Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансово-правовые отношения в области государственного и муниципального кредита
Отношения, возникающие в области государственного (муниципального) кредита, носят сложный, многоплановый характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права. Финансовые отношения в сфере государственного и муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга. Возникают они в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Объектом данных правоотношений являются финансовые ресурсы государства и финансовые ресурсы муниципальных образований. К сфере государственного кредита относятся отношения между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями, а в некоторых случаях и Центральным банком России по поводу предоставления кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов Федерации и ряд других, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и носящих имущественный (денежный) характер. Это как раз и является их отличительной особенностью как разновидности финансовых правоотношений. В области муниципального кредита соответствующие правоотношения складываются по поводу финансовых ресурсов муниципального образования. В правоотношениях по государственному кредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган. Второй стороной отношений могут быть любые субъекты, финансовых правоотношений. Конкретный участник правоотношений по государственному кредиту зависит от вида юридических фактов, лежащих в основе их возникновения. Так, субъектами правоотношений по государственному внутреннему долгу РФ являются: с одной стороны — государство в лице Правительства как получателя средств, на которое возлагается обязанность возврата долга и уплаты процентов по нему; с другой — юридические и физические лица (кредиторы). Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту закреплено законодательно. Например, Конституцией РФ (ст. 75) и Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» устанавливается распределение компетенции между представительными и исполнительными органами в сфере государственного кредита. За законодательными органами, в частности Федеральным Собранием РФ, закреплены следующие полномочия: определять политику в отношении государственного внутреннего долга; устанавливать верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год; осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга. Правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государственным внутренним долгом РФ;
именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год (не позднее мая текущего года). Субъектами отношений помимо Правительства РФ являются соответствующие органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. Эти органы наделены полномочиями по определению собственных долговых обязательств и условий их выпуска. Субъектами правоотношений по государственному кредиту в соответствии с действующим законодательством являются также Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. Центральный банк совместно с Правительством РФ представляет предложения по государственному кредиту представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Центральный банк также возложена функция по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ; если иное не установлено Правительством РФ, Банк России осуществляет операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам. . Совместно с Центральным банком РФ Министерство финансов осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ.*
Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа. В отличие от правоотношений по банковскому кредиту субъекты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит функция управления государственным внутренним долгом. Временные рамки действия правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством (должником). В сфере государственного кредита возникают, однако, правоотношения не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком — государством и кредиторами), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга. К таковым относятся, например, правоотношения: между Банком России либо Сбербанком России и органами законодательной и исполнительной власти РФ по поводу перечисления из средств федерального бюджета РФ сумм на возмещение затрат по размещению, рефинансированию, погашению долговых обязательств и выплате доходов по государственным займам (ст. 4 'Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»); между учреждениями Сбербанка России и Банком России по поводу установления минимального размера обязательных ресурсов, депонируемых (размещаемых) в Банке России и используемых последним в качестве кредитных ресурсов для погашения государственных займов (ст. 35, 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; между учреждениями Сберегательного банка РФ и Центральным банком РФ по поводу выплаты процентов по вкладам, являющихся основным источником кредитных ресурсов для предоставления кредитов Правительству России в случаях, когда это предусматривается Федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 22, 40 Федерального закона о Центральном банке РФ). Отметим, однако, что Банк России регулирует уровень банковских процентных ставок только в том случае, если банки в качестве ресурсов используют не свои собственные либо привлеченные ими во вклады и депозиты денежные средства, а кредиты Центрального банка. Во всех иных случаях процент ставок и величина комиссионного вознаграждения устанавливаются банками самостоятельно по соглашению с клиентами (ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»); между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом (о бюджете на текущий год) — и Центральным банком России по поводу получения и возврата кредитов; между Банком России и Министерством финансов РФ по поводу заключения соглашения о проведении операции по обслуживанию государственного долга на основании поручения Правительства РФ и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.006 с.) |