Сознание как предмет психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как предмет психологии



Сознание как предмет психологии

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Само название психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Сознание начали изучать давно и первые исследователи (Вундт, Локк) трактовали психологическую науку, как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования и измерения сознания человека. Во второй половине 19 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать с помощью только одного метода — инт­роспекции. Идеологом метода интроспекции философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний: а) объекты внешнего мира (впечатления); б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность. Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе).

Душевная деятельность протекает на двух уровнях:

ü восприятий, мыслей, желаний – есть у всех.

ü наблюдений этих восприятий - требует самоорганизации.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. По мнению В. Вундта, первое, что человек обнаруживает в себе – это сознание, его существование главный и безусловный факт. Основная задача ПС – анализ состояния и содержания сознания. Сознание – внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Функцонализм

3.1. Явления сознания.

У. Джеймс:сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Его невозможно остановить, ни одно состояние сознания не повторяется – тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, акт зрения. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим. Поток сознания имеет различную скорость течения в отдельных частях: в устойчивых частях – остановочные пункты чувств заняты впечатлениями, которые, не изменяясь, могут созерцаться умом (неопределенно), в изменчивых частях – переходные промежутки от одного устойчивого состояния сознания к другому: непроизвольные (происходят как бы сами собой) и произвольные (организуются и направляются).

3.2. Свойства сознания.

o каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания,

o в границах личного сознания его состояния переменчивы (тождественным м.б. воспринимаемый нами объект, а не ощущения),

o всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений (1.осознание душевных состояний, предшествующих временному пробелу и следующих за ним, как части одной личности, 2.перемены в качественном содержании сознания происходят постепенно),

o одни объекты оно воспринимает охотно, другие – отвергает (все время делает между ними выбор, первичный выбор на уровне органов чувств, а затем отбор на уровне сознания). Внимание удерживается на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны.

Элементарный психический факт – мысль, принадлежащая кому-либо. Личное сознание – связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые. Психологический метод: анализ цельных, конкретных состояний сознания, сменяющих друг друга.

Психоанализ

4.1. Явления сознания

o Сознание - в теории психоанализа - состояние человека в здравом уме, твердой памяти; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах. Сознание-слуга бессознательного.

o Фрейд (психодинамическая концепция; основной их постулат – личность изменяется): сознание – небольшая часть ума, она включает то, что мы сознаем каждый момент. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания.

o Юнг: Центром сферы сознания является Эго. Оно представляет собой компонент psyche (души), включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

4.2. Свойства сознания

o Фрейд: что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Определенное содержание осознается лишь в течение короткого времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

o Юнг: сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций (сознание – сцена, освещенная прожектором).

Когнитивные подходы к УК

Особенности коммуникатора.

Особенности аудитории.

Особенности сообщения.

Ответ:

Систематическое изучение убеждающей коммуникации (получения от людей согласия действовать определенным образом или защищать точку зрения коммуникатора, т.е. изменения аттитюдов) началось в США после Второй Мировой войны группой под руководством К. Ховланда (Hovland, Janis, Kelley, 1953). Являясь сторонником необихевиоризма, Ховланд был занят поиском особенностей стимула – коммуникатора, сообщения и канала его передачи, увеличивающих эффективность убеждающего воздействия. Однако с развитием когнитивного направления в социальной психологии подход Ховланда уступил место когнитивным моделям (Р.Петти и Дж.Качоппо, Ш.Чейкен), активно развивающимся и в настоящее время. При изучении эффективности убеждающего воздействия их авторы ориентируются не столько на особенности стимула, сколько на стратегии анализа информации, которые используются слушателями. Совместные усилия сторонников необихевиорального и когнитивного подходов к исследованию убеждающей коммуникации позволили выделить ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность убеждения. Таким образом, в рамках данной главы будут проанализированы основные теоретические подходы к изучению убеждающей коммуникации и факторы, определяющие ее эффективность.

Когнитивные подходы к УК

Когнитивные модели отличает интерес их авторов к познавательной активности реципиента, сопровождающей убеждение. По их мнению, именно характер этих процессов, а не особенности коммуникатора и сообщения сами по себе определяют эффективность убеждающей коммуникации.

Особенности коммуникатора.

Особенности коммуникатора определяют степень доверия к его сообщению и мотивируют реципиента использовать периферическую / эвристическую стратегию его анализа. Возможно, что эти особенности способствуют приписыванию коммуникатору определенных личностных характеристик, что и определяет эффективность воздействия. Важность представления о личности коммуникатора косвенно подтверждается результатами российского исследования, которое показало, что зрители описывают телеведущих с помощью личностных особенностей чаще, чем с помощью их коммуникативных характеристик и особенностей внешнего вида (Богомолова, 1990).

Основными особенностями коммуникатора являются его компетентность, искренность, надежность, «личная» и внешняя привлекательность, его принадлежность к большинству или меньшинству и противоречивость его образа. Кроме того, важно количество коммуникаторов.

Компетентность. Существуют разные способы демонстрации компетентности коммуникатора.

- Указание на наличие у него определенного профессионального опыта (врач с 15-летним стажем) или его принадлежность к известной организации (редактор «Коммерсанта»).

- Стиль речи. В 1975 году лингвист Р.Лакофф (Lakoff, 1975) выделил ряд особенностей так называемых «сильного» и «слабого» стиля речи.

- На компетентность коммуникатора указывают также особенности письменной речи. Например, существуют некоторые особенности научных статей, подчеркивающие компетентность их авторов.

- Социальный статус. Чем выше социальное положение коммуникатора (например, средний класс по сравнению с низшим), тем выше оценка его компетентности (Foon, 1986).

Эффект компетентности имеет ограничение. В некоторых случаях человек, который похож на слушателя, оказывает на его точку зрения большее влияние, чем эксперт.

Искренность. Коммуникатор оказывает большее влияние, когда аудитория воспринимает его как:

• говорящего искренне и честно. На этом основаны такие приемы, использующиеся в сообщениях СМИ, как:

- размещение сообщения в нейтральном СМИ, которое трудно заподозрить в предубежденности;

- размещение сообщения в «хаотическом» информационном пространстве, например, в Интернете. Когда человек находит информацию самостоятельно, он доверяет ей больше, чем когда она предоставляется ему. Примером использования этого приема является письмо, найденное немцами во время Второй мировой войны на убитом офицере, содержание которого ввело немецкое командование в заблуждение относительно места высадки союзников;

• не имеющего намерения убедить слушателей в правильности своей точки зрения.

Например, в одном из исследований (Walster, Featinger, 1962) студентов вели на экскурсию по психологической лаборатории. Частью осмотра являлась лаборатория, где была комната с зеркалом Гезелла, прозрачным только с одной стороны. Студенты слышали происходящий по другую сторону зеркала разговор двух собеседников о курении, в котором участники обсуждения пришли к заключению, что нет надежных исследований о связи рака легких с курением. Некоторым группам студентов сказали, что говорившие знают о наблюдении за ними, тогда как другие студенты думали, что они подслушивают чужой разговор. И.Уолстер и Л.Фестингер предположили, что «подслушивающие» студенты снизят критичность и станут более восприимчивыми к убеждению. Неделю спустя на занятиях было выяснено отношение участников к курению, а заодно и взгляды на связь курения с раком. Об осмотре лаборатории не упоминалось ни словом.

Результаты показали, что «подслушанное» сообщение было более эффективным, чем сделанное на публику. Очевидно те, кто «подслушивал» разговор, не воспринимали его как попытку убеждения и, следовательно, не формулировали контр-аргументы;

• не желающего решить за счет аудитории свои собственные проблемы.

Искренним признается тот коммуникатор, предложения которого противоречат его интересам. В частности, прокурор, ратующий за оправдание подсудимого, окажет большее влияние, чем адвокат, выступающий в поддержку этой позиции.

Способами демонстрации неискренности коммуникатора являются предостережения, которые включают в себя:

- предупреждение о неискренности коммуникатора;

- предупреждение о содержании сообщения.

Надежность. Коммуникатор оказывает большее влияние, когда слушатели думают, что его прогнозы уже сбывались ранее, что он является источником достоверной информации. Однако если становится известно, что коммуникатор является автором ненадежной информации, степень доверия к его сообщениям падает.

Принадлежность коммуникатора к большинству или меньшинству. Более эффективными являются те сообщения, из которых становится ясно, что точку зрения оратора поддерживают и другие люди, в том числе похожие на его сегодняшних слушателей (Mackie, 1987).

«Личностная» привлекательность. Коммуникатор, который симпатичен реципиентам, оказывает на них большее влияние, чем несимпатичный. Это особенно характерно для слушателей, задумавшихся о своем отношении к коммуникатору. Характерно, что это влияние сохраняется даже тогда, когда людей просят задуматься о своем отношении, а потом публично высказать прямо противоположное. Например, люди, позитивно относящиеся к Эйнштейну и задумавшиеся в ходе эксперимента об этом отношении, в последующем более негативно относились к использованию технологии, противником которой он якобы являлся. Это происходило даже тогда, когда их просили публично высказать свое негативное отношение к этому известному физику (Maio, Olson, 1998).

Внешняя привлекательность коммуникатора. Внешне привлекательный коммуникатор оказывает большее влияние на мнение аудитории, чем внешне непривлекательный.

Все перечисленные выше факторы - компетентность, искренность, надежность, личная и внешняя привлекательность коммуникатора, а также его принадлежность к меньшинству и большинству, определяют степень доверия к нему.

Следствием доверия к коммуникатору является «спящий эффект», который проявляется в ситуации, когда слушатель должен вынести решение через некоторое время после получения сообщения, а не сразу после него. Он заключается в том, что сообщение, исходящее от достойного доверия коммуникатора, через некоторое время начинает оказывать меньшее влияние, чем в начале, а исходящее от оратора недостойного доверия – большее влияние.

Количество коммуникаторов. Несколько коммуникаторов, придерживающихся одной точки зрения, оказывают большее влияние, чем один, в том случае, когда они приводят в защиту своей точки зрения разные аргументы, а представляемая информация убедительна и логична. В этом случае слушатель видит, что одна и та же точка зрения поддерживается разными людьми, что говорит, во-первых, о ее распространенности, а, во-вторых, о ее обоснованности. Ему кажется, что поскольку данная точка зрения поддерживается людьми, обладающими разными характеристиками и интересами, она правильна. Если аргументы сообщений слабы, или если разные ораторы говорят одно и то же, один коммуникатор более эффективен.

Еще один фактор - противоречивость образа коммуникатора, оказывает влияние, прежде всего, на выбор систематической или эвристической стратегии анализа информации. Таким образом, ее влияние зависит от обоснованности сообщения

Особенности аудитории.

Интерес к особенностям аудитории характерен, в первую очередь, для сторонников когнитивного направления. К настоящему времени выделено большое количество особенностей реципиентов, оказывающих влияние на эффективность убеждающего воздействия. Эти особенности подразделяются на:

· интеллектуальные особенности (уровень интеллекта, знания, когнитивные ресурсы, опыт контр-аргументации, амбивалентность аттитюдов, оценка возможности вынести правильное решение, доступность и воспринимаемая надежность эвристик, непосредственный опыт взаимодействия);

· особенности самооценки и мотивационно-потребностной сферы (самооценка, наличие потребности, в т.ч.потребность в осмыслении информации, разные виды мотивации, функции аттитюдов; важность рассматриваемой проблемы);

· аффективные характеристики (настроение);

· личностные черты (полезависимость, локус контроля);

· социодемографические характеристики (возраст, профессия)

Особенности аудитории

1. Аудитория еще не озабочена возможностью наступления негативных последствий или «запугивание» не очень интенсивно. В противном случае из-за высокой степени возбуждения слушатели либо не поймут содержание сообщения, либо откажутся его обсуждать, не желая еще раз испытать возникшие чувства;

2. В состав аудитории входят люди, обладающие высокой самооценкой. Это особенно важно, если решение проблемы требует незамедлительных действий. Люди с низкой самооценкой легче теряют контроль над ситуацией в результате сильного страха и, стараясь, защититься, отказываются от активных действий. Таким образом, для людей с низкой самооценкой запугивание должно быть не очень сильным или решение проблемы не должно требовать немедленных действий.

3. Слушатели не уверены в своих аттитюдах относительно предмета обсуждения.

Особенности сообщения

4. Если из сообщения следует, что возможная опасность серьезна и приведет к большим потерям со стороны слушателей и значимых для них людей; вероятность наступления таких последствий велика; при игнорировании рекомендаций коммуникатора вероятность наступления таких последствий повышается; при использовании рекомендаций оратора слушатели могут избежать опасности.

5. В сообщении содержится описание конкретных шагов по предотвращению возможной опасности.

Реакция окружающих

6. Когда присутствует социальная поддержка обсуждаемой позиции.

Социодемографические характеристики

- Возраст: возраст людей оказывает влияние на эффективность разной формы убеждающих сообщений. В частности, чем младше дети, тем менее эффективны сообщения, включающие в себя вопросы, побуждающие их самостоятельно анализировать большое количество информации, и тем более эффективны сообщения, сформулированные в форме утверждений. Для подростков наблюдается обратная закономерность: использование утверждений приводит к противодействию с их стороны.

- Профессия: профессия оказывает влияние на оценку некоторых элементов сообщения, в частности, доверие к коммуникатору: например, рабочие выше оценивают личность коммуникатора и его сообщения, когда эту роль выполняет бригадир, а инженерно-технические работники - генеральный конструктор (Богомолова, 1990).

Особенности сообщения.

Последовательность сообщений (эффект первичности – вторичности). Если перед аудиторией выступает не один, а несколько коммуникаторов, защищающих противоположные позиции, остро встает вопрос о том, какое из сообщений – первое (эффект первичности) или последнее (эффект вторичности) окажет большее влияние на аудиторию. На выраженность этих эффектов оказывают влияние:

· Наличие временного интервала между первым и вторым сообщением. - Наличие у реципиента потребности в осмыслении информации. Когда люди сталкиваются с двумя конфликтующими сообщениями, те, у кого сильно выражена потребность в осмыслении информации, более подвержены влиянию первого сообщения, а те, у кого она выражена слабо - второго или обоих в равной степени.

Авторы исследования предположили, что люди с сильно выраженной потребностью в осмыслении информации формулируют свои аттитюды быстро, а потом воспринимают только соответствующую им информацию. Люди со слабо выраженной потребностью формулируют свои суждения медленно и основывают их на той информации, которая является более доступной в момент принятия решения, то есть содержится в последнем сообщений.

· Четкость разделения сообщений. Люди, мотивированные на серьезный анализ информации, демонстрируют эффект первичности, если хорошо видят границу между двумя сообщениями, и эффект вторичности - при отсутствии границы.

Структура сообщения. Результаты изучения памяти показывают, что, сталкиваясь с относительно длинным сообщением, люди лучше всего запоминают его начало и конец, но не середину. Таким образом, эффективность сообщения повышается, если оно состоит из:

w вступления, содержащего краткий пересказ того, что именно коммуникатор собирается рассказать в дальнейшем;

w основной части, в которой перечислены аргументы оратора;

w лаконичного заключения с указанием на то, что именно оратор показал в своей речи. Зачастую в заключении повторяется мысль, уже произнесенная во вступлении.

Кроме того, интересная, противоречивая или ценностно важная информация воспринимается лучше, если она представлена в начале сообщения, тогда как информацию противоположного типа лучше оставлять на конец

Двухсторонние и односторонние сообщения. Односторонние сообщения содержат в себе только ту аргументацию, которая говорит в пользу точки зрения коммуникатора. Под двухсторонними понимаются сообщения, в которых, наряду с аргументами в защиту представляемой коммуникатором позиции, содержатся и аргументы, противоречащие ей. Эффективность двухсторонних сообщений связана с их способностью интенсифицировать процесс контр-аргументации, и в некоторых случаях с восприятием их автора как более честного. Именно поэтому они приводят к улучшению когнитивного, а не аффективного компонента аттитюдов к обсуждаемой проблеме

Последовательность аргументов в сообщении. Степень влияния аргументов зависит от их положения в структуре сообщения. В одностороннем сообщении аргументы, представленные в начале, оказывают большее влияние, чем представленные в конце. Причиной этого эффекта является наличие у аудитории ожиданий относительно размещения сильных и слабых аргументов. По мнению людей, коммуникаторы сначала используют сильные аргументы, и только потом перечисляют слабые. Поэтому реципиенты больше подвержены влиянию первых аргументов по сравнению с последующими.

Однако в двухстороннем сообщении большее влияние оказывают последние, а не первые аргументы. Причиной этого является наличие у аудитории ожиданий, что коммуникатор предъявит аргумент в поддержку своей точки зрения после того, как опишет альтернативную. Разрушение подобных ожиданий приводит к исчезновению этого эффекта.

Тип аргументов (апелляции к разуму и эмоциям). Эффективность «апелляций к разуму» и «эмоциям» зависит от выраженности у аудитории потребности в осмыслении информации, а также от относительной важности когнитивного и аффективного компонента ее аттитюдов. В частности, «апелляции к разуму» более эффективны, если у слушателей сильно выражена потребность в осмыслении информации и когнитивный компонент аттитюдов сильнее влияет на поведение, чем аффективный.

Наличие готового вывода. Согласно теории Ховланда, убеждающее воздействие является наиболее эффективным, когда стимулирует возникновение в сознании реципиента вопроса, а затем подсказывает ему ответ. Эффективность сообщения с вариантом решения падает, когда: слушатели хорошо разбираются в рассматриваемой проблеме; они спокойны и уверены в себе; вывод, повторяясь несколько раз, навязывается слушателю, что увеличивает сопротивление со стороны последнего; вывод очень категоричен.

Количество повторений. Акцентирование внимания аудитории на наиболее важных аргументах путем их многократного повторения увеличивает эффективность убеждающего воздействия в том случае, если один и тот же аргумент формулируется разным образом. Постоянное повторение одной и той же фразы хотя и способствует запоминанию сообщения, может вызвать усталость и негативизм со стороны слушателей, полагающих, что коммуникатор считает их глупыми

Вопросы. Использование оратором вопросительных конструкций позволяет ему указать на наличие проблемы, подчеркнуть важные элементы своего сообщения, передать новую информацию, сформировать у слушателей эмоциональное отношение к происходящему.

Юмор. Включение в сообщение шуток способствует повышению его эффективности, позитивному отношению к нему, препятствует контр-аргументации (Severin, Tankard, 1992).

Лексика сообщений. На эффективность сообщения оказывает влияние присутствие в нем примеров, поговорок, метафор и сравнений. Использование в сообщениях конкретных примеров и аналогий (особенно при объяснении сложных терминов), образов, метафор, цитат из художественных произведений, поговорок, исторических примеров способствует, как привлечению внимания к сообщению, так и лучшему его пониманию и запоминанию, особенно теми людьми, которые используют эвристическую стратегию анализа информации.

- Примеры. Примеры позволяют коммуникатору точно и образно объяснить свою точку зрения.

- Поговорки. Поговорки выполняют роль эвристик, использующихся людьми при анализе сообщения.

- Сравнения. Цель сравнений - сформулировать «точку отсчета», относительно которой слушатель будет оценивать другие альтернативы, заданные в сообщении. Сравнения активно используются во время продаж. В частности, менеджеры по продажам недвижимости сначала показывают клиенту несколько плохих домов, преувеличивая их стоимость, а потом приводят к выставленному на продажу хорошему дому, стоимость которого вполне сравнима со стоимостью плохих. В результате клиент, сравнивая этот дом с предыдущими, легко соглашается на покупку

- Метафоры и синонимы. Эффективность сообщения зависит от слов, которые используются в нем для описания сути проблемы.

Во-первых, они способствуют формированию позитивной или негативной оценки ситуации. Сила метафор активно используются в сообщениях средств массовой информации; Во-вторых, синонимы определяют направления каузальной атрибуции событий. Каузальная атрибуция событий, описанных в сообщении, зависит от типов глаголов, использующихся в них. К настоящему времени выделено два основания их классификации: «конкретность-абстрактность» и «обозначение поведения - обозначение состояния».

Грамматика сообщений. На эффективность сообщений и направление каузальной атрибуции оказывает влияние структура предложений, в частности, использование активного / пассивного залога и «объяснительных» конструкций (...потому, что...). Использование «объяснительных конструкций». Большей эффективностью обладает то сообщение, в котором используются грамматические конструкции - объяснения. Наличие таких конструкций оказывает влияние даже в том случае, если само объяснение бессмысленно. Использование активного или пассивного залога определяет направление атрибуции описанных событий. Например, фраза «Полиция убивает демонстранта» способствует восприятию активной роли полиции в большей степени, чем фразы «Демонстрант, убитый полицией» и «Демонстрант убит»

Диалог. Обращение, построенное в форме диалога, оказывает на слушателей большее влияние, чем монологичное сообщение.

Планирование длительности сообщения. Одной из основных трудностей для начинающих коммуникаторов является неумение планировать время своего выступления. Зачастую такие коммуникаторы говорят очень долго, постепенно теряя внимание аудитории. Оптимальную длительность сообщения определяет его тема и ситуация. Так, опытныеамериканские юристы полагают, что выступления в судебных прениях должны длится не более часа каждое.

Другие факторы, такие как распространенность обсуждаемого явления и доступность эвристической информации оказывают влияние, прежде всего, на выбор систематической или эвристической стратегии анализа информации. Таким образом, их влияние зависит от обоснованности сообщения

 

 

Сознание как предмет психологии

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Само название психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Сознание начали изучать давно и первые исследователи (Вундт, Локк) трактовали психологическую науку, как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования и измерения сознания человека. Во второй половине 19 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать с помощью только одного метода — инт­роспекции. Идеологом метода интроспекции философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний: а) объекты внешнего мира (впечатления); б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность. Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе).

Душевная деятельность протекает на двух уровнях:

ü восприятий, мыслей, желаний – есть у всех.

ü наблюдений этих восприятий - требует самоорганизации.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. По мнению В. Вундта, первое, что человек обнаруживает в себе – это сознание, его существование главный и безусловный факт. Основная задача ПС – анализ состояния и содержания сознания. Сознание – внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.181 с.)