Рациональный выбор в условиях расширенного бюджетного ограничения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональный выбор в условиях расширенного бюджетного ограничения



Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В. Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.

Условие равновесного выбора потребителя в условиях расширенного бюджетного ограничения: общее уравнение MRSXY = PX/PY, в нашем случае получает вид MRSXY = PX, то есть покупатель станет приобретать товар Х до тех пор, пока его предельная полезность, измеренная в деньгах, не станет равной цене товара: MUX= PX.

Предположим, что потребительская корзина формируется из товаров X и Y. При росте дохода бюджетные возможности покупателя будут расти, и точка потребительского выбора переместится на более высокие кривые безразличия. Как правило, при этом возрастает потребление обоих товаров потребительской корзины. Потребление одного из товаров может сократиться в том редком случае, если это худший (низкокачественный) товар, который может быть замещен другим товаром, входящим в состав потребительской корзины.

Необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен: Эффект дохода – при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос на него при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос на данный товар при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения – при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Эффект дохода и эффект замещения

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В. Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Джон Хикс и Евгений Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. Рациональный потребительский выбор при этом должен остаться на прежней кривой безразличия. Снижение цены на товар имеет двойственные последствия на принятие решений потребителем: 1) растет действительная покупательная способность: освободившиеся деньги покупатель может расходовать на дополнительные покупки, что равнозначно росту дохода. Это может повлиять на покупки определенных товаров – увеличить их (лучший товар), или сократить (худший); 2) увеличивается потребление товара, цена которого стала относительно ниже по сравнению с ценой других товаров, чем была раньше. В результате этого потребление подешевевшего товара за редчайшим исключением увеличивается, а потребление другого товара может увеличиться, уменьшиться или остаться прежним.

Линия бюджетного ограничения (RS) соответствует первоначальным ценам благ X, Y нормального качества и доходу покупателя (рис.4.10.). Потребительский выбор при ней находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (RT), а рациональный выбор переместится в точку B на кривой безразличия U2. В результате потребление товаров Х возросло с X1 до X2. Это вызвано, во-первых, относительным удешевлением товара Х по сравнению с товаром Y.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.019 с.)