивно формулируется некоторая наблюдающаяся в них общность, или, г) делается заключение о характере будущего опыта по аналогии.

В случае, если в научной дисциплине доминируют эмпирически обоснованные гипотезы, ее квалифицируют как эмпирическую науку в узком смысле этого слова, т.е. эмпирическую не только по объекту исследования, но и по способам обоснования.

Теоретически обоснованные гипотезы противоположны эмпирически обоснованным в том смысле, что методы обоснования связывают не гипотезы и опытные данные, а гипотезы и ранее имевшееся знание. Теоретически обоснованная гипотеза – это предположение, не прошедшее эмпирической проверки, выделенное из наличного знания и направляющее будущие эксперименты (если, конечно, соблюден критерий эмпирической проверяемости при формулировании самой гипотезы).

Примером такого рода предположения может быть гипотеза Максвелла о существовании электромагнитных волн, которая открыла новую область исследований в физике.

Полно обоснованные гипотезы методически согласуются не только с наличным знанием, но и с опытными данными. Преобладание такого рода гипотез характерно для теоретического естествознания и является признаком того, что наука сформировалась. Именно среди гипотез этого уровня выделяются по некоторым дополнительным признакам законы науки, в частности по признаку общности и системности; если же сам системный характер такого рода гипотез заключается в том, что они служат исходными допущениями в выводе других утверждений (аксиомами), то их еще называют принципами.

Прогресс науки, понимаемый как носящий эволюционный, а не революционный характер, может быть описан в виде последовательного перехода гипотез с одного уровня на другой (от необоснованных к полно обоснованным).

Примером такого перехода может являться история открытия планеты Нептун, когда частично обоснованная гипотеза была переведена в полно обоснованную. Проблема заключалась не в том, чтобы астрономическими наблюдениями ненаправленного характера обнаружить новый объект, а в том, чтобы объяснить «аномалии» в наблюдаемом поведении Урана. Эта аномалия заключалась в расхождении между опытными и теоретическими данными о местоположении этой планеты.

Гипотеза – этонаучно обоснованное предположение о направленности и содержании причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными

Функция гипотезы - получение новых научных утверждений, обогащающих знание о социальной действительности.

Пример:

· Чем меньше соотносятся цели и средства подростка, тем больше его склонность к совершению преступления

· Чем больше смешение ролей подростка, тем меньше соотносятся его цели и средства

· Чем больше матери используют вовлекающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем больше у них происходит смешение ролей

· Вывод: Чем больше матери используют вовлекающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем больше у подростков возрастает склонность к совершению преступления.

¨Утверждение, абстрагированное от эмпирических данных и подтвержденное практикой или теорией

 

Выше приведенное утверждениеносит общий характер, и эмпирические данные есть не более чем инструмент для получения данного утверждения.

¨ Гипотеза формулируется на уровне переменных

       
   
 
 

 


 

Содержательные Операциона- Переменные

Основы выдвижения гипотез

А) Исходные посылки на грани между наблюдением и имеющейся теорией

 


       
 
   
 


 


Б) Гипотеза выводится из теории. Это вопрос, заданный в соответствии с научным правилом.

А) Первая фаза – сбор информации.

¨ Обобщение наблюдений, имеющихся в литературе и СМ, представляющее собой анализ обыденного сознания.

¨ Обобщение данных, существующих в научной литературе, представляющее собой анализ имеющихся аналогий.

Б) Вторая фаза – формулировка гипотезы.

В) Третья фаза – проверка гипотезы на объяснимость (анализ имеющихся теорий).

III. Виды гипотез

Незав-я П К1 К2 Зав-я П

Насилие

Лидер средства жизни при

Похищении

Имущества

4. Динамическая структура гипотезы

3 ЗП

2

1

1 2 3 НП

Незав. П К1 К2 Зав-я П

Лидер средства жизни при

Похищении имущества

Пример доказательных утверждений:

 

¨ Чем больше матери используют вовлекающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем больше у подростков склонность к совершению преступления.

¨ Чем больше матери используют обучающий стиль дисциплинирования в общении с подростками, тем меньше у подростков склонность к совершению преступления.

Пример переменных:

А) Предмет исследования

¨ Приказы и критические замечания

¨Способы физического насилия

¨Нефизические способы наказания

¨Обучение полагающемуся поведению

¨ Введение четких правил поведения

б) Объект исследования

¨Тайное похищение имущества (кража)

¨Открытое похищение имущества (грабеж)

¨Насилие опасное для жизни и здоровья человека

¨Насилие, не опасное для жизни и здоровья человека (грабеж)

¨Нападение, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья человека (разбой)

¨Нападение, соединенное с угрозой применения

Логическим путем

Логический путь проверки гипотезы-основания осуществляется посредством формулировки системы взаимосвязанных утверждений, выводимых из теории(й).

Пример гипотезы-основания:

¨ Если «Чем более тяжелые способы физического насилия за проступки подростков постоянно используют матери после приказов и критических замечаний, тем больше у подростков склонность к совершению открытого похищения имущества с использованием насилия, опасного для жизни и здоровья человека», ТО…...

Система утверждений, выводимых из теорий:

А) Использование одних и тех же способов физического насилия за проступки создает у подростков устойчивый образец поведения по отношению к проступкам других людей.

Б) Формирующееся у подростка представление о себе как о непререкаемом лидере, которому позволено все, приводит к восприятию поступков людей, противоречащих его желанию, как проступков.

В) Сформированное у подростка представление о себе как о непререкаемом лидере, которому позволено все, создает у него представление о присвоении чужого имущества как о норме.

Г) Сформированное у подростка представление об использование способов физического насилия как об образце поведения по отношению к проступкам других людей формирует у подростков склонность к разбою или грабежу в зависимости от тяжести используемых матерью способов физического насилия.

2. Путем «внешних» объяснений, при котором события оцениваются непосредственно.

А) Разработка гипотезы-основания для проверки путем «внешних» объяснений

Это – формулировка цепочки выводных гипотез-следствий посредством построения дедуктивной конструкции или сведения связи между независимой и зависимой переменными к связи между их частными проявлениями.

Б) Понятие описательно-объяснительной гипотезы-следствия

….ТО «Чем больше (меньше) Независимый Показатель, тем больше (меньше) Зависимый Показатель».

Объект Предмет

I. Переменная: «Склонный к совершению открытого похищения имущества с использованием насилия, опасного для жизни и здоровья человека» Показатели: · Расположен отобрать у хозяев имущество, заперев их в ванной - 1 · Расположен отобрать у хозяев имущество, привязав их к столу -1 · Расположен отобрать у хозяев имущество, избив их ладонями - 2 · Расположен отобрать у хозяев имущество, изпинав их ногами -2 · Расположен отобрать у хозяев имущество, избив их ремнем - 3 · Расположен отобрать у хозяев имущество, избив их кулаками - 3 · Расположен отобрать у хозяев имущество, избив их ногами - 4 · Расположен отобрать у хозяев имущество, стукнув их головой об стенку - 4 · Расположен, отобрать у хозяев имущество, придушив их – 4 I. Переменная: «Способы физичес-кого насилия» Показатели: · Запирает в ванной - 1 · Привязывает к стулу - 1 · Бьет ладонями – 2 · Пинает ногами - 2 · Бьет ремнем - 3 · Бьет кулаками - 3 · Бьет ногами - 4 · Стучит головой об стенку - 4 · Душит - 4 Здесь представлены 4 градации тяжести способов физического насилия матери над ребенком. II. Ситуационные операциональные понятия: 1. Приказы Показатели: · Запрет ходить на улицу · Запрет гулять после уроков · Запрет оставаться в школе после уроков · Запрет смотреть телевизор · Другое 2. Критические замечания Показатели: · Называет оскорбите-льными словами · Издевается над словами и поступка-ми подростка · Другое 3. Проступки Показатели: · Драка со сверстниками · Перепачканная одежда · Неудовлетворитель-ные оценки в школе · Порча чужого имущества · Другое

Г) Общий вид логической структуры гипотезы исследовавния

¨ Если «Чем более тяжелые способы физического насилия за проступки подростков постоянно используют матери после приказов и критических замечаний, тем больше у подростков склонность к совершению открытого похищения имущества с использованием насилия, опасного для жизни и здоровья человека», ТО:

1. «Чем чаще матери после запрета ходить на улицу (или гулять после уроков, оставаться в школе после уроков, смотреть телевизор и др.) и обзывания оскорбительными словами (или издевательства над словами и поступками и др.) запирают подростков в ванной (или привязывают к столу) за драку со сверстниками (перепачканную одежду, неудовлетворительные оценки в школе, порчу чужого имущества и др.), тем больше подростки расположены отобрать у хозяев имущество, заперев их в ванной (или привязав их к столу)».

2……..

3……..

4……..

д) Соотнесение гипотезы-следствия с эмпирическими индикаторами

Постулаты Логики

Постулат 1: “Из ложного высказывания следует любое высказывание”.

Вывод: Если гипотеза основание ложна, то из нее может следовать, что наши гипотезы следствия могут быть любыми – и ложными и истинными.

Постулат 2: «Из истинного высказывания ложь следовать не может».

Вывод: Если гипотеза основание истинна, то из нее не может следовать, что наши гипотезы следствия ложные.

Из постулата 2 выводится:

А) Опровержение гипотезы-следствия опровергает гипотезу-основание.

Б) Подтверждение гипотезы-следствия окончательно не подтверждает гипотезу-основание, а только делает ее более вероятной.

В) Истинность гипотезы-основания доказывается практически.

Отсюда следует ряд выводов:

¿ Гипотеза-основание не может быть окончательно подтверждена, но может быть окончательно опровергнута.

¿ Самые надежные результаты появляются из опровержений гипотезы-основания.

 

¿ Для подтверждения гипотезы-основания надо стремиться:

— К выдвижению максимального количества взаимосвязанных гипотез-следствий.

— К конструированию максимально большого числа эмпирических признаков для показателей, включенных в гипотезу следствие.

Чем большее число эмпирических признаков для показателей, включенных в гипотезу следствие, применено, тем больше вероятность того, что состояние показателей достоверно оценивается данными признаками ввиду более полного охвата проявлений исследуемой переменной в действительности.

Принципы работы с гипотезой-следствием исходя из реализации принципов организованного скептицизма и универсализма

Е) Содержание гипотезы не должно быть очевидным и сводиться к суждениям здравого смысла.

Пример: Чем более быстро любят ездить автомобилисты, тем более скоростные машины они предпочитают.

II. Типы гипотез

Пример:

Основная – о влиянии отношений в семье на преступность подростков

Не основная – о влиянии полноты семьи на преступность подростков

5. По степени разработанности и обоснованности

? Первичные гипотезы,

? Вторичные гипотезы, которые выдвигаются взамен первичных в ходе более глубокой разработки

6. По степени охвата единиц исследования

? Локальные гипотезы

Пример, в рамках Москвы

? Полномасштабные гипотезы

Пример, в рамках России

7. По степени сложности

Чем больше числопеременных, включено в гипотезу, тем она сложнее.

? Одномерные гипотезы – одна переменная

? Двумерные гипотезы – две переменных

? Многомерные гипотезы три и более переменных

Пример: факторная гипотеза

8. По специфицируемости

Для

Европы

Область

Лжи – не

Верна для

Всех стран

В) Проверяемость выясняется при сопоставлении гипотезы с эмпирическими данными.

Г) Отсутствие проверяемости может вытекать:

? Из ошибочности концептуальной модели исследования

Пример:

А) Гипотезы, соответствующие данным, когда гипотеза предшествует реальности, т.е. результатам исследования.

Рассылочный материал к Теме 7

 

Тема 7:Гипотезы в социологическом исследовании

Специалисты, работающие в области методологии науки, выделяют два критерия формирования зрелости гипотез [1]:

– критерий обоснованности гипотезы (теоретическое обоснование)

– критерий соответствия гипотезы эмпирическим данным (эмпирическое обоснование).

Учитывая эти два критерия, можно выделить четыре уровня разработанности гипотез в зависимости or наличия эмпирического и теоретического обоснования: 1) необоснованные гипотезы, 2) эмпирически обоснованные гипотезы, 3) теоретически обоснованные гипотезы и 4) полно обоснованные гипотезы.

Необоснованные гипотезы (или гипотезы-догадки) не связаны ни с предшествующим знанием, ни с опытом. Точнее говоря, у гипотез этого уровня отсутствует сознательное обоснование. Связь с опытом или предшествующим знанием, безусловно, имеется (даже самые туманные образования в голове человека чему-то могут быть поставлены в соответствие), но по поводу этой связи совершенно отсутствует всякая рефлексия.

Доминирование этого типа гипотез характерно для спекулятивного знания и для вновь формирующихся теоретических дисциплин.

Эмпирически обоснованные гипотезы связаны с эмпирическими данными, но не с наличным знанием. Методы обоснования применяются только к обработке эмпирических данных. А именно. Из данных или а) дедуктивно выводится существование какого-либо объекта, или б) редуктивно подыскиваются объединяющие их предпосылки, или в) индуктивно формулируется некоторая наблюдающаяся в них общность, или, г) делается заключение о характере будущего опыта по аналогии.

В случае, если в научной дисциплине доминируют эмпирически обоснованные гипотезы, ее квалифицируют как эмпирическую науку в узком смысле этого слова, т.е. эмпирическую не только по объекту исследования, но и по способам обоснования.

Теоретически обоснованные гипотезы противоположны эмпирически обоснованным в том смысле, что методы обоснования связывают не гипотезы и опытные данные, а гипотезы и ранее имевшееся знание. Теоретически обоснованная гипотеза – это предположение, не прошедшее эмпирической проверки, выделенное из наличного знания и направляющее будущие эксперименты (если, конечно, соблюден критерий эмпирической проверяемости при формулировании самой гипотезы).

Примером такого рода предположения может быть гипотеза Максвелла о существовании электромагнитных волн, которая открыла новую область исследований в физике.

Полно обоснованные гипотезы методически согласуются не только с наличным знанием, но и с опытными данными. Преобладание такого рода гипотез характерно для теоретического естествознания и является признаком того, что наука сформировалась. Именно среди гипотез этого уровня выделяются по некоторым дополнительным признакам законы науки, в частности по признаку общности и системности; если же сам системный характер такого рода гипотез заключается в том, что они служат исходными допущениями в выводе других утверждений (аксиомами), то их еще называют принципами.

Прогресс науки, понимаемый как носящий эволюционный, а не революционный характер, может быть описан в виде последовательного перехода гипотез с одного уровня на другой (от необоснованных к полно обоснованным).

Примером такого перехода может являться история открытия планеты Нептун, когда частично обоснованная гипотеза была переведена в полно обоснованную. Проблема заключалась не в том, чтобы астрономическими наблюдениями ненаправленного характера обнаружить новый объект, а в том, чтобы объяснить «аномалии» в наблюдаемом поведении Урана. Эта аномалия заключалась в расхождении между опытными и теоретическими данными о местоположении этой планеты.

Гипотеза – этонаучно обоснованное предположение о направленности и содержании причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными

Функция гипотезы - получение новых научных утверждений, обогащающих знание о социальной действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.078 с.)