Тема 41. Валютные отношения в мировой экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 41. Валютные отношения в мировой экономике



Задание 1. Два одинаковых по своим потребительским свойствам и качеству мебельных гарнитура стоят соответственно в России 28 тыс. руб., в Украине — 14 тыс. гривен (1 гривна равна 5 руб.).

Исходя из соотношения стоимости данного товара на российском и украинском рынках определите реальный обменный курс валют.

Как изменится реальный обменный курс, если в результате инфляции в России стоимость гарнитура увеличится на 25%, а номинальный курс останется прежним?

Как должен измениться номинальный и обменный курс гривны, чтобы реальный обменный курс остался неизменным?

Задание 2. ВАЗ экспортирует в Украину автомобили. Расчеты при этом ведутся в твердой валюте: за один автомобиль — 4000 долл. Валютный курс $1 = 27,5 руб. Издержки производства на один автомобиль составляют 90 тыс. руб.

Как изменится прибыль ВАЗа от экспорта каждой машины, если: курс рубля повысится на 20%; курс рубля понизится на 20%?

Задание 3. На рис. 41.1 представлен условный рынок долларов в Германии, спрос и предложение которых иллюстрируется соответственно кривыми спроса (С)и предложения (П). Равновесный валютный курс: $1=5 марок, а сальдо платежного баланса равно нулю.

Назовите причины, по которым может произойти смещение кривой спроса С в положение С’, и дайте характеристику состояния платежного баланса Германии при гибком и фиксированном валютном курсах.

Задание 4. На рис. 41.2 представлен условный валютный рынок России, связанный с ее внешнеэкономической деятельностью. Кривые С и Я выражают соответственно спрос и предложение долларов в рамках текущих операций, без учета миграции капитала.

Кривые СК и ПК отражают соответственно спрос и предложение долларов с учетом как торговых операций, так и потоков капитала через границу России.

 

Рис. 41.2

 

Исходя из обменного курса {$1 = 28 руб.) и шкалы объема иностранной валюты, дайте экономическую характеристику отрезков АБ, АБ, БГ и БГ.

Задание 5. Из рис. 41.3, на котором представлен условный валютный рынок России, видно, что при $1 = 28 руб. объемы экспорта и импорта товаров и услуг совпадают и равны 200 млрд. долл. (точка А). И спрос, и предложение капиталов также совпадают, что свидетельствует о сбалансированности платежного баланса страны: кривые СК и ПК олицетворяют спрос и предложение иностранной валюты, вызванные как текущими операциями, так и движением капитала.

Назовите причины, которые могли бы вызвать смещение кривой ПК в положение ПК и понижение курса с 28 руб. до 20 руб. за 1 долл.

ТЕСТЫ:

К теме 31

1. Финансовые отношения могут быть охарактеризованы как:

а) возмездные отношения;

б) отношения эквивалентного обмена;

в) денежные безвозмездные отношения;

г) часть кредитных отношений.

2. Источниками финансовых ресурсов являются:

а) средства, аккумулированные в государственном бюджете;

б) средства внебюджетных фондов;

в) собственные целевые денежные средства предприятий;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Система экономических отношений, благодаря которым происходит формирование, распределение и использование фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных) в целях выполнения функций и задач, государства, — это:

а) финансы;

б) государственные финансы;

в) финансовые ресурсы;

г) финансовая система.

4. Финансовая система включает:

а) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с денежными ресурсами;

б) совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов, финансово-кредитные учреждения и органы управления финансами;

в) совокупность всех видов кредитно-денежных отношений, регулируемых Центральным банком;

г) целевые финансовые фонды.

5. Бюджетная система — это:

а) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета;

б) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням, а также организация их разработки и принятия;

в) свод федерального бюджета и региональных бюджетов;

г) консолидированный бюджет государства.

6. В структуре бюджетной системы унитарного государства не содержатся:

а) государственный бюджет;

б) бюджеты субъектов федерации;

в) местные бюджеты;

г) консолидированный бюджет.

7. Консолидированный бюджет представляет собой:

а) совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов;

б) федеральный бюджет;

в) свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов;

г) совокупность бюджетов всех уровней.

8. Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

а) государственный бюджет;

б) консолидированный бюджет;

в) республиканский бюджет;

г) бюджет субъектов федерации.

9. Смета расходов федерального правительства и источников их покрытия называется:

а) государственным бюджетом;

б) федеральным бюджетом;

в) бюджетом субъектов федерации;

г) республиканским бюджетом.

10. Укажите, какой принцип построения бюджетной системы России, закрепленный в Законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации», в полной мере реализуется на практике:

а) единство;

б) гласность;

в) реальность;

г) самостоятельность всех видов бюджета;

д) ни один из принципов полностью не реализуется.

11. Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются:

а) эмиссия денег;

б) государственные ценные бумаги;

в) кредиты, полученные от международных финансовых организаций и иностранных коммерческих банков;

г) государственные сберегательные займы.

12. Государственный долг представляет собой:

а) сумму задолженности государства внешним и внутренним кредиторам;

б) накопленную за все предшествующие годы сумму бюджетных дефицитов;

в) сумму долга иностранным государствам;

г) общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг.

13. Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга равны:

а) сумме процентов по долгу;

б) сумме обязательного ежегодного погашения ранее полученных кредитов;

в) ежегодному погашению полученных кредитов и выплате процентных платежей подолгу;

г) покрытию бюджетных дефицитов за прошлые годы.

14. К внебюджетным социальным фондам не относится:

а) пенсионный фонд;

б) государственный фонд борьбы с преступностью;

в) государственный фонд занятости;

г) фонд социального страхования;

д) фонд обязательной социальной поддержки населения.

15. Внебюджетные фонды выполняют функцию:

а) контроля над выполнением конкретных программ и решением задач правительством;

б) стимулирования общественного производства;

в) регулирования социальных отношений;

г) финансового обеспечения инвестиционных программ.

16. Источниками образования внебюджетных фондов являются:

а) прибыль, процент, рента.

б) налоги, специальные взносы, отчисления из бюджета;

в) сборы, пошлины, отчисления;

г) доходы от коммерческой деятельности предприятий.

17. К неналоговым доходам госбюджета не относятся:

а) доходы от приватизации;

б) платежи за пользование природными ресурсами;

в) доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

г) доходы от внешнеэкономической деятельности.

18. К прямым налогам не относятся:

а) налог на прибыль с предприятий;

б) подоходный налог с физических лиц;

в) плата за воду, земельный налог;

г) НДС, акцизы, таможенные пошлины.

19. Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:

а) твердыми;

б) прогрессивными;

в) регрессивными;

г) пропорциональными.

20. Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

а) прямых налогов;

б) налогов с физических лиц;

в) косвенных налогов;

г) целевых сборов.

21. Налоговые льготы предназначены для:

а) ускорения оборота капитала;

б) повышения уровня социальной справедливости;

в) повышения жизненного уровня трудящихся;

г) сдерживания хозяйственной активности.

22. Кривая Лаффера характеризует;

а) функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения;

б) тенденцию роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок;

в) ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода;

г) зависимость благосостояния.

К теме 32

1. Финансовая политика включает в себя мероприятия государства:

а) по организации и использованию финансов для осуществления своих функций;

б) по обеспечению устойчивости национальной валюты;

в) по активизации инвестиционной деятельности;

г) по регулированию инфляционных процессов.

2. Финансовая политика проявляется:

а) в стабилизации обменного курса национальной валюты;

б) во взаимоотношениях между социальными группами;

в) в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов;

г) в развитии рыночных отношений.

3. К числу монетарных инструментов финансовой политики относятся:

а) манипулирование расходами государственного бюджета;

б) изменение денежного предложения;

в) структура, ставки и порядок налогообложения;

г) трансферты.

4. Дискреционная финансовая политика предполагает:

а) саморегулирование ставок налогообложения;

б) сознательное изменение налоговой системы и государственных расходов;

в) автоматическую реакцию бюджета на экономические колебания;

г) изменение принципов фискальной политики.

5. Автоматическая финансовая политика базируется:

а) на регулировании сбережений;

б) на манипулировании налогами;

в) на увеличении государственных инвестиций;

г) на изменении экономической конъюнктуры.

6. Мультипликационный эффект налогов на потребление сказывается на величине равновесного продукта посредством:

а) его сохранения;

б) его сокращения;

в) его увеличения.

7. Значения мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора при снижении ставок налогов и при уменьшении склонности к сбережению:

а) сближаются;

б) не меняются;

в) меняются в результате уменьшения значимости мультипликатора государственных расходов;

г) меняется в результате уменьшения значимости налогового мультипликатора.

8. Экспансионистская финансовая политика ведет:

а) к снижению совокупного спроса в период экономического подъема;

б) к приспособлению развития экономики к фазам экономического цикла;

в) к сбалансированности государственного бюджета;

г) к увеличению совокупных расходов и трансфертных платежей.

9. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) учетная ставка;

б) норма амортизации;

в) норма обязательных резервов;

г) тарифы, налоги.

10. Наиболее эффективным инструментом дискреционной финансовой политики являются:

а) социальные выплаты;

б) налоговые ставки;

в) программы занятости;

г) программы по развитию мелкого предпринимательства.

11. Эффективность встроенного стабилизатора определяется:

а) степенью увеличения налоговых поступлений в бюджет;

б) степенью увеличения объема сбережений населения;

в) изменением объема государственных инвестиций;

г) степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности.

12. Если фактический дефицит государственного бюджета меньше автоматического, то дискреционная политика имеет характер:

а) экспансионистский;

б) рестрикционный;

в) жесткий;

г) нейтральный.

13. Повышение деловой и инвестиционной активности с помощью сокращения расходов бюджета и понижения уровня налоговых ставок соответствует концепции:

а) марксистской;

б) классической;

в) неоконсервативной;

г) кейнсианской.

14. Следствием эффективного сочетания неокейнсианской и неоклассической концепций налоговой политики является:

а) снижение уровня цен и расширение объема национального производства;

б) расширение объема национального производства и сдерживание роста уровня цен;

в) рост уровня цен и расширение объема производства;

г) одновременное сокращение объемов национального производства и повышение уровня цен.

15. К основным направлениям совершенствования финансовой системы Правительства РФ относится:

а) денежно-кредитная политика;

б) осторожное реформирование экономики и социальной системы;

в) формирование рыночного и государственного секторов экономики;

г) использование протекционистских мер по защите отечественного производителя.

16. Жесткая денежно-кредитная политика, сопровождаемая режимом сокращения государственных расходов, соответствует утверждению о том, что фискальная политика:

а) является вспомогательным средством реализации денежно-кредитной политики;

б) является основным инструментом экономической политики;

в) представляет собой один из основных инструментов экономической политики;

г) опирается на денежно-кредитную политику как вспомогательный инструмент регулирования.

17. В финансовой политике реформирования России использовались:

а) меры борьбы с недобросовестной конкуренцией на мировом рынке;

б) меры, направленные на повышение конкурентоспособности отечественных отраслей;

в) меры, направленные на повышение социальной защищенности населения страны;

г) жесточайшие налоговые меры.

18. Чтобы обеспечить экономический рост в стране и одновременно сократить расходы бюджета, необходимо:

а) уменьшить налоги набольшую величину;

б) уменьшить налоги на ту же величину;

в) ввести налог с продаж;

г) увеличить налоги.

19. Финансовая политика ведет к экономическому росту, если рост государственных расходов:

а) вызывает равновеликие снижения совокупных расходов общества;

б) ведет к росту совокупных расходов общества;

в) ведет к снижению совокупных расходов общества;

г) связан с большим снижением других статей совокупных расходов общества.

К теме 33

1. Социальная политика включает:

а) экономическую помощь населению;

б) социальные гарантии населению со стороны государства;

в) защиту прав человека на свободный труд;

г) создание системы жизнеобеспечения населения;

д) все вышеперечисленное верно.

2. Социальная защита малоимущих слоев населения связана:

а) с осуществлением операций Центрального банка на денежном рынке;

б) с проведением антимонопольной политики;

в) с защитой вкладов населения в коммерческих банках;

г) с предоставлением бесплатных медицинских услуг населению.

3. Уровень благосостояния населения характеризуется:

а) темпами экономического роста;

б) величиной созданного за год ВВП;

в) совокупностью показателей, выражающих меру удовлетворения жизненных потребностей людей;

г) уровнем реальных доходов населения, превышающих прожиточный минимум.

4. Неравенство доходов в рыночной экономике не связано:

а) с различиями в способностях, образовании и профессиональных навыках людей;

б) с владением собственностью;

в) с частнокапиталистической формой присвоения произведенного дохода;

г) с темпами экономического роста.

5. Кривая Лоренца выражает:

а) функциональную зависимость доли присваиваемого дохода различными.группами населения страны от их численности;

б) пропорциональное распределение доходов между различными группами населения страны;

в) отклонение реального распределения доходов между различными группами населения страны от равного распределения доходов;

г) пропорции распределения первичных доходов в стране.

6. Потребительская корзина — это:

а) набор материальных и духовных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность среднестатистической семьи;

б) минимальный набор продуктов для малообеспеченных социальных групп;

в) минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

г) набор потребительских товаров, обеспечивающий физиологическое выживание человека.

7. Прожиточный минимум (порог бедности) определяется как:

а) уровень дохода, обеспечивающий потребление набора товаров, входящих в потребительскую корзину;

б) стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность;

в) доход, равный половине среднего дохода в стране;

г) стоимость жизни в условиях кризиса.

8. Минимальная заработная плата представляет собой:

а) доход, гарантирующий удовлетворение основных жизненных потребностей наемного работника;

б) доход наемного работника, превышающий в два раза величину прожиточного минимума в стране;

в) минимальную прибыль предпринимателя;

г) оплату труда в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

9. Экономический рост:

а) вызывает повышение качества жизни;

б) провоцирует все большую дифференциацию доходов и социальное расслоение населения;

в) разрешает проблему социальной справедливости;

г) не означает непременное повышение уровня жизни населения.

10. Между уровнем благосостояния населения и уровнем безработицы существует следующая зависимость:

а) при росте уровня безработицы уровень благосостояния повышается;

б) чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень благосостояния населения;

в) при низком уровне безработицы уровень благосостояния низкий;

г) уровень безработицы и уровень благосостояния не связаны между собой.

11. Естественный уровень безработицы:

а) внеисторичен, т.е. остается неизменным;

б) с развитием общества понижается;

в) с развитием общества повышается;

г) не зависит от научно-технического и социально-экономического прогресса.

12. Показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются:

а) реальный совокупный доход и доход на душу населения;

б) минимальная потребительская корзина и минимальная заработная плата;

в) уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни;

г) децильные коэффициенты, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

13. Характер распределения доходов в динамике выражается при помощи:

а) коэффициента Джини;

б) кривой Лоренца;

в) уровня благосостояния населения;

г) кривой Лаффера.

14. Необходимость реализации основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается:

а) в росте дифференциации доходов населения;

6) в ослаблении дифференциации доходов населения, смягчении социальных противоречий, повышении уровня жизни подавляющей части населения;

в) в повышении качества жизни;

г) в росте реальных доходов так называемого среднего класса.

15. Индекс стоимости жизни отражает:

а) изменение перечня благ, входящих в стандартный набор;

б) изменение стоимости стандартного набора благ под влиянием динамики цен на них;

в) изменение издержек производства «потребительской корзины»;

г) изменение величины номинального денежного дохода.

16. Индекс Ласпейреса показывает:

а) изменение величины прожиточного минимума;

б) динамику стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде;

в) изменение стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде;

г) переход от минимальной потребительской корзины к рациональной.

17. Индекс Паше раскрывает динамику:

а) стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде;

б) изменения структуры потребительской корзины;

в) изменения структуры расходов «средней семьи»;

г) стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде.

18. Кривая отклонения реального распределения доходов от линии абсолютно справедливого их распределения называется:

а) кривой Лаффера;

б) изоквантой;

в) кривой Лоренца;

г) кривой Филлипса.

К теме 34

1. Укажите внешнюю причину, вызывающую возрастание экономической роли государства:

а) выражение общеэкономических интересов;

б) регулирование социально-экономических отношений;

в) определение долговременных целей развития экономики;

г) защита интересов национальной экономики.

2. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:

а) регулировать предложение новых товаров;

б) координировать межотраслевые связи;

в) обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;

г) распределять ресурсы.

3. Объектом государственной собственности не является:

а) производство благ стратегического назначения;

б) наукоемкое производство;

в) производство общественных благ;

г) производство товаров первой необходимости.

4. Целевое финансирование в виде предоставления денежных пособий как одно из направлений государственного регулирования относится:

а) к инвестиционной политике;

б) к налоговой политике;

в) к денежно-кредитной политике;

г) к социальной политике.

5. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

а) национализацией;

б) покупкой государством акций частных предприятий;

в) приватизацией;

г) предоставлением концессий.

6. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

а) регулированием и управлением трансформационными процессами;

б) обеспечением рационального использования ресурсов;

в) разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базы;

г) дефицитом товаров первой необходимости.

7. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

а) производства общественных благ;

б) планирования цен;

в) защиты национальных границ государства;

г) регулирования границ валютного коридора.

8. Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

а) административное регулирование поведения субъектов рынка;

б) планирование цен на товары первой необходимости;

в) широкое использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру;

г) национализация частных предприятий-монополистов.

9. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана:

а) с регулированием рынка труда;

б) с выплатой пособий по безработице;

в) с защитой вкладов населения в коммерческих банках;

г) с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения.

10. К мерам антиинфляционной экономической политики относится:

а) введение таможенных ограничений;

б) регулирование денежного рынка;

в) повышение уровня заработной платы;

г) увеличение расходной части бюджета государства.

11. К социальной политике государства относится:

а) сокращение доходной части государственного бюджета;

б) льготное кредитование наукоемких производств;

в) регулирование уровня минимальной заработной платы;

г) предоставление финансовых льгот частному капиталу.

12. К мерам воздействия, не используемым в научно-технической политике, относится:

а) бюджетное финансирование НИОКР;

б) льготное кредитование и налогообложение наукоемких производств;

в) регулирование процесса ускоренного обновления основных фондов;

г) предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов.

13. Меры экономической политики включают:

а) запрет;

б) принуждение;

в) разрешение;

г) встроенные стабилизаторы.

14. К экономическим мерам государственного регулирования относится:

а) прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов;

б) изменение размеров обязательных банковских резервов;

в) принятие постановления, по которому предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров;

г) установление фиксированных цен на товары и услуги.

15. Административные меры государственного регулирования включают:

а) изменение учетной ставки;

б) введение налога на добавленную стоимость;

в) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

г) запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности.

16. Методы денежно-кредитной политики, рекомендуемые в рамках концепции монетаризма, предполагают:

а) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния национальной экономики;

б) увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости;

в) понижение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса;

г) регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности.

17. Методы бюджетно-налоговой политики, рекомендуемые в рамках теоретической концепции монетаризма, предполагают:

а) изменение учетных ставок;

б) предоставление налоговых льгот предпринимателям и сокращение госрасходов;

в) увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет;

г) финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности).

18. Вставьте термины «рецессия» (1), «подъем» (2), «цикл» (3) в следующие положения кейнсианской бюджетно-налоговой политики:

а) «сводить бюджет с дефицитом в период...»;

б) «сводить бюджет с избытком в период экономического...»;

в) «баланс бюджета на протяжении экономического...».

19. Укажите экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

а) содержание армии;

б) защита окружающей среды;

в) регулирование внешнеэкономических связей;

г) регулирование занятости, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

20. К категории «общественное благо» не относятся:

а) образование, здравоохранение, культура;

б) окружающая среда;

в) национальная оборона;

г) Интернет.

21. Общественному благу не свойственны:

а) отсутствие ценовой конкуренции между потребителями;

б) наличие большой протяженности во времени и в пространстве;

в) неисключаемость из потребления;

г) наличие ценовой конкуренции между потребителями.

22. С государственным бюджетом связано регулирование:

а) межотраслевой конкуренции;

б) отношений между трудом и капиталом;

в) трудовых отношений;

г) финансовое.

К теме 35

1. Понятие «социально-экономическая система» охватывает:

а) технико-организационные отношения;

б) технико-экономические отношения;

в) социально-экономические отношения;

г) духовно-культурные отношения;

д) все перечисленное.

2. Укажите, что из перечисленного ниже является недостаточным для характеристики основы развития социально-экономической системы:

а) прогресс техники;

б) структура экономики;

в) способ производства;

г) система ценностей;

д) природно-климатические условия.

3. При цивилизационном подходе к классификации социально-экономических систем за основу принимаются:

а) уровень развития техники и технологии;

б) структура экономики;

в) система ценностей и духовно-культурные достижения;

г) способ производства.

4. Критерием формационной классификации социально-экономических систем являются:

а) система ценностей;

б) общественный способ производства;

в) природно-климатические условия;

г) техническая основа экономики.

5. Согласно теории стадий экономического роста основой разграничения социально-экономических систем является:

а) уровень технологического развития;

б) уровень обеспечения социальной справедливости;

в) система ценностей;

г) структура экономики.

6. Раскрытие механизма самодвижения социально-экономической системы предполагает:

а) определение структуры национальной экономики;

б) выявление внутренних противоречий развития производительных сил, производственных отношений и надстройки, определение путей их разрешения;

в) вскрытие причин научно-технического прогресса;

г) описание организационно-экономических отношений в обществе.

7. Укажите, что из перечисленного ниже не относится к внутренним противоречиям собственно производительных сил:

а) противоречие между человеком и средствами производства;

б) противоречие между предметами и средствами труда;

в) противоречие между личностным и материальными факторами производства;

г) противоречие между личностным фактором и производственными отношениями.

8. К социально-экономической форме взаимодействия личностного и материально-технических факторов производства относится все перечисленное ниже, кроме:

а) общественного способа их взаимодействия;

б) отношений собственности на средства производства;

в) организационно-технического их взаимодействия;

г) общественной формы их существования.

9. Смена социально-экономических систем сопряжена:

а) с разрешением противоречия между производительными силами и производственными отношениями;

б) с разрешением противоречия между вещными элементами производительных сил;

в) с появлением нового технологического способа производства;

г) с изменением соотношения социальных сил в обществе.

10. Для раскрытия механизма взаимодействия производительных сил с общественной их формой и самодвижения социально-экономической системы необходимо:

а) выявить структуру сложившихся отношений собственности и их субординированность;

б) определить структуру отношений общественного разделения труда и обобществления производства и взаимосвязи между их уровнями;

в) обратиться к динамике органического строения производства и отношений собственности;

г) вскрыть противоречия внутри производительных сил и господствующих отношений собственности.

11. В структуре отношений производства общим объединяющим началом выступает:

а) разделение труда;

б) обобществление производства;

в) техника и технология;

г) организация.

12. Организационно-технические отношения выражают собой отношения, обусловленные:

а) характером собственности;

б) органическим строением производства;

в) природой используемой техники и технологии;

г) социальной формой общественного разделения труда и обобществления производства.

13. Организационно-технические отношения представляют собой:

а) организацию по разделению труда и обобществлению производства, навязываемую самой природой используемых производительных сил;

б) организацию по разделению труда и обобществлению производства, диктуемую характером отношений собственности;

в) организацию, определяемую общественным способом производства;

г) организацию процесса взаимодействия вещных элементов производительных сил.

14. Организационно-экономические отношения обусловлены:

а) природой используемых производительных сил;

б) уровнем развития науки и техники;

в) господствующей системой производительных отношений;

г) состоянием человеческого капитала.

15. Организационно-экономические отношения представляют собой:

а) всеобщую форму существования производительных сил;

б) специфическую общественную форму развития производительных сил;

в) материально-вещественную форму бытия экономических отношений;

г) организационную форму взаимодействия людских и материальных ресурсов в рамках технологического способа производства.

16. В структуру отношений общественного разделения труда и обобществления производства не входят:

а) организационно-технические отношения;

б) организационно-экономические отношения;

в) отношения организационного взаимодействия людей со средствами производства;

г) отношения собственности на средства производства.

17. Организационно-управленческие отношения предопределяются:

а) уровнем развития производительных сил;

б) уровнем развития системы производственных отношений;

в) политическими и правовыми отношениями;

г) уровнем общественного разделения труда и обобществления производства.

18. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями проявляется в рамках общественного разделения труда и обобществления производства в форме противоречия между:

а) организационно-техническими и организационно-экономическими отношениями;

б) отношениями распределения и присвоения;

в) людскими и материально-вещественными факторами производства;

г) отношениями собственности и способом соединения работника со средствами производства.

19. Организационно-экономическая структура общественного производства характеризуется всем перечисленным ниже, кроме:

а) взаимодействия организационно-технических и организационно-экономических отношений;

б) уровня разделения труда и обобществления производства;

в) форм специализации и универсализации, концентрации и централизации, кооперирования и комбинирования производства;

г) органического строения общественного капитала.

К теме 36

1. К модели социально-экономического развития классической политэкономии не относится:

а) «невидимая рука»;

б) «экономический человек»;

в) этика;

г) свободная конкуренция.

2. В марксовой модели социально-экономической системы ее развитие детерминировано:

а) научно-техническим прогрессом;

б) надстройкой;

в) господствующей системой производственных отношений (базисом);

г) системой ценностей данного общества.

3. В модели М. Вебера социально-экономической системы в ее развитии приоритет отдается:

а) рынку;

б) «экономическому человеку»;

в) технике;

г) этике.

4. Традиционная русская общественная мысль рассматривает процесс социально-экономического развития через призму:

а) приоритета экономики;

б) приоритета этики;

в) неотъемлемости экономики от этики;

г) противопоставления этики и экономики.

5. Цивилизационный подход к классификации социально-экономических систем исключает:

а) моноцивилизационность;

б) полицивилизационность;

в) приоритет этико-национальной составляющей;

г) необходимость адаптации общетеоретических моделей социально-экономического развития к национальной духовно-культурной специфике страны.

6. «Новый мировой поряд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.348 с.)